1. «Круглый стол». Члены группы поочередно (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. (Возможный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы значит передать ему слово.)
2. Обсуждение по кругу. Порядок работы группы такой же, как на «Круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
3. «Трехшаговое интервью». Группа разбивается на пары (в группе из трех человек двое интервьюируют третьего). Работа в парах: один школьник интервьюирует другого; второй школьник интервьюирует первого (меняются).
Группа собирается вместе: все члены группы выступают поочередно.
4. «1-2-все». Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.
5. «Номера». Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый школьник в группе получает номер (как вариант - этикетку определенного цвета). Учитель дает задание группам (например, все члены каждой группы должны знать столицы государств СНГ), предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено. Группы работают и по завершении работы подают установленный сигнал. Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель выслушивает ответы учеников.
Номера, которые назначаются членам группы, можно заменить цветами спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цвета».
|
6. «Аквариум». Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек. Для работы в группе определяются три роли. Группа делится на три пары. Члены каждой пары берут на себя исполнение одной из ролей (дублеры). В каждой паре назначаются (выбираются) первый и второй исполнитель выбранной (назначенной) роли. Оборудуется место для работы исполнителей трех ролей (смена). Первая смена исполнителей (три человека) располагается у стола, вторая - садится сзади (каждый дублер садится за спиной своего напарника). Учитель устанавливает продолжительность работы смены (2-4 минуты) и дает сигнал к началу работы. Участники первой смены работают, второй - только на-
394 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
блюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено). По истечении установленного времени исполнители меняются местами (пересаживаются). Теперь второй исполнитель работает, а первый наблюдает. Дублеры начинают работу с того места, где ее прервал сигнал о смене участников работы. По сигналу учителя смена повторяется несколько раз. По схеме «Аквариум» возможна организация работы в группах по четыре человека. В этом случае учащиеся проводят обсуждение не по три человека, а парами. 7. Jigsaw. Эту организацию работы в классе предложил Элиот Андерсон, развил Роберт Славин, и сегодня она существует во множестве модификаций. Jigsaw обеспечивает высокий уровень взаимозависимости учащихся. Предполагается, что учитель располагает специально подготовленным учебным материалом для самостоятельной работы школьников. Порядок работы:
|
1) учитель формирует группы и знакомит школьников с организацией предстоящей работы. Изучаемый материал представляется в виде пакета текстов (с иллюстрациями и т.п.) и разбивается на несколько разделов по количеству членов групп. Количество пакетов соответствует количеству групп в классе;
2) каждая группа получает свой пакет материалов, а каждый ее член получает один из разделов и самостоятельно знакомится (работает) с ним до конца урока;
3) на следующем уроке школьники, которые работали с одинаковыми разделами материала, объединяются в экспертные группы. Эти группы обсуждают проработанный участниками материал, пытаются предугадать, какие вопросы включит учитель в контрольную работу, и предлагают возможные ответы. Учитель может предложить членам группы для обсуждения специальные вопросы, помогающие глубже изучить имеющийся у них материал;
4) эксперты возвращаются в собственные группы и делают сообщение по своему аспекту изучаемого материала. Они добиваются, чтобы этот аспект усвоили все члены группы, и ориентируют членов группы на те вопросы, которые могут встретиться им в ходе выполнения контрольной работы;
5) учитель проводит итоговую контрольную работу, которую каждый школьник выполняет самостоятельно. По результатам выполнения работы определяется количество очков, которое получает каждая группа;
6) группы проводят итоговую процедуру рефлексии своей работы.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 395
8. «Мозаика». Это универсальная структура взаимодействия, которая основана на идее разделения работы между исполнителями с последующей сборкой результатов. Ее можно с успехом использовать, например, для организации работы внутри группы. При этом:
|
- каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работает над ним самостоятельно, с участием других членов группы или других групп);
- подготовленный материал представляется партнерам, изучается и (или) используется совместно.
Экспертные группы можно как создавать, так и не создавать. Они могут организовываться по разным основаниям. Например, члены экспертных групп могут искать информацию по общей теме в различных источниках (учебник, энциклопедия, Интернет). Можно организовать несколько межгрупповых экспертных пар школьников и т.п. Еще один вариант «Мозаики» - каждая группа разрабатывает свой аспект общей темы, а работа по всей теме (сборка) ведется в рамках класса (фронтально). Количество вариантов этой структуры практически не ограничено. Jigsaw - один из методически проработанных вариантов реализации «Мозаики».
Приложение 2 Раздаточные материалы
Состав раздаточных материалов
Наименование 1. Комплекты наклеек участникам, пронумерованные от 1 до 6 (изготавливаются из цветной бумаги). В комплект входят треугольник, ромб, звезда, квадрат, трапеция 2. Похвальные грамоты: передовая группа «Отличник», «Дружная группа», «Находчивая группа», «Энергичная группа», «Организованная группа», «Добросовестная группа» 3. Таблица для упражнения «Общее и различия» 4. Описание процедуры рефлексии в группе 5. Протокол наблюдения и анализа 6. Фрагменты текста: Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г., «Урок истории», «Первый опыт» | Количество По числу групп По три экземпляра каждой грамоты По числу групп По числу групп По числу участников По числу участников |
396 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
«Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе»
(Из Постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.)
ЦК ВКП(б) устанавливает, что в области начальной и средней школы по РСФСР за последний год произошли значительные сдвиги в связи с введением всеобщего обязательного обучения, переходом к систематическому усвоению наук на основе определенных учебных планов, программ и расписаний. Однако еще не устранен до конца коренной недостаток школы, заключающийся в том, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)» (Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г.).
Важнейшими причинами этого являются недостатки программ (в особенности для II концентра школы - 5, 6, 7-й групп), неудовлетворительность методов школьной работы и слабость методического руководства со стороны наркомпросов и их местных органов, слабая дисциплина в школе, а иногда отсутствие всякой дисциплины и порядка.
Следует также отметить отсутствие увязки между различными звеньями школьной системы, в результате чего начальная и средняя школа ни по выпускаемым контингентам, ни по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров для поступления в техникумы, втузы и вузы.
ЦК ВКП(б) постановляет:
П. Об организации учебной работы и укреплении школьного режима. Отметить, что в отношении организации учебных занятий в школе после Постановления ЦК от 5 сентября 1931 г. установлен больший порядок (твердые расписания, более четкая организация учебной работы и хода учебных занятий).
Однако, несмотря на указание ЦК в этом Постановлении о том, что ни один метод не может быть признан основным и универсальным методом учебы, в практике работы школ получил распространение как основной так называемый лабораторно-бригадный метод (в ряде школ он стал универсальным), который сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад, приведших к извращениям в виде обезлички в учебной работе, к снижению роли педагога и игнорированию во многих случаях индивидуальной учебы каждого учащегося.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 397
ЦК ВКП(б) предлагает наркомпросам союзных республик ликвидировать эти извращения лабораторно-бригадного метода, а учебный процесс в школе организовать на следующей основе:
а) Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся. Эта форма должна включить в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения. При этом должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы, не практикуя организации постоянных и обязательных бригад.
б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя наряду с этими основными методами различного рода демонстрации опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т.п.); при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднениях в их учебных занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т.п.).
ЦК обязывает наркомпросы и их органы безусловно обеспечить во всей учебной работе школы руководящую роль преподавательского персонала.
в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся. Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в конце каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету. Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности - запретить.
Считать необходимым установление в конце года проверочных испытаний для всех учащихся.
г) Предложить Наркомпросу срочно разработать методики по отдельным дисциплинам, а также по различным видам учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы.
398 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Дж. Ваилант Урок истории
Молодая учительница. Осенью 1991 года для Сони Андреевны, учителя истории в школе № 136, начался новый учебный год. Школа ее большая, расположена недалеко от центра города. Соне не терпелось поскорее встретиться с учениками. Она решила, что в этом году она редко будет читать лекции. Большую часть времени в классе она посвятит обсуждениям и дискуссиям. Она нашла много интересных первоисточников, которые планировала раздать ученикам, и хорошо представляла себе, как они откроют для себя множество серьезных вопросов развития России XIX и начала XX в. Ее класс будет работать с документами, которыми пользуются профессиональные историки, научится критически мыслить, вырабатывать свою точку зрения. Александр Михайлович, новый директор школы, поддерживал эксперимент. Он всегда старался подталкивать учителей школы к тому, чтобы побуждать учеников к активной работе в классе и ответственно относиться к учебе.
Соня была не многим старше своих учеников. Закончив школу шесть лет назад, она еще хорошо помнила, с какой тоской она просиживала большинство уроков истории. Окончив школу. Соня поступила на истфак МГУ, а теперь вернулась в школу, в которой когда-то училась сама, но уже в качестве преподавателя. Соня решила, что ученики на ее уроках не будут страдать от тоскливых лекций, как в свое время страдала она. В образовательных кругах много говорили о том, как активизировать учащихся и помочь им в формировании собственного мнения. Именно этим Соня и решила заняться.
Приходила Соня в школу в неформальной одежде и гордилась тем, что многие ученики не стеснялись разговаривать с ней и иногда оставались после урока, чтобы обсудить с ней разные вопросы истории. Соня видела, что класс со всем хорошо справляется, а ученики стали более активно участвовать в дискуссиях. Многие из них с радостью читали первоисточники, готовили выступления перед классом, используя книги, предназначенные для профессиональных историков, дебатировали с одноклассниками. Часто обсуждения, начавшиеся во время урока, продолжались и после него. И Соня тоже иногда участвовала в них с большим энтузиазмом. Несколько родителей сказали ей, что они были потрясены тем, что их дети стали намного усерднее и проводят вечера (а иногда и субботние) в отделе истории городской библиотеки. Соня была довольна, что ее старания заставить учеников думать были не напрасны.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 399
Происшествие. Случилось это в декабре, спустя три с половиной месяца после начала учебного года. Соня была удовлетворена необычной атмосферой, в которой проходили открытые и искренние обсуждения. Соня была довольна тем, что Павел и Иван - наиболее усердные и разговорчивые ученики, готовые обсуждать любой вопрос, - заявили, что в будущем хотят стать профессиональными историками. Для нее это было причиной особой гордости.
Предметом обсуждения в тот день была тема освобождения крепостных крестьян. Павел и Иван получили задание выступить в роли представителей помещиков, а всему остальному классу предстояло решить вопрос: «Должно ли правительство освободить крепостных с землей или без нее?» Сначала обсуждение было спокойным: Павел стоял перед классом и отстаивал позицию северных помещиков по вопросу передачи земли освобожденным крепостным. Когда Павел уже собрался было закончить свое выступление, его прервал Иван. (Во время выступления Павла он не переставая гримасничал.) «А почему ты не указал на то, что помещики действовали только из своих корыстных интересов? - возразил он. - Они хотели избавиться от всех своих обязательств перед крестьянами. И это яркий пример капиталистического мышления в худшем своем проявлении». На это Павел мгновенно отпарировал: «Как же можно так не учитывать исторический контекст? В то время помещики не понимали, что происходило, так, как мы это понимаем сегодня. Никакого капиталистического мышления у них не было. В том-то все и дело. Они не осознавали последствий того, что делали». Иван снова что-то возразил, и вот между ними уже завязался жаркий спор, переходящий в крик. Неожиданно в самый разгар их спора с места встал Филипп - долговязый юноша, который обычно молчит на уроке,- и всех немало удивил, заявив своим спокойным голосом, что никто еще так и не задал самого главного вопроса: «Что нужно делать самим крестьянам, и была ли политика правительства справедливой?» Павел только глаза закатил: «Вот и заговорила мировая совесть...» Теперь в битве сражались уже трое. Они уже не замечали присутствия Сони и, естественно, не ждали, когда она перефразирует их ремарки (что она обычно делала, чтобы ученики, не участвующие в обсуждении, могли точно понять смысл каждого высказывания). Ребята продолжали кричать и прерывать друг друга.
Только к концу урока Соня решила, что ей необходимо вмешаться. Она постучала по столу линейкой - прием, который она обычно использовала, чтобы привлечь внимание учеников. Прошло несколько минут, прежде
400 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
чем ребята наконец успокоились. До конца урока оставалось всего пять минут, и Соня решила, что теперь ей нужно подвести итог всему сказанному. Она быстро резюмировала ситуацию - так, как сама ее понимала, -и привела ученикам статистические данные, объяснявшие экономические последствия освобождения крепостных с землей, не обращая внимания на попытки учеников продолжить дискуссию. Она хотела, чтобы все без исключения поняли узловые моменты вопроса о земле при отмене крепостного права. Прозвенел звонок, и урок закончился. Выходя из класса, Лия, которая сидела за первой партой и не произнесла за урок ни единого слова, недовольно пробурчала (так, чтобы Соня слышала): «Устала я слушать этих спорщиков. Только напрасно время тратим».
На следующий день после начала урока Павел поднял руку и сказал, что он и Иван хотели бы выступить перед классом в течение 10 минут в конце урока. Прежде такого не случалось, но Соня была довольна проявленной учениками инициативой. Она совсем было забыла об их просьбе, когда Иван поднял руку и напомнил, что она обещала дать им немного времени. Немного «спотыкаясь», Павел начал первым. Накануне вечером он сходил в библиотеку, чтобы побольше узнать о «земельном вопросе». Там он обнаружил, что часть информации, которую дала им Соня, оказалась неверной. «Если Вы хотите, чтобы ученики дискутировали и выражали свою точку зрения, просто дайте им такую возможность, - говорил он. - Почему Вы всегда прерываете нас и заканчиваете урок тем, что навязываете нам свое мнение?»
Соня была невероятно удивлена. Она почувствовала, что ее атакуют, и быстро прикинула, как лучше защитить себя от двух воинственно настроенных учеников. «Я ходила в Университет и основательно изучала этот материал вместе с лучшими историками страны, - ответила она. -Я просто пыталась поделиться с вами пониманием этой проблемы и хотела, чтобы каждый фиксировал основные моменты в конце каждого урока».
«Ну а я не понимаю, чем Ваши идеи лучше наших, - возразил Павел. -Мы ведь читали те же книги, что и Вы. И в данном случае, как обнаружилось, Вы совершили ошибку. Если Вы хотите, чтобы мы занимались обсуждением и имели свою точку зрения, тогда с Вашей стороны несправедливо вмешиваться и навязывать нам свое мнение».
Соня стояла и изумленно глядела на остальных учеников, в замешательстве не зная, что делать. Прозвенел звонок, и ученики вышли из классной комнаты. В тот вечер, добираясь до дома на автобусе, Соня размышляла о том, что же все-таки произошло в классе. Она решила, что
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 401
ученики ей нагрубили и бросили вызов ее педагогическому авторитету. Обычно вопросами дисциплины в школе занимался директор, однако Соня решила ничего не сообщать ему о случившемся. Она знала, что директор хотел, чтобы ученики были более активны в классе, и он, возможно, подумает, что она просто не справляется с новым стилем обучения. Поэтому эту проблему она должна решить сама.
И.Н.Бронников, Л.В.Бондаренко Первый опыт коллективных занятий1
В феврале 1984 года в группе Ф-11 физического факультета КГУ была опробована коллективная форма организации обучения, при которой работа студентов ведется в «парах сменного состава» (мы назвали их сокращенно - ПСС) или в «диалогических сочетаниях» (ДС).
Главная задача, которая стояла перед нами: довести знания программного материала по курсу «Общая психология» у каждого студента до высокого уровня усвоения, чего не удавалось добиться при традиционном обучении. Кроме того, мы стремились научить студентов всесторонне овладевать информацией, данной в тексте и учебной литературе, готовить доклады, выступать с ними и пр.
Занятия проводились по специальному расписанию. Студенты этой группы занимались 5 дней в неделю с 8 ч 30 мин до 18 ч 30 мин с перерывом на обед и на физическую гимнастику. Один день - день самостоятельной работы и еще один - выходной. Звонки и регламентированные перемены для группы не существовали, студенты отдыхали по мере накопления усталости.
Коллективная организация обучения в ПСС не исключает, а предполагает использование и традиционных методов обучения: лекций, семинаров, практических и индивидуальных занятий и пр. В группе были прочитаны установочные лекции и две текущих, необходимость в которых назрела в процессе изучения материала; а также были проведены групповые психологические эксперименты. Но мы уже сейчас видим, что этим не ограничивается диапазон применения различных методов обучения. Коллективная организация обучения открывает и другие возможности: составление и подготовка рефератов, проведение научных исследований, конференций с участием преподавателей и студентов, подготовка научных статей студентами и пр.
Как проходила работа над материалом по психологии в ПСС?
1 Статья опубликована в красноярской газете «Университетская жизнь» 18 ноября 1984 г.
402 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Нами были выбраны два учебника: «Общая психология» под ред. А.В.Петровского и «Общая психология» под ред. В.В.Богословского. Весь программный материал разбили на 10 больших тем.
Каждый студент в первый день получил по одной теме, например: «Психологические познавательные процессы», «Развитие психики в филогенезе» или «Психология как наука». Затем, взяв учебники, они расселись по двое и начали работу над текстом сначала одного студента, потом другого. Например, читали вслух (но негромко, так, чтобы не мешать другим работающим парам) один абзац из темы «Развитие психики в филогенезе», обсуждали его содержание, выделяли главную мысль и записывали в тетрадь название абзаца. Затем переходили к тексту другого студента, например, по теме «Межличностные отношения». Аналогично прорабатывали один абзац и записывали его название уже в тетрадь другого студента.
На этом 8-10-минутная работа данной пары заканчивалась. Они поднимали руку в знак готовности и переходили работать в новые пары. Там студент рассказывал содержание предыдущего абзаца и, если все было понятно товарищу, приступал к совместному чтению и обсуждению следующего абзаца из своего текста. То же самое делал и другой студент, но со своим текстом.
Таким образом, каждый студент обсуждал, выделял главное, существенное в тексте, составлял план и затем проговаривал, пересказывал свой текст по нескольку раз до тех пор, пока не овладевал содержанием в совершенстве. При этом он попутно знакомился с темами своих товарищей. И на следующих занятиях, когда ему было необходимо изучать новую тему, оказывалось, что она уже для него не новая, он слышал ее от других студентов.
В первые дни работа шла медленно, по 1,5 страницы в час. И на овладение одной темой в аудитории до определенного уровня совершенства уходило 6-8 часов и больше. (Затем, по мере приобретения навыков, темпы увеличивались.) Надо сказать, что такое ускорение привело к некоторому снижению качества усвоения, но увеличение темпа было вызвано необходимостью прохождения программы по психологии за сокращенный период времени, так как времени было отведено в 2 раза меньше, чем положено по учебному плану.
Студенты не только осваивали содержание тем по психологии, но и учились работе с книгой, учились понимать содержание текста и выделять в нем главное, учились давать названия абзацам, пользоваться справочниками и словарями, вести диалог, т.е. слушать, задавать вопросы, до-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 403
казывать и отстаивать свою точку зрения, и, конечно, учились чисто организационным моментам коллективной работы - как правильно вести тетрадь, как работать с разными людьми, как нужно говорить, спрашивать, доказывать, исправлять в тексте, в выступлениях товарищей.
Естественным продолжением работы в ПСС явились выступления студентов перед малой группой в 3-5 человек, что позволяло прослушивать всех студентов и вести активное обсуждение каждого выступления. Выступление делалось студентом после проработки и неоднократного пересказывания текста в ПСС. Оно включало часть большой темы и опиралось на план, составленный по разделам. Уже в первый день занятий мы услышали прекрасно подготовленные доклады Оксаны Щербы, Владимира Исаева, Оксаны Самойленко.
Если к выступлению готовился материал темы полностью, то данное выступление называлось докладом. К докладам предъявлялись более высокие требования. Подготовка доклада - ответственное дело. Здесь предварительно готовился план, иной, чем при выступлении по разделу. Слушая доклад или выступление, преподаватель и студенты отмечали неполноту, непоследовательность плана, неточности и другие недостатки, а главное - делали дополнения по излагаемой теме.
Наше мнение и мнение студентов, а также результаты экзаменов говорят о том, что эта опытная работа оправдала себя и заслуживает всеобщего внимания и разумного распространения в средней общеобразовательной и высшей школе.
Оглавление
Предисловие............................................................................3