Исполнитель | Действие | Адресат |
Школьник | Говорит | Не определен |
Пара | Думает | Школьник |
Группа | Создает | Партнеры |
Учитель | Празднует | Напарник |
Класс | Читает | Пара |
Пишет | Группа | |
Хвалит | Учитель | |
Перемещается | Класс |
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 303
щие каждого элемента, уметь различать отдельные элементы и комбинировать их в структуры, помогающие решать текущие учебные задачи.
Упражнение. Пользуясь табличкой, выпишите полные перечни элементов взаимодействия для каждого из выделенных исполнителей. Для исполнителя «Школьник» можно выделить 15 элементов взаимодействия. Назовите их.
Сколько элементов взаимодействия можно выделить для исполнителя «Учитель»?
Объясните, почему перечень элементов взаимодействия для исполнителя «Класс» самый короткий?
Итак, элемент взаимодействия (или просто элемент) - это простейшая единица поведения участников учебного процесса в классе. Несколько элементов, сложенные вместе, дают структуру взаимодействия. Если к элементу или структуре добавить некое содержание, получаются реальные учебные блоки (фрагменты урока, работы, мероприятия).
Одни структуры взаимодействия весьма практичны и естественно реализуются в классе (например, «Трехшаговое интервью»). Другие выглядят достаточно странно, а осмысленность их реализации в классе вызывает сомнение. Искусство педагога - способность эффективно и просто достигать необходимых учебных результатов. Умение создавать и использовать различные структуры взаимодействия - составная часть такого искусства. Для этого надо уметь различать и выделять отдельные элементы, модифицировать с их помощью известные полезные структуры взаимодействия, выстраивать новые, которые в наибольшей мере помогают достигать желаемого учебного результата. Ниже даны основные определения.
|
Занятие (урок). Используется как способ разметки рабочего дня учащегося («У нас сегодня шесть уроков»). Для целей данного изучения продолжительность занятия (урока) не имеет существенного значения. Это может быть 35, 45 или 90 минут. Важно, что в течение этого времени с данной группой одним и тем же предметом занимается тот же самый учитель (или бригада учителей). Таким образом, урок фиксирует участников учебного процесса, его временную и предметную рамки.
Структура взаимодействия. Обобщенный план (или схема) взаимодействия, который не зависит от содержания коммуникации (примеры различных структур: «Номера», «Вопрос ко всему классу», «Трехшаговое интервью» и др.).
Элемент взаимодействия. Простейшая единица поведения участников учебного процесса в классе. Структуры получаются от сложения нескольких элементов. Если к элементам или структурам добавить некое содержание, получатся учебные блоки (работы, занятия).
304 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Учебный блок (работа, фрагмент урока). Учебный материал (с соответствующей учебной задачей), который объединен с выбранной структурой или элементом. Например, если задача - познакомить школьников с впечатлениями об экскурсии, которые остались у их одноклассников, то можно использовать структуру «Трехшаговое интервью». Развернутая на соответствующем учебном материале эта структура образует блок, который займет часть урока. Таким образом, учебный блок - это структура (или элемент) взаимодействия, связанная с соответствующим учебным материалом.
|
Упражнение. В Приложении 1 приведен перечень употребительных структур взаимодействия. Составьте таблицу с перечнем элементов, из которых состоит каждая из перечисленных структур. Например:
Состав элементов для структуры «Номера»
Исполнитель Учитель Группа Школьники | Действие Говорит Говорит Говорит | Адресат Класс Не определен Класс |
Элементы взаимодействия и принципы кооперации в обучении
Общие замечания
Все известные структуры собраны из элементов взаимодействия. Комбинируя эти элементы, можно создавать новые структуры взаимодействия. Однако не все структуры практически полезны. В главе 2 рассматривались принципы кооперации в обучении, которые помогают выстраивать работу в классе соответствующим образом. Комбинируя элементы, модифицируя известные структуры, учитель влияет на условия учебной работы, становление и развитие кооперации. У него появляется возможность повышать или снижать уровень непосредственного взаимодействия учащихся, упрощать или затруднять равное участие всех школьников в работе групп, создавать более или менее благоприятные условия для индивидуальной оценки работы школьников, повышать или понижать уровень позитивной взаимозависимости учащихся. Далее каждая из этих возможностей рассмотрена отдельно.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 305
|
5.2.2. Непосредственное взаимодействие
С точки зрения принципа непосредственного взаимодействия работа в группе предпочтительнее работы в нерасчлененном на группы классе, работа в малых группах предпочтительнее работы в больших группах, а оптимальной является работа в парах. Для того чтобы каждый школьник в течение минуты поделился своей идеей с классом, потребуется около 30 минут.
Если ту же работу проводить в парах, она займет не более 3 минут (с учетом организационного момента). То же самое можно сказать и о представлении результатов. Когда шесть групп докладывают свои результаты всему классу (по 5 минут), эта работа занимает не менее часа. Если предложить каждой группе доложить свои результаты соседней группе, весь процесс займет не более 11 минут. В результате у школьников останется достаточно времени, чтобы провести процедуру рефлексии, проанализировать результаты своего доклада, выработать меры по его улучшению и обменяться докладами с другой группой.
Если задача учителя состоит в том, чтобы школьники совершенствовали навыки представления подготовленного материала, обмен докладами между группами предпочтительнее, чем доклад всему классу. Это утверждение не означает, что элемент группа докладывает классу непродуктивен. Напротив, если задача учителя состоит в том, чтобы все школьники познакомились с уникальными результатами, полученными каждой группой, без доклада перед всем классом не обойтись.
Упражнения
1. Какие из приведенных рекомендаций отвечают принципу непосредственного взаимодействия? Ответьте «да» или «нет»:
а) работа в парах предпочтительнее работы в группах (да, нет);
б) группы большого размера предпочтительнее групп малого размера (да, нет);
в) работа с целым классом предпочтительнее работы в группах (да, нет);
г) работа в группах предпочтительнее работы в парах (да, нет).
2. Упорядочите список известных вам элементов по степени их предпочтительности с точки зрения принципа непосредственного взаимодействия.
306 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
5.2.3. Индивидуальная оценка
Принцип индивидуальной оценки требует, чтобы каждый школьник систематически демонстрировал результаты своей работы товарищам по группе и (или) учителю. Использование определенных элементов взаимодействия помогает реализовать этот принцип. Например, в структуре «Номера» учеников оценивают класс и учитель. Для этого в структуру включен элемент школьник рассказывает классу. Каждый член группы знает, что у него есть шанс лично представлять результаты групповой работы, и чувствует ответственность за подготовку к выступлению. Если структуру «Номера» модифицировать, исключив из нее данный элемент, то это пойдет вразрез с требованиями принципа индивидуальной оценки. Аналогично структура «Трехшаговое интервью» предполагает, что каждый школьник делится с группой результатами, которые он получил в ходе интервью. Для этого в структуру включен элемент школьник рассказывает группе.
Легко заметить, что обе структуры - «Номера» и «Трехшаговое интервью» - содержат элементы взаимодействия, которые обеспечивают индивидуальную оценку работы школьников. В каждом из этих элементов присутствует один и тот же исполнитель (школьник), который выполняет одно и то же действие (рассказывает). Таким образом, чтобы выполнить требования принципа индивидуальной оценки, необходимо включать элементы, где исполнителем является школьник, который выполняет одно из специфических действий или их последовательность.
Примеры:
- школьник пишет, школьник читает группе (классу, напарнику);
- школьник думает, школьник спрашивает (проверяет) напарника.
Упражнения
1. Составьте перечень элементов, каждый из которых позволяет обеспечивать выполнение принципа индивидуальной оценки.
2. Составьте не менее семи перечней пар элементов, каждая из которых позволяет обеспечивать выполнение принципа индивидуальной оценки.
5.2.4. Равное участие
В ходе фронтальной работы учитель обычно легко замечает школьников, которые уклоняются от выполнения учебной работы, и всегда может (теоретически) предпринять необходимые действия. Во время груп-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 307
повой работы у школьников появляется больше возможностей укрыться за спинами своих партнеров. Этого можно избежать, включив в структуру взаимодействия соответствующие элементы. Допустим, требуется, чтобы все школьники в классе прочитали короткий рассказ. Принцип одновременного взаимодействия подсказывает, что чтение в группах обеспечивает более активное участие школьников по сравнению с тем, когда один школьник читает всему классу. Но и в этом случае может оказаться, что один член группы читает весь текст, а остальные только слушают. То же может произойти и при чтении в парах. Во избежание этого достаточно потребовать, чтобы школьники читали текст по кругу, сменяясь, например, через минуту. Данный прием обеспечит равное участие школьников в работе. Аналогично при обсуждении прочитанного текста в группе или в парах можно потребовать, чтобы школьники по очереди пересказывали друг другу фрагменты содержания прочитанного.
Итак, равное участие, отсутствие отлынивающих от выполнения учебных заданий можно обеспечить, если ввести в структуру взаимодействия такие элементы, где все школьники являются исполнителями и, соблюдая очередность, совершают одни и те же действия. К подобным элементам относятся школьники пишут, школьники делятся с партнерами, школьники читают и т.д.
Упражнение. Составьте список элементов, которые помогают обеспечить выполнение принципа равной индивидуальной оценки.