Пакеты навыков работы в группе




Строительство группы Функционирование группы

Формулирование:

- суммировать вслух;

- уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);

- просить развить идею («А как это связано с...?»);

- поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);

- проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы дого­ворились...»);

- планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).

Стимулирование

Слайд 8

Пакеты навыков работы в группе

Строительство группы Функционирование группы Формулирование

Стимулирование:

- критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но идея выглядит странно...»);

- сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхож­дения?»);

- объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»);

- спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это вер­но?»);

- продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один мо­мент...»);

- задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработа­ет, если...?»);

- предлагать несколько альтернатив («Есть еще два варианта реше­ния...»);

- проверять, насколько реально выполнить работу (время, ресурсы).

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 373

Задание группам. На основе выполненных описаний подготовить плакаты для обучения школьников каждому из перечисленных навыков (работа вы­полняется в парах, с проверкой полученных результатов внутри групп). Опи­сания разместить на стенде. Сравнить подготовленные описания и скоррек­тировать их (можно использовать структуру «Мозаика»: по одному предста­вителю от каждой группы образуют «форум» для сравнения подготовленных группами описаний отдельных навыков. В группах доложить о результатах работы).

Слайд 9

Рекомендации ведущему

1. В результате обсуждения привести участников мастерской к идее о том, что техника формирования навыков работы в группе аналогична технике формирования других навыков.

2. Рассмотреть в качестве примера формирование навыков руководства. Показать студентам, что знакомство с этими навыками необходимо каждому, что они необходимы, в частности, и для организации эф­фективной работы группы. «Кто не может руководить, тот не может и подчиняться».

Задание группам. Существует много навыков, связанных с руководством. Сформулируйте примеры таких навыков (по три примера от каждой группы).

3. Заслушать сообщения групп, суммировать перечень предлагаемых навыков руководителя, записав на доске. Обсудить их значимость. Предложить рассматривать технику формирования навыков на при­мере трех важных для руководителя навыков:

- направлять работу группы;

- суммировать (резюмировать);

- генерировать идеи.

374 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Вариант организации занятий: преподаватель поручает двум студентам (в паре) взять на себя обязанности ведущего мастерской. Студенты органи­зуют проведение занятий по технике отработки навыков. Преподаватель моделирует их работу, помогает им преодолевать трудности, решать возни­кающие проблемы.

Слайд 10

Три навыка руководителя

Направлять работу группы:

- используя указания по выполнению работы;

- переформулируя (уточняя) цели выполняемого задания;

- предлагая процедуру (порядок) выполнения работы; -указывая на ограниченность ресурсов (оставшегося времени).

Суммировать (резюмировать):

- кратко и четко пересказать (без использования записей и других вспомогательных материалов) суть обсуждавшегося или прочи­танного.

Генерировать идеи:

- предложить и обсудить идеи дополнительно к выдвинутым ра­нее;

- организовать процедуру выбора из нескольких выдвинутых идей.

Рекомендации ведущему

1. Разобрать состав рассматриваемых навыков (см. слайд), предложить студентам привести примеры их использования. Записать на доске ожидаемые виды поведения человека, демонстрирующего использо­вание каждого из перечисленных навыков.

Вариант организации занятий: каждая группа разбирает отдельный на­вык, а потом делает сообщение для всех.

2. Поведение человека, использующего соответствующий навык, зафик­сировать на плакате.

Направлять работу группы:

- используя указания по выполнению работы («В инструкции сказа­но...»);

- переформулируя цели выполняемого задания («Попробуем понять, что от нас хотят...»);

- предлагая эффективную процедуру (порядок, организацию) выпол­нения работы («Катя очень красиво пишет. Попросим ее вести...»);

- указывая на ограничения по времени («У нас осталось всего 2 мину­ты. Давайте делать выводы на основе того, что у нас уже есть...»).

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 375

Суммировать (резюмировать):

- кратко излагать суть обсуждавшихся вопросов, точек зрения, предло­жений;

- умело выбирать время, форму и интонацию представления резюме, чтобы помочь группе фиксировать результаты работы и продвигаться вперед.

Генерировать идеи:

- предлагать на обсуждение дополнительные идеи («Мы еще не рассмот­рели идею Кати...»);

- помогать членам группы порождать новые идеи (используя техники критического мышления).

3. Подготовленные плакаты вывесить на стену. Подвести итог работы: «Итак, нам известны навыки, которые мы будем отрабатывать в про­цессе следующих занятий. Цель этих занятий - изучение приемов про­паганды».

Слайд 11

Приемы пропаганды



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: