4.4.1. Общие вопросы
Слово «оценка» часто встречается в школьной жизни. Его используют во многих значениях. Здесь будут различаться два взаимосвязанных понятия: проверка как процедура проведения педагогических измерений и оценка как суждение (или процедура построения суждения), интерпретирующее результаты оценки. Так, измеряя температуру у пациента, врач занимается проверкой, а заявляя: «У вас жар!», он оглашает свою оценку состояния пациента.
Оценки результатов обучения - «обратная задача» определения содержания образования. В традиционной (в плохом смысле) школе содержание определяется прежде всего как объем подлежащих усвоению сведений. Главное достижение современной педагогической философии и педагогики - широкое осознание (признание) того, что «деятельностная составляющая», умение решать задачи (и не только учебные), использовать освоенное для того, чтобы ориентироваться и действовать в условиях реальной жизни, не менее важны, чем «фактическое» содержание образования1. Использование принципов кооперации в обучении, движение к школе с «открытой учебной архитектурой», установка на новое со-
1 Здесь одинаково громко и в унисон звучат голоса и приверженцев «педагогики развития», и сторонников «педагогики сотрудничества», и авторов «конструктивистской педагогики», «личностно ориентированной педагогики», и многих других представителей современной педагогической мысли.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 287
держание образования создали условия для разработки «учебных предметов нового поколения», которые ориентированы на достижение этих образовательных эффектов1. Одна из причин, сдерживающих распространение этого сдвига в содержании образования, - применяемые методы оценки результатов обучения. Вынужденно допустив определенную «самостоятельность» школ, сократив финансирование методической работы, затормозив реформу содержания образования, централизованные органы управления школой вслед за общественностью констатируют возросшее количество случаев «педагогического брака», безответственного отношения к делу некоторых педагогов. В ответ на эту обоснованную критику органы управления образования пытаются «взять ситуацию под контроль». Все чаще под флагом «введения стандартов на результаты обучения» обсуждается идея использовать стандартизированные тесты успешности как основной инструмент управления работой учебного заведения. Говоря о необходимости стандартизации и тестирования, часто ссылаются на «положительный зарубежный опыт», прежде всего опыт США.
|
«Новаторы» управления школой, к сожалению, редко обращают внимание на сокрушительную критику системы тестирования за рубежом. Если бы не устоявшаяся за десятилетия практика тестирования и не стоящая за ней индустрия создания и обработки результатов тестов, современная американская школа, возможно, не имела бы тех проблем, которые ей приходится мучительно преодолевать.
За последние десятилетия в США разработаны и вводятся в практику системы «альтернативной оценки»2. Стандартные тесты успешности дополняются (а где возможно, и заменяются) проверкой умения учащихся применять свои знания на практике. Это движение во многом совпадает с интенциями, развиваемыми в нашей стране в рамках концепций «педагогики развития», «личностно ориентированной педагогики», «педагогики сотрудничества».
|
Пример разработки учебных курсов нового поколения3 показывает, как последовательное использование кооперации в обучении и проектного стиля работы школьников позволяет вести оценку результатов обучения на основе коллекций работ учащихся, выступлений на ученических конференциях (в классе, школе, районе), представления работы
1 См.: Уваров А. Информатизация образования и реформа школы. - М., 1997. (Сер. «Образование и интеграция»).
2 См., напр., подборку статей в журнале Phi Delta KAPPAN (1997. № 1. V. 79).
3 См.: Африна Е.И., УваровА.Ю. Будущее, которое началось вчера //Лицеи и гимназии. 1999.
№4.
288 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
школьников в Интернете. Таким образом, традиционные контрольные работы (которые частично можно заменить тестами успешности) дополняются оценками:
- выполнения деятельности, которую освоили школьники (способность общаться и вступать в кооперацию, выполнять ту или иную работу, решать сложные, в том числе практические, задачи);
- результатов выполнения освоенной школьниками деятельности (письменные отчеты и сочинения, а также художественные работы и прикладные изделия);
- демонстрируемых ими отношений (выражаемые убеждения и отстаиваемые ценности).
Важная особенность этих процедур состоит в том, что они опираются на соответствующую деятельность, которая, как правило, внутренне мотивирована.