Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подготовки педагогов-тренеров в области гражданского образования. Цель проекта - методически оформить результаты поисков и разработок авторов, накопленные ими за прошедшие годы, опыт многочисленных мастерских по повышению квалификации учителей. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям (и администраторам) набор соответствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Много труднее - помочь формированию сознательной активной позиции учителя, оснастить его инструментами для проектирования собственной деятельности развития гражданской компетентности самих педагогов и администраторов образования.
Курсы гражданского образования сегодня уже преподаются во многих школах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встречает трудностей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочного семинара. Ввести новый небольшой по размеру учебный предмет в школьное расписание -тоже достаточно обычная задача для школьной администрации. В результате у руководителей образования в появляется соблазн ввести в школах соответствующие курсы и немедленно провозгласить, что подготовка «активного строителя демократического общества» успешно началась. Благое намерение побыстрее решить сложнейшую социальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введенные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение поставленной задачи1.
|
1 Гражданское образование - это далеко не только и не столько отдельная учебная дисциплина. Это хорошо понимали уже работники отделов пропаганды и агитации правящей коммунистической партии, которые ставили перед школой задачу «формирования нового человека». Попытки ограничить область гражданского образования «граждановедением» - либо показатель педагогического невежества, либо «сознательное вредительство >, попытка решать свои частные задачи, прикрываясь заботой об общественном благе.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе - нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права, - признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, - принимать их. Здесь требуется и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей. Все эти способности не появляются у человека «естественным образом». Их приобретение дается нелегко даже в тех обществах, которые имеют долгую историю демократического устройства. Тем более непростым делом является воспитание этих способностей в России, где тоталитаризм - сравнительно недавнее прошлое. Наивно думать, что все это можно «сформировать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности гражданского общества были присвоены и стали личными ценностями каждого человека, необходим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно, ежечасно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.
|
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, как профессионал, владеющий соответствующими педагогическими техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Поэтому в школах необходимы не столько специальные учебные курсы «граждановедения», сколько создание соответствующих условий, которые способствуют постижению и принятию ценностей гражданского общества, способов совместного существования людей разного возраста, разного пола, разных национальностей и верований, разных характеров. Для этого каждому учителю независимо от того, что она или он преподает, важно быть гражданином, умелым в повседневном гражданском поведении. Причем эта умелость должна быть достаточно очевидной нашим ученикам. Всякий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы решения различных задач (в том числе и учебных), всякий раз, когда мы берем на себя смелость и ответственность ставить оценку за то, как наши ученики справляются с нашими заданиями, нам следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость.
Подготовить педагогов к такой работе - непростая задача. Ее решение требует фактически смены жизненной позиции, естественной для целого поколения учителей. Это хорошо понимали и понимают участники проекта. Но начинать эту работу надо. Практика переподготовки работающих педагогов показала, что участники тренингов и семинаров, как правило, с благодарностью принимают соответствующую позицию, сетуют, что традиционное педагогическое образование не включает в себя освоения необходимых для этого компетенций.
АО ________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ