Полезным инструментом для проверки результатов обучения является компьютер. Современные компьютеры и их программные средства позволяют:
- проводить автоматизированное тестирование учащихся и быстро обрабатывать его результаты;
- оформлять работы школьников (текстовый и графический редактор, электронные таблицы);
- накапливать коллекции работ учащихся и публиковать (обнародовать) их в Интернете.
Всем известно, что тестовая проверка знаний (вопросы с выборочными ответами) имеет немало недостатков. Ее нельзя использовать в качестве единственного (или основного) способа проверки результатов обучения. Вместе с тем тестирование имеет и немало достоинств. Одно из них - низкая трудоемкость проверки. Заинтересованный учитель может найти в Интернете тесты для всех разделов традиционной учебной программы. Это делает компьютер весьма привлекательным инструментом оценки результатов учебной работы школьников. Опытный учитель объяснит своим воспитанникам, что современные тесты являются порождением бюрократической системы, образующей каркас демократического общества, что умение преодолевать возводимые бюрократией преграды - составная часть подготовки ответственного и законопослушного гражданина.
Другая полезная возможность, которую предоставляет компьютер, -оформление подготовленных материалов (текст, графика, музыкальное
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 295
сопровождение, анимация). В результате материал предстает «информационным продуктом», который можно использовать и для отчета перед учителем, и для доклада в группе, и для показа родителям. На рис. 8 приведен пример оформления отчета, подготовленного на уроке естествознания пятиклассником одной из московских школ.
|
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕНЗУРКИ
Мензурка - прибор для определения объема тел неправильной формы. Пользоваться ею надо так:
- налить в мензурку воды и запомнить рисочку, на которой остановилась вода;
- опустить в мензурку тело неправильной формы и проследить, на какую рисочку поднялась вода;
- из второго результата вычесть первый (мы узнаем объем этого тела).
Я делал мензурку таким образом. Наполнял шприц объемом 5 мл водой, затем вливал этот объем воды в мензурку, отмечая на ней уровень воды. Таким образом была отградуирована мензурка.
Виталий Ананьев, 5«А»
Когда результаты работы оформлены, их можно продемонстрировать учителю, товарищам, родителям и нетрудно разместить в Интернете. С этого начинается создание личного электронного общедоступного архива материалов школьника. Сделать свой материал общедоступным - значит подвергнуть себя самой суровой проверке - проверке гласностью.
Выводы
Задания, которые ставятся перед группами, определяются прежде всего учебными целями и ожидаемыми результатами обучения. Не всякую учебную работу надо выполнять в группе. Для групповой работы больше всего подходят плохо структурированные задачи, где есть поле деятельности для людей с различными способностями, знаниями и точками зрения.
296 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Организация групповой работы сложнее, чем организация традиционных фронтальных занятий, она требует дополнительных усилий и времени на подготовку. Хорошая инструкция для школьников может заметно повысить эффективность занятия.
|
Количество учащихся в группе определяется многими факторами: размером учебного помещения и его оборудованием, характером стоящей учебной задачи, умением школьников работать вместе и т.п. Если характер учебной работы требует, чтобы члены группы исполняли, например, не более трех ролей, собирать в группу более трех школьников бессмысленно. Выбор того или иного способа формирования групп определяется прежде всего учебной задачей, которая решается в классе. Обычно предпочтение отдается группам со смешанным составом учащихся.
Организация работы учащихся в группах накладывает дополнительные требования на способы работы с классом. Для организации параллельного выполнения работы следует использовать специальные управляющие сигналы, поддерживать соблюдение всеми членами коллектива единых норм работы. Оценка школьников должна способствовать сохранению их рабочей мотивации, возникающей в ходе продуктивной совместной работы. Оценивать нужно прежде всего выполнение осваиваемой деятельности (процедуры) и ее результаты. Для активизации отстающих следует применять оценку индивидуальных достижений. Необходимо пользоваться приемами взаимной проверки. Компьютер может стать полезным инструментом для автоматизации тестирования, накопления результатов учебной работы.
Упражнения
1. Известны четыре способа формирования групп: разнородные, случайные, по интересам и однородные группы.
а) Назовите три причины, по которым работа учащихся в разнородных (гетерогенных) группах считается предпочтительной.
|
б) Приведите примеры ситуаций, когда предпочтительно организовать работу в однородных группах.
2. Существует много способов, которыми пользуются учителя для определения состава учебных групп.
а) Опишите процедуру, которую используют для подбора групп под лидера.
б) Назовите процедуру подбора групп из упорядоченного списка школьников.
в) Приведите соображения, когда предпочтительно воспользоваться той или иной процедурой.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 297
3. Перечислите три требования к размещению учащихся в классе при работе в группах.
4. Опишите организацию процесса переформирования групп.
5. Перечислите основные нормы поведения школьников в классе, где используется групповая работа. Раскройте, в чем выражается соблюдение норм: личная ответственность, выполнение заданных ролей, групповая ответственность.
6. Приведите пять примеров различных приемов общения учителя с классом при использовании групповой работы школьников.
7. Каковы отличия процедур проверки и оценки результатов учебной работы школьников?
8. Сопоставьте достоинства и недостатки использования стандартизированных тестов успешности для оценки знаний учащихся.
9. Перечислите известные вам особенности оценки результатов учебной работы школьников в группах.
10. Опишите, в чем различие между процедурой оценки индивидуальных достижений и процедурой стандартизированного контроля знаний учащихся.
11. Приведите два примера организации взаимной проверки результатов работы школьников в группах.
12. Перечислите возможности, предоставляемые новыми информационными технологиями для организации проверки и оценки знаний учащихся.
298 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Глава 5. Работа с элементами взаимодействия
Ожидаемые результаты
В предыдущих главах говорилось о структурах учебного взаимодействия в классе, которые задают (поддерживают) позитивную взаимозависимость. Читатели познакомились с принципами кооперации в обучении, примерами различных структур взаимодействия, узнали, как использовать для выбранной структуры различный учебный материал. Этого в большинстве случаев достаточно для эффективной практической работы. Однако опытный педагог может рассматривать взаимодействие в классе на более глубоком уровне. Сами структуры, в свою очередь, можно разбить на отдельные элементы взаимодействия. Оперируя элементами, опытный учитель получает возможность модифицировать известные ему структуры, создавать новые, которые полнее отвечают его педагогическим задачам и конкретным условиям в классе. Этому разделу «высшей педагогики» и посвящена данная глава1.
Освоив технику работы с элементами, учитель превращается в архитектора учебной среды, который оперирует в широком поле возможностей, свободно реконструируя коммуникационное пространство урока для достижения поставленной цели. Можно создавать новые структуры взаимодействия по своему усмотрению, оперативно приспосабливаться к складывающейся ситуации взаимодействия, эффективно использовать ее для обучения. Педагог получает дополнительную гибкость в управлении поведением класса, понятийную систему для обсуждения учебных проблем, обмена мнениями и опы-
1 При подготовке этой главы использованы идеи, изложенные в книге: KaganM., Kagan S. Advanced Cooperative Learning. San Juan Capistrano, Cal.: Resources for Teachers, 1993.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 299
том с коллегами. И самое главное, он чувствует новый уровень свободы и в ходе живой работы в классе, и в ходе содержательного обсуждения своего опыта с коллегами.
Изучив эту главу и выполнив рекомендованные упражнения, вы сможете:
- описать структуру элементов взаимодействия, перечислить возможные значения переменных - исполнитель, действие, адресат - и привести примеры таких элементов;
- продемонстрировать, как известные вам структуры взаимодействия разбиваются на отдельные элементы;
- перечислить принципы кооперации в обучении, которые используются для комбинирования элементов в полезные структуры взаимодействия, и применять эти принципы для модификации известных структур;
- модифицировать известные вам структуры путем замены, исключения, вставки и перестановки элементов взаимодействия;
- разрабатывать новые структуры, которые отвечают стоящей перед вами педагогической задаче.
Элементы взаимодействия
Учитель, который использует групповую работу в классе, действует как архитектор, выстраивая различные системы взаимодействия. В качестве строительных блоков обычно используются готовые структуры. В главе 2 были рассмотрены примеры таких структур. Одна из них «Трехшаговое интервью»:
1. Группа разбивается на пары, один школьник спрашивает другого.
2. Второй школьник спрашивает первого (меняются).
3. Группа собирается вместе, школьники выступают перед всей группой по очереди (обсуждение по кругу).
Легко заметить, что структура «Трехшаговое интервью» состоит из нескольких элементов. Например, один школьник спрашивает другого. Этот элемент взаимодействия включает в себя три части: исполнитель (школьник) вовлечен в некоторое действие (спрашивает) с участием адресата (другого школьника, которому задается вопрос). Еще один пример: «Школьники выступают перед всей группой по очереди». Здесь исполнитель (школьник) вовлечен в действие (выступает) с участием адресата (группа, которой рассказывают).
300 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Большинство взаимодействий, которые происходят в классе, можно представить в виде типовых элементов. Например: «Учитель задает вопрос классу». Здесь исполнитель (учитель) вовлечен в действие (задает вопрос) с участием адресата (класс, которому задается вопрос). Другой пример: «Класс пишет сочинение». Здесь исполнитель (класс) вовлечен в действие (пишет), однако адресат действия не определен1.
Итак, элемент состоит из исполнителя, который вовлечен в некоторое действие с участием (или без формального участия) адресата.
Когда рассматривается взаимодействие в классе, достаточно иметь в виду список из пяти возможных исполнителей: школьник, пара (школьников), группа (школьников), учитель, класс.
Аналогично этому перечень возможных адресатов взаимодействия включает: не определен (отсутствует), школьник, партнеры (по группе), напарник (партнер по паре), пара, группа, учитель, класс.
Упражнение. Назовите исполнителя, действие и адресата для следующих элементов взаимодействия в классе:
- группа делает доклад классу;
- пары обсуждают задачу;
- школьник решает задачу;
- группа представляет результаты своей работы другой группе;
- школьник рассказывает стихотворение классу;
- учитель спрашивает класс о том, что изображено на рисунке;
- школьник рассказывает товарищам по группе;
- пара докладывает результаты своей работы классу;
- группа проверяет результаты работы другой группы;
- учитель дает указания по работе группы.
Перечень исполнителей и адресатов несколько избыточен. Например, элемент «Пара обсуждает задачу». Здесь исполнителем является пара школьников, адресат не определен, действие - обсуждение задачи. Роли для работы в паре не определены, поэтому структура взаимодействий внутри пары не задана. Во время наблюдения за работой такой пары определяется последовательность действий типа «Один школьник предлагает вариант решения», «Другой спрашивает первого», «Первый отвечает» и т.п.
Элемент «Пара обсуждает задачу» можно представить в виде последовательности других элементов взаимодействия («Школьник спрашивает напарника», «Школьник отвечает напарнику», «Школьник рассказывает напарнику» и т.п.). Следовательно, элемент «Пара обсуждает задачу» можно рассматривать как избыточный и заменить его последовательностью
1 Отсутствие формального адресата взаимодействия не означает, что адресат действительно отсутствует. Когда школьник «пишет сочинение», он адресует его, например, учителю. Когда говорят, что школьник «думает», формальный адресат действия «думать» тоже отсутствует. Проблемы внутреннего диалога здесь не рассматриваются.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 301
других элементов. Тем не менее в списке он выделяется как самостоятельная сущность, поскольку отражает реальную ситуацию, которая складывается в классе, когда учитель дает обобщенное указание: «Обсудите решение этой задачи в парах». Данная ситуация принципиально иная по сравнению с той, которая возникнет после точного указания учителя: «Нечетные номера, расскажите свой вариант решения задачи напарнику в течение двух минут, а затем четные номера расскажут свой вариант решения». В этом случае исполнитель и адресат фиксированы. Школьник попытается рассказать свой вариант решения напарнику. Напарник будет пытаться выслушать этот рассказ. В случае с элементом «Пара обсуждает задачу» ситуация иная. Здесь инициативу возьмет на себя наиболее активный напарник. Выслушивание вариантов решения, подготовленных каждым из напарников, не гарантировано. Результаты работы пар в рамках каждого из обсуждающихся случаев, вообще говоря, различны. Тем не менее задание паре - факт повседневной школьной жизни, и с этим надо считаться.
Итак, избыточные элементы позволяют в явном виде описать реально складывающуюся ситуацию взаимодействия, когда роли участников взаимодействия не предопределены. Кроме этого, элементы типа «Группа обсуждает решение задачи» предполагают, что все члены группы разговаривают друг с другом, исходя из одинаковой для всех коммуникационной задачи. Поэтому эти элементы нельзя представить как формальную сумму нескольких элементов типа «Школьник рассказывает решение задачи партнерам», где участникам заданы различные роли (рассказчик и слушатели).
Действие можно определять и с точки зрения исполнителя, и с точки зрения адресата. При описании элементов действие определяется только со стороны исполнителя. Действия, заданные исполнителю, тем самым определяют и ожидаемые действия адресата. Например, если группа докладывает результаты своей работы классу, то ожидается, что класс будет выслушивать доклад группы.
Схематизируя, можно считать, что все множество возможных поведений исполнителей в классе описывается восемью обобщенными действиями (см. ниже). Некоторые читатели, возможно, захотят расширить этот перечень или уточнить расшифровку обобщенных действий. Действительно, приведенный список не исчерпывает всех возможных видов поведения участников учебного процесса. Вместе с тем он включает в себя те действия, которые обычно значимы для учебной работы, и служит достаточной основой для практической работы с элементами в классе.
302 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Обобщенные действия и их | расшифровка | |||||
Говорит | Думает | Создает | ||||
Отвечает Перечисляет Повторяет Обсуждает Объясняет Инструктирует Интервьюирует Перефразирует Рассказывает Спрашивает Докладывает Учит Поет | Анализирует Применяет Классифицирует Предлагает идеи Сравнивает Противопоставляет Оценивает Воображает Интерпретирует Вспоминает Упорядочивает Синтезирует Решает | Строит Рисует Моделирует Организует Комбинирует | ||||
Празднует | ||||||
Пожимает руку Кланяется Прославляет | ||||||
Читает | Пишет | Хвалит | ||||
Вслух Бегло Про себя С выражением | Пишет | Хвалит | ||||
Перемещается | ||||||
Перемещается |
Итак, чтобы составить элемент, достаточно выбрать исполнителя, назначить действие и указать адресата (если он определен). Перечень возможных комбинаций приведен ниже. Каждый элемент представляет собой единицу поведения участников учебной работы в классе. Комбинируя элементы, выстраивая их в ту или иную последовательность, учитель может с большим или меньшим успехом добиваться своих педагогических целей. Поэтому одинаково важно хорошо представлять себе составляю-