Пример: как сказано в Библии, «деньги - источник силы дьявола».
Ленин на V съезде ВЛКСМ призвал «учиться, учиться и еще
раз учиться!»
Объяснение: проверив текст, легко обнаружить, что сказано: «Любовь к деньгам (алчность) - источник силы дьявола». «Учиться, учиться и еще раз учиться Коммунизму!»
Магия чисел
Пример: «Миллионы россиян вышли сегодня праздновать день солидарности трудящихся!»
«Миллионы долларов были потрачены на предвыборную кампанию». «У него тысячи верных друзей».
Объяснение: мы верим в размах событий, так как большие числа
ассоциируются с большими делами, происходящими на уровне
страны, отрасли и т.п.
Рекомендации ведущему
1. Обсудить представление о пропаганде как распространении идей (например, политических) в обществе с целью формирования определенного мировоззрения. Пример: «Пропаганда антирелигиозных идей на базе воинствующего материализма представляет необходимое
376 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
условие борьбы за коммунизм» (Малая советская энциклопедия. Т. 6. М., 1930. С. 932).
Напомнить, что пропаганда пытается достичь целей всеми доступными путями, в том числе недобросовестными. Есть много пропагандистских приемов. Различать пропаганду (недобросовестную, заведомо ложную информацию) - важное умение члена демократического общества.
2. Предложить рассмотреть два частных приема составления пропагандистских материалов: «цитирование вне контекста» и «магия чисел». Эти приемы пропаганды иногда используют в своих выступлениях как зарубежные, так и отечественные политики.
Задание группам. Каждая группа разбивается на две подгруппы по три человека и готовит обращение в поддержку «Партии любителей огурцов», используя два приема пропаганды. В ходе работы Координатор группы старается отрабатывать навыки руководителя, делая акцент на подведении итогов (или других приемах управления работой группы). Время на выполнение работы - 18 минут.
|
3. По истечении времени группы представляют подготовленные материалы. Итоговые версии размещаются в «Уголке группы».
4. Организовать рефлексию проведенной работы: группы обсуждают свою работу, обращая внимание на то, как выполнял свое задание Координатор, отрабатывавший навыки руководителя.
5. Подводя итоги, поощрить успешную работу групп. Говоря о неудачах, отметить, что отработка навыков - дело сложное.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 377
Слайд 12
Как учить навыкам работы в группе
1. Убедитесь, что учащиеся видят необходимость в изучении навыка.
2. Убедитесь, что учащиеся понимают существо рассматриваемого навыка и знают, в каких ситуациях он используется.
Пример: «Подбадривание партнера»
Выглядит | Звучит |
Улыбка «Это идея»
Понимающий взгляд «Интересно»
Большой палец вверх (жест) «Здорово»
Похлопывание по плечу «Хорошо»
3. Создайте ситуацию для отработки навыка.
4. Подберите задания, где учащиеся могут применять навык и получать от партнеров информацию об умении его использовать.
5. Убедитесь, что у учащихся достаточно возможности практиковаться и автоматизировать навык.
Рекомендации ведущему
1. Предложить группам реконструировать использованные на занятиях приемы обучения навыкам работы в группе («Круглый стол») и выделить основные положения методики по отработке навыков (10 минут).
|
2. Собрать все материалы докладов групп перед мастерской. Желательно выйти на следующую схему методики обучения навыкам:
а) обсуждение сути изучаемых навыков;
б) моделирование (при необходимости) этих навыков;
в) подготовка словесного описания поведения человека, использующего эти навыки;
г) демонстрация навыков (при необходимости) в ходе ролевой игры;
д) выполнение учебного задания, в ходе которого используется и отрабатывается один из изучаемых навыков.
NB: Оценивается только демонстрируемое поведение учащихся.
3. Резюмировать сообщения групп и предложить рекомендации по обучению навыкам работы в группах. Расскажите о стандартной схеме обучения. Предложить группам в ходе дальнейшей работы воспользоваться этой схемой для освоения выбранных навыков руководства.
378 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Слайд 13
Приемы пропаганды
«Магия статуса»
Пример: «Сегодня президент Ельцин въехал в Кремль на автомобиле «Волга».
«Глава области лично поздравил юбиляра».
Объяснение: известность и обаяние знаменитых людей неосознанно переносятся на рекламируемый предмет или личность.
«Технический жаргон»
Пример: «С сегодняшнего дня каждый может воспользоваться услугами новой системы корреспондентного обучения иностранному языку, введенной в действие Европейской школой дистантного обучения в Москве, Киеве и Минске». Объяснение: авторы этой реально существующей рекламы использовали транслитерацию иностранных слов для описания заочной школы иностранных языков. Малосведущие люди будут думать, что это новая педагогическая технология.
|
Рекомендации ведущему
1. Предоставить необходимую техническую информацию об использовании двух приемов пропаганды: «магия статуса» и «технический жаргон».
С помощью семантического манипулирования можно за счет используемых слов исказить суть факта, события, внешне сохраняя объективную формулу. Семантическая диффамация, т.е. создание с помощью семантики негативного имиджа, например политическому деятелю, широко используется как на Западе, так и в России. Пример такой диффамации привел в своей книге американский журналист Гунтер Стейн: «...один из сторонников нового курса сенатор Клод Пеп-пер (от штата Флорида) потерпел поражение по той простой причине, что его политические враги сумели использовать послевоенную атмосферу обскурантизма и необоснованных подозрений, возникшую на благодатной почве политической безграмотности. Вот как рассказывала газета «Нью-Йорк герольд трибюн» от 3 мая 1950 года о предвыборных выступлениях противников Пеппера, вследствие которых этот популярный сенатор потерял свое место в сенате: «Дж. Эдгар Гувер... все в ФБР и каждый член Конгресса знают, что Клод Пеппер (продолжительная пауза)... бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к сво-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 379
ей свояченице и что его сестра была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и в это трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер регулярно практиковал... (еще более длинная пауза) целибат...» Эти «скандальные» разоблачения вызвали сильное возмущение среди тех избирателей Флориды, словарный запас которых весьма ограничен». Для справки: экстраверт - деятельный человек, обращенный вовне, непотизм - кумовство, феспианка - монахиня, целибат - безбрачие. Таким образом, мастера политической рекламы добились создания отрицательного имиджа своего противника без риска быть привлеченными к суду за неоправданные оскорбления.
2. Предложить сменить в каждой группе участника, который выполнял функцию Координатора. Дать возможность группе определить, какой именно навык должен отрабатывать новый Координатор.
Задание группам. Разработайте рекламную листовку для поступающих в одну из выбранных частных школ (гимназию, лицей, вуз), используя приемы «магия статуса» и «технический жаргон». Работу выполняйте в группах по три человека.
3. Контролировать, как группы организовали работу, и подсказывать им необходимые организационные решения.
4. Организовать заслушивание сообщений об итогах работы групп. Оценить полученные результаты работы. Подготовленные рекламные листки помещаются в «Уголок группы».
5. Подвести итоги выполнения задания, поблагодарить группы за эффективную работу.
6. Помочь группам провести процедуру рефлексии своей работы. Вариант: использовать данные, собранные Мудрецом, поскольку члены групп могли лучше оценить, как выполнял свою роль Координатор, отрабатывавший навык руководителя.
380 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Слайд 14
Стадии освоения навыка
Пробное, сознательно контролируемое выполнение действия (например, кататься на велосипеде в первый раз).
Использование появившегося, но еще не отработанного умения (кататься во дворе, не на улице).
Уверенное (механическое) использование навыка в знакомых условиях.
Привычное использование навыка в широком диапазоне внешних условий (естественное поведение).
NB:
- Конечная цель освоения навыка - превращение его в элемент естественного поведения человека.
- Единственный способ убедиться, что навык сформирован, - увидеть его исполнение на практике.
Рекомендации ведущему
1. Рассмотреть стадии развития навыка (см. слайд).
Задание группам. Обсудите результаты выполненных упражнений по отработке навыков руководства и ответьте на следующие вопросы:
- На какой стадии освоения навыка находились члены группы в начале работы?
- На какой стадии они находятся теперь?
- Сколько времени и сил надо затратить, чтобы выйти на следующую (последнюю) стадию формирования навыка?
2. Организовать дискуссию по сделанным группами наблюдениям. Желательно, чтобы учащиеся пришли к осознанному выводу о том, что навыки формируются постепенно, что их надо постоянно тренировать, что это следует делать на всех занятиях (не только на тех, которые посвящены групповой работе). Желательно выйти на обсуждение проблемы обучения навыкам работы в группе на всех уроках. Провоцирующие вопросы:
- Как учат письму на других уроках, помимо уроков русского языка?
- Как организовать обучение навыкам групповой работы на всех уроках?
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 381
Слайд 15