Введение.....................................................................................16
Глава 1. Развитие гуманистических идей в построении педагогики
поддержки в российском и зарубежном образовании............................... 23
1.1. Из истории вопроса.............................................................................23
1.1.2. Методологические и культурные основания педагогической поддержки......25
1.1.3. Гуманистическая позиция - основа социально-педагогического проектирования образования....................................................................29
1.1.4. Педагогическая поддержка как условие сохранения целостной гуманистической позиции педагога...........................................................34
1.2. Педагогические проблемы в аспекте индивидуализации.........................42
1.3. Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов..........47
Глава 2. Роль и место педагогической поддержки в процессе
образования ребенка.......................................................... 56
2.1. Современные подходы в определении сущности образования.................56
2.2. Социализация и индивидуализация - неразрывные и противоречивые процессы целостного образования человека.........................................60
2.2.1. Парадигмы социализирующей педагогики................................................63
2.2.2. Парадигма педагогики авторитета.............................................................64
2.2.3. Парадигма педагогики манипуляции.........................................................67
2.3. Образовательное значение конфликта в процессе индивидуализации......72
2.4. Педагогическая поддержка - парадигма педагогики индивидуализации..............................................................................80
2.5. Социализации и индивидуализация в гражданском образовании............87
2.5.1. Свобода как общественный и личностный идеал.......................................87
2.5.2. Социализация и индивидуализация ребенка в гражданском образовании.............................................................................................88
|
Глава 3. Моделирование и проектирование педагогической
поддержки....................................................................... 95
3.1. Основные характеристики моделей......................................................95
3.1.1. Моделирование педагогической новации..................................................98
3.2. Концептуальная модель педагогической поддержки...............................101
3.2.1. Моделирование цели................................................................................101
3.2.2. Проектирование как превращение концептуальной модели в практическую деятельность.......................................................................107
3.2.3. Соотнесенность позиций взрослого и ребенка - основа педагогической поддержки................................................................................................112
Глава 4. Тактики педагогической поддержки............................................................................. 118
4.1. Характеристика тактик как частей целостной стратегии педагогической поддержки...........................................................................................118
4.2. Профессиональное кредо тактики «защиты»...........................................119
4.2.1. Страх как антиобразовательное явление....................................................119
4.2.2. Тактика «защиты» - утверждение «презумпции невиновности» ребенка......121
4.2.3. Защита - «педагогическая адвокатура против внешних обстоятельств.........122
4.2.4. Рефлексия и анализ опыта развития «педагогической адвокатуры»
в школе..................................................................................................... 125
4.2.5. Ограничения «педагогической адвокатуры» в тактике «защиты»..................127
4.2.6. Позиция «буфера» в тактике «защиты»........................................................131
|
4.2.7. Отличие педагогической «защиты» от педагогической «опеки»...................133
4.3. Информационно-методические основы тактики «защиты».....................135
4.3.1. Важность коммуникации в тактике «защиты».............................................136
4.3.2. «Защищая - не нападать» - особенности конструктивного поведения.........138
4.3.4. Практические советы, к которым стоит пруслушаться................................142
4.3.5. Значение авторитетных позиций в тактике «защиты».................................144
Глава 5. Тактика «помощи» - поддержка самореализации ребенка
в ситуации проблемы......................................................... 147
5.1. Профессиональное кредо тактики «помощи».........................................147
5.1.1. Тактика «защиты» - страховка тактики «помощи».......................................150
5.2. Рефлексия и анализ практического опыта построения и реализации тактики «помощи»................................................................................153
5.2.1. Рефлексия педагогического опыта как способ осознания педагогической интуиции..................................................................................................157
5.2.2. «Общность» как условие эффективности тактики «помощи».......................158
5.3. Тактика «помощи» - самозащита педагога от «боязни» проблемных
детей..................................................................................................159
5.4. Методологический практикум..............................................................163
5.5- Информационно-методические основы тактики «помощи»....................164
5.5.1. Структура общения...................................................................................164
5.5.2. Какнаучиться «раскодировать» послание..................................................165
5.5.3. О пользе слушания в тактике «помощи».....................................................169
|
5.5.4. Что требуется для эффективного слушания?..............................................171
5.5.5. «Приемлющие» и «неприемлющие» педагоги..............................................173
Глава 6. Тактики «содействия» и «взаимодействия» в развитии
способности ребенка совершить выбор............................................................... 178
6.1. Условия перехода от тактик «защиты» и «помощи» к тактикам «содействия» и «взаимодействия»..........................................................178
6.2. Профессиональное кредо тактики «содействия».....................................179
6.2.1. Ребенок и педагог в построении договорного простарнства, или
рефлексия практики осуществления тактики «содействия»..........................183
6.3. Методологический практикум..............................................................195
6.4. Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»........................196
6.5. Профессиональное кредо тактики «взаимодействия»..............................197
6.6. Образовательные возможности договора...............................................198
6.7. Характеристика договорного взаимодействия как образовательной технологии.........................................................................................199
6.7.1. Договор на условиях ребенка....................................................................199
6.7.2. Договор на условиях педагога...................................................................200
6.7.3-Договор-компромисс................................................................................201
6.7.4-Договор-сотрудничество...........................................................................202
Книга 2. Кооперация в обучении: групповая работа.............205
Введение.....................................................................................206
Глава 1. На пути к эффективной групповой работе........................................................... 214
1.1. Обучение кооперации - насущная задача школы...................................214
1.2. Немного истории.................................................................................217
1.3. Кооперация, конкуренция и «невзаимодействие»...................................220
1.4. Формальные, базовые и неформальные группы.....................................224
1.5. Овладение педагогической техникой кооперации в обучении................226
1.6. На пути к «школе сотрудничества».........................................................227
1.7. Выводы...............................................................................................230
Глава 2. Принципы кооперации в обучении............................................................................. 233
2.1. Учебные группы и эффективность их работы.........................................233
2.2. Шесть принципов кооперации в обучении.............................................236
2.2.1. Общие сведения.......................................................................................236
2.2.2. Принцип позитивной взаимозависимости................................................237
2.2.3. Индивидуальная оценка работы членов группы..........................................239
2.2.4. Принцип максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися...............................................................................................241
2.2.5. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы............242
2.2.6. Принцип систематической процедуры рефлексии хода учебной работы.......243
2.2.7. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия учащихся..........................................................................245
2.3. Три подхода к использованию групповой работы в классе.......................250
2.4. Выводы...............................................................................................252
Глава 3. Навыки работы в группе...................................................... 255
3.1. Два подхода к обучению работе в группе...............................................255
3.2. Причины неудач в работе группы..........................................................256
3.3. Содержание обучения: умения и навыки групповой работы....................258
3.4. Формирование умений и отработка навыков групповой работы..............262
3.4.1. Общие сведения.......................................................................................262
3.4.2. Демонстрация..........................................................................................263
3.4.3. Освоение.................................................................................................266
3.4.4. Проведение процедуры рефлексии............................................................268
3.5. Выводы................................................................................................270
Глава 4. Элементы техники организации групповой работы..................................... 272
4.1. Планирование работы.........................................................................272
4.2. Формирование групп...........................................................................275
4.2.1. Принципы формирования........................................................................275
4.2.2. Состав групп.............................................................................................276
4.2.3. Количественный состав группы................................................................277
4.2.4. Подбор членов группы.............................................................................277
4.2.5. Размещение учащихся на рабочих местах.................................................279
4.2.6. Переформирование групп........................................................................279
4.3. Руководство работой класса.................................................................280
4.3.1. Общие сведения.......................................................................................280
4.3.2. Параллельное выполнение действий.........................................................281
4.3.3. Нормы поведения при работе в классе......................................................281
4.3.4. Управляющие сигналы..............................................................................282
4.3.5. Общение с классом...................................................................................283
4.4. Оценка результатов учебной работы.....................................................286
4.4.1. Общие вопросы.......................................................................................286
4.4.2. Особенности оценки учебной работы в группах........................................288
4.4.3. Оценка индивидуальных достижений.......................................................289
4.4.4. Взаимная проверка результатов работы....................................................292
4.4.5. Компьютер как инструмент проверки результатов обучения......................294
4.5. Выводы...............................................................................................295
Глава 5. Работа с элементами взаимодействия......................................................................... 298
5.1. Элементы взаимодействия...................................................................299
5.2. Элементы взаимодействия и принципы кооперации в обучении.............304
5.2.1. Общие замечания.....................................................................................304
5.2.2. Непосредственное взаимодействие...........................................................305
5.2.3. Индивидуальная оценка............................................................................306
5.2.4. Равное участие.........................................................................................306
5.2.5. Позитивная взаимозависимость...............................................................307
5.3. Элементы и структуры.........................................................................309
5.4. Заключение.........................................................................................314
Глава 6. Конспект занятий в мастерской «Групповая работа»................................... 317
Модуль 1. «Команда»..................................................................................321
Модуль 2. Введение в организацию групповой работы.................................327
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.............................................334
Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе.............................................361
Модуль 5. Навыки работы в группе.............................................................367
Модуль 6. Групповая работа в жизни школы.................................................383
Вместо заключения.......................................................................389
Литература..................................................................................390
Приложения.................................................................................391
HOC
Учитель и ученик: возможность диалога ипонимания