Процедура рефлексии работы группы




Групповая рефлексия - это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

- достичь поставленной рабочей цели;

- сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий группы в ходе рефлексии:

1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.

2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия, и в чем они состояли).

3. Вспомнить (собственно рефлексия или постнаблюдение соб­ственных действий) действия каждого члена группы с указани­ем (анализ) на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели.

4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

Цель групповой рефлексии:

- повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;

- увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целей группы.

Рекомендации ведущему

1. Ввести и обсудить определение групповой рефлексии, или рефлексии работы группы (см. слайд).

2. Напомнить, что рефлексия - мощный инструмент, который можно использовать и во благо, и во вред. Специально разработанная про­цедура проведения рефлексии групповой работы позволяет повысить

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 351

эффективность функционирования членов группы. Строгое следова­ние процедуре проведения рефлексии спасет от многих неприятных недоразумений, поможет уйти от ненужных взаимных претензий, за­щитить членов группы.

Вопросы для обсуждения в группах. Почему последовательность действий группы в ходе рефлексии (см. слайд) выстроена таким образом? Какие груп­повые эффекты она обеспечивает? Предложите группам использовать для работы структуру «1-2-все».

3. Выслушать мнение представителей групп и обсудить результаты про­шедшего обсуждения.

Слайд 16

Задачи групповой рефлексии:

■ концентрировать внимание группы на построении хороших от­ношений между членами группы;

■ помогать каждому осваивать навыки групповой работы;

■ позволить участнику получить информацию о своих действиях от других членов группы;

■ служить средством фиксации успехов группы и ее отдельных чле­нов, поощрять положительные тенденции в работе и поведении отдельных членов группы.

Ключевые факторы успешной рефлексии:

■ не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени;

■ постоянно делать акцент на положительном;

■ напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы (положительной коммуникации);

■ ясно и полно формулировать свои ожидания по поводу результа­тов рефлексии.

Рекомендации ведущему

1. Подводя итоги проведенному обсуждению, можно сделать вывод о том, что в различных жизненных ситуациях рефлексию можно (и нужно) проводить с различными целями и для решения разных задач. В про­цессе обучения групповой работе в классе стоит ограничиться переч­нем задач, приведенных на слайде.

2. Разобрать приведенные на слайде факторы, определяющие успеш­ность процедуры рефлексии. Рекомендовать студентам помнить о них и стараться их учитывать.

3. Подготовить группы к выполнению задания: «Итак, вы познакомились с задачами групповой рефлексии, факторами ее успешности и проце-

352 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

дурой выполнения. Конечно, это надо испробовать на практике. Для этого группа должна выполнить определенную работу, а потом прове­сти групповую рефлексию в соответствии с изложенными правилами». 4. Познакомить студентов с содержанием задания: «Сравнить построение занятий при разделении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп». Сооб­щить, что для выполнения задания студентам потребуется использо­вать технику групповой работы, известную как «мозговая атака».

Слайд 17

Рекомендации ведущему

1. Познакомить студентов с техникой «мозговая атака». Если есть возмож­ность, предложить это сделать участникам мастерской, которые знако­мы с данной техникой. Обратить внимание, что этапы работы строго разделены между собой. На каждом этапе в группе выстраивается своя атмосфера: атмосфера азарта, свободы, поиска, фантазии, защищен­ности, радости (этап 1), пока идет «придумывание», «изобретение но­вого», и атмосфера рационального поиска, делового обсуждения, кри­тического отношения (этап 2), когда идет «конструирование решения».

2. Предложить участникам мастерской посмотреть, как влияет создава­емая в группе атмосфера на работу участников. Для этого можно вы­полнить упражнение «Линия».

3. Упражнение «Линия»:

а) ведущий выводит из аудитории четырех добровольцев. Они не дол­жны видеть, что происходит в мастерской. Каждый доброволец при­глашается в аудиторию отдельно;

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 353

б) ведущий приглашает первого добровольца и предлагает рисовать на доске линии. Работа поощряется: «Замечательно получается!», «На­рисуйте еще одну...», «Вы, наверное, учились рисовать!», «Ваши линии просто великолепны!», «Нарисуйте, пожалуйста, еще одну...», «Прекрас­ные линии, вы замечательно справились с заданием»;

в) ведущий приглашает второго добровольца и трижды сухо просит нарисовать линию (никаких комментариев, деловито). В заключение благодарит и предлагает садиться на место;

г) ведущий приглашает третьего добровольца и трижды сухо просит нарисовать линию. После каждой линии ведущий дает отрицатель­ный комментарий: «Какая-то странная линия...», «Вас никогда не учи­ли рисовать?», «Вы не стараетесь!», «Сделайте лучше». В заключение благодарит и предлагает садиться на место;

д) ведущий приглашает четвертого добровольца и трижды просит нарисовать линию, давая для этого точные, исчерпывающие инструк­ции: «Прямая в центре доски длиной 20 сантиметров. Еще одна такая же на 5 сантиметров ниже. Еше одна на 10 сантиметров выше» (дело­вито). В заключение благодарит и предлагает садиться на место;

е) ведущий предлагает добровольцам поделиться своими ощущениями во время выполнения задания.

Задание группам. Проанализируйте атмосферу, которую создавал ведущий при выполнении заданий разными участниками. Как влияла атмосфера на выполнение задания? Для каких случаев какая атмосфера предпочтительна?

4. Группы готовят свои сообщения (6 минут) и делятся своими выводами.

Слайд 18

«Мозговая атака»

Этап 1. Все члены группы стараются предложить идею.

- Предлагайте свои идеи в сыром, необработанном виде, по мере того как они приходят в голову.

- Все без исключения идеи - и серьезные, и шутливые - прини­майте и фиксируйте.

- Поддерживайте друг друга взглядом, развивайте чужие идеи, не стесняйтесь подбодрить коллег.

- Задавайте (если нужно) вопросы на понимание и только на по­нимание: «Верно ли я понял, что...?»

- Только поощряйте. Не допускайте критических замечаний ни в какой форме!

Этап 2. Каждая из зафиксированных идей рассматривается на пред­мет ее пригодности для решения поставленной задачи.

354 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Рекомендации ведущему

1. Разобрать поведение членов групп на первом этапе мозгового штур­ма (см. слайд). Например, попросить членов групп описать поведение, которое должны демонстрировать члены группы (как надо себя вес­ти) при выполнении мозгового штурма на первом этапе. Предложить им сформулировать требования к поведению Бодрилы (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как подбадривает партнеров). Предложить операционализировать требование «поддерживать и развивать идеи партнеров».

2. Обсудить со студентами, чем обусловлены требования:

- «каждая странная и неожиданная идея поощряется особенно тепло»;

- «авторство идеи не фиксируется».

3. Обсудить, как совместить свободу дискуссии и присутствие Руководи­теля, который «следит, чтобы никто никого не критиковал, чтобы все выдвинутые идеи приветствовались». Предложить сформулировать требования к поведению Руководителя (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как обращается к партнерам).

4. Обсудить со студентами, как меняется поведение участников на вто­ром этапе мозгового штурма, какое поведение надо демонстрировать (как надо себя вести). Предложить операционализировать представ­ление о поведении делового, серьезного, критически мыслящего че­ловека. Что для поведения членов группы означает требование: «Идеи сортируются и рассматриваются одна за другой. Оценивается ли прак­тическая пригодность каждой идеи (и их комбинации) для решения стоящей перед группой задачи»?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 355

Слайд 19

Каждая группа для выполнения задания выбирает:

- Завхоза, который получит у ведущего необходимые для работы группы материалы.

- Координатора, который:

- следит, чтобы группа «оставалась на цели»;

- следит за временем работы;

- следит, чтобы все члены группы имели равную возможность уча­ствовать в работе и не тратили времени зря;

- следит, чтобы все одинаково понимали инструкции;

- обращается к преподавателю от лица группы.

-Бодрилу, который:

- следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддержи­вать в группе положительное рабочее настроение;

- воодушевляет членов группы на сотрудничество;

- фиксирует верные действия членов группы;

- поощряет верные действия членов группы.

- Секретаря, который ведет записи результатов работы группы и помещает эти результаты в «Уголок группы».

- Контролера, который во время работы записывает примеры «хо­рошего поведения» членов группы: (1) кто, (2) какие, (3) по како­му поводу.

-Докладчика, который представит результаты работы группы.

Рекомендации ведущему

1. Напомнить студентам о задании, которое они будут выполнять в груп­пе: «Сравнить построение занятий при разделении учащихся на тра­диционные учебные группы и построение занятий с использовани­ем эффективных групп». По завершении задания они будут прово­дить групповую рефлексию сделанной работы. Для выполнения это­го задания каждый член группы должен взять на себя определенную роль.

Тезисы

«Вы используете технику «мозговая атака» для решения задачи в груп­пе. Распределите роли, каждую (параллельно с решением основной зада­чи) должен демонстрировать один из участников».

«Помните: любой член группы может и должен демонстрировать любые элементы поведения, если это, с его точки зрения, необходимо.

356 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Все, кому поручены выделенные роли, должны стараться демонстриро­вать соответствующее поведение».

2. Разобрать со студентами описание ролевых задач членов группы, ко­торые выполняются дополнительно к основной задаче. Раздать ма­териалы через Завхозов (бумага, ножницы, липкая лента, фломас­тер). Проследить, чтобы в каждой группе сделали «этикетки» с назва­нием ролей и закрепили их на груди исполнителя (ср.: этикет - эти­кетки).

Слайд 20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: