Оценка результатов учебной работы




4.4.1. Общие вопросы

Слово «оценка» часто встречается в школьной жизни. Его используют во многих значениях. Здесь будут различаться два взаимосвязанных по­нятия: проверка как процедура проведения педагогических измерений и оценка как суждение (или процедура построения суждения), интерпре­тирующее результаты оценки. Так, измеряя температуру у пациента, врач занимается проверкой, а заявляя: «У вас жар!», он оглашает свою оценку состояния пациента.

Оценки результатов обучения - «обратная задача» определения содер­жания образования. В традиционной (в плохом смысле) школе содержа­ние определяется прежде всего как объем подлежащих усвоению сведе­ний. Главное достижение современной педагогической философии и пе­дагогики - широкое осознание (признание) того, что «деятельностная составляющая», умение решать задачи (и не только учебные), использо­вать освоенное для того, чтобы ориентироваться и действовать в услови­ях реальной жизни, не менее важны, чем «фактическое» содержание об­разования1. Использование принципов кооперации в обучении, движе­ние к школе с «открытой учебной архитектурой», установка на новое со-

1 Здесь одинаково громко и в унисон звучат голоса и приверженцев «педагогики разви­тия», и сторонников «педагогики сотрудничества», и авторов «конструктивистской педа­гогики», «личностно ориентированной педагогики», и многих других представителей со­временной педагогической мысли.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 287

держание образования создали условия для разработки «учебных пред­метов нового поколения», которые ориентированы на достижение этих образовательных эффектов1. Одна из причин, сдерживающих распрост­ранение этого сдвига в содержании образования, - применяемые методы оценки результатов обучения. Вынужденно допустив определенную «са­мостоятельность» школ, сократив финансирование методической рабо­ты, затормозив реформу содержания образования, централизованные органы управления школой вслед за общественностью констатируют воз­росшее количество случаев «педагогического брака», безответственного отношения к делу некоторых педагогов. В ответ на эту обоснованную кри­тику органы управления образования пытаются «взять ситуацию под кон­троль». Все чаще под флагом «введения стандартов на результаты обуче­ния» обсуждается идея использовать стандартизированные тесты успешно­сти как основной инструмент управления работой учебного заведения. Говоря о необходимости стандартизации и тестирования, часто ссыла­ются на «положительный зарубежный опыт», прежде всего опыт США.

«Новаторы» управления школой, к сожалению, редко обращают вни­мание на сокрушительную критику системы тестирования за рубежом. Если бы не устоявшаяся за десятилетия практика тестирования и не сто­ящая за ней индустрия создания и обработки результатов тестов, совре­менная американская школа, возможно, не имела бы тех проблем, кото­рые ей приходится мучительно преодолевать.

За последние десятилетия в США разработаны и вводятся в практику системы «альтернативной оценки»2. Стандартные тесты успешности до­полняются (а где возможно, и заменяются) проверкой умения учащихся применять свои знания на практике. Это движение во многом совпадает с интенциями, развиваемыми в нашей стране в рамках концепций «педа­гогики развития», «личностно ориентированной педагогики», «педагоги­ки сотрудничества».

Пример разработки учебных курсов нового поколения3 показывает, как последовательное использование кооперации в обучении и про­ектного стиля работы школьников позволяет вести оценку результатов обучения на основе коллекций работ учащихся, выступлений на уче­нических конференциях (в классе, школе, районе), представления работы

1 См.: Уваров А. Информатизация образования и реформа школы. - М., 1997. (Сер. «Образо­вание и интеграция»).

2 См., напр., подборку статей в журнале Phi Delta KAPPAN (1997. № 1. V. 79).

3 См.: Африна Е.И., УваровА.Ю. Будущее, которое началось вчера //Лицеи и гимназии. 1999.

№4.

288 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

школьников в Интернете. Таким образом, традиционные контрольные работы (которые частично можно заменить тестами успешности) допол­няются оценками:

- выполнения деятельности, которую освоили школьники (способность общаться и вступать в кооперацию, выполнять ту или иную работу, решать сложные, в том числе практические, задачи);

- результатов выполнения освоенной школьниками деятельности (пись­менные отчеты и сочинения, а также художественные работы и при­кладные изделия);

- демонстрируемых ими отношений (выражаемые убеждения и отста­иваемые ценности).

Важная особенность этих процедур состоит в том, что они опираются на соответствующую деятельность, которая, как правило, внутренне мо­тивирована.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: