Групповая рефлексия - это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:
- достичь поставленной рабочей цели;
- сформировать хорошие групповые отношения.
Последовательность действий группы в ходе рефлексии:
1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.
2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия, и в чем они состояли).
3. Вспомнить (собственно рефлексия или постнаблюдение собственных действий) действия каждого члена группы с указанием (анализ) на то, какие из действий помогали или не помогали достижению цели.
4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.
Цель групповой рефлексии:
- повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;
- увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целей группы.
Рекомендации ведущему
1. Ввести и обсудить определение групповой рефлексии, или рефлексии работы группы (см. слайд).
2. Напомнить, что рефлексия - мощный инструмент, который можно использовать и во благо, и во вред. Специально разработанная процедура проведения рефлексии групповой работы позволяет повысить
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 351
эффективность функционирования членов группы. Строгое следование процедуре проведения рефлексии спасет от многих неприятных недоразумений, поможет уйти от ненужных взаимных претензий, защитить членов группы.
Вопросы для обсуждения в группах. Почему последовательность действий группы в ходе рефлексии (см. слайд) выстроена таким образом? Какие групповые эффекты она обеспечивает? Предложите группам использовать для работы структуру «1-2-все».
|
3. Выслушать мнение представителей групп и обсудить результаты прошедшего обсуждения.
Слайд 16
Задачи групповой рефлексии:
■ концентрировать внимание группы на построении хороших отношений между членами группы;
■ помогать каждому осваивать навыки групповой работы;
■ позволить участнику получить информацию о своих действиях от других членов группы;
■ служить средством фиксации успехов группы и ее отдельных членов, поощрять положительные тенденции в работе и поведении отдельных членов группы.
Ключевые факторы успешной рефлексии:
■ не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени;
■ постоянно делать акцент на положительном;
■ напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы (положительной коммуникации);
■ ясно и полно формулировать свои ожидания по поводу результатов рефлексии.
Рекомендации ведущему
1. Подводя итоги проведенному обсуждению, можно сделать вывод о том, что в различных жизненных ситуациях рефлексию можно (и нужно) проводить с различными целями и для решения разных задач. В процессе обучения групповой работе в классе стоит ограничиться перечнем задач, приведенных на слайде.
2. Разобрать приведенные на слайде факторы, определяющие успешность процедуры рефлексии. Рекомендовать студентам помнить о них и стараться их учитывать.
3. Подготовить группы к выполнению задания: «Итак, вы познакомились с задачами групповой рефлексии, факторами ее успешности и проце-
352 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
|
дурой выполнения. Конечно, это надо испробовать на практике. Для этого группа должна выполнить определенную работу, а потом провести групповую рефлексию в соответствии с изложенными правилами». 4. Познакомить студентов с содержанием задания: «Сравнить построение занятий при разделении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп». Сообщить, что для выполнения задания студентам потребуется использовать технику групповой работы, известную как «мозговая атака».
Слайд 17
Рекомендации ведущему
1. Познакомить студентов с техникой «мозговая атака». Если есть возможность, предложить это сделать участникам мастерской, которые знакомы с данной техникой. Обратить внимание, что этапы работы строго разделены между собой. На каждом этапе в группе выстраивается своя атмосфера: атмосфера азарта, свободы, поиска, фантазии, защищенности, радости (этап 1), пока идет «придумывание», «изобретение нового», и атмосфера рационального поиска, делового обсуждения, критического отношения (этап 2), когда идет «конструирование решения».
2. Предложить участникам мастерской посмотреть, как влияет создаваемая в группе атмосфера на работу участников. Для этого можно выполнить упражнение «Линия».
3. Упражнение «Линия»:
а) ведущий выводит из аудитории четырех добровольцев. Они не должны видеть, что происходит в мастерской. Каждый доброволец приглашается в аудиторию отдельно;
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 353
|
б) ведущий приглашает первого добровольца и предлагает рисовать на доске линии. Работа поощряется: «Замечательно получается!», «Нарисуйте еще одну...», «Вы, наверное, учились рисовать!», «Ваши линии просто великолепны!», «Нарисуйте, пожалуйста, еще одну...», «Прекрасные линии, вы замечательно справились с заданием»;
в) ведущий приглашает второго добровольца и трижды сухо просит нарисовать линию (никаких комментариев, деловито). В заключение благодарит и предлагает садиться на место;
г) ведущий приглашает третьего добровольца и трижды сухо просит нарисовать линию. После каждой линии ведущий дает отрицательный комментарий: «Какая-то странная линия...», «Вас никогда не учили рисовать?», «Вы не стараетесь!», «Сделайте лучше». В заключение благодарит и предлагает садиться на место;
д) ведущий приглашает четвертого добровольца и трижды просит нарисовать линию, давая для этого точные, исчерпывающие инструкции: «Прямая в центре доски длиной 20 сантиметров. Еще одна такая же на 5 сантиметров ниже. Еше одна на 10 сантиметров выше» (деловито). В заключение благодарит и предлагает садиться на место;
е) ведущий предлагает добровольцам поделиться своими ощущениями во время выполнения задания.
Задание группам. Проанализируйте атмосферу, которую создавал ведущий при выполнении заданий разными участниками. Как влияла атмосфера на выполнение задания? Для каких случаев какая атмосфера предпочтительна?
4. Группы готовят свои сообщения (6 минут) и делятся своими выводами.
Слайд 18
«Мозговая атака»
Этап 1. Все члены группы стараются предложить идею.
- Предлагайте свои идеи в сыром, необработанном виде, по мере того как они приходят в голову.
- Все без исключения идеи - и серьезные, и шутливые - принимайте и фиксируйте.
- Поддерживайте друг друга взглядом, развивайте чужие идеи, не стесняйтесь подбодрить коллег.
- Задавайте (если нужно) вопросы на понимание и только на понимание: «Верно ли я понял, что...?»
- Только поощряйте. Не допускайте критических замечаний ни в какой форме!
Этап 2. Каждая из зафиксированных идей рассматривается на предмет ее пригодности для решения поставленной задачи.
354 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Рекомендации ведущему
1. Разобрать поведение членов групп на первом этапе мозгового штурма (см. слайд). Например, попросить членов групп описать поведение, которое должны демонстрировать члены группы (как надо себя вести) при выполнении мозгового штурма на первом этапе. Предложить им сформулировать требования к поведению Бодрилы (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как подбадривает партнеров). Предложить операционализировать требование «поддерживать и развивать идеи партнеров».
2. Обсудить со студентами, чем обусловлены требования:
- «каждая странная и неожиданная идея поощряется особенно тепло»;
- «авторство идеи не фиксируется».
3. Обсудить, как совместить свободу дискуссии и присутствие Руководителя, который «следит, чтобы никто никого не критиковал, чтобы все выдвинутые идеи приветствовались». Предложить сформулировать требования к поведению Руководителя (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как обращается к партнерам).
4. Обсудить со студентами, как меняется поведение участников на втором этапе мозгового штурма, какое поведение надо демонстрировать (как надо себя вести). Предложить операционализировать представление о поведении делового, серьезного, критически мыслящего человека. Что для поведения членов группы означает требование: «Идеи сортируются и рассматриваются одна за другой. Оценивается ли практическая пригодность каждой идеи (и их комбинации) для решения стоящей перед группой задачи»?
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 355
Слайд 19
Каждая группа для выполнения задания выбирает:
- Завхоза, который получит у ведущего необходимые для работы группы материалы.
- Координатора, который:
- следит, чтобы группа «оставалась на цели»;
- следит за временем работы;
- следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе и не тратили времени зря;
- следит, чтобы все одинаково понимали инструкции;
- обращается к преподавателю от лица группы.
-Бодрилу, который:
- следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;
- воодушевляет членов группы на сотрудничество;
- фиксирует верные действия членов группы;
- поощряет верные действия членов группы.
- Секретаря, который ведет записи результатов работы группы и помещает эти результаты в «Уголок группы».
- Контролера, который во время работы записывает примеры «хорошего поведения» членов группы: (1) кто, (2) какие, (3) по какому поводу.
-Докладчика, который представит результаты работы группы.
Рекомендации ведущему
1. Напомнить студентам о задании, которое они будут выполнять в группе: «Сравнить построение занятий при разделении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп». По завершении задания они будут проводить групповую рефлексию сделанной работы. Для выполнения этого задания каждый член группы должен взять на себя определенную роль.
Тезисы
«Вы используете технику «мозговая атака» для решения задачи в группе. Распределите роли, каждую (параллельно с решением основной задачи) должен демонстрировать один из участников».
«Помните: любой член группы может и должен демонстрировать любые элементы поведения, если это, с его точки зрения, необходимо.
356 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Все, кому поручены выделенные роли, должны стараться демонстрировать соответствующее поведение».
2. Разобрать со студентами описание ролевых задач членов группы, которые выполняются дополнительно к основной задаче. Раздать материалы через Завхозов (бумага, ножницы, липкая лента, фломастер). Проследить, чтобы в каждой группе сделали «этикетки» с названием ролей и закрепили их на груди исполнителя (ср.: этикет - этикетки).
Слайд 20