По результату | У всех общая цель (подготовить отчет, написать рассказ или изготовить прибор) |
По успеху (оценке) | Оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников |
По задаче | Задача поставлена так, что нельзя сделать ее друг без друга. Распределение работы между членами группы дает больший эффект, каждый решает одну из важных подзадач |
По ресурсу | У одного есть специальная форматка, у другого — тексты с программой, у третьего — инструкция, как выполнять работу |
Ролевая | В группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли (например: Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Мудрец) |
222 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
может получить что-то вместо другого. Типичные примеры - приглашение к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько, или представление на выставку работ только лучших учеников. В ситуации негативной взаимозависимости, когда учитель отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос, ученики невольно начинают ощущать взаимную конкуренцию. Например, если школьник знает, что на выставку будут представлены только две лучшие работы, а трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право, он вряд ли будет особенно стараться при выполнении задания.
Итак, позитивная взаимозависимость способствует кооперации, а негативная - конкуренции (рис. 1).
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Конкуренция Невзаимодействие Сотрудничество
Отрицательная Отсутствует Положительная
Рис. 1. Характер взаимодействия при разных знаках взаимозависимости
Возможен промежуточный случай - отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невзаимодействие». Однако и нулевое взаимодействие стимулирует конкуренцию из-за естественного процесса взаимного сопоставления («Чем я хуже...»). Так, если одноклассники работают над индивидуальными письменными заданиями, то, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя выигравшими.
|
Сказанное не означает, что ситуации конкуренции и/или невзаимодействия надо исключать из учебного процесса. Эти ситуации постоянно встречаются в жизни за стенами классной комнаты и к ним надо уметь приспосабливаться. Конфликты реальны и неизбежны, а способность побеждать в противоборстве трудно переоценить. Проблема в другом. Современная школа слишком часто ставит учащихся в условия конкуренции и слишком редко готовит своих выпускников к коллективной работе в условиях позитивной взаимозависимости. А такие ситуации все более типичны для сложного современного производства, естественны для рож-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 223
дающегося на наших глазах информационного общества, неизбежны при реализации демократических процедур развитой демократии. Доказано, что работа в условиях кооперации - весьма эффективный режим учебной работы. И дело не только в том, что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Как показывают многочисленные эксперименты, обучение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции.
|
1. Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к письменным работам.
2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, кооперация членов группы порождает больше ситуаций «Ага!..» по сравнению с индивидуальной работой или работой в условиях конкуренции.
3. Перенос. Знаменитое высказывание Л.С.Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» - хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально или в условиях конкуренции. Они с большей готовностью возвращаются к предшествующим темам, углубляют и расширяют полученные знания. Это положительное отношение в равной мере распространяется как на саму предметную область, так и на весь учебный процесс.
5. Готовность не отвлекаться отрешаемой задачи. В условиях кооперации школьники реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени больше, чем школьники, работающие самостоятельно или в условиях конкуренции. Итак, учение - не только личный, но и групповой процесс. Лучше всего оно происходит в условиях, когда учащиеся взаимодействуют для того, чтобы поделиться приобретаемым знанием, конструировать его. Хоро-
|
224 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ший учитель, стремясь повысить эффективность учения, улучшить отношение школьников к изучаемому материалу, побудить школьников глубже осмыслить то, с чем они работают, естественно, использует элементы кооперации в учении. Призывы современных педагогов использовать в школе «педагогику сотрудничества» и «гуманистическую педагогику», ссылки на эффективную работу учителей-новаторов, которые «строят с детьми в классе человеческие отношения», по своей сути являются неявно сформулированным призывом шире использовать в учении и обучении коллективную работу на основе позитивной взаимозависимости.