Когда успех одного школьника ведет к успеху другого, говорят, что они позитивно взаимозависимы. Так, взаимозависимы футболисты, когда один из них передает мяч партнеру по команде, чтобы тот забил гол.
Позитивная взаимозависимость - один из главных принципов эффективной групповой работы. Чтобы обеспечить позитивную взаимозависимость, надо предусмотреть ее как интегральное свойство структуры взаимодействия, добиваясь каждый раз возникновения взаимозависимости по результату, успеху, ресурсу и т.п. Например, на первых двух шагах структуры «Трехшаговое интервью» напарники интервьюируют друг друга. На третьем шаге они рассказывают о том, что узнали в ходе интервью. Единственный способ рассказать что-то стоящее - действительно узнать нечто важное в ходе интервью. Таким образом, третий элемент структуры способствует появлению взаимозависимости между напарниками.
308 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Другой пример. Пусть имеется такая структура работы в группе:
1. Школьники думают над заданным вопросом.
2. Школьники обсуждают варианты ответа в парах.
3. Школьники рассказывают свой вариант ответа группе. Допустим, что кто-то решил заменить второй элемент этой структуры
на новый: школьники записывают свой вариант ответа. Как это повлияет на взаимозависимость учащихся? К чему приведет отсутствие возможности обсудить варианты ответа перед тем, как их записать? Нетрудно догадаться, что школьники не могут воспользоваться знаниями напарника и беседой как дополнительным ресурсом для поиска наилучшего ответа, поэтому их взаимозависимость снизится. Таким образом, небольшая замена элементов взаимодействия может привести к снижению эффективности учебной работы. Модифицируя уже проверенные структуры, надо следить за тем, чтобы сохранить встроенные в них условия для возникновения позитивной взаимозависимости учащихся.
|
Упражнение. Определите, какую взаимозависимость обеспечивает каждый из приведенных в табличке примеров (элемент, структура)
Пример взаимодействия | Взаимозависимость |
Сильная Слабая Нет |
1. Учитель спрашивает класс: «Что такое тоталитаризм?» Все школьники пишут ответ в своих тетрадях.
2. Учитель спрашивает класс: «Почему право на свободу слова является важнейшей составляющей демократии?» Школьники думают, обсуждают этот вопрос в парах, затем учитель вызывает одного из них огласить ответ классу.
3. Группа пишет рассказ об истории конституционных реформ в России. Каждый член группы по кругу добавляет одно предложение к групповому рассказу (работа по кругу).
4. Учитель спрашивает класс: «В чем состоит конституционная монархия?» Школьники записывают ответ в своих тетрадях. Учитель вызывает одного из них огласить ответ классу.
5. Учитель спрашивает класс: «Что такое представительная демократия?» Школьники думают, обсуждают этот вопрос в группах, учитель вызывает по одному представителю от каждой группы для ответа.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 309
Элементы и структуры
Итак, здесь были даны элементы, из которых складываются структуры взаимодействия, и принципы сочетания этих элементов. Далее излагается, как модифицировать известные структуры и создавать новые, чтобы они в полной мере отвечали задачам, стоящим перед учителем.
|
Самый простой способ модификации структуры - выбросить один из элементов.
Упражнение. Перед вами последовательность элементов структуры «1-2-все».
1. Каждый член группы работает над заданием самостоятельно.
2. Члены группы обсуждают решение в парах.
3. Каждая пара докладывает свои результаты группе.
4. Группа готовит итоговый вариант решения. Что произойдет, если удалить из нее последний элемент? Имеет ли право на существование оставшаяся структура? Для чего ее можно использовать?
Итак, удалив из структуры один из составляющих ее элементов, можно получить нечто полезное. Однако вряд ли таким образом получится что-то качественно новое.
Другой способ модифицировать известную структуру - заменить один из ее элементов. Ниже приведены элементы структуры «Трехшаговое интервью»:
а) школьник интервьюирует напарника (в паре);
б) школьник интервьюирует напарника (меняются);
в) школьники поочередно рассказывают результаты группе. Заменим последний элемент - школьники рассказывают группе на
элемент школьник рассказывает классу. Получили новую осмысленную структуру. Такая замена правомерна, если необходимо, например, познакомить весь класс с сообщением, которое подготовил этот школьник. Если последний элемент структуры заменить на элемент группа обсуждает, также получится новая полезная структура.
Еще один способ модификации структуры - изменить порядок элементов. Выше приведена последовательность элементов структуры «1-2-все». Поменяем местами первый и второй элементы. В результате школьники сначала будут обсуждать решение в парах, а затем самостоятельно обдумают результаты обсуждения, прежде чем рассказывать их группе.
|
Последний способ модификации структур - вставка новых элементов. Структура «Номера»:
а) учитель задает вопрос;
б) группы обсуждают;
в) отвечает перед классом.
310 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Добавим элемент школьники думают после элемента группы обсуждают. Такое изменение структуры поможет школьникам сосредоточиться и подготовиться к ответу перед всем классом. Можно предложить им подготовить план (написать тезисы) своего будущего выступления. Не исключено, что такое изменение окажется удачной доработкой стандартной структуры.
Упражнение. Выше представлена последовательность элементов структуры «Номера».
Вы вставили элемент пары обсуждают после элемента учитель задает вопрос. Что они должны обсуждать? Как изменится характер работы школьников в результате такой вставки?
Вы вставили элемент пары обсуждают после второго элемента структуры «Номера». Что они должны написать? Как изменится характер работы школьников в результате такой вставки?
Вы вставили элемент школьники пишут после элемента учитель задает вопрос. Что они должны написать? Как изменится характер работы школьников в результате такой вставки?
Вы вставили элемент школьники пишут после второго элемента структуры «Номера». Что они должны написать? Как изменится характер работы школьников в результате такой вставки?
Итак, можно модифицировать структуры, удаляя или вставляя элементы, заменяя их или меняя порядок выполнения. В результате получаются новые структуры, которые, возможно, лучше отвечают текущим задачам.
Вам предлагается серия заданий, которые помогут освоиться с техникой модификации структур. Внимательно прочтите описание ситуации и проблему, изложенную в задании. Выпишите последовательность элементов, которые образуют обсуждаемую в задании структуру. Измените эту структуру так, чтобы решить описанную проблему. Сравните ваше предложение с ответом, который приведен в конце этого раздела. Имейте в виду, что у каждой из представленных проблем несколько возможных решений.
Упражнение. «Скорректируйте структуры взаимодействия в классе».
1. Ситуация: группа обсуждает заданный учителем вопрос.
Проблема: вы ожидали, что все члены группы будут активно и равноправно участвовать в обсуждении. Однако один из наиболее подготовленных членов группы захватил инициативу и не дает вставить ни слова партнерам. Вопрос: что надо сделать, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и мог получить индивидуальную оценку за активное участие в обсуждении?
2. Ситуация: школьники в группе высказывают идеи по кругу.
Проблема: вы замечаете, что школьники плохо слушают своих партнеров:
одни и те же идеи повторяются по несколько раз.
Вопрос: что надо сделать, чтобы школьники слушали идеи, высказываемые
партнерами?
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ___________________________ 311
3. Ситуация: учитель сформулировал проблему перед всем классом и предложил школьникам высказать свои идеи.
Проблема: только один из школьников предложил свою идею. Остальные промолчали так, словно у них нет идей.
Вопрос: что надо сделать, чтобы идея каждого получила оценку, а сам школьник высказал ее классу (если никто другой не обнародовал ее раньше)?
4. Ситуация: вы используете структуру «Номера». Проблема: вы замечаете, что слабые школьники не думают над вопросом. Вместо этого они ждут обсуждения в группе, чтобы услышать готовый ответ от более подготовленных партнеров. Вопрос: что надо сделать, чтобы все школьники думали сами, а не ждали подсказки от партнеров по группе?
5. Ситуация: группа проводит интервью. Проблема: вы замечаете, что все вопросы задает один член группы, остальные пассивны.
Вопрос: что надо сделать, чтобы все школьники активно участвовали в интервью и задавали свои вопросы?
6. Ситуация: школьники высказывают свои идеи и записывают их на листе бумаги, который передается по кругу. Вы ожидаете, что будет высказано не менее десятка идей.
Проблема: после первого круга, когда высказано лишь четыре идеи, школьник, к которому пришла очередь предлагать очередную идею, заявляет, что ему больше нечего предложить.
Вопрос: что надо сделать, чтобы у каждого школьника было несколько готовых идей?
Теперь вы знаете, как изменить выбранную структуру в зависимости от возникающих при ее реализации проблем. Умение манипулировать элементами позволяет не только изменять и дополнять существующие структуры, но и создавать новые комбинации в соответствии с текущими учебными целями. Каждый из вас может проявить педагогическое творчество, стать архитектором коммуникационного пространства в классе.
Процедура разработки структуры включает в себя описание результатов, которых вы хотите добиться в ходе учебной работы, выбор элементов и их последовательности, а также описание полученной структуры.
Пример. Пусть ваша задача - разработать структуру работы школьников в группах, которая позволит им попытаться индивидуально ответить на поставленный вопрос, предложить свой ответ группе и обсудить его. Результаты работы каждого школьника должны оцениваться его партнерами по группе.
Попробуйте выбрать нужные элементы. Коль скоро ваша цель в том, чтобы каждый школьник решал поставленную задачу индивидуально, начните с элементов школьники читают и школьники решают задачу. Таким образом, каждому школьнику обеспечивается возможность индивидуально познакомиться со стоящей перед ним задачей и попытаться решить ее. Добавьте третий элемент, который повторяется четыре раза (по числу членов группы) - школьник рассказывает партнерам. Таким обра-
312 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
зом, каждому школьнику обеспечена возможность познакомиться с задачей, решить ее и поделиться результатами своей работы с членами группы. Третий элемент позволит группе оценить работу ее членов.
Теперь осталось добавить заключительный элемент группа обсуждает, чтобы дать возможность школьникам обсудить предложенные решения и прояснить непонятные вопросы. Вот описание полученной структуры.
Цель. Разработать структуру работы школьников в группах, которая позволит им попытаться индивидуально ответить на поставленный вопрос, предложить свой ответ группе и обсудить его. Результаты работы каждого школьника должны оцениваться его партнерами по группе. Описание.
Элемент 1. Школьники читают.
Содержание работы: школьники индивидуально знакомятся со стоящей перед ними задачей. Элемент 2. Школьники решают задачу.
Содержание работы: школьники индивидуально решают стоящую перед ними задачу.
Элемент 3. Школьник рассказывает партнерам (4 раза). Содержание работы: школьники по кругу рассказывают о своем решении.
Элемент 4. Группа обсуждает.
Содержание работы: школьники обсуждают предложенные решения, выясняют непонятные вопросы.
Упражнение. В соответствии с приведенным примером разработайте описание и представьте структуры, которые позволяют достичь следующих целей:
1. Группе школьников - сформулировать исчерпывающий список гипотез о том, что случится с уровнем воды в банке без крышки, если эту банку оставить на подоконнике на две недели;
2. Группе школьников - прийти к общему мнению о том, чем является предложенное им высказывание: изложением факта или мнением;
3. Школьникам - изучить устройство системы выборов в государстве с представительной демократией. Предусмотрите равное участие всех школьников в работе;
4. Школьникам - отработать навыки презентации материала, а затем сделать доклад всему классу (подготовка и проведение ученической конференции);
5. Каждому школьнику - связать рассматриваемое явление со своим личным жизненным опытом. Обеспечьте, чтобы каждый школьник внимательно слушал своих партнеров и ощущал их поддержку;
6. Группе школьников - придумать несколько различных окончаний предложенной им истории;
7. Добиться того, чтобы хорошо успевающие школьники помогли своим слабоуспевающим партнерам освоить принцип разделения властей в современном демократическом государстве. Убедитесь, что структура обеспечивает
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 313
положительную взаимозависимость учащихся, а успехи слабоуспевающих контролируются их более подготовленными партнерами;
8. Максимизировать активность и участие всех школьников (не только сильных) в поисках ответа на вопросы, которые ставит учитель. Обеспечьте максимальное одновременное взаимодействие и равное участие в работе всех
школьников;
9. Облегчить школьникам условия для анализа своей академической работы, уровня и качества коммуникации внутри группы, оценкууровня навыков групповой работы партнеров и подготовку плана совершенствования функционирования группы.
Возможные ответы к упражнению «Скорректируйте структуры взаимодействия в классе»:
1. Замените элемент группа обсуждает на последовательность элементов школьник говорит партнерам (обсуждение по кругу). Ограничьте время каждого выступления одной минутой. Теперь каждый будет участвовать примерно одинаково, а его выступление будет оцениваться партнерами по группе.
2. Добавьте элемент школьник повторяет сказанное партнерами. В результате каждое выступление будет начинаться с повторения перечня ранее высказанных идей. Теперь школьники будут внимательно слушать своих партнеров, а каждая идея будет озвучена несколько раз.
3. Добавьте после элемента учитель задает вопрос классу два новых элемента школьник пишет и школьник читает напарнику. В результате каждый школьник действительно подготовит одну из возможных идей, и эта идея будет оценена его напарником.
4. Вставьте элементы школьники думают, школьники пишут и школьники читают партнерам перед элементом группа обсуждает. В результате каждый школьник будет вынужден подумать над заданным вопросом, подготовить свой ответ и получит оценку своих партнеров по группе.
5. Вспомните принцип равного участия. Замените элемент группа интервьюирует на серию элементов школьник задает вопрос партнеру. Потребуйте, чтобы школьники по кругу задавали интервьюируемому по одному вопросу. В результате участие каждого школьника будет примерно равным.
6. Для того чтобы у каждого члена группы было несколько готовых идей, можно предварить высказывание идей по кругу их обсуждением с использованием структуры «Мозаика». Предложите школьникам каждой группы собраться в новые группы, обменяться идеями в рамках каждой временной группы, а затем собраться в свои группы для выдвижения идей по кругу.
314 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Упражнение (предназначено для тех, кто знаком с порождающими грамматиками и способами описания искусственных языков, например языков программирования).
Постройте формальное описание системы элементов взаимодействия и правил порождения возможных структур (используйте нотацию Бэкуса-Наура). Подготовьте письменный доклад с описанием вашего варианта «формальных оснований теории элементов и структур взаимодействия в классе». При подготовке постарайтесь включить в него ответы на следующие вопросы: Как и для чего можно использовать такое описание? Каковы задачи, которые оно позволяет решить? Приведите примеры. Каково ваше решение одной из этих задач? Что вы приобрели, разрабатывая свой вариант этой теории? Направьте ваш доклад для публикации в Интернете по электронному адресу: auvarov@urao.edu. В строке Subject укажите тему: «Теория элементов и структур взаимодействия в классе».
Заключение
Какие бы горячие вопросы ни обсуждали сегодня педагоги, родители, политики от образования, исследователи, все они так или иначе замыкаются на проблеме содержания образования. Пересмотр и совершенствование содержания образования - общее место любой школьной реформы. Однако то, что происходит в школе сегодня, не имеет аналогий в недалеком прошлом. Содержание образования не просто обновляется, но находится в процессе существенной трансформации. Нет никаких сомнений в том, что к концу будущего десятилетия оно будет разительно отличаться от того, которое считалось привычным и естественным на исходе XX в. Традиционные составляющие школьного учебного плана - математика, естествознание, история, словесность - на пороге качественных изменений. Сегодня все шире круг тех, кто осознает, что обучение, ориентированное на знание фактов и правил, на правильные ответы, стандартные вопросы из задачника, быстро уходит в прошлое. Мы активно движемся к тому, чтобы на уроках математики учить не только фактам и теоремам, но и способам деятельности математиков, процессам математического творчества. На уроках естествознания (физика, химия, биология, география) мы стремимся к тому, чтобы школьники изучали не просто законы и открытия естественных наук, а методы работы (способы деятельности) исследователей природы. Нам уже недостаточно, чтобы они знали правила грамматики, мы хотим учить их методам мышления, умению адекватно выражать свои мысли в письменном виде. Нам недостаточно, чтобы школьники умело рассуждали о демократическом устройстве государства, важно, чтобы они могли выступать активными участниками демократических преобразований.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 315
Революция учебных предметов уже началась (хотя далеко не все в трудно живущей российской школе ее заметили). Мы уходим от «доставки школьникам содержания обучения». Практически все значимые тексты, факты и мнения (если не сегодня, то завтра) можно найти в Интернете. Новая реальность требует, чтобы мы включали учащихся в процессы открытия изучаемых знаний и сознательной самостоятельной отработки необходимых навыков. Современная теория и педагогическая практика стремительно движутся к новой сути образования: вместо того чтобы пытаться пичкать школьников информацией и правилами, мы начинаем пестовать и направлять их любознательность, желание экспериментировать, учиться, самовыражаться. Школьник для нас больше не «сосуд, который надо наполнить знаниями» - фактами, алгоритмами, правилами, информацией и мнениями других людей. Мы начинаем смотреть на школьников как на самостоятельных и ответственных исследователей окружающего мира, как на активных строителей собственной системы знаний.
Наше видение содержания образования постепенно меняется, а следовательно, меняется и система наших отношений со школьниками. Мы хотим установить с ними отношения кооперации, партнерства. Начинается смена педагогической культуры, долгий и мучительный переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. В результате и школьники, и педагоги начинают устанавливать новый тип творческих отношений и друг с другом, и с осваиваемым материалом. Сегодня школьники начинают деятельно овладевать окружающим миром. Они присваивают способы деятельности, которые раньше казались привилегией образованного меньшинства. И учителя все больше озабочены тем, как обеспечить им условия для продуктивного, значимого, осмысленного взаимодействия со своими партнерами по учебе и с осваиваемым материалом.
В настоящее время многие разработчики учебных материалов уже готовы давать школьникам стимулирующий учебный материал, ставить перед ними задачи, которые развивают мышление, побуждать их к самостоятельным шагам по овладению новым учебным содержанием (и некоторые школы уже это делают). Нам пора научиться создавать в классе условия для содержательного взаимодействия учащихся: побуждать школьников к взаимодействию с партнерами, членами своей группы, которое дает новые познавательные стимулы, расширяет зону их ближайшего развития.
Итак, роль педагога изменяется. Учитель больше не стоит перед классом и не «рассказывает урок». Учитель организует учебное коммуникационное пространство, ходит по классу, помогает протеканию процессов учения, которые разворачиваются в ходе индивидуальной или групповой работы.
316 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Революция, начавшаяся в классных комнатах, заставляет школьников повернуться лицом друг к другу и к учебным материалам. Они больше не тратят свое учебное время, глядя на стоящего у доски учителя. По мере того как мы вступаем в новый педагогический век революционные изменения в классной комнате продолжаются, учитель все больше превращается в организатора и помощника своих питомцев, которые работают все более самостоятельно. Чтобы соответствовать новой для себя роли организатора, учитель должен иметь доступ к широкому спектру новых педагогических инструментов. Стандартная структура «Подумай-Обратись к напарнику-Обменяйся мнениями» - один из таких инструментов, который помогает повернуть учащихся к их собственным мыслям, заставляет прислушаться к себе, к мнениям других людей. Этот инструмент помогает им увидеть обучение как интерактивный процесс, в ходе которого понимание вещей и идей возникает в результате обмена мнениями, взаимодействия с другими людьми. Однако для активного участия в начавшейся революции учителю уже недостаточно пользоваться набором фиксированных структур взаимодействия. Ему нужна возможность создавать при необходимости собственные инструменты, которые помогают добиваться конкретных учебных результатов в самых неожиданных ситуациях, постоянно возникающих в классе. Работа с элементами позволяет учителю стать настоящим архитектором коммуникационного пространства в классе. Используя элементы, он может трансформировать по мере необходимости любую структуру, добиваясь решения широкого спектра стоящих перед ним подчас противоречивых педагогических задач.
Но и это не все. Школьники осваивают групповую работу зачастую быстрее своих учителей. В результате не только коммуникационные навыки, но и часто повторяющиеся элементы, и простые структуры работы в группах становятся для них привычными, «присвоенными» средствами работы. Учащиеся начинают сами организовывать взаимодействие внутри группы, используя знакомые им элементы. Так, школьники осваивают организационные и коммуникационные инструменты, помогающие им постепенно превращаться в архитекторов своего собственного образования. Это - главная награда учителю за те немалые усилия, которые предстоит приложить, чтобы групповая работа стала обязательным элементом повседневной жизни школы.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 317
Глава 6. Конспект занятий в мастерской «Групповая работа»
Содержание этой главы представляет собой конспект материалов для занятий со студентами в мастерской. Материалы подготовлены с использованием MS PowerPoint.
Предполагается, что мастерская проводится в учебном помещении, в котором должны быть:
- классная комната площадью не менее 2,0 м2 на одного студента;
- перемещающиеся стулья и столы для организации работы в группах;
- плакатная бумага для участников и преподавателя, место на стенах для размещения и фиксации плакатов и работ обучаемых (групповых и индивидуальных)1;
- экран, электронный проектор и компьютер для демонстрации материалов, подготовленных средствами PowerPoint (желательны);
- видеомагнитофон для просмотра видеоматериалов (желателен);
- комкодер и видеолента для съемки работы участников семинара по освоению навыков взаимодействия в группе сотрудничества (желательны);
- комплект цветных фломастеров (карандашей), ножницы, липкая лента;
- комплект раздаточных материалов.
Электронный проектор и компьютер для демонстрации материалов можно заменить графопроектором и набором слайдов.
В Приложении 2 приведены копии раздаточных материалов, которыми пользовался автор в ходе проведения занятий. Одна из практических работ, выполняемых студентами, связана с разбором видеозаписи урока, на котором учитель использует группы сотрудничества. Эта работа пока-
1 Желательно, чтобы плакаты, подготовленные в ходе групповой работы, сохранялись на стенах классной комнаты на протяжении всей мастерской.
318 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
зала свою эффективность, и ее желательно организовать. Если нет возможности подготовить такой фильм самостоятельно, его можно заказать в Университете Российской академии образования. Примерный план проведения мастерской
1. Вводное занятие.
2. Основы педагогической техники «Кооперация в обучении». Рассматриваемые темы:
- групповая работа в классе: страницы истории;
- три типа взаимодействия в классе;
- принципы кооперации в обучении;
- позитивная взаимозависимость и ее виды;
- обучение навыкам работы в группе;
- систематическая процедура рефлексии хода групповой работы.
3. Наблюдение и анализ использования групповой работы в классе (с видеозаписью урока).
4. Анализ и применение принципов кооперации в обучении (разбор описаний уроков и их реконструкция).
5. Навыки работы в группе.
6. Практические занятия: отработка приемов формирования навыков (пример: три признака пропаганды в печатных текстах).
7. Структуры групповой работы в классе.
8. Приемы введения и использования техники работы в группах в учебном заведении.
9- Самостоятельная работа: разработка планов уроков с использованием техники работы в группах.
10. Зачет по результатам работы в мастерской.
11. Заключительный семинар.
Приведенная ниже разработка методически организована по традиционной схеме: предъявление материала, его анализ (обсуждение) и закрепление. Основной прием, который постоянно использует преподаватель, -демонстрация и анализ феноменов кооперации в обучении на примере работы самих студентов, наблюдаемых ими в ходе проводимого занятия. Материал, изложенный в предыдущих разделах, используется преимущественно для самостоятельной работы студентов за пределами аудитории. В ходе работы в мастерской преподаватель может сослаться на соответствующие разделы или использовать их как справочный материал.
Большую часть мастерской студенты выступают в качестве обучаемых, моделируя работу обычного класса. Начиная с практических занятий по отработке навыков, преподаватель может предложить вести занятия в
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 319
мастерской посменно группе наиболее подготовленных студентов. При этом сам преподаватель выступает в качестве наблюдателя: помогает планировать работу, контролирует ее ход и активно участвует лишь на этапе процедуры рефлексии. Студентам проще и интереснее разбирать работу своих товарищей, которые делают существенно больше промахов, чем опытный педагог. Если следовать этой рекомендации, необходимо иметь в виду, что работу «заместителей» надо спланировать и обсудить вместе с ними заранее, до проведения соответствующего занятия мастерской. Количество студентов, которым предоставится возможность провести занятия, составляет не более четверти учебной группы.
Желательно продемонстрировать студентам возможности использования групповой работы при проведении контроля результатов обучения. Для этого участникам мастерской в качестве домашнего задания можно предложить подготовку экзаменационных вопросов и заданий по пройденному материалу, распределив отдельные темы между студентами. На мастерской предлагается обсудить подготовленные студентами вопросы в парах (один напарник отвечает на подготовленный другим вопрос письменно или устно). Здесь же, в парах, эти вопросы можно уточнить или переформулировать. Итоговые варианты вопросов (возможно, с вариантом ответа) передаются преподавателю для проверки и использования на экзамене. На листке с текстом вопроса ставится подпись автора и указывается, какой вклад в подготовку этого вопроса внес напарник.
Групповую работу можно использовать также и при подготовке учащимися планов уроков (зачетная работа студентов). Преподаватель предлагает группе из трех человек разработать серию из нескольких занятий на общую тему. Студенты могут сами распределить между собой отдельные задания, подготовить развернутые планы, объединить их и доложить результаты перед мастерской. Таким образом, можно на практике продемонстрировать приемы альтернативной оценки результатов обучения. Несмотря на то что такая работа требует со стороны преподавателя дополнительных усилий, она с благодарностью воспринимается студентами: их самооценка, уверенность в своих силах заметно возрастают.
И, наконец, самое главное. Приводимый в этой главе материал не замышлялся и не готовился как эталон, образец для подражания. Он не предназначен даже для критического обсуждения. Читатели, познакомившиеся с предыдущими главами, знают, что работа в группах - живой процесс, который всегда происходит «здесь и сейчас», зависит от состава учащихся, опыта и личных предпочтений преподавателя, размеров и оборудования учебной аудитории и множества других факторов. Все факторы оди-
320 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
наково важны, неизбежны и заранее непредсказуемы. Поэтому любая попытка разрабатывать (а тем более - предлагать) единственный или типовой набор методических материалов заведомо обречена на провал.
Более того, это противоречит самому духу кооперации в обучении, где принципиально признается право каждого на самостоятельность и творчество. Постоянная кропотливая работа преподавателя над своей собственной версией материалов - главное условие успеха, а возможность сравнить свою работу и свой опыт с опытом других педагогов помогает профессиональному росту. Поэтому желательно и даже необходимо иметь возможность сопоставить собственное творчество с методическими разработками коллег, перенимать отдельные решения, приспосабливая их на свой вкус. Главная и единственная задача предлагаемых материалов -помочь самостоятельной работе преподавателей над собственными разработками, стимулировать процесс обмена опытом, распространение отдельных находок и оригинальных решений. Присылайте свои разработки для размещения в Интернете.
Методический материал, который изложен ниже, - это приглашение к сотрудничеству. Он разбит на шесть модулей, каждый из которых представлен серией слайдов.
1. «Команда» (слайды 1-6).
2. Введение в организацию групповой работы (слайды 1-6).
3. Принципы кооперации в обучении (слайды 1-24).
4. Структуры взаимодействия в классе (слайды 1-4).
5. Навыки работы в группе (слайды 1-16).
6. Групповая работа в жизни школы (слайды 1-5).
Модуль, связанный с самостоятельной работой студентов (разработка собственной модели урока), существенно зависит от особенностей обучаемых и не включен в предлагаемый здесь конспект занятий.
Большинство слайдов снабжены рекомендациями для ведущего, вариантами заданий, тезисами сообщений и т.п. Весь этот материал дан для ориентировки. Естественно, что живое протекание каждой мастерской, реальные диалоги, возникающие вопросы - все это может заметно отличаться от приводимой схемы. Поэтому оценки времени работы, ожидаемые вопросы, элементы «конспект» приведены лишь для того, чтобы помочь читателю представить себе возможный инвариант занятий со студентами.
Автор хорошо понимает, что поиск наилучшей формы изложения схем проведения мастерской - актуальная задача технологии подготовки методических материалов. Ниже предлагается один из возможных способов решения этой задачи. Насколько он удачен - судить читателю.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 321
Модуль 1. «Команда» (1—6)
Слайд 1
«Один за всех - все за одного!» А.Дюма
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Л.С.Выготский
«За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете»
Джон Рокфеллер
«Эффективное гражданское образование в школе - абсолютно необходимое условие для обеспечения долгосрочной социальной стабильности и прогресса в стремительно изменяющемся современном мире»
Наше кредо
>д° \
Рекомендации по подготовке к началу занятия
Перед началом включить в классе спокойную музыку. Она повышает внимание и настраивает учащихся на продуктивную работу (используйте мультимедийный проектор или магнитофон). Этот прием можно повторять во время самостоятельной работы студентов в группах.
При входе раздать учащимся «групповые знаки отличия»: треугольник, квадрат, ромб, пятиугольник, звезда и др. Внутри каждой группы знаки пронумерованы. (Для группы из 30 человек - 5 групп сотрудничества по 6 человек - понадобится пять видов знаков.)
Комната для занятий оборудуется для работы (например, 5 групп по 6 человек с возможностью работать парами и тройками внутри группы). Место работы каждой группы маркируется. На стенах класса выделить и промаркировать пять зон - «Уголок группы» для размещения материалов, подготавливаемых в ходе работы каждой группы.
Студенты рассаживаются по группам лицом к преподавателю.
322 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Слайд 2
Вступительное слово
Ведущий представляется, рассказывает о себе, о курсе и его месте в учебном плане.
Желательно пояснить, почему предлагаемая студентам мастерская важна для гражданского образования школьников.
Тезисы
Демократизация школы - не только изменение формального содержания и методов обучения. Это и пересмотр «скрытого» содержания образования, которое зафиксировано в организационных формах обучения и самой организации школы.
Использование кооперации в обучении, систематическая групповая работа школьников - практический шаг к изменению скрытого содержания образования и построению демократической школы.