1. При планировании очередного занятия.
2. При объяснении целей занятия.
3. При подготовке к наблюдению за выполнением навыка.
4. В ходе занятия при наблюдении за исполнением навыка.
5. В ходе процедуры рефлексии.
Рекомендации ведущему
Рассмотреть вопрос о том, как педагог может позаботиться о развитии навыков групповой работы школьников при подготовке и проведении уроков (см. слайд).
1. При планировании очередного занятия:
- определить, на какой из навыков будет обращено внимание;
- работать не более чем над одной группой навыков одновременно.
2. При объяснении целей занятия:
- привести операциональное определение изучаемого навыка;
- «разобрать» его с обучаемыми;
- использовать триаду: «Моделируй, напоминай содержание, демонстрируй»;
- сообщить, что будете следить за использованием этого навыка.
3. При подготовке к наблюдению за выполнением навыка:
- придумать и заготовить «Листки наблюдения»;
- определить исполнителя роли Мудреца: один из членов группы или посетитель;
- всегда включать посетителей в работу на уроке.
4. В ходе занятия при наблюдении за исполнением навыка:
- обращать основное внимание на изучаемый навык, а затем уже на те навыки, которые изучались ранее;
- пользоваться «Листком наблюдений» (фиксировать заметные события в действиях группы);
- напомнить, что Мудрец фиксирует только «голые факты» (какое поведение, в каких обстоятельствах и когда демонстрировал данный обучаемый).
5. В ходе процедуры рефлексии:
- членами группы готовятся материалы на основе самооценки;
- слушаются данные, собранные Мудрецом;
382 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
- анализируются и обсуждаются результаты («Здесь ты сделал удачно...»);
|
- определяются групповые цели по развитию навыков (готовится и подписывается соответствующий план).
При рассмотрении этих вопросов можно воспользоваться работой групп по структуре «Мозаика» с последующей сборкой результатов. Обратить внимание на то, чтобы в ходе работы учащиеся продолжали совершенствовать навыки руководства. Оставить достаточно времени для проведения рефлексии групповой работы.
Слайд 16
Приемы пропаганды
«Магия лозунгов»
Пример: «В целом мире нет пока команды лучше «Спартака»,
«Голосуй или проиграешь!»
Объяснение: лозунг - звучное, запоминающееся выражение, которое формируется для неосознанного запуска стандартной реакции и торможения процесса мышления.
«Наводящий вопрос»
Пример: «Ты хочешь жить лучше?» (1)
«У тебя пахнет изо рта?» (2) Объяснение:
вопрос (1) предполагает очевидный и ясный ответ, вопрос (2) ставит отвечающего в невыгодную позицию вне зависимости от того, как он ответит.
Рекомендации ведущему
1. Поздравить участников мастерской с успешным ознакомлением с методикой обучения навыкам работы в группах. Предложить им применить эту методику на практике. Члена группы, выполнявшего функцию Координатора, сменить.
Задание группам. Обсудите (группы по три человека), что было легко, а что сложно при отработке навыков в предыдущих примерах, составьте оптимальный для каждого индивидуальный план работы. Разработайте рекламу, приглашающую студентов участвовать в работе мастерской «Групповая работа в классе». Воспользуйтесь всеми известными приемами рекламы.
|
2. Провести активный мониторинг работы групп, оценить, как они организовали свою работу. Подсказывать студентам возможные организационные решения.
3. Заслушать сообщения групп. После окончания выступлений предложить разместить подготовленные рекламные листки в «Уголке группы».
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 383
4. Организовать проведение рефлексии выполненной работы по группам. Ориентировать группы на активное использование данных, собранных Контролером. Следить за тем, чтобы в ходе обсуждения студенты не забывали отметить, как продвинулся Координатор, отрабатывавший навык руководителя, чтобы члены групп вели себя доброжелательно, строго следовали процедуре проведения рефлексии.
5. Подвести итоги изучения модуля «Навыки работы в группе». Предложить студентам продолжить систематическое освоение навыков руководителя в ходе дальнейшей учебы и практической работы.
Модуль 6. Групповая работа в жизни школы (1-5)
Слайд 1
Рекомендации ведущему
1. Обсудить со студентами связь между групповой работой учащихся, гражданским образованием и повседневной практикой работы школы. Напомнить, что массовая школа XX в. была ориентирована на подготовку жителей индустриального общества. Обсудить, что реально мешает широкому распространению групповой работы в современной российской школе:
- планировка зданий, размеры и стандартное оборудование классной комнаты;
- организационная структура учебного заведения;
384 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
|
- структура управления образовательным процессом и его методической поддержкой;
- общепринятая методика и организационные формы обучения.
Задание группам. Выделите реальные причины, мешающие широкому использованию групповой работы в школе (6-10 минут на обсуждение и подготовку сообщения по результатам анализа).
2. Заслушать сообщения групп в мастерской. Собрать результаты выступлений. Среди главных проблем желательно выделить: отсутствие у большинства педагогов, администраторов и методистов навыков организации групповой работы.
3. Оставить группам достаточно времени на проведение процедуры рефлексии. Обратить внимание студентов на освоение навыков работы руководителя.
Слайд 2
Рекомендации ведущему
1. Изложить материалы о «школе сотрудничества» как проекте, учитывающем последние достижения в области социологии, теории организаций, психологии, дидактики, методики, передовой педагогической практики.
2. Организовать обсуждение возможного процесса движения к «школе сотрудничества». Рассмотреть ситуацию: в современном мире, где идет движение к становлению «непрерывного образования», позиции педагога и ученика сближаются - оба учатся новому и одновременно учатся учиться (материал по разрешению конфликтов см.: Хасан Б.И., Сергоманов П.Н. Разрешение конфликтов. - М.: изд-во УРАО, 2001).
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 385
Рассматривая содержание и организацию учебной работы, желательно вспомнить о возможных формах групповой работы (формальные, стандартные и неформальные группы) и об этапах педагогического освоения этой техники (разработка отдельных уроков, использование стандартных схем, рутинное применение кооперации в обучении).
Обсуждая влияние групповой работы на деятельность педагогического коллектива и внутришкольную жизнь, желательно рассмотреть работу учителей в командах, групповую работу на педагогических советах, принятие решений на месте, создание в школе системы продуктивного разрешения конфликтов (адвокатские группы, освоение техник посредничества и ведения переговоров).
Слайд 3
Рекомендации ведущему
Обсудить стратегию постепенного выращивания «школы сотрудничества». Можно воспользоваться следующими тезисами:
Шаг 1. Учителя осваивают работу в группах и знакомят с этой техникой детей. В школе возникает значительный ареал, где такая деятельность возможна, необходима и постоянно воспроизводится. Здесь отрабатываются навыки, зарождается понимание того, что эта техника возможна и эффективна.
Групповая работа - это средство для повышения успеваемости школьников, улучшения их отношений между собой, повышения их психологического комфорта во время пребывания в школе. Освоение техникой групповой работы служит основой для использования проектного метода в обучении, многих современных педагогических идей и разработок.
386 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Шаг 2. Требовать от учителя, чтобы он создавал атмосферу сотрудничества в классе для детей, когда он сам не имеет опыта жизни в такой атмосфере - значит требовать от него нечто небывалое. Чтобы эффективно использовать групповую работу в классе, учителю желательно самому участвовать в командной работе вместе со своими коллегами-единомышленниками. Учителя помогают друг другу осваивать соответствующие навыки, преодолевать неизбежные трудности. Создание команд учителей-единомышленников - второй шаг на пути становления «школы сотрудничества». Команда - группа учителей, которые объединяются для повышения эффективности своей педагогической деятельности. Учителям нравится быть членами команды. Здесь они получают поддержку, необходимую для развития своей профессиональной деятельности. Учителя повышают квалификацию в работе с группами, воспринимая своих коллег как учебный ресурс, как «зеркало», как доброжелательных советчиков и единомышленников. Появление и распространение команд среди работников школы создает предпосылки для использования техники групповой работы в решении внутришкольных задач.
Шаг 3. По мере накопления опыта групповой работы, при поддержке учащихся и родителей педагогический коллектив школы во главе с администрацией начинает сознательно и организованно перестраивать структуру работы школы, переходя на групповую работу учителей (интеграция учебных предметов), индивидуальные планы работы школьников (индивидуализированное, личностно-ориентированное обучение), гибкое расписание учебной работы. Эти изменения поддерживаются изменениями в организационной структуре школы, широким использованием новых информационных технологий для «доставки» учебного материала и контроля за ходом учебного процесса. Шаг за шагом складывается модель «школы сотрудничества», или «школы информационного века». Групповая работа используется при проведении рабочих встреч педагогов. Если педагоги регулярно проводят групповую работу в классе, они готовы к следующему шагу - использовать групповую работу для реструктуризации внутришкольного управления, а также при работе с родителями, местной администрацией и общественностью.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 387
Слайд 4
Тезисы
Совместное обсуждение планов по использованию групповой работы, взаимопомощь в разработке и оценке проведенных уроков - первая задача учительских команд.
Постоянная (ежедневная, повседневная) работа таких команд приводит к тому, что учителя получают:
- для своей работы такую же учебную среду, которую они пытаются создать для учеников в классе;
- организационную поддержку для постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, практики использования групповой работы;
- аудиторию доброжелательных экспертов, способных оценить их педагогические достижения и растущее мастерство, а подозрительность, недоброжелательность в педагогическом коллективе изживаются.
388 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Слайд 5
Пять шагов к мастерству
1. Осознать, как и почему эффективные группы работают в учебном процессе, как их можно использовать в вашем классе.
2. Организовать групповую работу в классе со своими учениками.
3. Оценить собственный опыт проведения уроков с использованием групповой работы, попросить коллег о внешней оценке и рекомендациях.
4. Используя собранную информацию, проанализировать свой опыт, составить план возможных улучшений работы с группами.
5. Продолжить учебную работу с учетом составленного плана.
Рекомендации ведущему
1. Обсудить с участниками мастерской оптимальный порядок приобщения педагогов школы к использованию групповой работы в классе и школе.
Возможный план действий:
а) познакомиться с основами техники групповой работы в классе, уяснить роль и задачи учителя;
б) разработать и провести несколько уроков, используя технику групповой работы. Перейти к систематическому использованию групповой работы на уроках, постоянно оценивая полученный опыт и совершенствуя его, добиваясь свободного владения приемами организации кооперации в обучении;
в) обсудить с коллегами принципы работы в группах и особенности их применения в конкретных ситуациях. Помочь коллегам осваивать групповую работу, делиться своими находками;
г) использовать технику групповой работы за пределами классной комнаты, на совещаниях учителей, при решении вопросов управления школой.
2. Организовать обсуждение этих вопросов в группах. Попытаться сделать так, чтобы участники мастерской пришли к выводу: «Индивидуальное мастерство педагога - главное условие успешного движения к «школе сотрудничества». Предложить в группах составить для каждого участника возможный план действий по совершенствованию мастерства.
А. Ю.Уваров
Кооперация в обучении: групповая работа
Допущено учебно(методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей высших педагогических учебных заведений
Введение
Процессы демократизации в современной школе обычно рассматривают в двух аспектах:
- изучение теории и практики демократии в рамках учебных предметов;
- превращение самой общеобразовательной школы в демократический социальный институт.
Первый из этих аспектов акцентирует внимание на институциональных сторонах демократии (форма государственного правления, разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, выборность представителей всех властных институтов и т.п.). Второй аспект рассматривает практику повседневной жизни членов общества (моделируя ее во внутришкольной жизни, в отношениях школьников и учителей). При всей бесспорной важности первого аспекта второй, возможно, является более весомым. Претворять в жизнь провозглашаемые ценности, в том числе демократические, гораздо сложнее, чем рассуждать о них.
Два схожих аспекта проявляются при обсуждении кооперации в обучении, групповой работы в классе. Труды по истории педагогики полны утверждениями о важности совместной творческой работы учеников и педагогов, о ценности кооперации в обучении. Однако попытки практически следовать по этому пути сталкиваются с «сопротивлением материала». Без реальной повседневной практики групповой работы, без реальной совместной деятельности учащихся и педагогов эффективная кооперация всех участников учебного процесса останется в области пожеланий, как и идеалы демократии, если последние не подкрепляются ежедневной практикой следования им в обыденной жизни людей.
В последние десятилетия широко обсуждается новая модель демократии, которую часто называют критической или открытой. Адепты этой модели делают акцент не столько на самих формальных демократических институтах, сколько на процессах их развития. Причем предполагается, что это развитие устойчиво, равновесно по своей при-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 207
роде. Критическая демократия стремится преодолеть отчуждение человека от действующих социальных институтов и на этой основе сделать необходимые демократические преобразования возможными, поддержанными членами общества. Часто говорят, что они обеспечивают неразру-шающее, устойчивое или равновесное развитие демократии.
Подобно тому как сторонники критической демократии пытаются обеспечить эволюционное развитие демократической системы в соответствии с базовыми идеалами демократии, разработчики и адепты современных техник кооперации в обучении стремятся обеспечить естественный и ненасильственный переход от школы авторитарной педагогики, где вся полнота власти, инициатива и ответственность принадлежат взрослым (учителю, администратору, воспитателю), к педагогике сотрудничества, где вся посильная и постоянно возрастающая доля ответственности за результаты учебной работы передается самим обучаемым. Среди средств, которые позволят это сделать, важное место занимают современные техники групповой работы, приемы организации позитивного взаимодействия участников учебного процесса. Эти техники хорошо разработаны, а их освоение все шире практикуется в России (например, при проведении мастерских по переподготовке учителей). Однако соответствующий пакет учебных материалов и курс для студентов педагогических вузов пока отсутствуют. Этим обусловлено появление настоящей книги. Ее цель - познакомить будущих педагогов с техниками организации различных структур учебного взаимодействия в классе. Автор убежден, что эти техники позволят каждому учителю выстраивать новые эффективные организационные формы учебной работы тогда, когда это требуется, и так, как это нужно в контексте живого учебного процесса.
Еще одна цель - побудить студентов воспринимать кооперацию как ведущую форму взаимодействия членов демократического сообщества, рассматривать овладение техниками кооперации людей, способами групповой работы как составную часть общего образования.
Автор стремился донести до читателя представление о трех возможных типах взаимодействия учащихся в школе (индивидуальная работа, соперничество и кооперация), убедить в том, что каждый из этих типов отражает модели взаимодействия людей, присутствующие в нашей жизни, что все они могут и должны использоваться в учебном процессе на равных правах. Ситуацию в школе, где сегодня доминирует соперничество, надо изменить. Существуют убедительные доказательства того, что различные виды групповой работы могут и должны занять заметное место в практике работы современной школы.
208 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Книга знакомит с различными структурами группового взаимодействия, учит использовать эти структуры для решения конкретных педагогических задач.
Связывая техники педагогической работы с актуальными вопросами демократического строительства и гражданского образования, книга нацелена на то, чтобы побуждать читателя занимать активную гражданскую позицию, использовать групповую работу как одно из средств решения задач гражданского образования.
Предполагается, что в результате знакомства с материалами этой книги читатели смогут:
- привести примеры использования групповой работы в классе, основываясь на знании истории российской и зарубежной школы;
- рассказать о тенденциях изменения организационных форм обучения в современном образовании и обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике;
- аргументировать утверждение о том, что навыки работы в группе - важный составной элемент современного содержания образования;
- перечислить принципы организации кооперации в обучении и раскрыть их содержание;
- описать условия, необходимые для эффективного использования групповой работы в учебном заведении;
-разработать план урока с использованием групповой работы учащихся;
- продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации.
Задача автора - заинтересовать читателя, помочь ему овладеть рассматриваемыми в книге элементами эффективной педагогической техники, которая революционизирует практическую работу в классе.
Книгу можно использовать и для самоподготовки, и как коллекцию материалов при изучении техники групповой работы в рамках соответствующего учебного курса. В последнем случае особенности организации занятий определятся замыслом преподавателя, который будет вести занятия. Необходимо, чтобы курс был практически ориентирован и проводился в виде мастерской, с интенсивным использованием групповых форм работы. Такой курс должен предусматривать и самостоятельную работу студентов с литературой, и совместное чтение и обсуждение прочитанных материалов, и выполнение собственных методических разработок.
Рекомендуется использовать различные формы учебной работы. Предпочтительно, чтобы большую часть занятий учащиеся проводили непос-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 209
редственно в группах. Желательно познакомить их с опытом других педагогов, поручить им разработать собственные методические материалы, привлечь к анализу хода групповой работы. В качестве одного из приемов желательно использовать учебное видео.
При подготовке книги автор широко использовал разработки отечественных и зарубежных педагогов. При этом учитывался опыт обучения техникам кооперации, накопленный и в высших педагогических учебных заведениях России, Англии, США, и в процессе проведения мастерских по овладению техниками групповой работы на курсах повышения квалификации учителей, и в практике преподавания курса педагогической технологии в Университете Российской академии образования.
Разрабатывая учебные материалы (учебные тексты и рекомендации к проведению занятий), автор исходил из ряда допущений, основанных на хорошо известных педагогических принципах:
1. Эффективность учения растет, еслиучащиеся знакомы с целями обучения, знают о том, что от них ожидает преподаватель. Каждый раздел начинается с описания ожидаемых результатов обучения. Подготовленный вариант плана занятий также содержит систематические указания на цели каждого из проводимых занятий.
2. Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации. Новый материал иллюстрируется примерами, которые хорошо знакомы студентам. Существенное место отводится анализу реального группового взаимодействия, наблюдаемого студентами непосредственно в ходе работы мастерской.
3. Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной, практической ситуации. Работа в мастерской моделирует учебную ситуацию в классе. Это дает возможность студентам приобрести личный опыт кооперации в обучении. Часть студентов в ходе занятий приобретают опыт такой организации, пробуя себя в роли ведущего.
4. Освоение умений и выработка эффективных навыков требуют активной самостоятельной работы, а не только пассивного восприятия излагаемого материала. Кооперация в обучении побуждает студентов занимать активную позицию. Постоянно используется моделирование различных учебных ситуаций. Различные роли, исполняемые студентами в ходе занятий, дают им возможность практиковаться в использовании изучаемых педагогических техник.
5. Эффективно организованное обучение предусматривает формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать
210 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
и оценивать новую информацию. Задания, получаемые в ходе работы в мастерской, процедуры рефлексии, встроенные в каждое занятие, побуждают студентов систематически обращаться к процедурам анализа информации, продуцировать новые идеи, изменяя (развивая) свои представления в ходе решения встающих перед ними задач. 6. Эффективно организованные занятия учат различать и структурировать основные положения изучаемой дисциплины. Личный опыт работы в группах, упражнения по схеме «общее и различное», необходимость аргументировать свою точку зрения при ее обсуждении, давать объяснения, решать практические задачи - все это вынуждает студентов логически расчленять, сочетать, опробовать и в конце концов отчетливо представлять себе взаимоотношение синергично действующих составляющих техники кооперации в обучении, организацию групповой работы учащихся.
И еще одно замечание. Мир настолько сложен и многообразен, что мы неизбежно схематизируем и упрощаем его в наших теориях и повествованиях. Наглядный пример тому дают самые образные и точные описания - географические карты. Так, политическая карта игнорирует рельеф местности, климатическая не различает государственных границ и т.п. Даже самая полная и подробная карта - это далеко не то же самое, что описываемая ею территория. Таким же инструментальным элементом между миром и нашим представлением о нем является язык. Слово - совсем не то же самое, что описываемый им предмет или переживание. Язык помогает нам жить. Без него обучение невозможно. Но если забыть, что язык дает лишь описание мира, всегда неточное и неполное, если хоть ненадолго перестать различать «карту» и «территорию», мы неизбежно начинаем пользоваться стереотипами: плоскими и неполными образами мира. Стереотипы возникают при попытках постижения мира, которое не связано с непосредственным опытом.
В результате может возникнуть стена непонимания. Усвоенный стереотип начинает замещать свежее видение привычными образами и накладывается на наблюдаемую картину мира. Стереотипы нужны и важны: они помогают закрепить традиции и привычки, позволяют каждому из нас чувствовать себя безопасно в своем привычном окружении. Вместе с тем стереотипы - всегда неточные и неполные образы реальности. Стереотипы нередко выделяют объекты таким образом, что нечто слегка знакомое воспринимается как хорошо знакомое, а незнакомое воспринимается как враждебное. В результате мы сразу видим «безгрешного священника», «прилежного отличника» или «хулигана Вовочку». Описывая фено-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ___________________________ 211
мены и условия кооперации в обучении, мы неизбежно вынуждены пользоваться «простыми описаниями сложных вещей». Только обращение к реальному жизненному опыту позволяет наполнить их глубиной. Желательно, чтобы каждый читатель помнил об этом.
Как пользоваться книгой. Автор предполагает, что тексты первых пяти глав будут использоваться и как учебный, и как информационный (справочный) материал. Если вы впервые знакомитесь с техниками групповой работы, сначала прочтите целиком эти главы (при первом чтении не обязательно выполнять все предлагаемые задания и упражнения), чтобы представить себе картину в целом. Затем прочтите текст еще раз (делая пометки карандашом) и попытайтесь ответить на вопросы, предложенные в конце каждой главы. Во время второго чтения рекомендуется просмотреть материал шестой главы, познакомиться с приложениями. Эти материалы предназначены в первую очередь преподавателю, который будет вести занятия (мастерскую) по групповой работе. Основу таких занятий составляет демонстрация преподавателем приемов и техник работы в группах, а также приобретаемый студентами личный опыт кооперации в учении и обучении. Студенты наблюдают, осваивают и используют соответствующие техники в ходе практических занятий (мастерской).
Материал, приведенный в шестой главе, ориентирован преимущественно на преподавателя. Он позволяет достаточно быстро подготовиться к занятиям. Те, кому придется по вкусу предложенная схема, легко обнаружат, что собранного здесь материала достаточно для начала учебной работы со студентами. Другие, оттолкнувшись от предложенных методических решений, подготовят свой вариант проведения мастерской. Групповая работа позволяет использовать множество конкретных форм. Автор предлагает преподавателям начать обмен разработками техники обучения работе в группах с помощью Интернета. Присылайте свои разработки и находки по адресу: auvarov@urao.edu, и они станут доступны всем.
Автор убежден, что будущих педагогов нельзя знакомить с групповой работой с помощью серии лекций. Ключевые условия успеха - адекватная организационная форма (педагогическая мастерская), использование технических средств обучения (просмотр видеозаписей реальных уроков), активная самостоятельность студентов в группах.
Преподаватели и студенты, которые захотят глубже познакомиться с историей и отдельными вопросами групповой работы, могут обратиться к литературе, список которой прилагается.
212 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Книга, которую вы держите в руках, не могла бы появиться на свет без деятельного участия и помощи многих международных и российских организаций. Автор выражает глубокую благодарность Британскому Совету, который инициировал и поддержал этот проект. Совету Европы, Американскому Совету преподавателей русского языка и литературы, которые предоставили автору возможность познакомиться с опытом гражданского образования в странах Европейского Содружества и США. Университет Российской академии образования любезно предоставил автору возможность участвовать в многочисленных мероприятиях, связанных с проведением проекта, а также базу для экспериментального преподавания по новому курсу. К этой работе проявляли интерес и поддерживали ее ответственные сотрудники Минобразования РФ.
Автор выражает глубокую благодарность студентам, учителям и другим работникам общеобразовательной школы, преподавателям вузов, научным сотрудникам - всем, кто принимал участие в проводимых автором педагогических мастерских. Участники мастерских всегда щедро делились своими идеями и опытом практической работы. Эти занятия многому научили автора.
Создатель и директор центра «Лучшее в образовании» Индианского университета профессор Ховард Мелингер и профессор Гарвардского университета Джанет Вайлант предоставили автору уникальную возможность познакомиться с техникой проведения учебных мастерских, используемых для подготовки педагогов в педагогическом колледже Индианского университета. Профессор педагогического колледжа Индианского университета доктор Джеймс Бонк щедро делился с автором своими многолетними наработками по методике обучения студентов техникам кооперации. Этому в немалой степени способствовали усилия Дэна Дэвидсона и Кевина Спенсли из ACTR. Сотрудник фонда «Гражданское образование» в Лондоне, известный английский специалист в области гражданского образования Тони Торп и доктор Йен Дэвис из Йоркского университета помогли автору познакомиться с британской моделью подготовки будущих педагогов, с организацией групповой работы при обучении студентов и школьников. Профессора Дональд Янг, Фрэнк Поттенджер, Марк Ханингтон и их коллеги в течение многих лет делятся с автором методическими разработками, выполненными в Центре разработки учебных программ при Гавайском университете и в школе Пунахоа, которую по праву числят среди лучших школ США. Их богатый опыт использован при написании этой книги. Всем им автор выражает самую глубокую благодарность.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 213
Автор благодарит сотрудников отделения Британского Совета в Москве ЕАЛенскую и А.Г.Генину за их усилия по организации проекта, в рамках которого подготавливалась эта книга. Коллеги автора по проекту: Н.Н.Михайлова из Центра педагогических инноваций РАО, старший научный сотрудник ИФАН ААСыродеева, директор «Школы самоопределения» А.Н.Тубельский, эксперт Всемирного банка Д.И.Фрумин, директор Институт психологии и педагогики развития СО РАО Б.И.Хасан, эксперт Национального фонда подготовки кадров С.М.Юсфин - щедро делились своими идеями по проблемам развития гражданского образования, помогали в работе над книгой. Многие из этих идей были использованы при подготовке книги. Известный отечественный педагог, ректор Университета Российской академии образования, многолетний коллега и друг автора, действительный член Российской академии образования Б.М.Бим-Бад сделал все возможное для успеха настоящего проекта. Автор выражает ему особую признательность.
390 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Литература
1. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3.
2. Johnson D., Johnson R., Hohibec E. Cooperation in the Classroom. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1984.
3. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М., 1999.
4. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.
5.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.
6. Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. - М., 1986.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.
8. Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. - М., 1983-1985. Т. 8.
9. Johnson D.. Johnson R. Leading the Cooperative School. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1993.
10. Хасан Б. И., Сергоманов П.А., Разрешение конфликтов и ведение переговоров. - М., 2001.
11.Johnson D., Johnson R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive and Individualistic Learning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.
12. Kagan S. Cooperative Learning. San Juan Capistrano, Cal.: Resources for Teachers, 1992.
13. Sharan S.. Hert:-La:arowit: R. A Group-investigation Method of Cooperative Learning in the Classroom // Cooperative in Education / Sharan S. et al (eds.). Prove, Ut.: Brigham Young University Press, 1979.
14. Potlenger E, Young D. The Local Environment, FAST-1: Foundational Approaches in Science Teaching, Curriculum Research and Development Group. Honolulu, H.I.: University of Hawaii, 1992.
15. Африна Е.И., УваровА.Ю., Медведев О.Б. Школа информационного века // Информатика и образование. 1996. № 2.
16. Johnson D„ Johnson R. Joining Together: Group Theory and Group Skills. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.
17. ФруминИ.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. - Красноярск, 1999.
18. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.
19. ФопельК. Психологические группы: материалы для ведущего. - М., 2000.
20. Кривцова С.В., Махматулина Е.А. Тренинг: навык конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: 1999.
21. СмидР. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 1999.
Предисловие
Вступая в новое тысячелетие, мы наблюдаем очередной быстро раскручивающийся виток социальных изменений во всех странах мира. Продолжающаяся научно-техническая революция запустила глобальный процесс становления информационного общества. Растет миграция активной рабочей силы. Границы, которые еще недавно сдерживали ее, рушатся. Интенсивно перемешиваются культуры и языки. Возникающие при этом конфликты заставляют задумываться о средствах создания предсказуемой социальной обстановки, без чего невозможно решение неотложных глобальных экологических и экономических задач, встающих перед всеми странами взаимозависимого мира. Сегодня люди как никогда раньше озабочены поисками путей «устойчивого развития» для всего человечества1. В этих условиях все чаще обращают внимание на общеобразовательную школу как главный инструмент устойчивых и управляемых социальных изменений, созданный современным обществом за последние два века в ходе индустриальной революции. Именно в школе общество может целенаправленно готовить своих будущих членов для цивилизованного решения стратегических задач социального развития.