Цитирование вне контекста




Пример: как сказано в Библии, «деньги - источник силы дьявола».

Ленин на V съезде ВЛКСМ призвал «учиться, учиться и еще

раз учиться!»

Объяснение: проверив текст, легко обнаружить, что сказано: «Лю­бовь к деньгам (алчность) - источник силы дьявола». «Учиться, учиться и еще раз учиться Коммунизму!»

Магия чисел

Пример: «Миллионы россиян вышли сегодня праздновать день со­лидарности трудящихся!»

«Миллионы долларов были потрачены на предвыборную кампанию». «У него тысячи верных друзей».

Объяснение: мы верим в размах событий, так как большие числа

ассоциируются с большими делами, происходящими на уровне

страны, отрасли и т.п.

Рекомендации ведущему

1. Обсудить представление о пропаганде как распространении идей (например, политических) в обществе с целью формирования оп­ределенного мировоззрения. Пример: «Пропаганда антирелигиозных идей на базе воинствующего материализма представляет необходимое

376 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

условие борьбы за коммунизм» (Малая советская энциклопедия. Т. 6. М., 1930. С. 932).

Напомнить, что пропаганда пытается достичь целей всеми доступ­ными путями, в том числе недобросовестными. Есть много пропаган­дистских приемов. Различать пропаганду (недобросовестную, заведо­мо ложную информацию) - важное умение члена демократического общества.

2. Предложить рассмотреть два частных приема составления про­пагандистских материалов: «цитирование вне контекста» и «магия чи­сел». Эти приемы пропаганды иногда используют в своих выступле­ниях как зарубежные, так и отечественные политики.

Задание группам. Каждая группа разбивается на две подгруппы по три че­ловека и готовит обращение в поддержку «Партии любителей огурцов», ис­пользуя два приема пропаганды. В ходе работы Координатор группы стара­ется отрабатывать навыки руководителя, делая акцент на подведении итогов (или других приемах управления работой группы). Время на выполнение работы - 18 минут.

3. По истечении времени группы представляют подготовленные мате­риалы. Итоговые версии размещаются в «Уголке группы».

4. Организовать рефлексию проведенной работы: группы обсуждают свою работу, обращая внимание на то, как выполнял свое задание Ко­ординатор, отрабатывавший навыки руководителя.

5. Подводя итоги, поощрить успешную работу групп. Говоря о неудачах, отметить, что отработка навыков - дело сложное.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 377

Слайд 12

Как учить навыкам работы в группе

1. Убедитесь, что учащиеся видят необходимость в изучении навыка.

2. Убедитесь, что учащиеся понимают существо рассматриваемого навыка и знают, в каких ситуациях он используется.

Пример: «Подбадривание партнера»

Выглядит Звучит

Улыбка «Это идея»

Понимающий взгляд «Интересно»

Большой палец вверх (жест) «Здорово»

Похлопывание по плечу «Хорошо»

3. Создайте ситуацию для отработки навыка.

4. Подберите задания, где учащиеся могут применять навык и по­лучать от партнеров информацию об умении его использовать.

5. Убедитесь, что у учащихся достаточно возможности практико­ваться и автоматизировать навык.

Рекомендации ведущему

1. Предложить группам реконструировать использованные на занятиях приемы обучения навыкам работы в группе («Круглый стол») и выде­лить основные положения методики по отработке навыков (10 ми­нут).

2. Собрать все материалы докладов групп перед мастерской. Желательно выйти на следующую схему методики обучения навыкам:

а) обсуждение сути изучаемых навыков;

б) моделирование (при необходимости) этих навыков;

в) подготовка словесного описания поведения человека, использую­щего эти навыки;

г) демонстрация навыков (при необходимости) в ходе ролевой игры;

д) выполнение учебного задания, в ходе которого используется и от­рабатывается один из изучаемых навыков.

NB: Оценивается только демонстрируемое поведение учащихся.

3. Резюмировать сообщения групп и предложить рекомендации по обу­чению навыкам работы в группах. Расскажите о стандартной схеме обучения. Предложить группам в ходе дальнейшей работы восполь­зоваться этой схемой для освоения выбранных навыков руководства.

378 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слайд 13

Приемы пропаганды

«Магия статуса»

Пример: «Сегодня президент Ельцин въехал в Кремль на автомоби­ле «Волга».

«Глава области лично поздравил юбиляра».

Объяснение: известность и обаяние знаменитых людей неосознан­но переносятся на рекламируемый предмет или личность.

«Технический жаргон»

Пример: «С сегодняшнего дня каждый может воспользоваться услу­гами новой системы корреспондентного обучения иност­ранному языку, введенной в действие Европейской шко­лой дистантного обучения в Москве, Киеве и Минске». Объяснение: авторы этой реально существующей рекламы исполь­зовали транслитерацию иностранных слов для описания заочной школы иностранных языков. Малосведущие люди будут думать, что это новая педагогическая технология.

Рекомендации ведущему

1. Предоставить необходимую техническую информацию об исполь­зовании двух приемов пропаганды: «магия статуса» и «технический жаргон».

С помощью семантического манипулирования можно за счет исполь­зуемых слов исказить суть факта, события, внешне сохраняя объек­тивную формулу. Семантическая диффамация, т.е. создание с помо­щью семантики негативного имиджа, например политическому дея­телю, широко используется как на Западе, так и в России. Пример та­кой диффамации привел в своей книге американский журналист Гун­тер Стейн: «...один из сторонников нового курса сенатор Клод Пеп-пер (от штата Флорида) потерпел поражение по той простой причи­не, что его политические враги сумели использовать послевоенную атмосферу обскурантизма и необоснованных подозрений, возникшую на благодатной почве политической безграмотности. Вот как расска­зывала газета «Нью-Йорк герольд трибюн» от 3 мая 1950 года о пред­выборных выступлениях противников Пеппера, вследствие которых этот популярный сенатор потерял свое место в сенате: «Дж. Эдгар Гу­вер... все в ФБР и каждый член Конгресса знают, что Клод Пеппер (продолжительная пауза)... бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к сво-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 379

ей свояченице и что его сестра была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и в это трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер регулярно практиковал... (еще более длинная пау­за) целибат...» Эти «скандальные» разоблачения вызвали сильное воз­мущение среди тех избирателей Флориды, словарный запас которых весьма ограничен». Для справки: экстраверт - деятельный человек, обращенный вовне, непотизм - кумовство, феспианка - монахиня, целибат - безбрачие. Таким образом, мастера политической рекламы добились создания отрицательного имиджа своего противника без риска быть привлеченными к суду за неоправданные оскорбления.

2. Предложить сменить в каждой группе участника, который выполнял функцию Координатора. Дать возможность группе определить, какой именно навык должен отрабатывать новый Координатор.

Задание группам. Разработайте рекламную листовку для поступающих в одну из выбранных частных школ (гимназию, лицей, вуз), используя приемы «ма­гия статуса» и «технический жаргон». Работу выполняйте в группах по три человека.

3. Контролировать, как группы организовали работу, и подсказывать им необходимые организационные решения.

4. Организовать заслушивание сообщений об итогах работы групп. Оце­нить полученные результаты работы. Подготовленные рекламные листки помещаются в «Уголок группы».

5. Подвести итоги выполнения задания, поблагодарить группы за эф­фективную работу.

6. Помочь группам провести процедуру рефлексии своей работы. Вари­ант: использовать данные, собранные Мудрецом, поскольку члены групп могли лучше оценить, как выполнял свою роль Координатор, отрабатывавший навык руководителя.

380 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слайд 14

Стадии освоения навыка

Пробное, сознательно контролируемое выполнение действия (на­пример, кататься на велосипеде в первый раз).

Использование появившегося, но еще не отработанного умения (ка­таться во дворе, не на улице).

Уверенное (механическое) использование навыка в знакомых ус­ловиях.

Привычное использование навыка в широком диапазоне внешних условий (естественное поведение).

NB:

- Конечная цель освоения навыка - превращение его в элемент ес­тественного поведения человека.

- Единственный способ убедиться, что навык сформирован, - уви­деть его исполнение на практике.

Рекомендации ведущему

1. Рассмотреть стадии развития навыка (см. слайд).

Задание группам. Обсудите результаты выполненных упражнений по отра­ботке навыков руководства и ответьте на следующие вопросы:

- На какой стадии освоения навыка находились члены группы в начале работы?

- На какой стадии они находятся теперь?

- Сколько времени и сил надо затратить, чтобы выйти на следующую (после­днюю) стадию формирования навыка?

2. Организовать дискуссию по сделанным группами наблюдениям. Же­лательно, чтобы учащиеся пришли к осознанному выводу о том, что навыки формируются постепенно, что их надо постоянно трениро­вать, что это следует делать на всех занятиях (не только на тех, кото­рые посвящены групповой работе). Желательно выйти на обсужде­ние проблемы обучения навыкам работы в группе на всех уроках. Провоцирующие вопросы:

- Как учат письму на других уроках, помимо уроков русского языка?

- Как организовать обучение навыкам групповой работы на всех уро­ках?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 381

Слайд 15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: