Проект по разработке учебных материалов для подготовки педагогов




Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подготовки педагогов-тренеров в области гражданского обра­зования. Цель проекта - методически оформить результаты поисков и разра­боток авторов, накопленные ими за прошедшие годы, опыт многочисленных мастерских по повышению квалификации учителей. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям (и администраторам) набор соответ­ствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Мно­го труднее - помочь формированию сознательной активной позиции учите­ля, оснастить его инструментами для проектирования собственной деятель­ности развития гражданской компетентности самих педагогов и администра­торов образования.

Курсы гражданского образования сегодня уже преподаются во многих шко­лах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встречает трудно­стей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочного семинара. Вве­сти новый небольшой по размеру учебный предмет в школьное расписание -тоже достаточно обычная задача для школьной администрации. В результате у руководителей образования в появляется соблазн ввести в школах соответству­ющие курсы и немедленно провозгласить, что подготовка «активного строи­теля демократического общества» успешно началась. Благое намерение побы­стрее решить сложнейшую социальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введенные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение поставленной задачи1.

1 Гражданское образование - это далеко не только и не столько отдельная учебная дисцип­лина. Это хорошо понимали уже работники отделов пропаганды и агитации правящей ком­мунистической партии, которые ставили перед школой задачу «формирования нового человека». Попытки ограничить область гражданского образования «граждановедением» - либо показатель педагогического невежества, либо «сознательное вредительство >, попыт­ка решать свои частные задачи, прикрываясь заботой об общественном благе.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе - нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права, - признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, - принимать их. Здесь требуется и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения об­щих целей. Все эти способности не появляются у человека «естественным об­разом». Их приобретение дается нелегко даже в тех обществах, которые име­ют долгую историю демократического устройства. Тем более непростым де­лом является воспитание этих способностей в России, где тоталитаризм - срав­нительно недавнее прошлое. Наивно думать, что все это можно «сформиро­вать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности граж­данского общества были присвоены и стали личными ценностями каждого человека, необходим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно, ежечасно получает подтверждение высокой значимости и актуаль­ности этих ценностей.

Школа как общественно-государственный институт впитывает и отража­ет то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, как профес­сионал, владеющий соответствующими педагогическими техникой и знани­ем, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Поэтому в школах необходи­мы не столько специальные учебные курсы «граждановедения», сколько созда­ние соответствующих условий, которые способствуют постижению и приня­тию ценностей гражданского общества, способов совместного существования людей разного возраста, разного пола, разных национальностей и верований, разных характеров. Для этого каждому учителю независимо от того, что она или он преподает, важно быть гражданином, умелым в повседневном граж­данском поведении. Причем эта умелость должна быть достаточно очевидной нашим ученикам. Всякий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы решения различных задач (в том числе и учебных), всякий раз, когда мы берем на себя смелость и ответственность ставить оценку за то, как наши ученики справляются с нашими заданиями, нам следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость.

Подготовить педагогов к такой работе - непростая задача. Ее решение тре­бует фактически смены жизненной позиции, естественной для целого поко­ления учителей. Это хорошо понимали и понимают участники проекта. Но на­чинать эту работу надо. Практика переподготовки работающих педагогов по­казала, что участники тренингов и семинаров, как правило, с благодарностью принимают соответствующую позицию, сетуют, что традиционное педагоги­ческое образование не включает в себя освоения необходимых для этого ком­петенций.

АО ________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: