1. Получить раздаточный материал и распределить между собой роли:
- Координатор - 1 человек;
- Секретарь - 2 человека;
- Бодрила - 2 человека.
NB! Интервал обмена участников в «Аквариуме» - 3 минуты.
2. Прочитать статью «Первый опыт коллективных занятий».
3. Сформулировать цели, которые ставили перед собой авторы.
4. Проанализировать, учитывая техники групповой работы, достоинства и недостатки описанной в статье организации занятий. Предложить собственный вариант организации занятий, который поможет достичь заявленных авторами целей.
5. Подготовить изложение своего варианта для мастерской.
Рекомендации ведущему
В качестве раздаточного материала к занятию можно использовать статью И.Н.Бронникова и Л.В.Бондаренко (см. Приложение 2):
1. Назначить одного из участников мастерской наблюдателем, ответственным за отсчет времени и наблюдение за работой групп. Каждые 3 минуты рабочий состав меняется (канадский хоккей). Ведущий заранее предупреждает о последних трех сменах.
2. Студенты выполняют работу в группах и оформляют свои результаты. Полученные результаты докладываются мастерской. Прямым открытым голосованием все участники мастерской выбирают лучшее решение. (Вопрос для голосования: какое из предложенных решений я захотел бы использовать сам?)
3. Группы проводят рефлексию работы. Можно активизировать и направлять процесс рефлексии в группах, например с помощью вопросов:
- Какие изменения навыков групповой работы у своих коллег вы заметили?
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 367
- Как выполнялись решения, принятые во время последней рефлексии?
- Что было учтено и что нет? Почему? Какие решения в этой связи следует принять?
|
4. Группа оформляет новые записи в план по совершенствованию своей работы.
5. Подвести итоги занятия (анализ хода и результатов выполнения упражнения), обращая внимание на особенности выполненного упражнения, обсудить практические ситуации, в которых полезно использовать «Аквариум».
Возможные цели ведущего при подведении итогов занятия:
- продемонстрировать эффективность процедуры рефлексии как рабочего инструмента самосовершенствования работы групп;
- обратить внимание членов группы на формирование навыков групповой работы;
- подготовить почву для перехода к обсуждению следующей темы: «Навыки работы в группе».
Модуль 5. Навыки работы в группе (1-16)
Слайд 1
Рекомендации ведущему
1. Напомнить участникам мастерской, что человек не рождается с умениями работать в группе, что эти умения и выработанные на их основе навыки - результат обучения.
368 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
2. Обсудить возможности «естественного освоения» умений работать в группе: когда, где и как оно происходит.
Задание группам. Воспользовавшись структурой «1-2-все», ответить на три взаимосвязанных вопроса:
- Какие «социальные» умения нужны для эффективной работы в группе?
- В каком возрасте (дети, юноши, взрослые) они формируются (зарождаются, становятся, полируются)?
- В каких ситуациях и как происходит их формирование?
Ожидаемый результат групповой работы - сообщение с перечнем соответствующих умений, оценкой времени и условий их формирования, оценкой ожидаемого уровня автоматизации соответствующих навыков, описание факторов, обеспечивающих их формирование и поддержку. Обратить внимание на различение:
|
а) профессиональных умений (продавец, менеджер, учитель);
б) общекультурных умений (избиратель, пассажир общественного транспорта, учащийся).
3. Организовать презентацию полученного группами материала. Постараться «собрать» этот материал в общую картину (желаемый результат - накопить иллюстративный материал для ввода четырех групп умений).
4. Обсудить с участниками мастерской условия для формирования соответствующих умений. Обратить внимание на спортивные игры, туристические походы, влияние театра, кино, ТВ.
5. Возможный вывод по результатам упражнения: работа в группах -наилучшая организационная форма для освоения коммуникативных навыков. Обеспечить переход к рассказу о четырех пакетах навыков работы в группе.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 369
Слайд 2
Четыре пакета навыков работы в группе
Строительство группы
Необходимо для становления и сохранения целостности учебной
группы сотрудничества.
Функционирование группы
Необходимо для эффективного выполнения стоящих перед группой задач.
Формулирование
Позволяет глубже понимать предлагаемый материал, серьезнее его обсуждать и эффективнее усваивать. Сюда входят в том числе традиционные навыки оратора.
Стимулирование
Помогает катализировать процессы осмысления материала, преодолевать познавательный конфликт, искать дополнительную информацию, обсуждать вопросы по существу дела.
|
Рекомендации ведущему
1. Рассказать о четырех пакетах навыков, необходимых для эффективной групповой работы (см. слайд). Сравнить эти пакеты с навыками, которые предложили студенты в ходе выполнения самостоятельной работы, подготовить переход к обсуждению сводного списка (следующие два слайда).
Вопрос группам. «А надо ли делать исчерпывающий (энциклопедический) перечень навыков групповой работы?»
2. Организовать обсуждение этого вопроса в группах (возможная структура работы - «круглый стол»). Вопросы для обсуждения: станут ли когда-нибудь эти навыки (их перечень и содержание) обязательной, общеизвестной и общепринятой нормой? Почему - да? Почему - нет? Желательно, чтобы студенты связали эту проблематику с фундаментальными идеями из курса общей педагогики о постоянстве и изменчивости (об общем и особенном) в культуре, обучении и воспитании.
3. Постараться, чтобы студенты пришли к выводу: работа группы - это динамичный процесс. Перечни необходимых навыков, как и их содержание,- не догма, а руководство к действию. Станут ли они составной частью формальной культуры, зависит от школы, педагогов, от нас с вами.
4. Рассмотреть проблему разграничения содержания общеобразовательной компетентности (которая необходима каждому члену демокра-
370 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
тического общества) и профессиональной (необходимой учителю, актеру и т.п.). Вопрос для обсуждения: что такое подготовка в области межличностной коммуникации?
Слайд 3
Полезные привычки | при работе в группе, ч. 1 |
Строительство группы | Функционирование группы |
Не покидать группу | Организовывать (распределять) |
Говорить спокойным тоном | работу |
Побуждать (воодушевлять) всех | Поощрять |
на активное участие в работе | Следить за временем |
группы | Просить о помощи |
Обращаться по имени | Задавать вопросы |
Не растопыривать руки и ноги | Предлагать объяснение |
(не размахивать ими) | Перефразировать мысли других |
Глядеть на говорящего | Прояснять идеи |
«Не пялиться» без нужды | Воодушевлять группу |
Не унижать | Описывать свои чувства и чувства |
коллег | |
Слайд 4
Полезные привычки | при работе в группе, ч. 2 |
Формулирование | Cтимулирование (катализация) |
Подводить итоги, суммировать | Критиковать идеи, а не людей |
Задавать вопросы на понимание | Разводить (разграничивать) идеи |
Интерпретировать и развивать | Объединять (интегрировать) идеи |
смысл | Спрашивать об аргументах, |
Помогать хранить групповую | причинах, основаниях |
память | Предлагать дополнительную |
Объяснять (громко и вразуми- | информацию, новые идеи |
тельно) | Участвовать в «сомыслии», генери- |
Планировать (вслух) | ровать идеи совместно |
Развивать, уточнять, ставить под | |
сомнение заключения и выводы, | |
используя дополнительную | |
информацию | |
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 371
Слайд 5