Книга 1. Педагогика поддержки..............................................15




Введение.....................................................................................16

Глава 1. Развитие гуманистических идей в построении педагогики

поддержки в российском и зарубежном образовании............................... 23

1.1. Из истории вопроса.............................................................................23

1.1.2. Методологические и культурные основания педагогической поддержки......25

1.1.3. Гуманистическая позиция - основа социально-педагогического проектирования образования....................................................................29

1.1.4. Педагогическая поддержка как условие сохранения целостной гуманистической позиции педагога...........................................................34

1.2. Педагогические проблемы в аспекте индивидуализации.........................42

1.3. Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов..........47

Глава 2. Роль и место педагогической поддержки в процессе

образования ребенка.......................................................... 56

2.1. Современные подходы в определении сущности образования.................56

2.2. Социализация и индивидуализация - неразрывные и противоречивые процессы целостного образования человека.........................................60

2.2.1. Парадигмы социализирующей педагогики................................................63

2.2.2. Парадигма педагогики авторитета.............................................................64

2.2.3. Парадигма педагогики манипуляции.........................................................67

2.3. Образовательное значение конфликта в процессе индивидуализации......72

2.4. Педагогическая поддержка - парадигма педагогики индивидуализации..............................................................................80

2.5. Социализации и индивидуализация в гражданском образовании............87

2.5.1. Свобода как общественный и личностный идеал.......................................87

2.5.2. Социализация и индивидуализация ребенка в гражданском образовании.............................................................................................88

Глава 3. Моделирование и проектирование педагогической

поддержки....................................................................... 95

3.1. Основные характеристики моделей......................................................95

3.1.1. Моделирование педагогической новации..................................................98

3.2. Концептуальная модель педагогической поддержки...............................101

3.2.1. Моделирование цели................................................................................101

3.2.2. Проектирование как превращение концептуальной модели в практическую деятельность.......................................................................107

3.2.3. Соотнесенность позиций взрослого и ребенка - основа педагогической поддержки................................................................................................112

Глава 4. Тактики педагогической поддержки............................................................................. 118

4.1. Характеристика тактик как частей целостной стратегии педагогической поддержки...........................................................................................118

4.2. Профессиональное кредо тактики «защиты»...........................................119

4.2.1. Страх как антиобразовательное явление....................................................119

4.2.2. Тактика «защиты» - утверждение «презумпции невиновности» ребенка......121

4.2.3. Защита - «педагогическая адвокатура против внешних обстоятельств.........122

4.2.4. Рефлексия и анализ опыта развития «педагогической адвокатуры»

в школе..................................................................................................... 125

4.2.5. Ограничения «педагогической адвокатуры» в тактике «защиты»..................127

4.2.6. Позиция «буфера» в тактике «защиты»........................................................131

4.2.7. Отличие педагогической «защиты» от педагогической «опеки»...................133

4.3. Информационно-методические основы тактики «защиты».....................135

4.3.1. Важность коммуникации в тактике «защиты».............................................136

4.3.2. «Защищая - не нападать» - особенности конструктивного поведения.........138

4.3.4. Практические советы, к которым стоит пруслушаться................................142

4.3.5. Значение авторитетных позиций в тактике «защиты».................................144

Глава 5. Тактика «помощи» - поддержка самореализации ребенка

в ситуации проблемы......................................................... 147

5.1. Профессиональное кредо тактики «помощи».........................................147

5.1.1. Тактика «защиты» - страховка тактики «помощи».......................................150

5.2. Рефлексия и анализ практического опыта построения и реализации тактики «помощи»................................................................................153

5.2.1. Рефлексия педагогического опыта как способ осознания педагогической интуиции..................................................................................................157

5.2.2. «Общность» как условие эффективности тактики «помощи».......................158

5.3. Тактика «помощи» - самозащита педагога от «боязни» проблемных

детей..................................................................................................159

5.4. Методологический практикум..............................................................163

5.5- Информационно-методические основы тактики «помощи»....................164

5.5.1. Структура общения...................................................................................164

5.5.2. Какнаучиться «раскодировать» послание..................................................165

5.5.3. О пользе слушания в тактике «помощи».....................................................169

5.5.4. Что требуется для эффективного слушания?..............................................171

5.5.5. «Приемлющие» и «неприемлющие» педагоги..............................................173

Глава 6. Тактики «содействия» и «взаимодействия» в развитии

способности ребенка совершить выбор............................................................... 178

6.1. Условия перехода от тактик «защиты» и «помощи» к тактикам «содействия» и «взаимодействия»..........................................................178

6.2. Профессиональное кредо тактики «содействия».....................................179

6.2.1. Ребенок и педагог в построении договорного простарнства, или

рефлексия практики осуществления тактики «содействия»..........................183

6.3. Методологический практикум..............................................................195

6.4. Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»........................196

6.5. Профессиональное кредо тактики «взаимодействия»..............................197

6.6. Образовательные возможности договора...............................................198

6.7. Характеристика договорного взаимодействия как образовательной технологии.........................................................................................199

6.7.1. Договор на условиях ребенка....................................................................199

6.7.2. Договор на условиях педагога...................................................................200

6.7.3-Договор-компромисс................................................................................201

6.7.4-Договор-сотрудничество...........................................................................202

Книга 2. Кооперация в обучении: групповая работа.............205

Введение.....................................................................................206

Глава 1. На пути к эффективной групповой работе........................................................... 214

1.1. Обучение кооперации - насущная задача школы...................................214

1.2. Немного истории.................................................................................217

1.3. Кооперация, конкуренция и «невзаимодействие»...................................220

1.4. Формальные, базовые и неформальные группы.....................................224

1.5. Овладение педагогической техникой кооперации в обучении................226

1.6. На пути к «школе сотрудничества».........................................................227

1.7. Выводы...............................................................................................230

Глава 2. Принципы кооперации в обучении............................................................................. 233

2.1. Учебные группы и эффективность их работы.........................................233

2.2. Шесть принципов кооперации в обучении.............................................236

2.2.1. Общие сведения.......................................................................................236

2.2.2. Принцип позитивной взаимозависимости................................................237

2.2.3. Индивидуальная оценка работы членов группы..........................................239

2.2.4. Принцип максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися...............................................................................................241

2.2.5. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы............242

2.2.6. Принцип систематической процедуры рефлексии хода учебной работы.......243

2.2.7. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия учащихся..........................................................................245

2.3. Три подхода к использованию групповой работы в классе.......................250

2.4. Выводы...............................................................................................252

Глава 3. Навыки работы в группе...................................................... 255

3.1. Два подхода к обучению работе в группе...............................................255

3.2. Причины неудач в работе группы..........................................................256

3.3. Содержание обучения: умения и навыки групповой работы....................258

3.4. Формирование умений и отработка навыков групповой работы..............262

3.4.1. Общие сведения.......................................................................................262

3.4.2. Демонстрация..........................................................................................263

3.4.3. Освоение.................................................................................................266

3.4.4. Проведение процедуры рефлексии............................................................268

3.5. Выводы................................................................................................270

Глава 4. Элементы техники организации групповой работы..................................... 272

4.1. Планирование работы.........................................................................272

4.2. Формирование групп...........................................................................275

4.2.1. Принципы формирования........................................................................275

4.2.2. Состав групп.............................................................................................276

4.2.3. Количественный состав группы................................................................277

4.2.4. Подбор членов группы.............................................................................277

4.2.5. Размещение учащихся на рабочих местах.................................................279

4.2.6. Переформирование групп........................................................................279

4.3. Руководство работой класса.................................................................280

4.3.1. Общие сведения.......................................................................................280

4.3.2. Параллельное выполнение действий.........................................................281

4.3.3. Нормы поведения при работе в классе......................................................281

4.3.4. Управляющие сигналы..............................................................................282

4.3.5. Общение с классом...................................................................................283

4.4. Оценка результатов учебной работы.....................................................286

4.4.1. Общие вопросы.......................................................................................286

4.4.2. Особенности оценки учебной работы в группах........................................288

4.4.3. Оценка индивидуальных достижений.......................................................289

4.4.4. Взаимная проверка результатов работы....................................................292

4.4.5. Компьютер как инструмент проверки результатов обучения......................294

4.5. Выводы...............................................................................................295

Глава 5. Работа с элементами взаимодействия......................................................................... 298

5.1. Элементы взаимодействия...................................................................299

5.2. Элементы взаимодействия и принципы кооперации в обучении.............304

5.2.1. Общие замечания.....................................................................................304

5.2.2. Непосредственное взаимодействие...........................................................305

5.2.3. Индивидуальная оценка............................................................................306

5.2.4. Равное участие.........................................................................................306

5.2.5. Позитивная взаимозависимость...............................................................307

5.3. Элементы и структуры.........................................................................309

5.4. Заключение.........................................................................................314

Глава 6. Конспект занятий в мастерской «Групповая работа»................................... 317

Модуль 1. «Команда»..................................................................................321

Модуль 2. Введение в организацию групповой работы.................................327

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.............................................334

Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе.............................................361

Модуль 5. Навыки работы в группе.............................................................367

Модуль 6. Групповая работа в жизни школы.................................................383

Вместо заключения.......................................................................389

Литература..................................................................................390

Приложения.................................................................................391

HOC

Учитель и ученик: возможность диалога ипонимания

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: