Кооперация в обучении: принципы организации групповой работы в классе




позитивная взаимозависимость;

одновременное взаимодействие;

индивидуальная оценка результатов;

обучение навыкам работы в группе;

систематическая процедура рефлексии хода групповой работы.

«Не будь впереди меня - я не пойду за тобой. Не следуй за мной - я не люблю руководить. Просто держись рядом и будь моим товарищем».

Альбер Камю

Рекомендации ведущему

1. Напомнить об уже рассмотренных принципах. Обратить внимание, что у всех людей различные задатки в части умения общаться, рабо­тать в группе.

2. Желательно убедить студентов в том, что умение работать в группе надо осваивать и развивать всем без исключения, что формирование данных навыков должно стать обязательной составной частью обще­го образования.

Аргументы:

- раньше соответствующие навыки стихийно формировались у детей в ходе общения с братьями и сестрами в многодетной семье, в разновозрастной дворовой компании;

- городская цивилизация разрушает эти условия: в семье один ребенок, дети проводят время перед телевизором, разновозрастные компании, где можно освоить соответствующие навыки, нередко асоциальные;

- в современном обществе школа становится единственным местом, где об­щество может организовать целенаправленное формирование соответству­ющих навыков.

Выводы:

- обучение позитивной коммуникации, умению вступать в кооперацию с дру­гими людьми становится обязательной составной частью содержания обще­го образования;

- работе в группах, коммуникационным навыкам надо учить также целенап­равленно и последовательно, как учат письму и счету.

3. Стремиться к тому, чтобы студенты поняли, что:

- освоение и использование навыков коммуникации и групповой ра­боты - основа успешной кооперации в обучении;

346 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- эти навыки надо осваивать и упражнять;

- групповая работа - идеальное место (среда) для формирования и от­работки соответствующих навыков;

- в ходе групповой работы всегда решаются два вида задач:

- освоение собственно предметного материала урока;

- формирование и отработка навыков работы в группе.

Слайд 11

Часто встречающиеся роли

Завхоз - ответственный за оборудование:

- обеспечивает группу инструментами и материалами;

- следит за их сохранностью и использованием.

Координатор - руководитель группы:

- следит за тем, чтобы группа «оставалась на цели»;

- напоминает о полученном задании;

- следит за оставшимся временем работы;

- предлагает процедуры (порядок) организации работы в группе;

- подводит итоги обсуждениям, суммирует положения, высказан­ные членами группы, не обращаясь к записям;

- собирает «букет» из предлагаемых членами группы возможных вариантов решения проблемы.

Бодрила:

- поддерживает в группе положительное рабочее настроение;

- подбадривает членов группы в случае сбоев и недочетов;

- поощряет (отмечает положительно) действия членов группы.

Контролер:

- проверяет, что все члены группы действительно согласны с при­нимаемыми групповыми решениями;

- убеждается, что все члены группы освоили материал, и т.п.

Рекомендации ведущему

1. Напомнить, что в эффективно работающей группе обязанности парт­неров обычно распределены (см. слайд). Каждой из этих обязаннос­тей соответствует исполняемая учащимися роль. С каждой ролью свя­заны свои специфические умения и навыки.

Задание группам. Составьте возможно полный перечень всех заметных ро­лей, в которые «играют» участники группового взаимодействия (на произ­водстве, на отдыхе, в ходе учебы). Подготовьте описание поведения, харак­терного для каждой из выделенных ролей. Приведите общеизвестные образ­цы такого поведения (примеры из кино, театра, ТВ, эстрады). При выполнении задания можно использовать структуру «1-2-все».

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 347

2. Наблюдая за ходом работы групп, стимулировать обращение учащих­ся к материалу, освоенному в других курсах (психология). Напомнить об «играх, в которые играют люди».

3. Провести опрос групп (например, используя «номера»). По ходу выс­туплений представителей групп собрать на доске полный перечень предложенных ролей.

Слайд 12

Чтобы успешно двигаться к общей цели, членам группы надо:

■ знать возможности партнеров и доверять им;

■ строго соблюдать правила вежливости при общении друг с дру­гом;

■ «не наезжать», «не задаваться», «не задираться»;

■ избегать пользоваться «саркастической речью»;

■ принимать других такими, какие они есть, не «перевоспитывать»;

■ поддерживать и защищать друг друга;

■ конструктивно разрешать возникающие конфликты, переводить их в продуктивные.

Рекомендации ведущему

1. Предложить участникам мастерской познакомиться с несколькими правилами, помогающими обеспечить эффективную работу участни­ков в группе (см. слайд). Прокомментировать эти правила, обсудить их со студентами.

Задание группам. Предлагается перечень правил, помогающих обеспечить эффективную работу в группе. Что вы хотели бы дополнить, изменить? Перед началом работы члены групп должны организовать свое вза­имодействие.

2. Наблюдая за ходом работы групп, добиться того, чтобы члены групп сознательно договаривались об организации своей работы.

3. Заслушать представителей групп. Вопросы к выступающим:

- это новое правило?

- вы знали о нем раньше?

- вы следуете этому правилу в своей работе?

- как часто вам приходилось нарушать это правило в ходе наших заня­тий (сегодня)?

4. Подводя итоги обсуждению, зафиксировать идею о том, что выпол­нение этих правил аналогично следованию перечню рекомендуемых

348 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

форм поведения (этикет общения в группе сотрудничества). Возмож­ные вопросы группам:

- какие примеры следования этикету вам знакомы из повседневной жизни?

- как формируются, распространяются и закрепляются в обществе нор­мы этикета?

- почему люди следуют этим нормам?

Слайд 13

Общение в группе

Высказывайтесь в описательной, а не в указательной форме. Избе­гайте оценочных суждений.

Высказывайтесь конкретно, а не в общем. Приводите примеры, что­бы члены группы понимали, о чем идет речь.

Отвечайте на обращения по возможности сразу. Высказывайтесь как можно более четко.

Формулируйте свои ответы кратко. Не перегружайте их деталями. Облегчайте слушателю «переваривание» информации.

При ответе ссылайтесь на используемые элементы техники груп­повой работы. Партнеры лучше поймут содержание ответа и смо­гут оценить ваш уровень компетентности.

Рекомендации ведущему

1. Предложить участникам мастерской познакомиться с правилами об­щения в группе, помогающими обеспечить эффективное взаимодей­ствие участников (см. слайд). Прокомментировать эти правила, обсу­дить со студентами, можно ли считать их этикетом группового обще­ния. Поставить и обсудить следующие вопросы (темы):

- Насколько важно вводить правила этикета и следовать им.

- Этикет и производственная дисциплина.

- О нарушении норм поведения в быту, на АЭС, в банке.

- Что такое «общая высокая культура народа»?

2. Полезное сравнение:

- правила поведения за столом;

- правила поведения в метро;

- десять заповедей.

Возможно ли в явном виде сформулировать нормы этикета и после­довательно добиваться их неукоснительного соблюдения всеми?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 349

Задание группам. Обоснуйте, почему при групповой работе надо действи­тельно придерживаться определенных норм поведения. Проанализируйте, где и как эти нормы осваиваются сегодня. Предложите, что надо сделать для улучшения положения дел.

3. Сделать все, чтобы участники мастерской осознали, что формирование навыков работы в группе - долгая и кропотливая работа. Сообщить, что техника этой работы будет специально рассматриваться на заня­тиях мастерской (модуль 5).

Слайд 14



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: