Одно из главных отличий групповой работы школьников - параллельное выполнение действий. Например, учитель может зачитать по журналу разбивку учащихся по группам. Как правило, за этим последуют вопросы, небольшая путаница, и через 10 минут после начала работы группы окажутся на своих местах. Это пример последовательной работы.
При параллельной работе учитель говорит: «Вы разбиваетесь по группам. На каждом столе - таблички с именами участников группы. Покажите, как вы умеете спокойно и быстро это делать». Через 2 минуты все школьники займут свои новые места.
Данный пример показывает, что параллельное выполнение действий обычно предпочтительнее. Везде, где это удобно, используйте параллельное выполнение действий вместо последовательной организации работы.
Нормы поведения при работе в классе
Участники совместной работы будут чувствовать себя более защищенными, если установить четкие и ясные для всех нормы поведения. Школьники должны твердо знать, что ожидает от них учитель, какое поведение приветствуется, а какое - нет. Первый шаг к этому - выработать правила работы в группах. Хорошо, если в этом процессе участвуют сами школьники. Правило - «С уважением относиться друг к другу в группе» - приоб-
282 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ретает большую значимость, если его предложили сами школьники, а не объявил учитель. Хороший прием - оформить правила в виде плаката и вывесить его в классе. Формулируя правила групповой работы, необходимо следить за тем, чтобы каждое из них представляло собой положительное утверждение («Мы поддерживаем друг друга» звучит лучше, чем «Мы не вредим друг другу»), выражалось простыми словами и было реалистично. Надо ограничивать количество правил, не устанавливать их больше пяти.
|
Немалую роль играет личное поведение учителя, который в любом случае выступает как самый авторитетный носитель норм поведения. Если преподаватель «наезжает» на ученика, группу или класс, он тем самым нарушает нормы поведения, что приводит к нежелательным последствиям. Поведение учителя подтвердит естественные ожидания учеников, что их собираются «обрабатывать», и они станут скрытными. Как уже говорилось, критические суждения запоминаются сильнее, нежели похвала. Поведение учителя - своеобразный камертон. Он настраивает работу групп в классе. Ниже приводятся нормы поведения в группе.
1. Личная ответственность. Я сам буду:
- просить помощи у одноклассников;
- оказывать помощь одноклассникам;
- вежливо обращаться к одноклассникам и выражать им свою признательность за оказанную помощь;
- подбадривать одноклассников, воодушевлять их.
2. Выполнение заданных ролей:
- Мудрец (проверяет, все ли действительно поняли ответ и согласны с ним);
- Бодрила (подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия);
- Секретарь (записывает высказанные идеи и принятые решения);
- Координатор (возвращает группу к поставленной задаче, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе);
-Докладчик (выступает от имени группы перед всем классом).
3. Групповая ответственность. Мы отвечаем:
- за решение задач (самостоятельно решаем наши проблемы);
|
- за вопросы (мы спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого - учителя);
- за взаимопомощь (мы помогаем другим группам, одноклассникам, учителю);
- за соблюдение тишины (мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи).
Управляющие сигналы
Когда школьники увлечены работой, учителю требуется немало сил и времени, чтобы привлечь к себе внимание класса. Существует простой прием, который значительно упрощает решение этой задачи. Вводится в
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 283
обращение сигнал «Внимание!». Когда учитель поднимает руку, каждый учащийся тоже поднимает руку, замолкает и слушает, что скажет учитель. Этот простой прием помогает сохранить силы и время, необходимые, чтобы отвлечь учеников от текущей работы в группах.
Другая проблема, типичная для групповой работы, - шум в классе. Надо объяснить ученикам, что при групповой работе существует естественная тенденция к увеличению шума: когда в одной из групп разговаривают, члены соседней группы начинают говорить громче, чтобы лучше слышать друг друга. В свою очередь, в первой группе тоже начинают говорить громче. Таким образом, шум в классе быстро нарастает. Учащиеся должны прикладывать специальные усилия, чтобы контролировать общий уровень шума и не мешать друг другу. Умение говорить тихим голосом - специальное умение, которое надо осваивать. Для этого учитель время от времени подает заранее оговоренный сигнал (например, рука поднята вверх, палец приложен к губам). Увидев сигнал, школьники прерывают работу, замолкают и оценивают, как они научились контролировать громкость своих голосов.
|
Сам факт включенности учащихся в работу хорошо использовать для приучения их к сигналам. Например, школьникам можно сказать, что учитель оценивает, насколько ученики внимательны, с какой скоростью класс умеет собраться и переключить все внимание на учителя. Можно воспользоваться секундомером и оценить вместе со школьниками, как быстро срабатывает сигнал «Тишина». Последовательность таких упражнений позволит показать школьникам, как они совершенствуются в умении переключать внимание.
Общение с классом
При групповой работе придерживаются тех же правил общения, что и в обычном классе. Разница в том, чтобы обязательно довести указания учителя до каждого ученика.
Форма указаний. Известно, что одни школьники легче воспринимают указания в графической форме, другие - в вербальной. Поэтому желательно одновременно давать указания голосом и демонстрировать соответствующую иллюстрацию или текст на доске или с помощью графо-проектора.
Малые порции. Следует выдавать за один раз столько указаний, сколько может выполнить каждый ученик класса без дополнительных пояснений и повторений. Надо избегать нескольких указаний подряд (получив
284 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
длинную инструкцию, учащиеся обязательно начнут переспрашивать по мере ее выполнения).
Демонстрация. Наилучший способ дать указание - продемонстрировать желаемое поведение («Лучше один раз увидеть...»). Существует множество способов демонстрации. Учитель может сделать это сам, разыграв сценку с одной из групп или попросив одну из групп выполнить демонстрацию. Весьма эффективный прием - дождаться, пока одна из групп начнет вести себя нужным образом, и обратить на нее внимание остальных.
Проверка понимания. Армейское правило: «Дав приказ, проверь, как его поняли» - очень кстати при организации групповой работы. Следует убедиться, что школьники уяснили, что от них ожидается (или не ожидается). Группы дают массу возможностей это сделать: школьники обсуждают в парах, повторяют всему классу (структура «Номера»). Если задание включает несколько пунктов, можно использовать структуру «Круглый стол», где школьники по пунктам повторят вслух задание по очереди.
Структурирование работы группы. Пройдет немало времени, прежде чем школьники научатся сами структурировать работу в группах (распределять роли, планировать последовательность выполнения действий). Пока этого нет, структуризация работы - одна из основных задач учителя.
Например, подводя итоги наблюдений учащихся за погодой, учитель может дать группе задание: «Подготовьте сводные графики наблюдения за температурой воздуха для размещения на стенде». В этом случае каждый ученик, скорее всего, будет заботиться только о своей части графика, работать самостоятельно, минимально взаимодействуя с товарищами. Такая работа не будет способствовать значительному развитию познавательных и коммуникативных навыков, умению разрешать конфликтные ситуации, что характерно для эффективной групповой работы.
Это же задание учитель может дать в структурированном виде:
- предложить учащимся два различных вида оформления общего графика;
- объявить, что график каждого из участников должен быть изображен своим цветом;
- предложить группе в течение 2 минут выработать план подготовки сводного графика с распределением ролей и работ (план должен быть одобрен всеми членами группы).
Явное введение структуры выполнения задания полностью преобразует работу на уроке.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 285
Вопрос от группы. На первых порах школьники будут поднимать руку и ожидать от учителя ответа на личные вопросы, что связано с их стихийной попыткой поддержать традиционную индивидуальную работу в классе. Во избежание этого вводится правило: вопросы поступают только от всей группы. Если у одного из школьников возник вопрос, его надо сначала задать членам своей группы. Если никто не знает на него ответа, вопрос задает вся группа (учитель видит четыре поднятых руки).
Доброе внимание. Учителя традиционно недооценивают силу положительного внимания к работе школьников. Сравните, сколько раз школьники слышат: «Я проверила тетради, и трое не справились с работой» вместо «Результат класса - 24 положительных оценки». В то же время подкрепление желаемого поведения добрым вниманием - наилучшее средство для установления в классе хорошей рабочей атмосферы.
Правило гласит: поощряй желаемое поведение. Если группы работают плохо, учитель выбирает ту, которая работает лучше остальных, и обращает внимание класса на положительные аспекты ее работы. Остальные группы начнут следовать ее примеру. Если все группы работают хорошо, следует поощрить каждую и класс в целом. Не стоит обращать специального внимания на плохо работающую группу. Если учитель ругает группу, не выполняющую порученную работу, много шансов, что другие группы начнут вести себя так же. И наоборот, обратив внимание на хорошую работу группы, учитель обнаруживает, что в других группах появилась тенденция подражать этой группе. Желательно четко объяснить классу, за что поощряется выделенная группа.
Наблюдение и консультация. Когда группы работают, учитель наблюдает и консультирует. На этом этапе следует избегать руководства и оценки. Ученики должны чувствовать ответственность за выполнение работы. Если группа не справляется с заданием, учитель может вмешаться, предоставить группе дополнительный ресурс (обратить внимание на что-то, подсказать факт или деталь). Включаясь в работу группы, учитель действует как личность - проявляет свой личный интерес, выражает свое личное отношение. Ответственность за выполнение работы по-прежнему лучше оставить за самими учащимися.
Внимание: когда учащиеся работают в группах, у учителя появляется больше возможностей для работы с отдельной группой или отдельным учеником, которые испытывают специфические трудности и требуют специальной поддержки. При необходимости учитель может заранее спланировать работу с отстающими, выделив их в отдельную группу.
286 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Анализ результатов работы. Не надо жалеть времени и усилий на проведение анализа работы групп, подведение итогов, обсуждения того, что получилось, и над чем еще предстоит работать. Каждая групповая работа должна завершаться таким анализом.
Идеальное управление работой класса. Работа в группах - мощное средство активизации занятий учащихся. Приведенные приемы позволяют учителю контролировать использование этого средства. Легко видеть, что сама техника управления групповой работой - важная составляющая современного содержания образования. Если она освоена учениками, работа учителя меняется. Учитель, добившийся того, что ему не нужно вмешиваться в процесс управления, успешно справился со своей задачей. В хорошо управляемом классе ученики гордятся тем, что сами отвечают за свое обучение, активно участвуют в постановке своих учебных задач.