Гражданское образование, подготовка к жизни в современном обществе, изучение общественного устройства (обществоведение) традиционно рассматриваются как непременная часть общего образования. Тем не менее связанные с этим вопросы попеременно то оказываются в центре внимания общества, то отодвигаются на периферию.
В 90-х годах XIX века революционер-экстремист, а затем крупнейший политолог своего времени Л.А.Тихомиров писал: «Под влиянием разочарований революционного века в Европе и Америке сильно распространяется отрицательное отношение к политике. Были времена, когда лучшие люди считали политическое искусство всесильным и были вполне уверены в возможности орга-
1 Вспомним резолюции, принятые руководителями всех стран на Всемирных экологических саммитах в Рио-де-Жанейро, Токио, Берлине.
4__________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
низовывать рассчитанным искусством сильные и счастливые государства. В передовых странах Запада эта вера ныне исчезла до такой степени, что лучшие люди с идеалами и убеждениями все более устраняются теперь от политики, которая все более захватывается исключительно «профессиональными» политиками»1. Однако спустя всего несколько десятилетий в активную политику втягиваются миллионы. В России свершается революция, провозгласившая своей целью построение справедливого общественного устройства на основе достижений политической и экономической науки. Перед школой выдвигается задача «подготовки активных и сознательных строителей коммунистического общества». Российская общеобразовательная школа становится одним из основных общественных институтов, призванных «формировать нового человека».
Попытка реализации коммунистической идеи не увенчалась успехом. Перед российской школой, которая 70 лет выстраивалась под выполнение определенного социального заказа, вновь встала задача переосмыслить содержание гражданского образования. Немедленно появились учебники и пособия, где коммунистическая идеология объявлена ошибочной, а рыночная экономика и государство, построенное на принципах представительской демократии, провозглашаются единственным достойным примером для всех времен и народов. Для давно привыкшего распознавать политическую трескотню и пропагандистскую ложь российского обывателя это означает одно - мало что изменилось. Учебные материалы и методические статьи по основам демократии в современной России нередко пишут философы и обществоведы, которые еще недавно издавали труды по научному коммунизму, а стиль и скрытое содержание2 новых учебников и методических пособий по обществоведению во многом совпадают со стилем и скрытым содержанием учебников по научному коммунизму:
- обучение преимущественно ориентируется на передачу фактической ин(формации;
- ценностные утверждения предлагаются в декларативной форме; -учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта
практической жизни в качестве сознательных и активных граждан де(
мократического общества.
По своей методической основе новые курсы гражданского образования очень схожи со старыми курсами по изучению государственного устройства и права. Главное отличие в том, что факты оцениваются по-иному: раньше учили, что справедлива диктатура пролетариата; теперь учат, что справедлива многопартийная система3. А качественное изменение воспитательной системы,
1 Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М.: Трим, 1993, с. 28.
2 Подробнее о скрытом содержании образования смотри ниже.
3 За недолгую, но бурную историю советской школы учителя и учащиеся неоднократно сталкивались с подобной ситуацией. Это хорошо описано в повести Э.В.Брагинского и Э.А.Рязанова «Убийство в библиотеке», где Иван Грозный расправляется с автором школьного учебника, президентом «Академии школьных наук», который дважды менял свою оценку роли опричнины в русской истории.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ее переориентация на формирование сознательных носителей идей и практик современной демократии идет крайне медленно.
Одна из проблем в том, что гражданское образование на практике часто отождествляют с подготовкой к функционированию в существующем обществе, ограничивая такую подготовку простой индоктринацией. Ученики узнают о законах и правилах поведения, принятых в современном обществе, слышат моральные наставления. Им повествуют о демократии, не требуя активного действия, решения постоянно возникающих проблем. Так выстраиваются привычные всем курсы обществоведения. Они включают в себя получение сведений об основных политических процедурах, в которых может и должен участвовать член данного общества, а также знакомство с утверждениями о безусловном превосходстве общественного устройства своей страны. Методы изучения таких курсов берут свое начало в формальном религиозном образовании, имеют вековые традиции и опираются на хорошо известные штампы. С точки зрения этих методов, природа рассматриваемого общества не очень существенна. Именно поэтому даже в период холодной войны методические подходы к изучению обществоведения в СССР и США имели много общего. Занятным эпизодом иллюстрирует это обстоятельство И.Д.Фрумин: «В качестве примера некритического формирования образа «отца-основателя» я привел известную историю о том, как маленький Володя Ульянов, будучи в деревне Кукушкино, разбил графин, и, не желая обманывать, сознался в этом родителям. В ответ американские коллеги, смеясь, рассказали мне историю из американского учебника о том, как маленький Жора Вашингтон сломал вишневое дерево и, не желая обманывать, тоже повинился перед родителями»1. Не удивительно, что приобретаемые таким образом знания часто оказываются формальными, а молодые граждане не всегда в состоянии ответственно участвовать в решении сложнейших проблем современной развивающейся демократии.
Педагоги давно осознали эту проблему. Джон Дьюи еще в начале века призывал превратить школы в «лаборатории демократии». Он предложил философию образования (экспериментализм), которой педагоги восхищаются (но редко пользуются) и поныне. Посетив Россию в 20-е годы, Джон Дьюи оценил эксперименты советских педагогов как зримый прообраз школы будущего2. Работа Джона Дьюи о демократизации школы стала классикой педагогической философии3, однако в течение десятилетий мало что отвечало этим идеям в повседневной практике работы реальной образовательной системы. Образовался разрыв между тем, что теоретики образования считали жела-
1 И Д.Фрумин. Введение в теорию и практику гражданского образования. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
2 Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World. New York, NY: New Republic Inc., 1929.
3 Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, NY: the Macmillan Company, 1957.
6__________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
тельными целями образования, и тем, что действительно делала массовая школа.
Общественные изменения можно сравнить со снежной лавиной. Чтобы лавина сошла, недостаточно одного снегопада. Снег накапливается слой за слоем, и когда все условия складываются благоприятно (температура, вес накопившихся слоев, обледенение поверхности), лавина обрушивается вниз. Общественные системы достаточно инерционны и устойчивы, а любые изменения возможны лишь в те моменты, когда система относительно нестабильна. Сегодня такая нестабильность налицо1. Ситуация изменилась, пора существенных сдвигов в образовательной системе наступила. На пороге информационного века сложились все условия, которые необходимы для радикального изменения в подготовке будущих граждан. «Третья волна» Тоффлера нас уже захлестнула. Человечество погружается в «информационный век», начинает новый виток своей эволюции.
Говоря об информационном веке, мы имеем в виду не только и не столько распространение новых информационных технологий. Изменения гораздо значительнее, и они касаются самих способов нашей жизни и работы, растущего понимания взаимозависимости в окружающем мире. Известный философ В.С.Библер пишет по этому поводу: «Современная научно-техническая революция... означает, что основная форма человеческой деятельности (даже в сфере непосредственного производства) должна протекать как деятельность самоустремленная, деятельность свободного времени, в малых динамических группах сосредоточенная... Делом человека оказывается коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Индивиды осуществляют здесь (даже в сфере материального производства) свое общение не как «частицы-винтики» единого «совокупного» работника, но как отдельные одинокие люди, замкнутые на свой строй мышления, в контексте всеобщей-индивидуальной деятельности и информации»2.
Педагоги уже давно слышат о «третьей волне». Но многие полагают, что информатизация образования - это еще одна реформа, каких немало переживала школа. Мы свыклись с мыслями о «вечных ценностях» образования, о том, что школа - самый стабильный общественный институт. Вспомним, однако, что современная школа появилась как результат общественных изменений, вызванных к жизни (пользуясь метафорой Тоффлера) «второй волной». Легкомысленно полагать, что новая волна не будет иметь таких же драматических последствий для системы образования, как и две предыдущие. И эти изменения не количественные, а качественные. Речь не просто о том, что элек-
1 Макроконтекст происходящих изменений достаточно полно описан в работах футурологов, которые стали весьма популярны в последней трети ХХ века (см., например, Toffler, A. The Third Wave. New York, NY: Harper and Row, 1978). Хорошее изложение этих идей дано в статье Пинского А.А. Мотыга, Конвейер, Компьютер. // «Первое сентября», от 25.12.99г.
2 В.С.Библер (ред.) Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992.
ПРЕДИСЛОВИЕ
тронный мультимедийный учебник1 или Интернет заменят существующие учебники. Традиционный учебник, породивший современную массовую школу, обещает исчезнуть также, как он когда-то появился, а сама школа может принципиально измениться.
В этой связи стоит вспомнить, что современная демократия также является детищем «второй волны» и качественно отлична от древних демократий. У нас есть все основания полагать, что современное демократическое устройство общества тоже ожидают изменения (например, прямая демократия, возможно, придет на смену современной представительской демократии). Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в мире «третьей волны», устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к жизни в демократическом обществе, элементы которого нам трудно вообразить.
Понимание неизбежности перемен пришло уже не только к футурологам, философам и политикам. Оно осознается и в среде педагогов многих стран, которые ищут пути решения стоящих перед ними задач. Эти проблемы, например, обсуждались на представительной международной конференции в Красноярске летом 1998 года2. Доклады педагогов из Франции, Германии, России, США и других стран отражали широкий спектр проектов по обновлению гражданского образования. И хотя представленные проекты различались по своей направленности, все участники конференции сошлись на том, что пришла пора качественно обновить содержание гражданского образования, перейти от «передачи знаний» о современной демократии к «обучению жизни» в демократическом обществе. Как писал Марк Керзон, «...демократия - это прямой эфир, а не демонстрация записи заранее подготовленной передачи. Мы должны учить демократии так, чтобы ученики могли попробовать ее сами. Подобно тому, как при изучении физики нельзя обойтись без занятий в лаборатории, нельзя изучать демократию, только рассказывая о ней. Чтобы учиться демократии, ученики должны участвовать в демократической жизни»3. Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, демократия, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. У нас есть:
- элементы формального содержания, которые должны быть заново прочитаны;
- элементы содержания, которые требуют «конструктивистского» осво(ения (которые нуждаются в переинтерпретации);
1 Недавно на рынке появился новый продукт - «Электронная книга» (Birkerts, S. Portable Musings? //Atlantic Monthly, September 10,1998). Это прототип электронных учебных мультимедиа-материалов будущего. Вне зависимости от того, нравится он нам или нет, учителям придется его освоить, как они уже осваивают компьютер и Интернет.
2 Гражданское образование в информационный век: сборник материалов международной конференции. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
3 Gerzon, M. Teaching Democracy by Doing It // Educational Leadership, Vol. 54, No 5, February, 1997.
8__________________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
- активное гражданское действие (в условиях реального окружения), ко(
торое, собственно, и делает демократию живой.
Потребность в демократии растет. Замечательно, что это ответ не столько на пожелания педагогов, сколько на глобализацию экономики, повышение требований к личности и усложнение жизни, вызванные становлением информационного общества. Эта потребность ясна, безошибочна и срочна. Чтобы адекватно ответить на этот вызов, школе как никогда нужны педагоги, способные практически решать непростые задачи современного гражданского образования.