Строительство группы Функционирование группы
Формулирование:
- суммировать вслух;
- уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);
- просить развить идею («А как это связано с...?»);
- поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);
- проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);
- планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).
Стимулирование
Слайд 8
Пакеты навыков работы в группе
Строительство группы Функционирование группы Формулирование
Стимулирование:
- критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но идея выглядит странно...»);
- сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);
- объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»);
- спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»);
- продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);
- задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);
- предлагать несколько альтернатив («Есть еще два варианта решения...»);
- проверять, насколько реально выполнить работу (время, ресурсы).
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 373
Задание группам. На основе выполненных описаний подготовить плакаты для обучения школьников каждому из перечисленных навыков (работа выполняется в парах, с проверкой полученных результатов внутри групп). Описания разместить на стенде. Сравнить подготовленные описания и скорректировать их (можно использовать структуру «Мозаика»: по одному представителю от каждой группы образуют «форум» для сравнения подготовленных группами описаний отдельных навыков. В группах доложить о результатах работы).
|
Слайд 9
Рекомендации ведущему
1. В результате обсуждения привести участников мастерской к идее о том, что техника формирования навыков работы в группе аналогична технике формирования других навыков.
2. Рассмотреть в качестве примера формирование навыков руководства. Показать студентам, что знакомство с этими навыками необходимо каждому, что они необходимы, в частности, и для организации эффективной работы группы. «Кто не может руководить, тот не может и подчиняться».
Задание группам. Существует много навыков, связанных с руководством. Сформулируйте примеры таких навыков (по три примера от каждой группы).
3. Заслушать сообщения групп, суммировать перечень предлагаемых навыков руководителя, записав на доске. Обсудить их значимость. Предложить рассматривать технику формирования навыков на примере трех важных для руководителя навыков:
- направлять работу группы;
- суммировать (резюмировать);
- генерировать идеи.
374 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Вариант организации занятий: преподаватель поручает двум студентам (в паре) взять на себя обязанности ведущего мастерской. Студенты организуют проведение занятий по технике отработки навыков. Преподаватель моделирует их работу, помогает им преодолевать трудности, решать возникающие проблемы.
Слайд 10
Три навыка руководителя
Направлять работу группы:
- используя указания по выполнению работы;
- переформулируя (уточняя) цели выполняемого задания;
- предлагая процедуру (порядок) выполнения работы; -указывая на ограниченность ресурсов (оставшегося времени).
|
Суммировать (резюмировать):
- кратко и четко пересказать (без использования записей и других вспомогательных материалов) суть обсуждавшегося или прочитанного.
Генерировать идеи:
- предложить и обсудить идеи дополнительно к выдвинутым ранее;
- организовать процедуру выбора из нескольких выдвинутых идей.
Рекомендации ведущему
1. Разобрать состав рассматриваемых навыков (см. слайд), предложить студентам привести примеры их использования. Записать на доске ожидаемые виды поведения человека, демонстрирующего использование каждого из перечисленных навыков.
Вариант организации занятий: каждая группа разбирает отдельный навык, а потом делает сообщение для всех.
2. Поведение человека, использующего соответствующий навык, зафиксировать на плакате.
Направлять работу группы:
- используя указания по выполнению работы («В инструкции сказано...»);
- переформулируя цели выполняемого задания («Попробуем понять, что от нас хотят...»);
- предлагая эффективную процедуру (порядок, организацию) выполнения работы («Катя очень красиво пишет. Попросим ее вести...»);
- указывая на ограничения по времени («У нас осталось всего 2 минуты. Давайте делать выводы на основе того, что у нас уже есть...»).
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 375
Суммировать (резюмировать):
- кратко излагать суть обсуждавшихся вопросов, точек зрения, предложений;
- умело выбирать время, форму и интонацию представления резюме, чтобы помочь группе фиксировать результаты работы и продвигаться вперед.
Генерировать идеи:
- предлагать на обсуждение дополнительные идеи («Мы еще не рассмотрели идею Кати...»);
- помогать членам группы порождать новые идеи (используя техники критического мышления).
3. Подготовленные плакаты вывесить на стену. Подвести итог работы: «Итак, нам известны навыки, которые мы будем отрабатывать в процессе следующих занятий. Цель этих занятий - изучение приемов пропаганды».
Слайд 11
Приемы пропаганды