Если школьники в состоянии последовательно изложить ответ на тот или иной вопрос (процедуру решения стоящей перед ними задачи), значит они действительно освоили материал. Работа в группе создает условия для проверки и результатов письменной работы, и качества устного выступления.
Например, после того как все самостоятельно выполнили письменную работу (ответили на вопросы, решили задачи) и сдали ее для проверки учителю, можно предложить школьникам разбиться на группы. Задача каждой группы - выполнить работу правильно. Члены группы поочередно берут на себя роль Рассказчика: излагают свой ответ на один из вопросов самостоятельной работы. Остальные члены группы выступают в роли Мудрецов: слушают и оценивают предлагаемый ответ. Если у кого-то из Мудрецов возникают сомнения (вопросы), Рассказчик (с участием других членов группы) должен постараться их развеять (ответить). Если члены группы не могут найти согласованный ответ на поставленный вопрос, они обращаются за информацией к дополнительным материалам (например, к учебнику). Цель группы - подготовить правильный ответ на все вопросы задания. Учитель следит за тем, чтобы группы действовали в соответствии с установленной процедурой. Школьники, которые обнаружили, что допустили ошибки при выполнении письменной работы, могут написать дополнение к своей самостоятельной работе с анализом до-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 293
пущенных ошибок и новыми верными ответами. Учитель может учесть это дополнение при оценке результатов самостоятельной работы.
Другой пример - письмо в парах. Каждый школьник получает индивидуальное задание по подготовке письменного текста. Учитель устанавливает критерии оценки выполнения задания (отсутствие грамматических и синтаксических ошибок, содержание, композиция и т.п.). Для выполнения работы школьники разбиваются на пары. Каждый подробно рассказывает своему напарнику содержание задания и что он собирается написать. Напарник внимательно слушает, задает вопросы, готовит план изложения материала и передает его рассказчику. Затем школьники вместе пишут первые параграфы каждой из двух подготавливаемых ими письменных работ. После того как у обоих есть начало, каждый самостоятельно пишет свою работу до конца. Когда работы написаны, партнеры внимательно читают их, делают необходимые замечания и дают советы по корректировке работ. Затем исправляют свои работы в соответствии со сделанными замечаниями. Когда замечания устранены, а ошибки исправлены, партнеры перечитывают работы друг друга, чтобы убедиться, что все сделано верно, и подписывают их (один в качестве автора, а другой -редактора).
|
Учитель наблюдает за группами и по мере необходимости оказывает им консультационную помощь. Когда письменная работа выполнена, школьники проводят процедуру рефлексии (оценивают, насколько эффективно они работали вместе, насколько хорошо использовали «помогающее слушание», планируют изменения в своем поведении при выполнении следующего подобного задания).
Пример, связанный с подготовкой устного выступления. Класс разбивается на рабочие группы, которые должны подготовить сообщение. Темы сообщений рабочих групп разные. Каждый школьник должен освоить заданный материал и уметь доложить подготовленное группой сообщение. Учитель определяет критерии оценки качества выступления (ограничения по времени, полнота и точность изложения материала, использование средств наглядности и т.п.). После того как каждая рабочая группа подготовила выступление и убедилась, что все члены группы могут его провести, класс разделяется на новые группы - «семинары», которые организуются для прослушивания подготовленных сообщений (в семинар включают по одному члену от каждой рабочей группы).
|
Участники семинаров поочередно делают сообщения, подготовленные в рабочих группах. Слушатели оценивают каждое выступление в соответствии с рекомендациями (критериями), подготовленными учителем. Со-
294 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
общения могут оцениваться по их информативности (что нового узнали слушатели), организации материала (введение, основная часть, заключение, выделение главных моментов выступления и т.п.), изложению материала (интересное и увлекательное представление материала, за которым легко следить) и т.п. Слушатели семинара проставляют свои оценки в специально разработанную форму. Один экземпляр заполненной формы передается учителю, а другой - докладчику. Затем рабочие группы собираются вместе, обсуждают результативность семинаров, проводят процедуру рефлексии своей работы. Учитель наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает немедленную помощь докладчикам. При определении итоговых оценок за выступление (групповых и индивидуальных) учитываются как оценки, сделанные участниками семинара, так и материалы наблюдений, собранные учителем.