1. Как ваша группа работала сегодня? (одно слово)__________________________
2. Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово)__________________
3. Каждый ли член группы активно участвовал в работе?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
4. Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
5. Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
6. Выслушивали ли члены группы друг друга?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
7. Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
8. Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
9. Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
10. Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
11. Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг на друга?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
12. Говорил ли один из членов группы большую часть времени?
Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
270 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Следует обратить внимание на то, что школьники (да и взрослые) не могут эффективно работать сразу над несколькими навыками. Ведь и хороший учитель арифметики не будет изучать в классе сложение, вычитание и умножение одновременно. Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его со школьниками в течение достаточно продолжительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.
|
Выводы
В споре сторонников формального и естественного подходов к обучению навыкам работы в группах правы обе стороны: этим умениям и навыкам надо специально учить, а учебный процесс проводить в естественных условиях функционирования группы.
Имеется несколько способов определять перечень умений и навыков, с которыми надо специально знакомить школьников. Один из этих способов - практический: учат в первую очередь тем навыкам, отсутствие которых мешает эффективной работе в данном учебном классе. Другой способ исходит из перечня навыков, которые специфичны для отдельных этапов развития групповой работы (формирование группы, ее функционирование, стимулирование работы членов и т.п.). Эти подходы не противоречат друг другу и могут рассматриваться как взаимодополнительные.
Перечень навыков и отражающих эти навыки групповых ролей достаточно подвижен. Освоение и отработка каждой роли - продолжительный процесс, который требует активной сознательной работы школьников. Чтобы сделать формируемый навык достаточно гибким и легко переносимым в новые ситуации, его надо довольно долго отрабатывать в группах с различным составом участников. Важным условием формирования и отработки навыков является систематическая процедура рефлексии, взаимопомощь членов группы. Рефлексия - мощный инструмент развития группы. Есть проверенные опытом рекомендации по проведению рефлексии, которые помогают сделать ее эффективной, избежать возникновения нежелательных явлений в групповой динамике.
|
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 271
Упражнения
1. Опишите, в чем разница между формальным и естественным подходами к обучению работе в группе. Какой из них, по вашему мнению, более предпочтителен?
2. Перечислите шесть-восемь проблем, которые часто возникают в классе при работе учащихся в группах.
3. Приведите примеры четырех типовых ролей, которые часто возникают в работе группы, и укажите, какие умения особенно отчетливо проявляются при исполнении каждой из этих ролей.
4. Назовите не менее пяти умений, входящих в пакет «Формирование группы». Опишите, для чего необходимы эти умения.
5. Приведите примеры не менее пяти умений, входящих в пакет «Стимулирование». Опишите, для чего необходимы эти умения.
6. Нарисуйте схему цикла учебной работы по формированию умений и отработке навыков. Опишите содержание каждого элемента этого цикла.
7. Приведите примеры трех приемов проведения демонстрации умений, необходимых членам группы для успешной совместной работы.
8. Опишите процедуру организации рефлексии с использованием форм самооценки школьников.
272 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
|
Глава 4. Элементы техники организации групповой работы
Ожидаемые результаты
Вы уже познакомились с принципами кооперации в обучении, методикой формирования навыков групповой работы. В этой главе рассматриваются приемы формирования групп, особенности руководства классом при использовании групповой работы, вопросы оценки работы учащихся. Познакомившись с этой главой, вы сможете:
- обосновать, почему в классе рекомендуется использовать гетерогенные группы;
- назвать не менее трех различных способов подбора членов групп, указать преимущества и недостатки этих способов;
- перечислить требования к размещению учащихся в классе;
- описать основные нормы поведения школьников в классе;
- привести не менее пяти примеров различных приемов общения учителя с классом.
4.1. Планирование работы
Подготовка к проведению занятия с использованием групповой работы включает в себя:
- определение задачи урока;
- выбор способов постановки этой задачи перед группой;
- планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 273
- обеспечение необходимыми материалами;
- выбор способов оценки результатов работы школьников. Характер учебного задания определяется прежде всего педагогическими целями. Если на уроке по гражданскому образованию необходимо, чтобы школьники почувствовали на практике, что такое работа в условиях демократии, следует подобрать проблему, решая которую школьникам требуется прийти к консенсусу после продолжительной дискуссии и ее всестороннего обсуждения. Если надо развить коммуникационные навыки, умение рассказывать, нужно выбрать такую тему, которая интересна школьникам сама по себе и которую они с удовольствием будут обсуждать. А если надо совершенствовать навыки литературной композиции, задание может включать редактирование плохо подготовленного текста, изобилующего грамматическими, стилистическими и фактическими ошибками (например, публичное выступление народного депутата Государственной Думы первого созыва).
Таким образом, задания группе практически целиком определяются учебными целями и имеющимся материалом. Одни из них лучше подходят для групповой работы, другие предпочтительно выполнять фронтально или индивидуально. Чтобы деятельность была осмысленной, а содержательный материал не терялся из виду, желательно, чтобы задание отвечало следующим требованиям:
- было противоречивым, имело несколько решений, допускало несколько возможных ответов;
- формулировалось в увлекательной форме, было интересным само по себе, заинтересовывало школьников в поиске решения;
- предоставляло возможность для приложения идей, которые есть у членов группы. Важный ресурс групповой работы - разнообразие жизненного опыта входящих в нее членов;
- требовало для своего решения использования разных талантов (сочинять, рисовать, докладывать, организовывать и т.п.);
- включало в себя необходимость использовать разные навыки для подготовки итогового продукта (читать, писать, выступать, оформлять материал на компьютере и т.п.);
- было достаточно трудным, чтобы ради его решения стоило стараться. И наоборот, задание вряд ли подойдет для групповой работы, если
оно сравнительно простое, если для поиска верного решения не надо выдвигать и проверять различные гипотезы, если задание проще выполнить индивидуально.
274 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Начало групповой работы в классе имеет свои особенности. Часто, если выбрана действительно хорошая задача, заинтересовавшая школьников, они сразу бросаются ее решать, не обращая внимания на необходимость организовать и структурировать свою работу. Чтобы избежать этого, надо начать занятие с инструктажа. Обращается внимание на особенности задания и на поведение, которое ожидается от школьников, на важность внимательного исполнения соответствующих ролей. Инструктаж следует уложить в 2-3 минуты. Если для выполнения задания требуется знакомство с новыми понятиями, надо запланировать вводный урок, на котором школьники получат необходимую начальную подготовку. Для того чтобы настроить школьников на работу в группах, проводится короткая «разминка».
Сложная групповая работа, как правило, требует тщательного планирования и продолжительного инструктажа. Чтобы избежать длинных (и скучных) разговоров, следует подготовить для школьников письменную инструкцию, чтение которой после краткого вводного слова учителя поможет школьникам сразу приступить к делу.
Ознакомление с инструкцией - обязательное для школьников действие при решении задачи. Чтение инструкции, истолкование ее содержания, «примеривание» ее на себя, планирование и распределение работы образуют важную составную часть активности группы. Инструкция должна быть написана хорошим литературным языком, по возможности кратко и ясно. Известно, что написать хорошую инструкцию непросто. Однако потраченное на это время окупается качеством работы групп. Хороший способ проверить качество составленной инструкции - показать ее коллеге-учителю.
Если при работе в классе какие-то пункты инструкции вызывают у школьников затруднение, не надо спешить дать готовый ответ, следует воодушевить группу на поиск собственного решения. Это поможет школьникам осознать, что они вправе принимать решения, самостоятельно искать выход из неясной ситуации. Недостаточно точная инструкция может заметно повлиять на изменение планов работы в классе, поэтому следует как можно раньше выявить возможные недоразумения и при необходимости скорректировать их, обратившись ко всему классу.
Лучший прием подготовки инструкции - вообразить себя на месте члена группы, которому надо выполнить все этапы работы. Что надо знать, чтобы перейти к следующему шагу? Допустим, в ходе работы требуется материал (словарь) из библиотеки. Кто решает, кому за ним отправиться? Кто и как будет выбирать необходимый материал из словаря? Какие воп-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 275
росы надо осветить в ходе итоговой презентации работы? Сколько времени будет у группы, чтобы представить свои результаты? Сколько человек будут принимать участие в выступлении? Хотя всякое серьезное дело действительно складывается из множества мелочей, не имеет смысла перегружать инструкцию деталями: чем длиннее и подробнее инструкция, тем больше недоразумений и разночтений она вызывает. И если надо, чтобы в группе начались дебаты, появились ошибочные решения, а сами школьники получили реальный опыт коллективной работы, следует предложить им принять решения по неоднозначно понимаемому пункту инструкции самостоятельно.
Формирование групп
Принципы формирования
В отличие от традиционной учебной группы, состав которой практически не ограничен, эффективная группа представляет собой небольшой (как правило, не более четырех-шести человек) самоидентифицирующийся сплоченный коллектив. Члены эффективной группы хорошо понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку. Умение учителя организовать в классе многочисленные и различные по составу эффективные группы - верный признак его педагогического мастерства.
Группы могут быть сформированы школьниками по их выбору, назначены учителем или образованы по жребию. Случайно образованные группы должны часто меняться. Тщательно подобранные учителем группы могут оставаться без изменения достаточно долго, чтобы школьники сумели научиться работать вместе. Однако и в этом случае рекомендуется менять состав групп каждые 5-6 недель.
Большинство исследователей рекомендуют работу в гетерогенных группах, которые отражают естественную демографическую ситуацию в классе. В каждой группе должны быть сильные, слабые и средние ученики. Если класс этнически и/или социально неоднороден, группы тоже должны быть неоднородны. В группу должны входить и девочки, и мальчики. Вместе с тем все зависит от конкретных педагогических целей, которые ставит перед собой учитель. Теоретически можно представить себе самые разные ситуации. Как считают психологи, наилучшими кандидатами для групповой работы оказываются лица, наделенные наибольшим душевным здоровьем. Уровень их психической защиты низок, а способ-
276 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ность учиться у других - высока. Поэтому они достигают наибольших успехов при работе в группах.
Состав групп
Состав группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения школьников, помогает учителю при подаче нового материала и в управлении классом. Однако постоянная работа школьников в неоднородных группах имеет свои отрицательные стороны. В этом случае сильные школьники никогда не будут работать вместе, лишатся возможности почувствовать сильного партнера, а слабые будут постоянно ведомыми и у них будет меньше возможностей научиться лидировать.
Обычно используют четыре способа формирования групп. Это группы разнородные, случайные, по интересам и однородные.
Разнородные группы предпочтительны по трем причинам:
- они создают наилучшие условия для взаимного обучения школьников;
- учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных групп, сильный ученик в каждой группе может исполнять роль помощника учителя;
- мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.
Распределение учащихся по разнородным группам - задача учителя. Для этого можно, например, заранее заготовить списки членов групп и разложить их на рабочих местах (рис. 6). Ученики в соответствии со списком быстро находят свою группу и свое рабочее место. Этот способ можно использовать и при изменении состава. Необходимо помнить: учитель, который читает списки распределения учеников по журналу, работает крайне неэффективно.
Часто ученики предлагают состав групп сами. Учитель, согласившийся на такое распределение, должен быть готов к появлению в классе определенной иерархии отношений («наши» и «не наши»).
Группа | ||||||
Петя | Иванов | Маша | Петрова | |||
Ира | Фомина | Коля | Сидоров |
Рис. 6. Пример карточки для формирования новой группы
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 277
Иногда учитель формирует группу случайным образом. Однако при всех своих достоинствах образование групп по жребию (учащиеся тянут билетики с номерами групп) может привести к появлению очень слабых групп, которые будут всегда отставать от остальных. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, труднее.