Педагоги:
Дж.Ланкастер - конец XVIII в. А.Г.Ривин - начало XX в. В.КДьяченко - 80-е гг. XX в.
Психологи:
Курт Левин, Мортон Дейч (США) - 40-е гг. XX в.
М.В.Горбов (СССР) - 60-е гг. XX в.
Элизабет Коен «Теория ожиданий» - 80-е гг. XX в.
Д.Джонсон и Р.Джонсон «Теория сотрудничества и конкуренции»
- 80-е гг. XX в.
Рекомендации ведущему
Познакомить студентов с основными вехами истории исследования по проблемам групповой работы. Беседа должна ориентировать студентов на последующую самостоятельную работу с литературой.
Тезисы
«Возможность гибкой работы с группами учащихся педагоги открыли для себя давно. Что делал в классе ДжЛанкастер? Что делал в классе АХ.Ри-вин? Что такое КСО? Почему работа в группах сотрудничества так долго оставалась не востребована педагогами массовой школы?»
«Исследования в области групповой динамики. Их приложение к военным проблемам («Душ» М.В.Горбова для подбора команд подводной лодки и космического корабля). Их приложение к проблемам школы».
«Теория ожиданий (Э.Коен): групповая работа меняет наши ожидания в отношении партнеров. Это особенно важно для работы с трудными детьми из необеспеченных семей, с представителями других национальностей».
«Теория сотрудничества и конкуренции (Д.Джонсон и Р.Джонсон) -развитие и приложение к школе работ К.Левина».
«Состояние исследований сегодня: все подходы объединены. Проблема «внешнего» и «внутреннего» подкрепления. Проблема «позитивной взаимозависимости». Факторы, определяющие дискурс групповой работы, важнее факторов частной успешности».
332 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Слайд 5
Три формы организации работы в классе
Конкуренция
|
«Боливар не вынесет двоих».
«Если ты достиг своей цели, то я не достигну своей, и наоборот».
Невзаимодействие
«Все можно сделать, если тебе никто не мешает».
Кооперация
«Мы все в одной лодке».
Тезисы
«Три типовые модели взаимодействия. Примеры из обыденной жизни». «Традиционный учитель обычно использует две формы организации работы в классе: невзаимодействие («Дети, не разговаривайте, слушайте учителя!») и конкуренцию.
Демонстрация
Обращение к участникам мастерской: «Поднимите руку, кто хочет привести пример переживания ситуации невзаимодействия на занятиях в Университете?»
После того, как руки подняты: «Спасибо, что вы вызвались. Извините, я не дам никому высказаться, хотя вы этого хотите. Вы чувствуете разочарование? Ваше действие не завершено. Всякому хочется ответить, когда он уже подготовился к ответу. Но ответить может лишь один. Остальные с ним конкурируют за внимание учителя, аудитории. Дети в классе сначала тянут руки. Потом они понимают, что это их разобщает, что это - нечестная игра, и не хотят сами вызываться отвечать из групповой солидарности».
«Традиционная классно-урочная форма работы не учит детей действиям в условиях кооперации».
«Раньше дети учились кооперироваться во время игр на улице. Теперь большую часть времени они проводят перед экраном телевизора или компьютера. Школа должна включить обучение умениям и навыкам кооперативной деятельности как составную часть обязательного содержания обучения».
«Экзамен как пример ситуации «невзаимодействие».
Работа по подготовке «портрета группы» как пример кооперации.
|
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 333
Слайд 6
Рекомендации ведущему
1. Желательно, чтобы участники мастерской могли аргументированно отстаивать представление о том, что в нашей жизни присутствуют разные виды взаимодействия. К каждому из них надо быть готовым. К одним школа готовит больше, к другим - меньше.
Задание группам. Определите, какую часть учебного времени учитель современной школы тратит на обучение каждому из трех видов взаимодействия. Аргументируйте свои оценки. Ответ оформите в виде диаграммы на листе бумаги. Время на выполнение работы - 6 минут.
2. Наблюдать за ходом работы групп. Обращать внимание на распределение обязанностей между членами группы. Подсказывать, что необходимо следить за временем.
3. Провести опрос групп «по номерам». Попросить представителей групп аргументировать свои предложения. Предложить выслушать контраргументы. После каждого доклада можно разрешить вопросы на понимание от других групп. Группы помещают свои результаты в «Уголке группы».
4. По завершении докладов суммировать итоги, поощрить выполненную работу и обобщить полученные результаты. Отметить, что позицию традиционно действующего преподавателя можно охарактеризовать принципом: «Разделяй и властвуй» (авторитарная педагогика: «Петя -молодец, а Ване надо еще поработать над собой»). Сравнить с «прин-
334 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ципом сдержек и противовесов» в современной политике, с использованием политических манипуляций. Обсудить, как это соотносится с демократическими ценностями.
|
5. Рассмотреть со студентами вопросы: является ли ситуация конфронтации непродуктивной по своей сути? Можно ли говорить о «продуктивном конфликте»?
6. Зафиксировать, что групповая работа в условиях информационного общества широко распространена: команда космического корабля, группа разработчиков новой техники, смена обслуживающего персонала в ресторане «Макдоналдс».
7. Резюмировать положение о том, что раньше групповое взаимодействие осваивали в большой крестьянской семье, в городском дворе. Теперь семья малочисленна. Остался только двор, но и там дети проводят немного времени. Сегодня ребенку негде осваивать умение работать в группе. Школа должна восполнять возникший пробел.
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении (1-24)
Слайд 1