Использовал несколько структур (схем) групповой работы:
- взаимные интервью в парах;
- творческое письмо в парах;
- групповая сборка результатов.
Использовал приемы «Идентификации группы» (название, тотем, символ).
Распределил роли в группах.
Почему представление участника поручено написать «партнеру по группе»?
Каковы итоги прошедшего занятия:
- для участников;
- для преподавателя;
- для мастерской в целом?
Рекомендации ведущему
Провести разбор того, что собирались сделать (цели, ожидаемые результаты) и что фактически делали в ходе выполнения упражнения (самоанализ).
Пример
Использовалось несколько широко распространенных структур групповой работы: «Трехшаговое интервью», «Творческое письмо в парах», «Круглый стол», «Сборка результатов».
Применялись приемы идентификации группы (название, тотем, символ). Распределение ролей было поручено самим группам.
Оценка навыков работы в группе не входила в задачу преподавателя во время этого упражнения.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 327
Вопросы участникам мастерской
Почему написать итоговое представление участника поручено партнеру по паре?
Вы познакомились с примером групповой работы. Она использована для знакомства. Как еще можно познакомить незнакомых людей?
Групповая форма работы весьма эффективна во многих случаях. В каких именно? (Сравните представление по очереди в кругу и вызов учителем по одному.)
Подвести вместе с участниками мастерской итоги первого упражнения:
- для студентов (что нового узнали, чему научились, что не очень вышло, как надо работать в дальнейшем);
- для преподавателя;
- для хода предстоящих занятий.
|
Модуль 2. Введение в организацию групповой работы (1-6)
Слайд 1
Сотрудничество в учении и обучении
«И нет ничего нового под солнцем» (Эк. 4:9-12) ...от начала мира до наших дней
- сотрудничество и конкуренция;
- о благе сотрудничества, вреде конкуренции и наоборот.
«Что не сделаешь один - сделаем вместе!» ...жизнь берет свое
- подсказка на уроках;
- студенты объединяются для подготовки к экзамену.
«Вместе весело шагать по просторам...» ...советская педагогика учит
- групповое выполнение лабораторных работ;
- шефство отличника над неуспевающим;
- работа в пионерском отряде.
Рекомендации ведущему
Перед началом систематического изложения принципов и техники организации групповой работы школьников желательно провести вступительную беседу, где студенты познакомятся с историей вопроса, активизируют свои знания из курса общей педагогики.
328 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Тезисы
«Люди взаимозависимы. Они обречены жить вместе, взаимодействовать».
«О двух типах взаимодействия:
- конкуренция: борьба за ресурсы, за власть и т.п.;
- сотрудничество: совместное использование ресурсов, взаимопомощь». «О естественном отборе и кооперации в живой природе. Примеры из
книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Современные представления об устройстве экосистем. Человек как «коллективное животное».
«Вынужденное сотрудничество людей: строительство Беломоро-Бал-тийского канала. Добровольное сотрудничество людей: вместе готовимся к экзамену».
|
«Тип взаимодействия в классе при фронтальной организации учебной работы».
«Тип взаимодействия в спортивных играх».
«Примеры сотрудничества на традиционном уроке».
«Авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества».
Слайд 2
Из истории педагогики
Ланкастерская система (Джозеф Ланкастер). Педагогическая техника «Талгенизм» (А.Г.Ривин). Проектный метод в обучении (Джон Дьюи). Реформа школы в СССР. Постановление ЦК КПСС от 25 августа 1932 г.
«...урок - основная форма учебной работы в советской общеобразовательной школе»
Рекомендации ведущему
Подбирая примеры из истории педагогики, надо исходить из возможного интереса к ним со стороны студентов, примеров из истории школы в вашем регионе. Можно упомянуть, что Талмуд рекомендует совместное изучение религиозных текстов. В ходе беседы желательно опираться на знания студентов, полученные ими на занятиях по истории педагогики. Желательно подвести беседу к разбору примера из истории отечественной педагогики - запрету на использование групповых форм работы в школе с середины 30-х гг. XX в.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 329
Тезисы
«Педагогическая мысль давно искала способы использовать феномен сотрудничества для решения задач обучения».
«Методика Ланкастера и его интерпретация в современной истории педагогики. Например, в советское время писали, что Ланкастер изобрел тьюторов, так как классы в его школе были переполнены, а он стремился организовать обучение большего числа детей из бедных семей в условиях нехватки учителей».
|
«Опыт А.Г.Ривина. Успех подготовки группы детей к сдаче экзаменов за полный курс гимназии с использованием приемов взаимного обучения».
«В.А.Шульгин и теория отмирания школы. Коллективная работа детей как опыт подготовки к участию в общественном производстве. Школа как место формирования активного строителя нового общества».
«Борьба за «нового человека». Бригадно-лабораторный метод обучения. Комиссарство педологов в школе».
«О постановлении ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
Слайд 3
Постановлением ЦК КПСС от 25 августа 1932 г. урок был провозглашен основной формой учебной работы в советской общеобразовательной школе. Это постановление пресекло все попытки использовать групповые формы работы в школе.
Задание: работа в группах.
- Каждой группе разбиться на пары.
- В течение 5 минут обсудить в парах, придумать и написать на листе бумаги три версии ответа на вопрос:
«Почему использование лабораторно-бригадного метода в школе было осуждено партией и правительством»?
- В течение 5 минут выработать общегрупповую точку зрения, какая причина первая, какая вторая, какая третья. Записать ответы на бумаге.
- Один из членов группы по выбору ведущего будет докладывать эти результаты от имени группы.
Внимание: следует убедиться, что каждый член группы готов отстаивать принятое решение. Качество результатов работы каждой группы будет оцениваться.
330 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Рекомендации ведущему
1. Огласить текст задания. Студенты должны постараться угадать формальные и реальные причины, заставившие принять это решение. Как это решение могло бы аргументироваться в тексте постановления?
2. Обходить группы, наблюдая за ходом их работы. Отмечать, как Координаторы следят за временем.
3. Провести опрос групп «по номерам». По ходу представляемых группами выступлений сравнивать перечень предлагаемых ими причин. Обращать внимание на причины, мнения по которым расходятся. Просить представителей групп аргументировать свои предложения. Предлагать выслушивать контраргументы. Каждая группа должна представить свои аргументы о возможных причинах осуждения групповой работы в школе. После каждого доклада можно спросить, что хотят добавить члены группы, какие вопросы на понимание есть у других групп.
4. По завершении докладов суммировать итоги и раздать группам текст постановления (см. Приложение 2).
Задание группам: Прочтите текст. Проверьте ваши догадки по тексту постановления. Назовите причины, которые прямо следуют из текста постановления. Назовите скрытые причины, которые остались за текстом. Время - 8 минут.
5. Группы делают сообщения о принятых ими уточнениях своей предыдущей точки зрения. Положительно оценивать и прокомментировать точки зрения всех активных участников обсуждения. Можно упомянуть о материалах для чтения.
6. Наградить группы грамотами. При награждении аргументировать, почему каждая группа получила ту или иную грамоту.
7. По итогам обсуждения желательно прийти к выводу о том, что групповая работа может быть успешной и неуспешной. Организация кооперации в обучении - сложная педагогическая техника. Чтобы ее успешно применять, нужны соответствующие методические разработки и тщательная подготовка учителей.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 331
Слайд 4