Общее между традиционной учебной группой и эффективной группой




Эффективная группа Традиционная учебная группа

Пример: Несколько учащихся работают вместе независимо от других.

Различия между традиционной учебной группой и эффективной группой

Эффективная группа Традиционная учебная группа

Пример: Проводит рефлексию Не проводит рефлексию

После упражнения проводится процедура рефлексии работы в группах.

Задачи каждой группы:

- Точно следовать правилам проведения «мозговой атаки».

- Перечислить как можно больше признаков, по которым тради­ционные учебные группы и эффективные группы сотрудничества различаются между собой.

Задание выполнено успешно, если члены группы:

- при проведении «мозговой атаки» демонстрировали поведение, создающее атмосферу творческого поиска (подбадривали, раз­вивали идеи коллег; негативно реагировали на идеи партнеров менее 18 раз...);

- нашли не менее 5 различий между традиционной и эффектив­ной учебными группами.

Рекомендации ведущему

Сформулировать задание для студентов: «Сравнить построение за­нятий при разделении учащихся на традиционные учебные группы и по­строение занятий с использованием эффективных групп»:

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 357

1. Обратить внимание студентов на то, что каждая группа выполняет две задачи:

- академическую (найти различия);

- поведенческую (отработка техники «мозговая атака»).

2. Обратить внимание студентов на то, что каждая группа подготавливает два документа:

- таблицу различий;

- протокол фиксации желаемого поведения участников группы. Пер­вый документ используется для доклада о результатах выполнения академической задачи. Второй - для доклада о функционировании группы.

3. Ограничить время на выполнение задания группам (например, 12 минут). Предупредить, что по истечении этого срока докладчики от каждой группы сядут рядом с преподавателем и начнут докладывать результаты.

Слайд 21

План работы группы

1. Распределение ролей.

2. Повторение формулировки целей работы (убедитесь, что все члены группы понимают цели работы одинаково).

3. Проведение «мозговой атаки» (общее и различия).

4. Заполнение таблицы с результатами.

5. Выступление со своими результатами перед мастерской.

Рекомендации ведущему

1. Перед началом работы продемонстрировать студентам слайд и оста­вить его на экране на время работы групп. Включить тихую музыку для создания подходящей рабочей атмосферы.

2. В ходе работы проводить мониторинг работы групп, оказывать им помощь в выполнении задания. Обратить внимание на следующее:

- как ведется протокол наблюдения за ролевым поведением членов группы;

- как выполняют свои ролевые обязанности Бодрила и Координатор. Предупредить группы о приближении срока окончания работы.

3. По ходу сообщений представителей групп о выполнении академичес­кой задачи фиксировать сводный перечень различий на доске и на­капливать материал для последующего награждения групп.

358 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

    Слайд  
Различия между эффективной и традиционной учебными группами
  Эффективная группа Традиционная группа  
Проводится рефлексия Не проводится рефлексия
Положительная взаимосвязь Нет взаимозависимости
Индивидуальный контроль Нет индивидуального контроля
Разнородный состав участников Однородный состав участников
Каждый имеет возможность выполнять роль руководителя Назначается постоянный руководи­тель группы
Обращается внимание как на предмет­ную задачу, так и на групповое поведение Внимание концентрируется исключи­тельно на предметной задаче
Учитель постоянно контролирует работу групп и включается в эту работу по мере необходимости Во время групповой работы учитель отдыхает
  Ведется специальное обучение навыкам групповой работы Учитель не обращает внимания на навыки групповой работы  
       
     

Рекомендации ведущему

1. По завершении докладов о выполнении задания объявить, какие ака­демические результаты ожидалось получить от групп (см. слайд). Со­поставить ожидания с тем, что сделали группы. Подвести итоги вы­полнения группами академической задачи по сравнению характери­стик традиционных и эффективных учебных групп.

2. Напомнить, что одновременно с академической группы решали и по­веденческую задачу. Предложить группам сделать сообщения о соблю­дении правил групповой работы. По ходу этих сообщений отметить положительные моменты в работе каждой группы, остановиться на неожиданных результатах. Поздравить докладчиков и группы с успе­хом.

3. Подвести итоги обсуждения выполнения поведенческой задачи. Об­ратить внимание студентов на то, что вторая (якобы вспомогатель­ная) задача была совсем не проще первой (академической). Можно напомнить, что отработка навыков групповой работы - серьезное дело, и этому будет посвящено специальное занятие мастерской.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 359

4. Провести награждение групп, участвовавших в выполнении задания.

5. Обратить внимание студентов на то, что первые пять пунктов реко­мендуемого плана работы группы выполнены. Приступить к после­днему, шестому, пункту плана: провести процедуру рефлексии работы.

Слайд 23

Проведение процедуры рефлексии

Групповая рефлексия - это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

- достичь поставленной рабочей цели;

- сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий группы в ходе рефлексии:

1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.

2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (ка­кие были действия и в чем они состояли).

3. Вспомнить (рефлексия или постнаблюдение) действия каждого члена группы с указанием (анализ) на то, какие из действий по­могали или не помогали достижению цели.

4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

Цель групповой рефлексии:

- повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;

- увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целей группы.

Рекомендации ведущему

1. Напомнить участникам мастерской о процедуре рефлексии. Подчер­кнуть, что строгое следование этой процедуре помогает уберечься от многих неприятных недоразумений, защищает членов группы.

2. Обратить внимание Координаторов на необходимость фиксировать и объявлять группе о начале и завершении каждого шага процедуры.

3. В ходе проведения рефлексии по группам следить за тем, чтобы все группы следовали основным шагам рекомендованной рабочей про­цедуры, помогать студентам обращать внимание на ход выполнения работы на каждом шаге.

4. Помогать группам подготовить (как результат процедуры рефлексии) план совершенствования своей работы, который будет реализовывать-ся в ходе выполнения следующих заданий. Следить за тем, чтобы каж­дый член группы получил одну (никогда не более двух) практическую

360 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

рекомендацию по совершенствованию своей работы. План должен быть красиво оформлен, подписан всеми членами группы и помещен в «Уголке группы». Возможная форма плана:

План совершенствования работы членов группы

2002 г.

ФИО члена группы Отрабатываемое умение Что делать, где, когда
     

Подписи членов группы:

Слайд 24



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: