Положительная взаимозависимость. Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Чтобы сформировать это чувство, учитель:
- устанавливает общие (групповые) цели (пример: группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);
- вводит систему наград и поощрений: «группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал»;
- распределяет материал и информацию (ресурсы);
- определяет роли для каждого члена группы.
Прямое общение между членами группы - главный учебный ресурс групповой работы. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений - главные виды речевого взаимодействия.
Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки - индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.
Освоение навыков групповой работы. Учитель учит приемам общения, технике руководства, процедурам принятия решения и разрешения конфликтов, а также побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
Рефлексия. Участникам группы предоставляется специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между членами группы. Журнал наблюдений за работой группы (ведет учитель), наблюдения Контролера (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 361
Рекомендации ведущему
|
1. Подвести итоги изучения принципов кооперации в обучении. Желательно особенно подробно остановиться на рефлексии.
Тема для обсуждения в группах. Известный отечественный философ Г.П.Щед-ровицкий, интересовавшийся проблемами образования, говорил, что реальный процесс обучения (научения) человека происходит только в процессе рефлексии.
- Как вы относитесь к этой точке зрения?
- Какова интуитивная значимость рефлексии для вас?
- Что, с вашей точки зрения, происходило с группой в ходе рефлексии?
2. Организовать межгрупповой контроль (повторение того, что известно студентам о технике групповой работы в классе), используя структуру «Номера».
Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе (1-4)
Слайд 1
Процедура наблюдения и анализа видеоурока
Используется структура «1-2-все»
Шаг 1. Каждым индивидуально.
Просмотреть видеозапись урока, на котором используется техника группы сотрудничества, и записать в первую колонку «Наблюдения» сцены, которые вы наблюдали (сбор материала для анализа).
Шаг 2. Группами по два человека.
Сравнить (согласовать) свои наблюдения (шаг за шагом) и выделить все замеченные элементы техники группы сотрудничества, использованные на просмотренном уроке. Записать их в соответствующих строчках второй колонки «Анализ».
Шаг 3. Всей группой.
Сравнить полученные результаты. Обсудить возможные расхождения и подготовить совместный групповой результат наблюдений и анализа. Рекомендация: воспользоваться техникой «РеКле» («режь и клей»).
Шаг 4. Всей группой.
В третьей колонке «Выводы» сделать соответствующие записи:
|
- с какой целью использовался тот или иной прием техники группы сотрудничества;
- какого результата удалось добиться;
- было ли это оправданно;
- что бы вы рекомендовали сделать.
362 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Рекомендации ведущему
1. Предложить студентам посмотреть фрагменты видеозаписи урока, на котором учитель организует групповую работу школьников. Сформулировать задание, например, таким образом:
- «познакомьтесь с видеозаписью урока и проанализируйте ее по схеме «Три колонки»;
- «выделите и опишите все элементы техники групповой работы, которые использовал учитель»;
- «проанализируйте, с какой целью и насколько эффективно использовались отдельные приемы. Подготовьте свои предложения о том, чем их можно заменить или дополнить».
2. Описать предлагаемую процедуру работы по шагам (см. слайд). Бланк для анализа видеозаписи приведен в Приложении 2 (раздаточный материал).
3. Просмотреть видеофильм вместе с учащимися. Возможно, его придется несколько раз прерывать (останавливать), давая возможность студентам спокойно фиксировать увиденное.
4. Наблюдать за работой групп, которые анализируют и обсуждают просмотренный видеофильм по предложенной схеме. По завершении работы группы должны выбрать докладчиков, которые представляют результаты работы групп всей мастерской. Стимулировать появление вопросов к докладчикам со стороны участников мастерской. Не препятствовать коллегам докладчиков по группе при необходимости прийти им на помощь. В ходе обсуждения результатов работы групп фиксировать основные элементы просмотренного урока, обращать внимание на использованные приемы текущего контроля, техники групповой работы и другие элементы, которые почему-либо не выделили студенты.
|
5. Организовать процедуру рефлексии в группах по результатам выполнения задания. Следить за тем, чтобы группы проводили рефлексию, следуя рекомендованной ранее процедуре. В процессе выполнения рефлексии проводить мониторинг работы групп. Возможные вопросы группам:
- Как выполнялись решения, принятые в ходе предыдущей рефлексии?
- Что было учтено, а что нет?
- Какие решения в этой связи следует принять снова?
Цель вопросов - продемонстрировать процедуру рефлексии как действенный инструмент самосовершенствования работы групп. Проверять, насколько аккуратно члены группы готовят план совершенствования своей работы.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 363
Слайд 2
План выполнения работы
1. Завхозы получают раздаточный материал.
2. Группы разделяются на две подгруппы по три участника.
3. Распределение ролей в подгруппах:
- Контролер;
- Секретарь;
- Бодрила.
4. Прочитать описание урока и размышления Сони.
5. Сформулировать цели, которые ставила перед собой Соня. Время на выполнение задания - 12 минут.
6. Предложить собственный вариант плана урока, учитывающий технику группы сотрудничества, который наилучшим образом достигает целей, поставленных Соней. Время на выполнение задания - 10 минут.
7. Сравнить планы, подготовленные подгруппами:
- чем они разнятся;
- можно ли выбрать лучший;
- можно ли скомпилировать из них третий, лучший. Время на выполнение задания - 5 минут.
8. Подготовить единый групповой вариант плана. Доклад делает случайно выбранный участник группы. (Мудрец помогает убедиться, что любой в состоянии выступить перед семинаром с результатами работы группы.) Время на выполнение задания -6 минут.
Помнить:
- Любая работа занимает все отведенное для нее время.
- «Если нечто действительно стоит того, чтобы его делать, его можно сделать и плохо».
(«новый американец» из Голливуда)
Упражнение
Цель - дать участникам мастерской опыт проектирования урока с использованием различных структур взаимодействия. В качестве материала для упражнения можно использовать текст «Урок истории» (см. Приложение 2).
Задание группам. Предложите такую схему проведения урока, которая обеспечит осуществление замысла Сони: «...сделать так, чтобы все школьники могли искренне и горячо обсуждать вопросы, касающиеся темы урока». Надо решить типичную задачу учителя, организующего групповую работу: вести урок и поддерживать дисциплину, не доминируя в классе.
Возможная организация работы. Члены группы: а) читают предложенный текст вслух по очереди, например в парах; б) формулируют и
364 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
фиксируют цели, которых пыталась добиться Соня; в) разрабатывают возможные структуры организации урока. Преподаватель обходит группы и побуждает их к «игре со структурами». Возможное решение задачи для Сони - использовать структуру «Мозаика»:
- разбить класс на группы - «парламенты», в «парламентах» распределить роли;
- собрать всех в группы по ролям для подготовки ролевой позиции;
- вернуться в свои «парламенты» и провести дискуссии. Если ни одна из групп не предложит использовать «Мозаику», преподаватель подводит их к этой идее, демонстрируя соответствующий ход рассуждений:
а) школьники должны обсуждать вопросы не только с учителем, но и между собой (одновременное взаимодействие);
б) в группах школьников должна быть взаимозависимость (понимание, зачем они нужны друг другу);
в) школьники должны почувствовать индивидуальную ответственность (незаменимость);
г) необходимо отработать навыки сотрудничества;
д) работу группы следует завершить процедурой рефлексии.
После выполнения шага 8 (см. слайд) все группы выносят свои предложения в мастерскую. Проводится их сравнительное обсуждение. Преподаватель поощряет группы.
Вопросы для итоговой процедуры рефлексии. Как наша группа совершенствует свою работу? Чему мы научились за прошедший этап работы? Как были выполнены решения, принятые в ходе последней рефлексии? Что было учтено и что нет? Какие решения в этой связи следует принять снова?
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 365
Слайд 3
Рекомендации ведущему
1. Подвести итог предыдущего упражнения.
Тезисы
«Вы поближе познакомились с «Мозаикой», одной из популярных структур работы в классе. Она позволяет распределить работу между участниками и порождает продуктивное разнообразие. «Мозаика» - эффективная структура, которую очень широко используют при организации работы групп сотрудничества. Если вы не знаете, какую структуру выбрать, попробуйте рассмотреть «Мозаику».
«Количество возможных форм взаимодействий учащихся огромно. Всегда можно подобрать такой вариант взаимодействия, который поможет решить вашу педагогическую задачу. Например, непросто обучить членов группы сотрудничества самоконтролю, умению слушать других, способности сдержаться и не спешить высказываться. Для формирования «умения помолчать и внимательно слушать другого» пригодится структура «Аквариум».
2. Рассказать о функционировании структуры «Аквариум». Обратить внимание на расположение участников за рабочим столом (теоретически наблюдатель должен отсутствовать в комнате, однако достаточно и того,
366 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
чтобы его не было видно сидящему за столом). Объяснить студентам (или это выяснится в ходе обсуждения), что работа в «Аквариуме» помогает ученикам приобрести навыки самоконтроля, научиться слушать и наблюдать, действовать совместно, чувствовать плечо друг друга. 3. Объявить, что следующее задание группы будет выполняться с использованием структуры «Аквариум».
Слайд 4