Позитивная взаимозависимость




Когда успех одного школьника ведет к успеху другого, говорят, что они позитивно взаимозависимы. Так, взаимозависимы футболисты, ког­да один из них передает мяч партнеру по команде, чтобы тот забил гол.

Позитивная взаимозависимость - один из главных принципов эф­фективной групповой работы. Чтобы обеспечить позитивную взаимоза­висимость, надо предусмотреть ее как интегральное свойство структуры взаимодействия, добиваясь каждый раз возникновения взаимозависимо­сти по результату, успеху, ресурсу и т.п. Например, на первых двух шагах структуры «Трехшаговое интервью» напарники интервьюируют друг дру­га. На третьем шаге они рассказывают о том, что узнали в ходе интервью. Единственный способ рассказать что-то стоящее - действительно узнать нечто важное в ходе интервью. Таким образом, третий элемент структуры способствует появлению взаимозависимости между напарниками.

308 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Другой пример. Пусть имеется такая структура работы в группе:

1. Школьники думают над заданным вопросом.

2. Школьники обсуждают варианты ответа в парах.

3. Школьники рассказывают свой вариант ответа группе. Допустим, что кто-то решил заменить второй элемент этой структуры

на новый: школьники записывают свой вариант ответа. Как это повли­яет на взаимозависимость учащихся? К чему приведет отсутствие возмож­ности обсудить варианты ответа перед тем, как их записать? Нетрудно догадаться, что школьники не могут воспользоваться знаниями напарни­ка и беседой как дополнительным ресурсом для поиска наилучшего отве­та, поэтому их взаимозависимость снизится. Таким образом, небольшая замена элементов взаимодействия может привести к снижению эффектив­ности учебной работы. Модифицируя уже проверенные структуры, надо следить за тем, чтобы сохранить встроенные в них условия для возникно­вения позитивной взаимозависимости учащихся.

Упражнение. Определите, какую взаимозависимость обеспечивает каждый из приведенных в табличке примеров (элемент, структура)

 

Пример взаимодействия Взаимозависимость
Сильная Слабая Нет

1. Учитель спрашивает класс: «Что такое тота­литаризм?» Все школьники пишут ответ в сво­их тетрадях.

2. Учитель спрашивает класс: «Почему право на свободу слова является важнейшей составля­ющей демократии?» Школьники думают, об­суждают этот вопрос в парах, затем учитель вы­зывает одного из них огласить ответ классу.

3. Группа пишет рассказ об истории конститу­ционных реформ в России. Каждый член груп­пы по кругу добавляет одно предложение к групповому рассказу (работа по кругу).

4. Учитель спрашивает класс: «В чем состоит конституционная монархия?» Школьники за­писывают ответ в своих тетрадях. Учитель вы­зывает одного из них огласить ответ классу.

5. Учитель спрашивает класс: «Что такое пред­ставительная демократия?» Школьники дума­ют, обсуждают этот вопрос в группах, учитель вызывает по одному представителю от каждой группы для ответа.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 309

Элементы и структуры

Итак, здесь были даны элементы, из которых складываются структуры взаимодействия, и принципы сочетания этих элементов. Далее излагает­ся, как модифицировать известные структуры и создавать новые, чтобы они в полной мере отвечали задачам, стоящим перед учителем.

Самый простой способ модификации структуры - выбросить один из элементов.

Упражнение. Перед вами последовательность элементов структуры «1-2-все».

1. Каждый член группы работает над заданием самостоятельно.

2. Члены группы обсуждают решение в парах.

3. Каждая пара докладывает свои результаты группе.

4. Группа готовит итоговый вариант решения. Что произойдет, если удалить из нее последний элемент? Имеет ли право на существование оставшаяся струк­тура? Для чего ее можно использовать?

Итак, удалив из структуры один из составляющих ее элементов, мож­но получить нечто полезное. Однако вряд ли таким образом получится что-то качественно новое.

Другой способ модифицировать известную структуру - заменить один из ее элементов. Ниже приведены элементы структуры «Трехшаговое ин­тервью»:

а) школьник интервьюирует напарника (в паре);

б) школьник интервьюирует напарника (меняются);

в) школьники поочередно рассказывают результаты группе. Заменим последний элемент - школьники рассказывают группе на

элемент школьник рассказывает классу. Получили новую осмысленную структуру. Такая замена правомерна, если необходимо, например, позна­комить весь класс с сообщением, которое подготовил этот школьник. Если последний элемент структуры заменить на элемент группа обсуждает, также получится новая полезная структура.

Еще один способ модификации структуры - изменить порядок эле­ментов. Выше приведена последовательность элементов структуры «1-2-все». Поменяем местами первый и второй элементы. В результате школь­ники сначала будут обсуждать решение в парах, а затем самостоятельно обдумают результаты обсуждения, прежде чем рассказывать их группе.

Последний способ модификации структур - вставка новых элементов. Структура «Номера»:

а) учитель задает вопрос;

б) группы обсуждают;

в) отвечает перед классом.

310 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Добавим элемент школьники думают после элемента группы об­суждают. Такое изменение структуры поможет школьникам сосредо­точиться и подготовиться к ответу перед всем классом. Можно предложить им подготовить план (написать тезисы) своего будущего выступления. Не исключено, что такое изменение окажется удачной доработкой стандарт­ной структуры.

Упражнение. Выше представлена последовательность элементов структуры «Номера».

Вы вставили элемент пары обсуждают после элемента учитель задает воп­рос. Что они должны обсуждать? Как изменится характер работы школьни­ков в результате такой вставки?

Вы вставили элемент пары обсуждают после второго элемента структуры «Номера». Что они должны написать? Как изменится характер работы школь­ников в результате такой вставки?

Вы вставили элемент школьники пишут после элемента учитель задает воп­рос. Что они должны написать? Как изменится характер работы школьников в результате такой вставки?

Вы вставили элемент школьники пишут после второго элемента структуры «Номера». Что они должны написать? Как изменится характер работы школь­ников в результате такой вставки?

Итак, можно модифицировать структуры, удаляя или вставляя элемен­ты, заменяя их или меняя порядок выполнения. В результате получаются новые структуры, которые, возможно, лучше отвечают текущим задачам.

Вам предлагается серия заданий, которые помогут освоиться с тех­никой модификации структур. Внимательно прочтите описание ситуации и проблему, изложенную в задании. Выпишите последовательность эле­ментов, которые образуют обсуждаемую в задании структуру. Измените эту структуру так, чтобы решить описанную проблему. Сравните ваше предложение с ответом, который приведен в конце этого раздела. Имей­те в виду, что у каждой из представленных проблем несколько возмож­ных решений.

Упражнение. «Скорректируйте структуры взаимодействия в классе».

1. Ситуация: группа обсуждает заданный учителем вопрос.

Проблема: вы ожидали, что все члены группы будут активно и равноправно участвовать в обсуждении. Однако один из наиболее подготовленных чле­нов группы захватил инициативу и не дает вставить ни слова партнерам. Вопрос: что надо сделать, чтобы каждый член группы участвовал в обсужде­нии и мог получить индивидуальную оценку за активное участие в обсужде­нии?

2. Ситуация: школьники в группе высказывают идеи по кругу.

Проблема: вы замечаете, что школьники плохо слушают своих партнеров:

одни и те же идеи повторяются по несколько раз.

Вопрос: что надо сделать, чтобы школьники слушали идеи, высказываемые

партнерами?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ___________________________ 311

3. Ситуация: учитель сформулировал проблему перед всем классом и предло­жил школьникам высказать свои идеи.

Проблема: только один из школьников предложил свою идею. Остальные промолчали так, словно у них нет идей.

Вопрос: что надо сделать, чтобы идея каждого получила оценку, а сам школь­ник высказал ее классу (если никто другой не обнародовал ее раньше)?

4. Ситуация: вы используете структуру «Номера». Проблема: вы замечаете, что слабые школьники не думают над вопросом. Вместо этого они ждут обсуждения в группе, чтобы услышать готовый ответ от более подготовленных партнеров. Вопрос: что надо сделать, чтобы все школьники думали сами, а не ждали под­сказки от партнеров по группе?

5. Ситуация: группа проводит интервью. Проблема: вы замечаете, что все воп­росы задает один член группы, остальные пассивны.

Вопрос: что надо сделать, чтобы все школьники активно участвовали в ин­тервью и задавали свои вопросы?

6. Ситуация: школьники высказывают свои идеи и записывают их на листе бумаги, который передается по кругу. Вы ожидаете, что будет высказано не менее десятка идей.

Проблема: после первого круга, когда высказано лишь четыре идеи, школь­ник, к которому пришла очередь предлагать очередную идею, заявляет, что ему больше нечего предложить.

Вопрос: что надо сделать, чтобы у каждого школьника было несколько гото­вых идей?

Теперь вы знаете, как изменить выбранную структуру в зависимости от возникающих при ее реализации проблем. Умение манипулировать элементами позволяет не только изменять и дополнять существующие структуры, но и создавать новые комбинации в соответствии с текущими учебными целями. Каждый из вас может проявить педагогическое твор­чество, стать архитектором коммуникационного пространства в классе.

Процедура разработки структуры включает в себя описание результа­тов, которых вы хотите добиться в ходе учебной работы, выбор элемен­тов и их последовательности, а также описание полученной структуры.

Пример. Пусть ваша задача - разработать структуру работы школьни­ков в группах, которая позволит им попытаться индивидуально ответить на поставленный вопрос, предложить свой ответ группе и обсудить его. Результаты работы каждого школьника должны оцениваться его партне­рами по группе.

Попробуйте выбрать нужные элементы. Коль скоро ваша цель в том, чтобы каждый школьник решал поставленную задачу индивидуально, нач­ните с элементов школьники читают и школьники решают задачу. Та­ким образом, каждому школьнику обеспечивается возможность индиви­дуально познакомиться со стоящей перед ним задачей и попытаться ре­шить ее. Добавьте третий элемент, который повторяется четыре раза (по числу членов группы) - школьник рассказывает партнерам. Таким обра-

312 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

зом, каждому школьнику обеспечена возможность познакомиться с зада­чей, решить ее и поделиться результатами своей работы с членами груп­пы. Третий элемент позволит группе оценить работу ее членов.

Теперь осталось добавить заключительный элемент группа обсуждает, чтобы дать возможность школьникам обсудить предложенные решения и прояснить непонятные вопросы. Вот описание полученной структуры.

Цель. Разработать структуру работы школьников в группах, которая позволит им попытаться индивидуально ответить на поставленный воп­рос, предложить свой ответ группе и обсудить его. Результаты работы каж­дого школьника должны оцениваться его партнерами по группе. Описание.

Элемент 1. Школьники читают.

Содержание работы: школьники индивидуально знакомятся со сто­ящей перед ними задачей. Элемент 2. Школьники решают задачу.

Содержание работы: школьники индивидуально решают стоящую пе­ред ними задачу.

Элемент 3. Школьник рассказывает партнерам (4 раза). Содержание работы: школьники по кругу рассказывают о своем ре­шении.

Элемент 4. Группа обсуждает.

Содержание работы: школьники обсуждают предложенные решения, выясняют непонятные вопросы.

Упражнение. В соответствии с приведенным примером разработайте описа­ние и представьте структуры, которые позволяют достичь следующих целей:

1. Группе школьников - сформулировать исчерпывающий список гипотез о том, что случится с уровнем воды в банке без крышки, если эту банку оставить на подоконнике на две недели;

2. Группе школьников - прийти к общему мнению о том, чем является предло­женное им высказывание: изложением факта или мнением;

3. Школьникам - изучить устройство системы выборов в государстве с пред­ставительной демократией. Предусмотрите равное участие всех школьников в работе;

4. Школьникам - отработать навыки презентации материала, а затем сделать доклад всему классу (подготовка и проведение ученической конференции);

5. Каждому школьнику - связать рассматриваемое явление со своим личным жизненным опытом. Обеспечьте, чтобы каждый школьник внимательно слу­шал своих партнеров и ощущал их поддержку;

6. Группе школьников - придумать несколько различных окончаний предло­женной им истории;

7. Добиться того, чтобы хорошо успевающие школьники помогли своим сла­боуспевающим партнерам освоить принцип разделения властей в современ­ном демократическом государстве. Убедитесь, что структура обеспечивает

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 313

положительную взаимозависимость учащихся, а успехи слабоуспевающих контролируются их более подготовленными партнерами;

8. Максимизировать активность и участие всех школьников (не только силь­ных) в поисках ответа на вопросы, которые ставит учитель. Обеспечьте мак­симальное одновременное взаимодействие и равное участие в работе всех

школьников;

9. Облегчить школьникам условия для анализа своей академической работы, уровня и качества коммуникации внутри группы, оценкууровня навыков груп­повой работы партнеров и подготовку плана совершенствования функционирования группы.

Возможные ответы к упражнению «Скорректируйте структуры взаи­модействия в классе»:

1. Замените элемент группа обсуждает на последовательность элемен­тов школьник говорит партнерам (обсуждение по кругу). Ограничьте время каждого выступления одной минутой. Теперь каждый будет уча­ствовать примерно одинаково, а его выступление будет оцениваться партнерами по группе.

2. Добавьте элемент школьник повторяет сказанное партнерами. В ре­зультате каждое выступление будет начинаться с повторения перечня ранее высказанных идей. Теперь школьники будут внимательно слу­шать своих партнеров, а каждая идея будет озвучена несколько раз.

3. Добавьте после элемента учитель задает вопрос классу два новых эле­мента школьник пишет и школьник читает напарнику. В результате каждый школьник действительно подготовит одну из возможных идей, и эта идея будет оценена его напарником.

4. Вставьте элементы школьники думают, школьники пишут и школь­ники читают партнерам перед элементом группа обсуждает. В результате каждый школьник будет вынужден подумать над заданным вопросом, подготовить свой ответ и получит оценку своих партнеров по группе.

5. Вспомните принцип равного участия. Замените элемент группа интер­вьюирует на серию элементов школьник задает вопрос партнеру. Потребуйте, чтобы школьники по кругу задавали интервьюируемому по одному вопросу. В результате участие каждого школьника будет при­мерно равным.

6. Для того чтобы у каждого члена группы было несколько готовых идей, можно предварить высказывание идей по кругу их обсуждением с ис­пользованием структуры «Мозаика». Предложите школьникам каждой группы собраться в новые группы, обменяться идеями в рамках каж­дой временной группы, а затем собраться в свои группы для выдвиже­ния идей по кругу.

314 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Упражнение (предназначено для тех, кто знаком с порождающими грамма­тиками и способами описания искусственных языков, например языков про­граммирования).

Постройте формальное описание системы элементов взаимодействия и пра­вил порождения возможных структур (используйте нотацию Бэкуса-Наура). Подготовьте письменный доклад с описанием вашего варианта «формаль­ных оснований теории элементов и структур взаимодействия в классе». При подготовке постарайтесь включить в него ответы на следующие вопросы: Как и для чего можно использовать такое описание? Каковы задачи, которые оно позволяет решить? Приведите примеры. Каково ваше решение одной из этих задач? Что вы приобрели, разрабатывая свой вариант этой теории? Направьте ваш доклад для публикации в Интернете по электронному адресу: auvarov@urao.edu. В строке Subject укажите тему: «Теория элементов и струк­тур взаимодействия в классе».

Заключение

Какие бы горячие вопросы ни обсуждали сегодня педагоги, родители, политики от образования, исследователи, все они так или иначе замыка­ются на проблеме содержания образования. Пересмотр и совершенство­вание содержания образования - общее место любой школьной реформы. Однако то, что происходит в школе сегодня, не имеет аналогий в недале­ком прошлом. Содержание образования не просто обновляется, но находит­ся в процессе существенной трансформации. Нет никаких сомнений в том, что к концу будущего десятилетия оно будет разительно отличаться от того, которое считалось привычным и естественным на исходе XX в. Традицион­ные составляющие школьного учебного плана - математика, естествозна­ние, история, словесность - на пороге качественных изменений. Сегодня все шире круг тех, кто осознает, что обучение, ориентированное на знание фактов и правил, на правильные ответы, стандартные вопросы из задачни­ка, быстро уходит в прошлое. Мы активно движемся к тому, чтобы на уроках математики учить не только фактам и теоремам, но и способам деятельно­сти математиков, процессам математического творчества. На уроках есте­ствознания (физика, химия, биология, география) мы стремимся к тому, чтобы школьники изучали не просто законы и открытия естественных наук, а методы работы (способы деятельности) исследователей природы. Нам уже недостаточно, чтобы они знали правила грамматики, мы хотим учить их методам мышления, умению адекватно выражать свои мысли в письменном виде. Нам недостаточно, чтобы школьники умело рассуждали о демокра­тическом устройстве государства, важно, чтобы они могли выступать ак­тивными участниками демократических преобразований.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 315

Революция учебных предметов уже началась (хотя далеко не все в трудно живущей российской школе ее заметили). Мы уходим от «доставки школь­никам содержания обучения». Практически все значимые тексты, факты и мнения (если не сегодня, то завтра) можно найти в Интернете. Новая ре­альность требует, чтобы мы включали учащихся в процессы открытия изу­чаемых знаний и сознательной самостоятельной отработки необходимых навыков. Современная теория и педагогическая практика стремительно движутся к новой сути образования: вместо того чтобы пытаться пичкать школьников информацией и правилами, мы начинаем пестовать и на­правлять их любознательность, желание экспериментировать, учиться, самовыражаться. Школьник для нас больше не «сосуд, который надо на­полнить знаниями» - фактами, алгоритмами, правилами, информацией и мнениями других людей. Мы начинаем смотреть на школьников как на самостоятельных и ответственных исследователей окружающего мира, как на активных строителей собственной системы знаний.

Наше видение содержания образования постепенно меняется, а сле­довательно, меняется и система наших отношений со школьниками. Мы хотим установить с ними отношения кооперации, партнерства. Начина­ется смена педагогической культуры, долгий и мучительный переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. В результате и школьники, и педагоги начинают устанавливать новый тип творческих отношений и друг с другом, и с осваиваемым материалом. Сегодня школь­ники начинают деятельно овладевать окружающим миром. Они присваи­вают способы деятельности, которые раньше казались привилегией об­разованного меньшинства. И учителя все больше озабочены тем, как обес­печить им условия для продуктивного, значимого, осмысленного взаимо­действия со своими партнерами по учебе и с осваиваемым материалом.

В настоящее время многие разработчики учебных материалов уже го­товы давать школьникам стимулирующий учебный материал, ставить пе­ред ними задачи, которые развивают мышление, побуждать их к самосто­ятельным шагам по овладению новым учебным содержанием (и некото­рые школы уже это делают). Нам пора научиться создавать в классе усло­вия для содержательного взаимодействия учащихся: побуждать школьни­ков к взаимодействию с партнерами, членами своей группы, которое дает новые познавательные стимулы, расширяет зону их ближайшего развития.

Итак, роль педагога изменяется. Учитель больше не стоит перед классом и не «рассказывает урок». Учитель организует учебное коммуникационное пространство, ходит по классу, помогает протеканию процессов учения, которые разворачиваются в ходе индивидуальной или групповой работы.

316 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Революция, начавшаяся в классных комнатах, заставляет школьников повернуться лицом друг к другу и к учебным материалам. Они больше не тратят свое учебное время, глядя на стоящего у доски учителя. По мере того как мы вступаем в новый педагогический век революционные изме­нения в классной комнате продолжаются, учитель все больше превраща­ется в организатора и помощника своих питомцев, которые работают все более самостоятельно. Чтобы соответствовать новой для себя роли орга­низатора, учитель должен иметь доступ к широкому спектру новых педа­гогических инструментов. Стандартная структура «Подумай-Обратись к напарнику-Обменяйся мнениями» - один из таких инструментов, кото­рый помогает повернуть учащихся к их собственным мыслям, заставляет прислушаться к себе, к мнениям других людей. Этот инструмент помогает им увидеть обучение как интерактивный процесс, в ходе которого пони­мание вещей и идей возникает в результате обмена мнениями, взаимо­действия с другими людьми. Однако для активного участия в начавшейся революции учителю уже недостаточно пользоваться набором фиксиро­ванных структур взаимодействия. Ему нужна возможность создавать при необходимости собственные инструменты, которые помогают добивать­ся конкретных учебных результатов в самых неожиданных ситуациях, постоянно возникающих в классе. Работа с элементами позволяет учите­лю стать настоящим архитектором коммуникационного пространства в классе. Используя элементы, он может трансформировать по мере необ­ходимости любую структуру, добиваясь решения широкого спектра сто­ящих перед ним подчас противоречивых педагогических задач.

Но и это не все. Школьники осваивают групповую работу зачастую быстрее своих учителей. В результате не только коммуникационные на­выки, но и часто повторяющиеся элементы, и простые структуры работы в группах становятся для них привычными, «присвоенными» средствами работы. Учащиеся начинают сами организовывать взаимодействие внут­ри группы, используя знакомые им элементы. Так, школьники осваивают организационные и коммуникационные инструменты, помогающие им постепенно превращаться в архитекторов своего собственного образо­вания. Это - главная награда учителю за те немалые усилия, которые пред­стоит приложить, чтобы групповая работа стала обязательным элемен­том повседневной жизни школы.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 317

Глава 6. Конспект занятий в мастерской «Групповая работа»

Содержание этой главы представляет собой конспект материалов для за­нятий со студентами в мастерской. Материалы подготовлены с использо­ванием MS PowerPoint.

Предполагается, что мастерская проводится в учебном помещении, в котором должны быть:

- классная комната площадью не менее 2,0 м2 на одного студента;

- перемещающиеся стулья и столы для организации работы в группах;

- плакатная бумага для участников и преподавателя, место на стенах для размещения и фиксации плакатов и работ обучаемых (групповых и индивидуальных)1;

- экран, электронный проектор и компьютер для демонстрации мате­риалов, подготовленных средствами PowerPoint (желательны);

- видеомагнитофон для просмотра видеоматериалов (желателен);

- комкодер и видеолента для съемки работы участников семинара по освоению навыков взаимодействия в группе сотрудничества (жела­тельны);

- комплект цветных фломастеров (карандашей), ножницы, липкая лента;

- комплект раздаточных материалов.

Электронный проектор и компьютер для демонстрации материалов можно заменить графопроектором и набором слайдов.

В Приложении 2 приведены копии раздаточных материалов, кото­рыми пользовался автор в ходе проведения занятий. Одна из практических работ, выполняемых студентами, связана с разбором видеозаписи урока, на котором учитель использует группы сотрудничества. Эта работа пока-

1 Желательно, чтобы плакаты, подготовленные в ходе групповой работы, сохранялись на стенах классной комнаты на протяжении всей мастерской.

318 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

зала свою эффективность, и ее желательно организовать. Если нет воз­можности подготовить такой фильм самостоятельно, его можно заказать в Университете Российской академии образования. Примерный план проведения мастерской

1. Вводное занятие.

2. Основы педагогической техники «Кооперация в обучении». Рассмат­риваемые темы:

- групповая работа в классе: страницы истории;

- три типа взаимодействия в классе;

- принципы кооперации в обучении;

- позитивная взаимозависимость и ее виды;

- обучение навыкам работы в группе;

- систематическая процедура рефлексии хода групповой работы.

3. Наблюдение и анализ использования групповой работы в классе (с ви­деозаписью урока).

4. Анализ и применение принципов кооперации в обучении (разбор опи­саний уроков и их реконструкция).

5. Навыки работы в группе.

6. Практические занятия: отработка приемов формирования навыков (пример: три признака пропаганды в печатных текстах).

7. Структуры групповой работы в классе.

8. Приемы введения и использования техники работы в группах в учеб­ном заведении.

9- Самостоятельная работа: разработка планов уроков с исполь­зованием техники работы в группах.

10. Зачет по результатам работы в мастерской.

11. Заключительный семинар.

Приведенная ниже разработка методически организована по традици­онной схеме: предъявление материала, его анализ (обсуждение) и закрепле­ние. Основной прием, который постоянно использует преподаватель, -демонстрация и анализ феноменов кооперации в обучении на примере работы самих студентов, наблюдаемых ими в ходе проводимого занятия. Материал, изложенный в предыдущих разделах, используется преиму­щественно для самостоятельной работы студентов за пределами аудито­рии. В ходе работы в мастерской преподаватель может сослаться на соот­ветствующие разделы или использовать их как справочный материал.

Большую часть мастерской студенты выступают в качестве обучаемых, моделируя работу обычного класса. Начиная с практических занятий по отработке навыков, преподаватель может предложить вести занятия в

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 319

мастерской посменно группе наиболее подготовленных студентов. При этом сам преподаватель выступает в качестве наблюдателя: помогает пла­нировать работу, контролирует ее ход и активно участвует лишь на этапе процедуры рефлексии. Студентам проще и интереснее разбирать работу своих товарищей, которые делают существенно больше промахов, чем опытный педагог. Если следовать этой рекомендации, необходимо иметь в виду, что работу «заместителей» надо спланировать и обсудить вместе с ними заранее, до проведения соответствующего занятия мастерской. Ко­личество студентов, которым предоставится возможность провести заня­тия, составляет не более четверти учебной группы.

Желательно продемонстрировать студентам возможности использова­ния групповой работы при проведении контроля результатов обучения. Для этого участникам мастерской в качестве домашнего задания можно предложить подготовку экзаменационных вопросов и заданий по прой­денному материалу, распределив отдельные темы между студентами. На мастерской предлагается обсудить подготовленные студентами вопросы в парах (один напарник отвечает на подготовленный другим вопрос пись­менно или устно). Здесь же, в парах, эти вопросы можно уточнить или переформулировать. Итоговые варианты вопросов (возможно, с вариан­том ответа) передаются преподавателю для проверки и использования на экзамене. На листке с текстом вопроса ставится подпись автора и указы­вается, какой вклад в подготовку этого вопроса внес напарник.

Групповую работу можно использовать также и при подготовке уча­щимися планов уроков (зачетная работа студентов). Преподаватель пред­лагает группе из трех человек разработать серию из нескольких занятий на общую тему. Студенты могут сами распределить между собой отдель­ные задания, подготовить развернутые планы, объединить их и доложить результаты перед мастерской. Таким образом, можно на практике про­демонстрировать приемы альтернативной оценки результатов обучения. Несмотря на то что такая работа требует со стороны преподавателя до­полнительных усилий, она с благодарностью воспринимается студента­ми: их самооценка, уверенность в своих силах заметно возрастают.

И, наконец, самое главное. Приводимый в этой главе материал не за­мышлялся и не готовился как эталон, образец для подражания. Он не пред­назначен даже для критического обсуждения. Читатели, познакомившие­ся с предыдущими главами, знают, что работа в группах - живой процесс, который всегда происходит «здесь и сейчас», зависит от состава учащих­ся, опыта и личных предпочтений преподавателя, размеров и оборудова­ния учебной аудитории и множества других факторов. Все факторы оди-

320 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

наково важны, неизбежны и заранее непредсказуемы. Поэтому любая попытка разрабатывать (а тем более - предлагать) единственный или ти­повой набор методических материалов заведомо обречена на провал.

Более того, это противоречит самому духу кооперации в обучении, где принципиально признается право каждого на самостоятельность и творчество. Постоянная кропотливая работа преподавателя над своей собственной версией материалов - главное условие успеха, а возможность сравнить свою работу и свой опыт с опытом других педагогов помогает профессиональному росту. Поэтому желательно и даже необходимо иметь возможность сопоставить собственное творчество с методическими раз­работками коллег, перенимать отдельные решения, приспосабливая их на свой вкус. Главная и единственная задача предлагаемых материалов -помочь самостоятельной работе преподавателей над собственными раз­работками, стимулировать процесс обмена опытом, распространение отдельных находок и оригинальных решений. Присылайте свои разра­ботки для размещения в Интернете.

Методический материал, который изложен ниже, - это приглашение к сотрудничеству. Он разбит на шесть модулей, каждый из которых пред­ставлен серией слайдов.

1. «Команда» (слайды 1-6).

2. Введение в организацию групповой работы (слайды 1-6).

3. Принципы кооперации в обучении (слайды 1-24).

4. Структуры взаимодействия в классе (слайды 1-4).

5. Навыки работы в группе (слайды 1-16).

6. Групповая работа в жизни школы (слайды 1-5).

Модуль, связанный с самостоятельной работой студентов (разработка собственной модели урока), существенно зависит от особенностей обу­чаемых и не включен в предлагаемый здесь конспект занятий.

Большинство слайдов снабжены рекомендациями для ведущего, вари­антами заданий, тезисами сообщений и т.п. Весь этот материал дан для ориентировки. Естественно, что живое протекание каждой мастерской, ре­альные диалоги, возникающие вопросы - все это может заметно отличать­ся от приводимой схемы. Поэтому оценки времени работы, ожидаемые вопросы, элементы «конспект» приведены лишь для того, чтобы помочь чи­тателю представить себе возможный инвариант занятий со студентами.

Автор хорошо понимает, что поиск наилучшей формы изложения схем проведения мастерской - актуальная задача технологии подготовки ме­тодических материалов. Ниже предлагается один из возможных спосо­бов решения этой задачи. Насколько он удачен - судить читателю.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 321

Модуль 1. «Команда» (1—6)

Слайд 1

«Один за всех - все за одного!» А.Дюма

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Л.С.Выготский

«За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за лю­бое другое умение на свете»

Джон Рокфеллер

«Эффективное гражданское образование в школе - абсолютно не­обходимое условие для обеспечения долгосрочной социальной ста­бильности и прогресса в стремительно изменяющемся современ­ном мире»

Наше кредо

>д° \

Рекомендации по подготовке к началу занятия

Перед началом включить в классе спокойную музыку. Она повышает внимание и настраивает учащихся на продуктивную работу (используйте мультимедийный проектор или магнитофон). Этот прием можно повто­рять во время самостоятельной работы студентов в группах.

При входе раздать учащимся «групповые знаки отличия»: треуголь­ник, квадрат, ромб, пятиугольник, звезда и др. Внутри каждой группы зна­ки пронумерованы. (Для группы из 30 человек - 5 групп сотрудничества по 6 человек - понадобится пять видов знаков.)

Комната для занятий оборудуется для работы (например, 5 групп по 6 человек с возможностью работать парами и тройками внутри группы). Место работы каждой группы маркируется. На стенах класса выделить и промаркировать пять зон - «Уголок группы» для размещения материалов, подготавливаемых в ходе работы каждой группы.

Студенты рассаживаются по группам лицом к преподавателю.

322 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слайд 2

Вступительное слово

Ведущий представляется, рассказывает о себе, о курсе и его месте в учебном плане.

Желательно пояснить, почему предлагаемая студентам мастерская важна для гражданского образования школьников.

Тезисы

Демократизация школы - не только изменение формального содер­жания и методов обучения. Это и пересмотр «скрытого» содержания об­разования, которое зафиксировано в организационных формах обучения и самой организации школы.

Использование кооперации в обучении, систематическая групповая работа школьников - практический шаг к изменению скрытого содержа­ния образования и построению демократической школы.

Вступительное слово можно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: