Лучший способ учиться - периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию работы группы в целом и каждого из ее членов в отдельности. Этой цели служит процедура рефлексии учебной работы. Принцип систематической рефлексии хода учебной работы гласит: всякий цикл работы в группе должен завершаться рефлексией.
Традиционно учитель завершает очередной цикл учебной работы оценкой результатов обучения. Оценка информирует учащихся о достигнутых ими учебных результатах, обеспечивает обратную связь, служит итоговым подкреплением. Но оценка не конструктивна. Сама по себе она не выявляет специфических недочетов в учебном процессе, не выстраивает плана их устранения. Эффективным инструментом совершенствования учебного процесса, создания условий для развития познавательной самостоятельности учащихся является процедура рефлексии групповой работы.
Групповая рефлексия - это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. При этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и ее участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоит активно использовать в будущей работе, какие усовершенствовать, а от каких отказаться. Задача рефлексии -вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.
Итак, рефлексия позволяет учиться на своем опыте. Опыт, который не был проанализирован и использован для улучшения будущей работы, бесполезен. Допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Рефлексия помогает обратить внимание на те навыки групповой работы, которые следует совершенствовать.
|
Одно из главных условий успешного проведения рефлексии групповой работы - доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого. Критические суждения переживаются острее похвалы (одно критическое замечание может перевесить несколько комплиментов). А все мы более склонны кри-
244 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
тиковать, а не хвалить. В результате отрицательные эмоции, связанные с прошлой критикой, подкрепляются каждым новым осуждением, образуя эффект «снежного кома». Существенная часть успеха работы в группе основана на взаимном доверии ее членов, которое трудно приобрести, но легко подорвать. Критицизм подрывает доверие. Поэтому главное требование к успешной рефлексии - отсутствие критицизма.
Рефлексия - мощный инструмент, который легко использовать во вред. Специально разработанная процедура проведения рефлексии групповой работы позволяет повысить эффективность кооперации в обучении. Строгое следование этой процедуре предохраняет от многих неприятных недоразумений, защищает членов группы от излишних напряжений. Процедура проведения рефлексии:
1. Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Убедитесь, что все члены группы согласны с этой формулировкой.
|
2. Составьте перечень действий группы (в чем они состояли). Вспоминая действия, воздерживайтесь от их оценки и обсуждения.
3. Вспомните и обсудите (собственно рефлексия, или постнаблюдение) действия каждого члена группы, укажите (анализ), какие из них помогали достижению цели, а какие - нет. Акцентируйте внимание на положительном. Говоря о недостатках, будьте конструктивны, концентрируйтесь на возможных путях их преодоления.
4. Решите (планирование будущей работы), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие желательно изменить. Убедитесь, что назначен ответственный за реализацию каждого пункта плана (адресность).
Организуя групповую рефлексию, опытный учитель обязательно напомнит учащимся, что цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей. В ходе рефлексии недопустимы взаимные придирки и сведение счетов.
Задачи групповой рефлексии:
- концентрировать внимание группы на построении хороших отношений между ее членами;
- помогать каждому осваивать навыки групповой работы;
- предоставлять каждому возможность обратной связи со всеми членами группы;
- служить средством фиксации успехов группы в целом и ее отдельных членов;
- поощрять положительные тенденции в работе и поведении.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 245
Чтобы эта процедура прошла успешно, учителю надо обеспечить выполнение четырех ключевых условий:
- не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени;
- ясно и полно формулировать свои ожидания относительно результатов рефлексии;
- напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы;
- обращать внимание на положительные сдвиги в работе группы и ее членов.