Исследование по организации работы в группах




Педагоги:

Дж.Ланкастер - конец XVIII в. А.Г.Ривин - начало XX в. В.КДьяченко - 80-е гг. XX в.

Психологи:

Курт Левин, Мортон Дейч (США) - 40-е гг. XX в.

М.В.Горбов (СССР) - 60-е гг. XX в.

Элизабет Коен «Теория ожиданий» - 80-е гг. XX в.

Д.Джонсон и Р.Джонсон «Теория сотрудничества и конкуренции»

- 80-е гг. XX в.

Рекомендации ведущему

Познакомить студентов с основными вехами истории исследования по проблемам групповой работы. Беседа должна ориентировать студен­тов на последующую самостоятельную работу с литературой.

Тезисы

«Возможность гибкой работы с группами учащихся педагоги открыли для себя давно. Что делал в классе ДжЛанкастер? Что делал в классе АХ.Ри-вин? Что такое КСО? Почему работа в группах сотрудничества так долго оставалась не востребована педагогами массовой школы?»

«Исследования в области групповой динамики. Их приложение к во­енным проблемам («Душ» М.В.Горбова для подбора команд подводной лодки и космического корабля). Их приложение к проблемам школы».

«Теория ожиданий (Э.Коен): групповая работа меняет наши ожидания в отношении партнеров. Это особенно важно для работы с трудными деть­ми из необеспеченных семей, с представителями других национально­стей».

«Теория сотрудничества и конкуренции (Д.Джонсон и Р.Джонсон) -развитие и приложение к школе работ К.Левина».

«Состояние исследований сегодня: все подходы объединены. Пробле­ма «внешнего» и «внутреннего» подкрепления. Проблема «позитивной вза­имозависимости». Факторы, определяющие дискурс групповой работы, важнее факторов частной успешности».

332 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слайд 5

Три формы организации работы в классе

Конкуренция

«Боливар не вынесет двоих».

«Если ты достиг своей цели, то я не достигну своей, и наоборот».

Невзаимодействие

«Все можно сделать, если тебе никто не мешает».

Кооперация

«Мы все в одной лодке».

Тезисы

«Три типовые модели взаимодействия. Примеры из обыденной жиз­ни». «Традиционный учитель обычно использует две формы организации работы в классе: невзаимодействие («Дети, не разговаривайте, слушайте учителя!») и конкуренцию.

Демонстрация

Обращение к участникам мастерской: «Поднимите руку, кто хочет привести пример переживания ситуации невзаимодействия на занятиях в Универси­тете?»

После того, как руки подняты: «Спасибо, что вы вызвались. Извините, я не дам никому высказаться, хотя вы этого хотите. Вы чувствуете разочарование? Ваше действие не завершено. Всякому хочется ответить, когда он уже подго­товился к ответу. Но ответить может лишь один. Остальные с ним конкурируют за внимание учителя, аудитории. Дети в классе сначала тянут руки. Потом они понимают, что это их разобщает, что это - нечестная игра, и не хотят сами вызываться отвечать из групповой солидарности».

«Традиционная классно-урочная форма работы не учит детей дей­ствиям в условиях кооперации».

«Раньше дети учились кооперироваться во время игр на улице. Теперь большую часть времени они проводят перед экраном телевизора или компьютера. Школа должна включить обучение умениям и навыкам кооперативной деятельности как составную часть обязательного содер­жания обучения».

«Экзамен как пример ситуации «невзаимодействие».

Работа по подготовке «портрета группы» как пример кооперации.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 333

Слайд 6

Рекомендации ведущему

1. Желательно, чтобы участники мастерской могли аргументированно отстаивать представление о том, что в нашей жизни присутствуют разные виды взаимодействия. К каждому из них надо быть готовым. К одним школа готовит больше, к другим - меньше.

Задание группам. Определите, какую часть учебного времени учитель со­временной школы тратит на обучение каждому из трех видов взаимодействия. Аргументируйте свои оценки. Ответ оформите в виде диаграммы на листе бумаги. Время на выполнение работы - 6 минут.

2. Наблюдать за ходом работы групп. Обращать внимание на распреде­ление обязанностей между членами группы. Подсказывать, что необ­ходимо следить за временем.

3. Провести опрос групп «по номерам». Попросить представителей групп аргументировать свои предложения. Предложить выслушать контрар­гументы. После каждого доклада можно разрешить вопросы на пони­мание от других групп. Группы помещают свои результаты в «Уголке группы».

4. По завершении докладов суммировать итоги, поощрить выполненную работу и обобщить полученные результаты. Отметить, что позицию традиционно действующего преподавателя можно охарактеризовать принципом: «Разделяй и властвуй» (авторитарная педагогика: «Петя -молодец, а Ване надо еще поработать над собой»). Сравнить с «прин-

334 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ципом сдержек и противовесов» в современной политике, с исполь­зованием политических манипуляций. Обсудить, как это соотносится с демократическими ценностями.

5. Рассмотреть со студентами вопросы: является ли ситуация конфрон­тации непродуктивной по своей сути? Можно ли говорить о «продук­тивном конфликте»?

6. Зафиксировать, что групповая работа в условиях информационного общества широко распространена: команда космического корабля, группа разработчиков новой техники, смена обслуживающего пер­сонала в ресторане «Макдоналдс».

7. Резюмировать положение о том, что раньше групповое взаимодей­ствие осваивали в большой крестьянской семье, в городском дворе. Теперь семья малочисленна. Остался только двор, но и там дети про­водят немного времени. Сегодня ребенку негде осваивать умение ра­ботать в группе. Школа должна восполнять возникший пробел.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении (1-24)

Слайд 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: