Действительно, подготовка студентов - будущих педагогов к реализации программ гражданского образования в вузах серьезно отстает от развернувшихся в последнее время программ переподготовки педагогов в этой области. Имеющиеся материалы устарели и в лучшем случае ориентированы на одну узкопредметную модель гражданского образования. Сюда можно отнести распространившиеся в последние годы новые курсы по политологии и праву для высших учебных заведений. Отсутствуют учебные курсы, ориентированные на реализацию межпредметного и институционального подхода к гражданскому образованию, на развитие гражданской компетентности будущих педагогов.
Все это происходит на фоне того, что высшее педагогическое образование в целом испытывает острый дефицит нового поколения учебных материалов. Особенно это касается таких областей, как воспитание, новые методы преподавания гуманитарных дисциплин, современная педагогическая техника. Редкими в программах подготовки педагогов остаются практикумы и тренинги таких социальных умений, как понимающая коммуникация, разрешение конфликтов и др. Содержание курсов методики во многих педагогических вузах и сегодня не многим отличается от аналогичных курсов двадцатилетней давности. Современные виды техники работы учителя (педагогические технологии) и разработки в области методики изучения гуманитарных дисциплин, которые интенсивно ведутся в последнее десятилетие и в России и на Западе, практически не используются при подготовке будущих педагогов. В результате выпускники педагогических университетов приходят в школу не подготовленные к решению задач ее демократического обновления. Ясно, что без трансформации высшего педагогического образования соответствующая трансформация практики работы школы невозможна. Разработка и распространение учебных курсов, помогающих готовить будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования, - одна из наиболее актуальных сегодня задач. Вкладом в решение этой задачи и должен стать пакет учебно-методических материалов, подготовленных в рамках нашего проекта. Авторы хорошо понимают, что для эффективной подготовки учителей, которые захотели бы стать носителями полноценного гражданского образования, сегодня надо сделать очень много. И это вряд ли можно сделать в рамках одного двухлетнего проекта. Скорее, это похоже на многолетний проект, разрабатывать который предстоит всему педагогическому сообществу. Как же это сделать практически?
|
Возможное решение - подготовка пакета вариативных учебных материалов, каждый из которых вполне особенен, в существенной степени самодостаточен, но скреплен общей гражданской позицией автора с другими материалами пакета. Мы предполагали, что общность гражданской позиции задаст общее и в содержании отдельных учебных курсов, и - а это, с нашей точки зре-
ПРЕДИСЛОВИЕ
ния, главное - в методах учебной работы со студентами. Содержание курсов лишь отчасти фиксировано в учебных текстах. Важнейшая часть содержания «нарисована» на методах учебной работы, зафиксирована в педагогической технологии, в том, как собственно проводятся занятия со студентами. Пакет курсов - это не только теоретический, но и хороший практический аргумент в пользу возможности существенных сдвигов в деле гражданского образования в нашей стране уже сегодня.
|
Как бы ни хотелось инициаторам и участникам настоящего проекта исчерпывающе решить задачу создания нового содержания для обучения будущих педагогов, они хорошо понимают, что разработка исчерпывающего набора учебных курсов, охватывающих все аспекты подготовки студентов в области гражданского образования, - задача слишком амбициозная. Более того, такой набор может существовать лишь потенциально. Актуально он всегда неполон. Что именно должно входить в него в каждый конкретный момент, могут решить только сами педагоги, ведущие соответствующие занятия, коллективы соответствующих кафедр, взявших на себя ответственность за профессиональную подготовку будущих учителей. Все, что могут сделать здесь участники настоящего проекта - поделиться своим опытом, методическими наработками, учебными текстами и методическими разработками.
Состав пакета
Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего проекта, определился двумя обстоятельствами:
- желанием авторов «покрыть» основные области профессиональной под(готовки учителей в сфере гражданского образования, как мы его пони(маем;
- опытом и интересами авторского коллектива проекта.
В результате нам в той или иной мере удалось покрыть три аспекта этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический.
Общепедагогический аспект сравнительно полно рассмотрен в курсах: -Демократическое образование: теория и практика (И.Д.Фрумин);
|
- Поликультурное образование (А.А.Сыродеева);
- Скрытые реальности школьной жизни (И.Д.Фрумин);
- Правовое пространство школы (А.Н.Тубельский). Инструментальный аспект представлен четырьмя курсами:
- Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И.Хасан, n.A.Cepro-манов);
- Кооперация в учении (А.Ю.Уваров);
- Критическое мышление (Е.А.Ходос);
- Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин). Методический аспект представлен тремя курсами:
- Методика преподавания курсов «человековедения» в школе (Б.И.Хасан, А.В.Дорохова);
12 ________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
- Проблемно-рефлексивный подход к построению курсов обществознания в школе (В.В.Башев, И.Д.Фрумин);
- Социологические исследования в образовании (Н.В.Никитина). Перечень этих курсов мог бы быть существенно шире, однако их подготовка требует весьма много времени и достаточно изощренной методической проработки. Будем надеяться, что в будущем этот перечень заметно расширится.
Мы сознательно не включили в предлагаемый пакет курсы, связанные со специальной предметной подготовкой учителей: экономика, политика, право, обществоведение и т.п. С одной стороны, таких курсов подготовлено уже достаточно много и их создание не связано с преодолением существенных педагогических трудностей. С другой стороны, мы стремились сконцентрироваться на собственно педагогических аспектах подготовки будущих учителей в области гражданского образования. Эти аспекты сегодня наименее проработаны и сравнительно слабо представлены в учебно-методической литературе.
Каждый из курсов по-своему уникален. Вместе с тем все они отвечают некоторым общим принципам, выработанным в авторском коллективе:
- Каждый курс имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, проектные разработки, самостоятельные исследования студентов.
- Общее предметно-тематическое содержание курсов составлено как комплекс взаимодополняющих областей (дисциплин), что обеспечивает условия для достижения общей гражданской компетентности учащихся.
- При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы следовали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде «знаний о...», а в виде способов действия.
- Материал каждого из разработанных учебно-методических пособий является общим и для преподавателя (учителя), и для студента (ученика). Учебный материал, методическая составляющая и «хрестоматийная» часть (материалы для чтения, упражнений, самостоятельной работы и т.п.) собираются вместе под одной обложкой создаваемого учебного пособия. Тем самым демонстрируется принципиальное равенство позиций участников учебного процесса, неприемлимость манипуляций всех видов.
- Излагаемые в пособиях методические рекомендации ценны не в деталях, а как каркас, с помощью которого авторы пытались намекнуть на некоторый инвариант. Авторы не ожидают, что следующие за ними преподаватели будут воспроизводить детали. Они будут воспроизводить инвариант, интерпретируя его в соответствии со своей культурой, пониманием и применительно к своей конкретной ситуации. Для нас важен именно каркас (инвариант), в то время как наполнение, конкретные ситуации в ходе изучения курса могут постоянно изменяться.
- В современном образовании естественно выделяются два контекста:
ПРЕДИСЛОВИЕ ___________________________________________________________13
- традиционный (который уже стал нормой). И здесь нечего рефлектировать. Каждый раз, когда мы встречаемся с ситуацией, хорошо ложащейся в традиционный контекст, надо действовать традиционно с заданным уровнем успешности;
- нетрадиционный. Мы понимаем, что действия в этом контексте существуют (и существовали) всегда и всегда направлены на изменение существующей парадигмы (традиционной ментальное™ педагогов). В результате соответствующие действия всегда конфликтны. Наша задача: каждый раз, когда мы встречаемся с этой ситуацией (а она в наших курсах типична), сделать этот конфликт культурным, рефлектировать его, перевести в продуктивное русло.
Педагогика - одна из авторских версий прочитывания жизни. То, что изучают педагогика - это всегда прецедент. Поэтому, при развертывании методики изучения предлагаемых курсов авторы стремились, как правило, воспроизводить следующую схему:
- демонстрировать студентам их собственный стереотип сознания;
- сталкивать эти стереотипы с реальной ситуацией;
- выделять ситуации из жизни школы и предлагать строить учащимся свою собственную деятельность.
Коль скоро наша задача - сменить парадигму педагогического сознания, предлагаемые учебные пособия нельзя просто дать читать студентам (или преподавателям). Их надо «проиграть» в реальной жизни учебной группы. Отсюда ясно, почему авторы считают принципиально важным использование активных методов обучения - дискуссий, игровых процедур, проведение исследований. Соответствующая учебная работа должна постоянно опираться на личный опыт студентов: собственный опыт ученичества, опыт первых педагогических проб.