Работаем по структуре «Аквариум»




1. Получить раздаточный материал и распределить между собой роли:

- Координатор - 1 человек;

- Секретарь - 2 человека;

- Бодрила - 2 человека.

NB! Интервал обмена участников в «Аквариуме» - 3 минуты.

2. Прочитать статью «Первый опыт коллективных занятий».

3. Сформулировать цели, которые ставили перед собой авторы.

4. Проанализировать, учитывая техники групповой работы, досто­инства и недостатки описанной в статье организации занятий. Предложить собственный вариант организации занятий, кото­рый поможет достичь заявленных авторами целей.

5. Подготовить изложение своего варианта для мастерской.

Рекомендации ведущему

В качестве раздаточного материала к занятию можно использовать статью И.Н.Бронникова и Л.В.Бондаренко (см. Приложение 2):

1. Назначить одного из участников мастерской наблюдателем, ответ­ственным за отсчет времени и наблюдение за работой групп. Каждые 3 минуты рабочий состав меняется (канадский хоккей). Ведущий за­ранее предупреждает о последних трех сменах.

2. Студенты выполняют работу в группах и оформляют свои результаты. Полученные результаты докладываются мастерской. Прямым откры­тым голосованием все участники мастерской выбирают лучшее ре­шение. (Вопрос для голосования: какое из предложенных решений я захотел бы использовать сам?)

3. Группы проводят рефлексию работы. Можно активизировать и направ­лять процесс рефлексии в группах, например с помощью вопросов:

- Какие изменения навыков групповой работы у своих коллег вы заме­тили?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 367

- Как выполнялись решения, принятые во время последней рефлексии?

- Что было учтено и что нет? Почему? Какие решения в этой связи сле­дует принять?

4. Группа оформляет новые записи в план по совершенствованию сво­ей работы.

5. Подвести итоги занятия (анализ хода и результатов выполнения уп­ражнения), обращая внимание на особенности выполненного упраж­нения, обсудить практические ситуации, в которых полезно исполь­зовать «Аквариум».

Возможные цели ведущего при подведении итогов занятия:

- продемонстрировать эффективность процедуры рефлексии как ра­бочего инструмента самосовершенствования работы групп;

- обратить внимание членов группы на формирование навыков груп­повой работы;

- подготовить почву для перехода к обсуждению следующей темы: «На­выки работы в группе».

Модуль 5. Навыки работы в группе (1-16)

Слайд 1

Рекомендации ведущему

1. Напомнить участникам мастерской, что человек не рождается с уме­ниями работать в группе, что эти умения и выработанные на их осно­ве навыки - результат обучения.

368 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

2. Обсудить возможности «естественного освоения» умений работать в группе: когда, где и как оно происходит.

Задание группам. Воспользовавшись структурой «1-2-все», ответить на три взаимосвязанных вопроса:

- Какие «социальные» умения нужны для эффективной работы в группе?

- В каком возрасте (дети, юноши, взрослые) они формируются (зарождаются, становятся, полируются)?

- В каких ситуациях и как происходит их формирование?

Ожидаемый результат групповой работы - сообщение с перечнем соответ­ствующих умений, оценкой времени и условий их формирования, оценкой ожидаемого уровня автоматизации соответствующих навыков, описание факторов, обеспечивающих их формирование и поддержку. Обратить вни­мание на различение:

а) профессиональных умений (продавец, менеджер, учитель);

б) общекультурных умений (избиратель, пассажир общественного транспор­та, учащийся).

3. Организовать презентацию полученного группами материала. Поста­раться «собрать» этот материал в общую картину (желаемый резуль­тат - накопить иллюстративный материал для ввода четырех групп умений).

4. Обсудить с участниками мастерской условия для формирования со­ответствующих умений. Обратить внимание на спортивные игры, ту­ристические походы, влияние театра, кино, ТВ.

5. Возможный вывод по результатам упражнения: работа в группах -наилучшая организационная форма для освоения коммуникативных навыков. Обеспечить переход к рассказу о четырех пакетах навыков работы в группе.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 369

Слайд 2

Четыре пакета навыков работы в группе

Строительство группы

Необходимо для становления и сохранения целостности учебной

группы сотрудничества.

Функционирование группы

Необходимо для эффективного выполнения стоящих перед груп­пой задач.

Формулирование

Позволяет глубже понимать предлагаемый материал, серьезнее его обсуждать и эффективнее усваивать. Сюда входят в том числе тра­диционные навыки оратора.

Стимулирование

Помогает катализировать процессы осмысления материала, пре­одолевать познавательный конфликт, искать дополнительную ин­формацию, обсуждать вопросы по существу дела.

Рекомендации ведущему

1. Рассказать о четырех пакетах навыков, необходимых для эффективной групповой работы (см. слайд). Сравнить эти пакеты с навыками, ко­торые предложили студенты в ходе выполнения самостоятельной ра­боты, подготовить переход к обсуждению сводного списка (следующие два слайда).

Вопрос группам. «А надо ли делать исчерпывающий (энциклопедический) перечень навыков групповой работы?»

2. Организовать обсуждение этого вопроса в группах (возможная струк­тура работы - «круглый стол»). Вопросы для обсуждения: станут ли когда-нибудь эти навыки (их перечень и содержание) обязательной, общеизвестной и общепринятой нормой? Почему - да? Почему - нет? Желательно, чтобы студенты связали эту проблематику с фунда­ментальными идеями из курса общей педагогики о постоянстве и измен­чивости (об общем и особенном) в культуре, обучении и воспитании.

3. Постараться, чтобы студенты пришли к выводу: работа группы - это динамичный процесс. Перечни необходимых навыков, как и их со­держание,- не догма, а руководство к действию. Станут ли они состав­ной частью формальной культуры, зависит от школы, педагогов, от нас с вами.

4. Рассмотреть проблему разграничения содержания общеобразователь­ной компетентности (которая необходима каждому члену демокра-

370 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

тического общества) и профессиональной (необходимой учителю, актеру и т.п.). Вопрос для обсуждения: что такое подготовка в области межличностной коммуникации?

Слайд 3

Полезные привычки при работе в группе, ч. 1
Строительство группы Функционирование группы
Не покидать группу Организовывать (распределять)
Говорить спокойным тоном работу
Побуждать (воодушевлять) всех Поощрять
на активное участие в работе Следить за временем
группы Просить о помощи
Обращаться по имени Задавать вопросы
Не растопыривать руки и ноги Предлагать объяснение
(не размахивать ими) Перефразировать мысли других
Глядеть на говорящего Прояснять идеи
«Не пялиться» без нужды Воодушевлять группу
Не унижать Описывать свои чувства и чувства
  коллег
   

Слайд 4

Полезные привычки при работе в группе, ч. 2
Формулирование Cтимулирование (катализация)
Подводить итоги, суммировать Критиковать идеи, а не людей
Задавать вопросы на понимание Разводить (разграничивать) идеи
Интерпретировать и развивать Объединять (интегрировать) идеи
смысл Спрашивать об аргументах,
Помогать хранить групповую причинах, основаниях
память Предлагать дополнительную
Объяснять (громко и вразуми- информацию, новые идеи
тельно) Участвовать в «сомыслии», генери-
Планировать (вслух) ровать идеи совместно
  Развивать, уточнять, ставить под
  сомнение заключения и выводы,
  используя дополнительную
  информацию
   

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 371

Слайд 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: