Анкета для самооценки работы группы




1. Как ваша группа работала сегодня? (одно слово)__________________________

2. Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово)__________________

3. Каждый ли член группы активно участвовал в работе?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

4. Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную ра­бочую атмосферу?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

5. Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

6. Выслушивали ли члены группы друг друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

7. Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слуша­ете друг друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

8. Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

9. Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

10. Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

11. Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг на друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

12. Говорил ли один из членов группы большую часть времени?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

270 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Следует обратить внимание на то, что школьники (да и взрослые) не могут эффективно работать сразу над несколькими навыками. Ведь и хо­роший учитель арифметики не будет изучать в классе сложение, вычита­ние и умножение одновременно. Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его со школьниками в течение достаточно про­должительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.

Выводы

В споре сторонников формального и естественного подходов к обу­чению навыкам работы в группах правы обе стороны: этим умениям и навыкам надо специально учить, а учебный процесс проводить в есте­ственных условиях функционирования группы.

Имеется несколько способов определять перечень умений и навыков, с которыми надо специально знакомить школьников. Один из этих спо­собов - практический: учат в первую очередь тем навыкам, отсутствие которых мешает эффективной работе в данном учебном классе. Другой способ исходит из перечня навыков, которые специфичны для отдель­ных этапов развития групповой работы (формирование группы, ее фун­кционирование, стимулирование работы членов и т.п.). Эти подходы не противоречат друг другу и могут рассматриваться как взаимодополни­тельные.

Перечень навыков и отражающих эти навыки групповых ролей дос­таточно подвижен. Освоение и отработка каждой роли - продолжитель­ный процесс, который требует активной сознательной работы школьни­ков. Чтобы сделать формируемый навык достаточно гибким и легко пе­реносимым в новые ситуации, его надо довольно долго отрабатывать в группах с различным составом участников. Важным условием формиро­вания и отработки навыков является систематическая процедура рефлек­сии, взаимопомощь членов группы. Рефлексия - мощный инструмент развития группы. Есть проверенные опытом рекомендации по проведе­нию рефлексии, которые помогают сделать ее эффективной, избежать возникновения нежелательных явлений в групповой динамике.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 271

Упражнения

1. Опишите, в чем разница между формальным и естественным подходами к обучению работе в группе. Какой из них, по вашему мнению, более пред­почтителен?

2. Перечислите шесть-восемь проблем, которые часто возникают в классе при работе учащихся в группах.

3. Приведите примеры четырех типовых ролей, которые часто возникают в работе группы, и укажите, какие умения особенно отчетливо проявля­ются при исполнении каждой из этих ролей.

4. Назовите не менее пяти умений, входящих в пакет «Формирование груп­пы». Опишите, для чего необходимы эти умения.

5. Приведите примеры не менее пяти умений, входящих в пакет «Стимули­рование». Опишите, для чего необходимы эти умения.

6. Нарисуйте схему цикла учебной работы по формированию умений и от­работке навыков. Опишите содержание каждого элемента этого цикла.

7. Приведите примеры трех приемов проведения демонстрации умений, необходимых членам группы для успешной совместной работы.

8. Опишите процедуру организации рефлексии с использованием форм самооценки школьников.

272 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Глава 4. Элементы техники организации групповой работы

Ожидаемые результаты

Вы уже познакомились с принципами кооперации в обучении, ме­тодикой формирования навыков групповой работы. В этой главе рас­сматриваются приемы формирования групп, особенности руковод­ства классом при использовании групповой работы, вопросы оценки работы учащихся. Познакомившись с этой главой, вы сможете:

- обосновать, почему в классе рекомендуется использовать гетероген­ные группы;

- назвать не менее трех различных способов подбора членов групп, ука­зать преимущества и недостатки этих способов;

- перечислить требования к размещению учащихся в классе;

- описать основные нормы поведения школьников в классе;

- привести не менее пяти примеров различных приемов общения учи­теля с классом.

4.1. Планирование работы

Подготовка к проведению занятия с использованием групповой ра­боты включает в себя:

- определение задачи урока;

- выбор способов постановки этой задачи перед группой;

- планирование числа групп, количества учеников в них и их раз­мещения в классной комнате;

- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 273

- обеспечение необходимыми материалами;

- выбор способов оценки результатов работы школьников. Характер учебного задания определяется прежде всего педагоги­ческими целями. Если на уроке по гражданскому образованию необхо­димо, чтобы школьники почувствовали на практике, что такое работа в условиях демократии, следует подобрать проблему, решая которую школь­никам требуется прийти к консенсусу после продолжительной дискуссии и ее всестороннего обсуждения. Если надо развить коммуникационные навыки, умение рассказывать, нужно выбрать такую тему, которая инте­ресна школьникам сама по себе и которую они с удовольствием будут обсуждать. А если надо совершенствовать навыки литературной компо­зиции, задание может включать редактирование плохо подготовленного текста, изобилующего грамматическими, стилистическими и фактичес­кими ошибками (например, публичное выступление народного депутата Государственной Думы первого созыва).

Таким образом, задания группе практически целиком определяются учебными целями и имеющимся материалом. Одни из них лучше подхо­дят для групповой работы, другие предпочтительно выполнять фронталь­но или индивидуально. Чтобы деятельность была осмысленной, а содер­жательный материал не терялся из виду, желательно, чтобы задание отве­чало следующим требованиям:

- было противоречивым, имело несколько решений, допускало несколь­ко возможных ответов;

- формулировалось в увлекательной форме, было интересным само по себе, заинтересовывало школьников в поиске решения;

- предоставляло возможность для приложения идей, которые есть у членов группы. Важный ресурс групповой работы - разнообразие жиз­ненного опыта входящих в нее членов;

- требовало для своего решения использования разных талантов (со­чинять, рисовать, докладывать, организовывать и т.п.);

- включало в себя необходимость использовать разные навыки для под­готовки итогового продукта (читать, писать, выступать, оформлять материал на компьютере и т.п.);

- было достаточно трудным, чтобы ради его решения стоило стараться. И наоборот, задание вряд ли подойдет для групповой работы, если

оно сравнительно простое, если для поиска верного решения не надо выд­вигать и проверять различные гипотезы, если задание проще выполнить индивидуально.

274 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Начало групповой работы в классе имеет свои особенности. Часто, если выбрана действительно хорошая задача, заинтересовавшая школь­ников, они сразу бросаются ее решать, не обращая внимания на необхо­димость организовать и структурировать свою работу. Чтобы избежать этого, надо начать занятие с инструктажа. Обращается внимание на осо­бенности задания и на поведение, которое ожидается от школьников, на важность внимательного исполнения соответствующих ролей. Инструк­таж следует уложить в 2-3 минуты. Если для выполнения задания требует­ся знакомство с новыми понятиями, надо запланировать вводный урок, на котором школьники получат необходимую начальную подготовку. Для того чтобы настроить школьников на работу в группах, проводится ко­роткая «разминка».

Сложная групповая работа, как правило, требует тщательного плани­рования и продолжительного инструктажа. Чтобы избежать длинных (и скучных) разговоров, следует подготовить для школьников письменную инструкцию, чтение которой после краткого вводного слова учителя по­может школьникам сразу приступить к делу.

Ознакомление с инструкцией - обязательное для школьников действие при решении задачи. Чтение инструкции, истолкование ее содержания, «примеривание» ее на себя, планирование и распределение работы обра­зуют важную составную часть активности группы. Инструкция должна быть написана хорошим литературным языком, по возможности кратко и ясно. Известно, что написать хорошую инструкцию непросто. Однако потраченное на это время окупается качеством работы групп. Хороший способ проверить качество составленной инструкции - показать ее кол­леге-учителю.

Если при работе в классе какие-то пункты инструкции вызывают у школьников затруднение, не надо спешить дать готовый ответ, следует воодушевить группу на поиск собственного решения. Это поможет школь­никам осознать, что они вправе принимать решения, самостоятельно ис­кать выход из неясной ситуации. Недостаточно точная инструкция может заметно повлиять на изменение планов работы в классе, поэтому следует как можно раньше выявить возможные недоразумения и при необходи­мости скорректировать их, обратившись ко всему классу.

Лучший прием подготовки инструкции - вообразить себя на месте члена группы, которому надо выполнить все этапы работы. Что надо знать, чтобы перейти к следующему шагу? Допустим, в ходе работы требуется материал (словарь) из библиотеки. Кто решает, кому за ним отправиться? Кто и как будет выбирать необходимый материал из словаря? Какие воп-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 275

росы надо осветить в ходе итоговой презентации работы? Сколько вре­мени будет у группы, чтобы представить свои результаты? Сколько чело­век будут принимать участие в выступлении? Хотя всякое серьезное дело действительно складывается из множества мелочей, не имеет смысла пе­регружать инструкцию деталями: чем длиннее и подробнее инструкция, тем больше недоразумений и разночтений она вызывает. И если надо, чтобы в группе начались дебаты, появились ошибочные решения, а сами школьники получили реальный опыт коллективной работы, следует пред­ложить им принять решения по неоднозначно понимаемому пункту ин­струкции самостоятельно.

Формирование групп

Принципы формирования

В отличие от традиционной учебной группы, состав которой прак­тически не ограничен, эффективная группа представляет собой неболь­шой (как правило, не более четырех-шести человек) самоидентифици­рующийся сплоченный коллектив. Члены эффективной группы хорошо понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддерж­ку. Умение учителя организовать в классе многочисленные и различные по составу эффективные группы - верный признак его педагогического мастерства.

Группы могут быть сформированы школьниками по их выбору, на­значены учителем или образованы по жребию. Случайно образованные группы должны часто меняться. Тщательно подобранные учителем груп­пы могут оставаться без изменения достаточно долго, чтобы школьники сумели научиться работать вместе. Однако и в этом случае рекомендуется менять состав групп каждые 5-6 недель.

Большинство исследователей рекомендуют работу в гетерогенных группах, которые отражают естественную демографическую ситуацию в классе. В каждой группе должны быть сильные, слабые и средние учени­ки. Если класс этнически и/или социально неоднороден, группы тоже должны быть неоднородны. В группу должны входить и девочки, и маль­чики. Вместе с тем все зависит от конкретных педагогических целей, ко­торые ставит перед собой учитель. Теоретически можно представить себе самые разные ситуации. Как считают психологи, наилучшими кандида­тами для групповой работы оказываются лица, наделенные наибольшим душевным здоровьем. Уровень их психической защиты низок, а способ-

276 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ность учиться у других - высока. Поэтому они достигают наибольших ус­пехов при работе в группах.

Состав групп

Состав группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения школьников, помогает учи­телю при подаче нового материала и в управлении классом. Однако по­стоянная работа школьников в неоднородных группах имеет свои отри­цательные стороны. В этом случае сильные школьники никогда не будут работать вместе, лишатся возможности почувствовать сильного партне­ра, а слабые будут постоянно ведомыми и у них будет меньше возможно­стей научиться лидировать.

Обычно используют четыре способа формирования групп. Это груп­пы разнородные, случайные, по интересам и однородные.

Разнородные группы предпочтительны по трем причинам:

- они создают наилучшие условия для взаимного обучения школьников;

- учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных групп, сильный ученик в каждой группе может исполнять роль по­мощника учителя;

- мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этни­ческих групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.

Распределение учащихся по разнородным группам - задача учителя. Для этого можно, например, заранее заготовить списки членов групп и разложить их на рабочих местах (рис. 6). Ученики в соответствии со спис­ком быстро находят свою группу и свое рабочее место. Этот способ мож­но использовать и при изменении состава. Необходимо помнить: учитель, который читает списки распределения учеников по журналу, работает крайне неэффективно.

Часто ученики предлагают состав групп сами. Учитель, согласившийся на такое распределение, должен быть готов к появлению в классе опреде­ленной иерархии отношений («наши» и «не наши»).

    Группа      
Петя Иванов       Маша Петрова
Ира Фомина       Коля Сидоров

Рис. 6. Пример карточки для формирования новой группы

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 277

Иногда учитель формирует группу случайным образом. Однако при всех своих достоинствах образование групп по жребию (учащиеся тянут билетики с номерами групп) может привести к появлению очень слабых групп, которые будут всегда отставать от остальных. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, труднее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: