Ролевая взаимозависимость.




В группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли: Завхоз, Бодрила, Координатор, Сек­ретарь, Контролер.

Рекомендации ведущему

1. Предложить группам сравнить свои варианты классификации с ва­риантом классификации, приведенным на слайде. Обходя группы, оз­накомиться с ходом рассуждений участников мастерской. Ограничить время на обсуждение в группах.

2. Дать возможность представителям групп сообщить о своих результа­тах. Резюмировать результаты обсуждения: различные структуры груп­пового взаимодействия могут включать в себя (одновременно или порознь) пять различных видов позитивной взаимозависимости. Про­комментировать примеры, которые придумали группы.

Задание группам. Подготовьте для стенда группы по два примера на каж­дый вид взаимозависимости. Используйте те, которые уже были придуманы. Группы сами должны решить, как организовать эту работу. Дается 10 минут, чтобы придумать примеры, записать их на бумаге и повесить на стенде. Ве­дущий подсказывает, что можно провести подготовку примеров в парах (по одному виду взаимодействия), а потом собрать все результаты.

3. В заключение обратить внимание на тезис: «Если по своей сути рабо­та не требует коллективных усилий, ее вряд ли стоит выполнять в груп­пе». Подвести итоги работы.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ________________________ 337

Тезисы

«Общее дело сплачивает, а невозможность исключения из него нико­го из участников заставляет искать пути для совместной работы».

«Не всякую работу надо делать в группах. Нередко это мешает, осо­бенно если нет соответствующей организации».

Слайд 3

«Как сильно мы нужны друг другу?», или Три уровня позитивной взаимозависимости

Позитивная взаимозависимость Слабая Средняя Сильная Зависимость успеха одного члена группы от успеха других членов группы Возможен вклад одного члена группы в успех других членов группы Для успеха одного члена группы желателен вклад других членов группы Успех одного члена группы невозможен без вклада других членов группы Зависимость успеха всех членов группы от успеха одного члена группы Возможен вклад члена группы в успех работы всей группы Для успеха всей группы желателен вклад каждого члена группы Для успеха работы всей группы необходим вклад каждого члена группы

Тезисы

«Взаимозависимость в группах бывает сильной и не очень сильной».

«При слабой взаимозависимости сильный участник группы в со­стоянии выполнить всю работу, ответить на вопросы преподавателя, и вся группа получает высокую оценку. В этих условиях не стоит удивляться отсутствию сотрудничества в группе».

Задание группам. Был ли такой опыт у членов группы? (2 минуты на обсуж­дение).

«При сильной взаимозависимости группа обречена на совместную ра­боту ее участников. Общая беда или желанная для всех цель объединяют».

Задание группам. Встречалось ли подобное членам группы? (2 минуты на обсуждение).

«У учителя есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой. Однако привычная фронтальная организация остав­ляет для этого мало возможностей. Здесь часто складываются ситуации,

338 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ведущие к отрицательной взаимозависимости, стимулирующие соперни­чество, а не сотрудничество».

«Отрицательная взаимозависимость появляется в тех случаях, когда студенты конкурируют, когда один из них может получить что-то вместо другого».

«Примеры отрицательной взаимозависимости:

- учитель приглашает к доске одного школьника, когда желающих от­вечать несколько, отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос (ученики начинают конкурировать или отказывают­ся от выполнения работы);

- в юбилейный школьный альманах включат только две лучшие рабо­ты от класса, и трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право. Оценив свои силы, остальные школьники вряд ли будут при­кладывать особые старания для выполнения задания».

Слайд 4

Тезисы

«Итак, взаимозависимость может быть положительной, нулевой и от­рицательной. Позитивная взаимозависимость способствует сотрудниче­ству, а отрицательная - конкуренции».

«Возможен третий случай - отсутствие взаимозависимости, когда сти­мулируется возникновение организационной структуры «невзаимодей­ствие». В общем случае нулевое взаимодействие также стимулирует кон­куренцию, благодаря естественному процессу взаимного сопоставления («Чем я хуже...»). Например, одноклассники работают над индивидуаль­ными письменными заданиями, и, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя победителями».

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 339

«Работа в условиях сотрудничества - наиболее эффективный режим учебной работы. Многочисленные призывы использовать в школе «педа­гогику сотрудничества» и «гуманистическую педагогику», ссылки на эф­фективную работу учителей-новаторов, которые «строят с детьми в клас­се человеческие отношения», по своей сути являются неявно сформули­рованным призывом использовать в обучении принцип позитивной вза­имозависимости».

Рекомендации ведущему

1. Предложить группам обсудить, нужно ли стремиться использовать в классе ситуации конкуренции и невзаимодействия и в какой мере.

Задание группам. Ответьте на вопрос: «Надо ли исключить из учебного про­цесса ситуации конкуренции и невзаимодействия»? Подготовьте перечень доводов за и против.

2. Заслушать докладчиков с изложением позиции каждой группы. Обра­тить внимание на представленные аргументы.

3. Заканчивая обсуждение, сделать вывод: все ситуации должны встре­чаться в учебном процессе. Сегодня в школе нет установки на систе­матическое освоение опыта кооперации людей, а такие ситуации ти­пичны для всех сфер современной жизни. Реальная демократия по своей природе основана на сознательной кооперации граждан.

4. Подведя итог рассмотрению принципа позитивной взаимозависимо­сти, перейти к анализу принципа одновременного взаимодействия.

Слайд 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: