Пакет учебных материалов по гражданскому образованию




Действительно, подготовка студентов - будущих педагогов к реализации программ гражданского образования в вузах серьезно отстает от развернув­шихся в последнее время программ переподготовки педагогов в этой области. Имеющиеся материалы устарели и в лучшем случае ориентированы на одну узкопредметную модель гражданского образования. Сюда можно отнести рас­пространившиеся в последние годы новые курсы по политологии и праву для высших учебных заведений. Отсутствуют учебные курсы, ориентированные на реализацию межпредметного и институционального подхода к гражданс­кому образованию, на развитие гражданской компетентности будущих педа­гогов.

Все это происходит на фоне того, что высшее педагогическое образова­ние в целом испытывает острый дефицит нового поколения учебных матери­алов. Особенно это касается таких областей, как воспитание, новые методы преподавания гуманитарных дисциплин, современная педагогическая техни­ка. Редкими в программах подготовки педагогов остаются практикумы и тре­нинги таких социальных умений, как понимающая коммуникация, разреше­ние конфликтов и др. Содержание курсов методики во многих педагогичес­ких вузах и сегодня не многим отличается от аналогичных курсов двадцати­летней давности. Современные виды техники работы учителя (педагогичес­кие технологии) и разработки в области методики изучения гуманитарных дисциплин, которые интенсивно ведутся в последнее десятилетие и в России и на Западе, практически не используются при подготовке будущих педагогов. В результате выпускники педагогических университетов приходят в школу не подготовленные к решению задач ее демократического обновления. Ясно, что без трансформации высшего педагогического образования соответствующая трансформация практики работы школы невозможна. Разработка и распрост­ранение учебных курсов, помогающих готовить будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования, - одна из наиболее ак­туальных сегодня задач. Вкладом в решение этой задачи и должен стать пакет учебно-методических материалов, подготовленных в рамках нашего проекта. Авторы хорошо понимают, что для эффективной подготовки учителей, кото­рые захотели бы стать носителями полноценного гражданского образования, сегодня надо сделать очень много. И это вряд ли можно сделать в рамках одно­го двухлетнего проекта. Скорее, это похоже на многолетний проект, разраба­тывать который предстоит всему педагогическому сообществу. Как же это сде­лать практически?

Возможное решение - подготовка пакета вариативных учебных материа­лов, каждый из которых вполне особенен, в существенной степени самодоста­точен, но скреплен общей гражданской позицией автора с другими материа­лами пакета. Мы предполагали, что общность гражданской позиции задаст об­щее и в содержании отдельных учебных курсов, и - а это, с нашей точки зре-

ПРЕДИСЛОВИЕ

ния, главное - в методах учебной работы со студентами. Содержание курсов лишь отчасти фиксировано в учебных текстах. Важнейшая часть содержания «нарисована» на методах учебной работы, зафиксирована в педагогической технологии, в том, как собственно проводятся занятия со студентами. Пакет курсов - это не только теоретический, но и хороший практический аргумент в пользу возможности существенных сдвигов в деле гражданского образования в нашей стране уже сегодня.

Как бы ни хотелось инициаторам и участникам настоящего проекта ис­черпывающе решить задачу создания нового содержания для обучения буду­щих педагогов, они хорошо понимают, что разработка исчерпывающего на­бора учебных курсов, охватывающих все аспекты подготовки студентов в об­ласти гражданского образования, - задача слишком амбициозная. Более того, такой набор может существовать лишь потенциально. Актуально он всегда не­полон. Что именно должно входить в него в каждый конкретный момент, мо­гут решить только сами педагоги, ведущие соответствующие занятия, коллек­тивы соответствующих кафедр, взявших на себя ответственность за профес­сиональную подготовку будущих учителей. Все, что могут сделать здесь участ­ники настоящего проекта - поделиться своим опытом, методическими нара­ботками, учебными текстами и методическими разработками.

Состав пакета

Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего проекта, определился двумя обстоятельствами:

- желанием авторов «покрыть» основные области профессиональной под(готовки учителей в сфере гражданского образования, как мы его пони(маем;

- опытом и интересами авторского коллектива проекта.

В результате нам в той или иной мере удалось покрыть три аспекта этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический.

Общепедагогический аспект сравнительно полно рассмотрен в курсах: -Демократическое образование: теория и практика (И.Д.Фрумин);

- Поликультурное образование (А.А.Сыродеева);

- Скрытые реальности школьной жизни (И.Д.Фрумин);

- Правовое пространство школы (А.Н.Тубельский). Инструментальный аспект представлен четырьмя курсами:

- Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И.Хасан, n.A.Cepro-манов);

- Кооперация в учении (А.Ю.Уваров);

- Критическое мышление (Е.А.Ходос);

- Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин). Методический аспект представлен тремя курсами:

- Методика преподавания курсов «человековедения» в школе (Б.И.Хасан, А.В.Дорохова);

12 ________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- Проблемно-рефлексивный подход к построению курсов обществознания в школе (В.В.Башев, И.Д.Фрумин);

- Социологические исследования в образовании (Н.В.Никитина). Перечень этих курсов мог бы быть существенно шире, однако их подго­товка требует весьма много времени и достаточно изощренной методической проработки. Будем надеяться, что в будущем этот перечень заметно расши­рится.

Мы сознательно не включили в предлагаемый пакет курсы, связанные со специальной предметной подготовкой учителей: экономика, политика, пра­во, обществоведение и т.п. С одной стороны, таких курсов подготовлено уже достаточно много и их создание не связано с преодолением существенных педагогических трудностей. С другой стороны, мы стремились сконцентри­роваться на собственно педагогических аспектах подготовки будущих учите­лей в области гражданского образования. Эти аспекты сегодня наименее про­работаны и сравнительно слабо представлены в учебно-методической лите­ратуре.

Каждый из курсов по-своему уникален. Вместе с тем все они отвечают не­которым общим принципам, выработанным в авторском коллективе:

- Каждый курс имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, проектные разработки, самостоятельные исследования студентов.

- Общее предметно-тематическое содержание курсов составлено как комп­лекс взаимодополняющих областей (дисциплин), что обеспечивает усло­вия для достижения общей гражданской компетентности учащихся.

- При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы сле­довали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде «знаний о...», а в виде способов действия.

- Материал каждого из разработанных учебно-методических пособий яв­ляется общим и для преподавателя (учителя), и для студента (ученика). Учеб­ный материал, методическая составляющая и «хрестоматийная» часть (ма­териалы для чтения, упражнений, самостоятельной работы и т.п.) собира­ются вместе под одной обложкой создаваемого учебного пособия. Тем са­мым демонстрируется принципиальное равенство позиций участников учебного процесса, неприемлимость манипуляций всех видов.

- Излагаемые в пособиях методические рекомендации ценны не в деталях, а как каркас, с помощью которого авторы пытались намекнуть на некото­рый инвариант. Авторы не ожидают, что следующие за ними преподавате­ли будут воспроизводить детали. Они будут воспроизводить инвариант, интерпретируя его в соответствии со своей культурой, пониманием и при­менительно к своей конкретной ситуации. Для нас важен именно каркас (инвариант), в то время как наполнение, конкретные ситуации в ходе изу­чения курса могут постоянно изменяться.

- В современном образовании естественно выделяются два контекста:

ПРЕДИСЛОВИЕ ___________________________________________________________13

- традиционный (который уже стал нормой). И здесь нечего рефлектиро­вать. Каждый раз, когда мы встречаемся с ситуацией, хорошо ложащейся в традиционный контекст, надо действовать традиционно с заданным уровнем успешности;

- нетрадиционный. Мы понимаем, что действия в этом контексте суще­ствуют (и существовали) всегда и всегда направлены на изменение су­ществующей парадигмы (традиционной ментальное™ педагогов). В ре­зультате соответствующие действия всегда конфликтны. Наша задача: каждый раз, когда мы встречаемся с этой ситуацией (а она в наших кур­сах типична), сделать этот конфликт культурным, рефлектировать его, перевести в продуктивное русло.

Педагогика - одна из авторских версий прочитывания жизни. То, что изу­чают педагогика - это всегда прецедент. Поэтому, при развертывании мето­дики изучения предлагаемых курсов авторы стремились, как правило, воспро­изводить следующую схему:

- демонстрировать студентам их собственный стереотип сознания;

- сталкивать эти стереотипы с реальной ситуацией;

- выделять ситуации из жизни школы и предлагать строить учащимся свою собственную деятельность.

Коль скоро наша задача - сменить парадигму педагогического сознания, предлагаемые учебные пособия нельзя просто дать читать студентам (или пре­подавателям). Их надо «проиграть» в реальной жизни учебной группы. Отсюда ясно, почему авторы считают принципиально важным использование активных методов обучения - дискуссий, игровых процедур, проведение исследований. Со­ответствующая учебная работа должна постоянно опираться на личный опыт сту­дентов: собственный опыт ученичества, опыт первых педагогических проб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: