Группа в целом... слишком шумная отвлекается от учебной задачи не может определить своих целей порождает конфликты увязает в задаче, не может двинуться вперед | Учащиеся часто... «наезжают» друг на друга говорят одновременно, не слушают друг друга не пытаются помочь не обращаются за помощью не благодарят друг друга, не уважают чужого мнения | Отдельные школьники... выполняют в группе всю работу уклоняются от работы в группе чувствуют себя неуверенно и отказываются от работы пытаются командовать проявляют враждебность |
слишком шумная «наезжают» друг на друга выполняют в группе всю
работу
отвлекается от учебной говорят одновременно, уклоняются от работы в
задачи не слушают друг друга группе
не может определить своих не пытаются помочь чувствуют себя неуверенно
целей и отказываются от работы
порождает конфликты не обращаются пытаются командовать
за помощью
увязает в задаче, не может не благодарят друг друга, проявляют враждебность двинуться вперед не уважают чужого мнения
Конечно, школьники противятся объединению в непривычные компании. Тут на помощь учителю приходят техники строительства группы. Проведение различных процедур «знакомства», разработка групповой символики, выполнение упражнений (типа «поводырь») позволяют преодолеть начальное сопротивление. В ходе работы у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе, работать внутри своей группы. Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент. Владея ими, педагог может решать самые разные задачи, включая налаживание кооперации между членами враждующих юношеских группировок. Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание школьников работать вместе.
|
Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то что все участники группы готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения совместной работы. Если сильный, быстро соображающий ученик из самых лучших побуждений начинает указы-
258 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
вать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». И хотя его напарники искренне хотят включить его в работу, им вряд ли это удастся, если они не знают, как это сделать. Групповую работу разрушает попытка «отличника» подсказать готовый ответ остальным. Такой отличник не знает правила: «Непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам». У него отсутствует умение помогать. Зачастую школьники шумят, осаживают друг друга: «Ты не так делаешь, баран!» Ученики редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, ибо ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат. А когда таких умений нет, настрой на совместную работу быстро разрушается.
|
Содержание обучения: умения и навыки групповой работы
По меткому выражению С.Кагана, «...трудности, с которыми школьники сталкиваются при организации групповой работы, показывают нам, какие навыки им надо осваивать». Так, если во время работы группа «забывает о задаче», школьников надо учить управлять своим поведением, следить за соответствием между выполняемой работой и стоящей перед группой задачей (см. ниже).
Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.
Проблем, возникающих при групповой работе, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, не знакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 259