В группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли: Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Контролер.
Рекомендации ведущему
1. Предложить группам сравнить свои варианты классификации с вариантом классификации, приведенным на слайде. Обходя группы, ознакомиться с ходом рассуждений участников мастерской. Ограничить время на обсуждение в группах.
2. Дать возможность представителям групп сообщить о своих результатах. Резюмировать результаты обсуждения: различные структуры группового взаимодействия могут включать в себя (одновременно или порознь) пять различных видов позитивной взаимозависимости. Прокомментировать примеры, которые придумали группы.
Задание группам. Подготовьте для стенда группы по два примера на каждый вид взаимозависимости. Используйте те, которые уже были придуманы. Группы сами должны решить, как организовать эту работу. Дается 10 минут, чтобы придумать примеры, записать их на бумаге и повесить на стенде. Ведущий подсказывает, что можно провести подготовку примеров в парах (по одному виду взаимодействия), а потом собрать все результаты.
3. В заключение обратить внимание на тезис: «Если по своей сути работа не требует коллективных усилий, ее вряд ли стоит выполнять в группе». Подвести итоги работы.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ________________________ 337
Тезисы
«Общее дело сплачивает, а невозможность исключения из него никого из участников заставляет искать пути для совместной работы».
«Не всякую работу надо делать в группах. Нередко это мешает, особенно если нет соответствующей организации».
Слайд 3
«Как сильно мы нужны друг другу?», или Три уровня позитивной взаимозависимости
|
Позитивная взаимозависимость Слабая Средняя Сильная | Зависимость успеха одного члена группы от успеха других членов группы Возможен вклад одного члена группы в успех других членов группы Для успеха одного члена группы желателен вклад других членов группы Успех одного члена группы невозможен без вклада других членов группы | Зависимость успеха всех членов группы от успеха одного члена группы Возможен вклад члена группы в успех работы всей группы Для успеха всей группы желателен вклад каждого члена группы Для успеха работы всей группы необходим вклад каждого члена группы |
Тезисы
«Взаимозависимость в группах бывает сильной и не очень сильной».
«При слабой взаимозависимости сильный участник группы в состоянии выполнить всю работу, ответить на вопросы преподавателя, и вся группа получает высокую оценку. В этих условиях не стоит удивляться отсутствию сотрудничества в группе».
Задание группам. Был ли такой опыт у членов группы? (2 минуты на обсуждение).
«При сильной взаимозависимости группа обречена на совместную работу ее участников. Общая беда или желанная для всех цель объединяют».
Задание группам. Встречалось ли подобное членам группы? (2 минуты на обсуждение).
«У учителя есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой. Однако привычная фронтальная организация оставляет для этого мало возможностей. Здесь часто складываются ситуации,
338 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ведущие к отрицательной взаимозависимости, стимулирующие соперничество, а не сотрудничество».
|
«Отрицательная взаимозависимость появляется в тех случаях, когда студенты конкурируют, когда один из них может получить что-то вместо другого».
«Примеры отрицательной взаимозависимости:
- учитель приглашает к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько, отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос (ученики начинают конкурировать или отказываются от выполнения работы);
- в юбилейный школьный альманах включат только две лучшие работы от класса, и трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право. Оценив свои силы, остальные школьники вряд ли будут прикладывать особые старания для выполнения задания».
Слайд 4
Тезисы
«Итак, взаимозависимость может быть положительной, нулевой и отрицательной. Позитивная взаимозависимость способствует сотрудничеству, а отрицательная - конкуренции».
«Возможен третий случай - отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невзаимодействие». В общем случае нулевое взаимодействие также стимулирует конкуренцию, благодаря естественному процессу взаимного сопоставления («Чем я хуже...»). Например, одноклассники работают над индивидуальными письменными заданиями, и, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя победителями».
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 339
«Работа в условиях сотрудничества - наиболее эффективный режим учебной работы. Многочисленные призывы использовать в школе «педагогику сотрудничества» и «гуманистическую педагогику», ссылки на эффективную работу учителей-новаторов, которые «строят с детьми в классе человеческие отношения», по своей сути являются неявно сформулированным призывом использовать в обучении принцип позитивной взаимозависимости».
|
Рекомендации ведущему
1. Предложить группам обсудить, нужно ли стремиться использовать в классе ситуации конкуренции и невзаимодействия и в какой мере.
Задание группам. Ответьте на вопрос: «Надо ли исключить из учебного процесса ситуации конкуренции и невзаимодействия»? Подготовьте перечень доводов за и против.
2. Заслушать докладчиков с изложением позиции каждой группы. Обратить внимание на представленные аргументы.
3. Заканчивая обсуждение, сделать вывод: все ситуации должны встречаться в учебном процессе. Сегодня в школе нет установки на систематическое освоение опыта кооперации людей, а такие ситуации типичны для всех сфер современной жизни. Реальная демократия по своей природе основана на сознательной кооперации граждан.
4. Подведя итог рассмотрению принципа позитивной взаимозависимости, перейти к анализу принципа одновременного взаимодействия.
Слайд 5