Параллельное выполнение действий




Одно из главных отличий групповой работы школьников - параллель­ное выполнение действий. Например, учитель может зачитать по журна­лу разбивку учащихся по группам. Как правило, за этим последуют вопро­сы, небольшая путаница, и через 10 минут после начала работы группы окажутся на своих местах. Это пример последовательной работы.

При параллельной работе учитель говорит: «Вы разбиваетесь по груп­пам. На каждом столе - таблички с именами участников группы. Покажи­те, как вы умеете спокойно и быстро это делать». Через 2 минуты все школь­ники займут свои новые места.

Данный пример показывает, что параллельное выполнение действий обычно предпочтительнее. Везде, где это удобно, используйте параллель­ное выполнение действий вместо последовательной организации работы.

Нормы поведения при работе в классе

Участники совместной работы будут чувствовать себя более защищен­ными, если установить четкие и ясные для всех нормы поведения. Школь­ники должны твердо знать, что ожидает от них учитель, какое поведение приветствуется, а какое - нет. Первый шаг к этому - выработать правила работы в группах. Хорошо, если в этом процессе участвуют сами школь­ники. Правило - «С уважением относиться друг к другу в группе» - приоб-

282 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ретает большую значимость, если его предложили сами школьники, а не объявил учитель. Хороший прием - оформить правила в виде плаката и вывесить его в классе. Формулируя правила групповой работы, необхо­димо следить за тем, чтобы каждое из них представляло собой положи­тельное утверждение («Мы поддерживаем друг друга» звучит лучше, чем «Мы не вредим друг другу»), выражалось простыми словами и было реа­листично. Надо ограничивать количество правил, не устанавливать их больше пяти.

Немалую роль играет личное поведение учителя, который в любом случае выступает как самый авторитетный носитель норм поведения. Если преподаватель «наезжает» на ученика, группу или класс, он тем самым нарушает нормы поведения, что приводит к нежелательным последствиям. Поведение учителя подтвердит естественные ожидания учеников, что их собираются «обрабатывать», и они станут скрытными. Как уже говори­лось, критические суждения запоминаются сильнее, нежели похвала. По­ведение учителя - своеобразный камертон. Он настраивает работу групп в классе. Ниже приводятся нормы поведения в группе.

1. Личная ответственность. Я сам буду:

- просить помощи у одноклассников;

- оказывать помощь одноклассникам;

- вежливо обращаться к одноклассникам и выражать им свою признательность за оказанную помощь;

- подбадривать одноклассников, воодушевлять их.

2. Выполнение заданных ролей:

- Мудрец (проверяет, все ли действительно поняли ответ и согласны с ним);

- Бодрила (подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и пред­принимаемые членами группы усилия);

- Секретарь (записывает высказанные идеи и принятые решения);

- Координатор (возвращает группу к поставленной задаче, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе);

-Докладчик (выступает от имени группы перед всем классом).

3. Групповая ответственность. Мы отвечаем:

- за решение задач (самостоятельно решаем наши проблемы);

- за вопросы (мы спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого - учителя);

- за взаимопомощь (мы помогаем другим группам, одноклассникам, учителю);

- за соблюдение тишины (мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи).

Управляющие сигналы

Когда школьники увлечены работой, учителю требуется немало сил и времени, чтобы привлечь к себе внимание класса. Существует простой прием, который значительно упрощает решение этой задачи. Вводится в

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 283

обращение сигнал «Внимание!». Когда учитель поднимает руку, каждый учащийся тоже поднимает руку, замолкает и слушает, что скажет учитель. Этот простой прием помогает сохранить силы и время, необходимые, чтобы отвлечь учеников от текущей работы в группах.

Другая проблема, типичная для групповой работы, - шум в классе. Надо объяснить ученикам, что при групповой работе существует естественная тенденция к увеличению шума: когда в одной из групп разговаривают, члены соседней группы начинают говорить громче, чтобы лучше слышать друг друга. В свою очередь, в первой группе тоже начинают говорить гром­че. Таким образом, шум в классе быстро нарастает. Учащиеся должны при­кладывать специальные усилия, чтобы контролировать общий уровень шума и не мешать друг другу. Умение говорить тихим голосом - специаль­ное умение, которое надо осваивать. Для этого учитель время от времени подает заранее оговоренный сигнал (например, рука поднята вверх, па­лец приложен к губам). Увидев сигнал, школьники прерывают работу, за­молкают и оценивают, как они научились контролировать громкость своих голосов.

Сам факт включенности учащихся в работу хорошо использовать для приучения их к сигналам. Например, школьникам можно сказать, что учи­тель оценивает, насколько ученики внимательны, с какой скоростью класс умеет собраться и переключить все внимание на учителя. Можно восполь­зоваться секундомером и оценить вместе со школьниками, как быстро срабатывает сигнал «Тишина». Последовательность таких упражнений позволит показать школьникам, как они совершенствуются в умении пе­реключать внимание.

Общение с классом

При групповой работе придерживаются тех же правил общения, что и в обычном классе. Разница в том, чтобы обязательно довести указания учителя до каждого ученика.

Форма указаний. Известно, что одни школьники легче воспринимают указания в графической форме, другие - в вербальной. Поэтому жела­тельно одновременно давать указания голосом и демонстрировать соот­ветствующую иллюстрацию или текст на доске или с помощью графо-проектора.

Малые порции. Следует выдавать за один раз столько указаний, сколь­ко может выполнить каждый ученик класса без дополнительных поясне­ний и повторений. Надо избегать нескольких указаний подряд (получив

284 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

длинную инструкцию, учащиеся обязательно начнут переспрашивать по мере ее выполнения).

Демонстрация. Наилучший способ дать указание - продемонстриро­вать желаемое поведение («Лучше один раз увидеть...»). Существует мно­жество способов демонстрации. Учитель может сделать это сам, разыг­рав сценку с одной из групп или попросив одну из групп выполнить де­монстрацию. Весьма эффективный прием - дождаться, пока одна из групп начнет вести себя нужным образом, и обратить на нее внимание остальных.

Проверка понимания. Армейское правило: «Дав приказ, проверь, как его поняли» - очень кстати при организации групповой работы. Следует убедиться, что школьники уяснили, что от них ожидается (или не ожида­ется). Группы дают массу возможностей это сделать: школьники обсужда­ют в парах, повторяют всему классу (структура «Номера»). Если задание включает несколько пунктов, можно использовать структуру «Круглый стол», где школьники по пунктам повторят вслух задание по очереди.

Структурирование работы группы. Пройдет немало времени, преж­де чем школьники научатся сами структурировать работу в группах (рас­пределять роли, планировать последовательность выполнения действий). Пока этого нет, структуризация работы - одна из основных задач учителя.

Например, подводя итоги наблюдений учащихся за погодой, учитель может дать группе задание: «Подготовьте сводные графики наблюдения за температурой воздуха для размещения на стенде». В этом случае каж­дый ученик, скорее всего, будет заботиться только о своей части графика, работать самостоятельно, минимально взаимодействуя с товарищами. Такая работа не будет способствовать значительному развитию познава­тельных и коммуникативных навыков, умению разрешать конфликтные ситуации, что характерно для эффективной групповой работы.

Это же задание учитель может дать в структурированном виде:

- предложить учащимся два различных вида оформления общего гра­фика;

- объявить, что график каждого из участников должен быть изображен своим цветом;

- предложить группе в течение 2 минут выработать план подготовки сводного графика с распределением ролей и работ (план должен быть одобрен всеми членами группы).

Явное введение структуры выполнения задания полностью преоб­разует работу на уроке.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 285

Вопрос от группы. На первых порах школьники будут поднимать руку и ожидать от учителя ответа на личные вопросы, что связано с их стихий­ной попыткой поддержать традиционную индивидуальную работу в клас­се. Во избежание этого вводится правило: вопросы поступают только от всей группы. Если у одного из школьников возник вопрос, его надо сна­чала задать членам своей группы. Если никто не знает на него ответа, воп­рос задает вся группа (учитель видит четыре поднятых руки).

Доброе внимание. Учителя традиционно недооценивают силу положи­тельного внимания к работе школьников. Сравните, сколько раз школь­ники слышат: «Я проверила тетради, и трое не справились с работой» вме­сто «Результат класса - 24 положительных оценки». В то же время под­крепление желаемого поведения добрым вниманием - наилучшее сред­ство для установления в классе хорошей рабочей атмосферы.

Правило гласит: поощряй желаемое поведение. Если группы работают плохо, учитель выбирает ту, которая работает лучше остальных, и обра­щает внимание класса на положительные аспекты ее работы. Остальные группы начнут следовать ее примеру. Если все группы работают хорошо, следует поощрить каждую и класс в целом. Не стоит обращать специаль­ного внимания на плохо работающую группу. Если учитель ругает группу, не выполняющую порученную работу, много шансов, что другие группы начнут вести себя так же. И наоборот, обратив внимание на хорошую ра­боту группы, учитель обнаруживает, что в других группах появилась тен­денция подражать этой группе. Желательно четко объяснить классу, за что поощряется выделенная группа.

Наблюдение и консультация. Когда группы работают, учитель наблю­дает и консультирует. На этом этапе следует избегать руководства и оцен­ки. Ученики должны чувствовать ответственность за выполнение работы. Если группа не справляется с заданием, учитель может вмешаться, предо­ставить группе дополнительный ресурс (обратить внимание на что-то, подсказать факт или деталь). Включаясь в работу группы, учитель дей­ствует как личность - проявляет свой личный интерес, выражает свое личное отношение. Ответственность за выполнение работы по-прежне­му лучше оставить за самими учащимися.

Внимание: когда учащиеся работают в группах, у учителя появляется больше возможностей для работы с отдельной группой или отдельным учеником, которые испытывают специфические трудности и требуют специальной поддержки. При необходимости учитель может заранее спла­нировать работу с отстающими, выделив их в отдельную группу.

286 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Анализ результатов работы. Не надо жалеть времени и усилий на про­ведение анализа работы групп, подведение итогов, обсуждения того, что получилось, и над чем еще предстоит работать. Каждая групповая работа должна завершаться таким анализом.

Идеальное управление работой класса. Работа в группах - мощное средство активизации занятий учащихся. Приведенные приемы позволя­ют учителю контролировать использование этого средства. Легко видеть, что сама техника управления групповой работой - важная составляющая современного содержания образования. Если она освоена учениками, работа учителя меняется. Учитель, добившийся того, что ему не нужно вмешиваться в процесс управления, успешно справился со своей задачей. В хорошо управляемом классе ученики гордятся тем, что сами отвечают за свое обучение, активно участвуют в постановке своих учебных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: