Работа в группах требует нетрадиционного расположения рабочих мест учащихся в классе. Здесь возможно широкое разнообразие, но рекомендуется соблюдать следующие принципы:
- никто не сидит спиной к доске (каждому ученику видно, что происходит в центральной зоне классной комнаты - у доски);
- каждый ученик хорошо видит всех членов своей группы;
- члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемости (они могут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости повернуть его к себе).
Пример 2
Рис. 7. Размещение рабочих мест учащихся в классной комнате
На рис. 7 показаны возможные схемы размещения групп в классной комнате. В реальных условиях придется самостоятельно искать приемлемую компоновку рабочих мест в зависимости от размеров классной комнаты, имеющейся мебели и целей проведения занятия.
Переформирование групп
После того как формальные группы успешно проработали вместе в течение 5-6 недель, учитель может неожиданно объявить: «Завтра вы будете работать в новых группах». Обычно класс встречает это объявление с недовольством. Ученики предпочитают продолжать работу в старых группах. Следует устроить прощание с партнерами по старой группе. Вот несколько популярных форм прощания:
280 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
- каждая группа делает коллективный фотоснимок на память, который помещается на общий стенд, висящий в классе;
- каждая группа пишет прощальное обращение к классу и/или рассылает его по компьютерной сети: «Спасибо партнерам по группе. Мы вместе научились...»;
- каждый член группы рассказывает классу, чему он научился у своих партнеров по группе: «Вам понравится работать с Сережей, потому что...», «У Маши я научился...»;
|
- каждый член группы пишет прощальное письмо каждому из товарищей по группе на тему: «Чему я у тебя научился» или «Почему мне было интересно работать с тобой»;
- «листок в альбом». Каждый ученик пишет свое имя на розданном учителем прощальном бланке, который передается в группе по кругу своему соседу слева. Получив бланк, каждый пишет пожелание/благодарность хозяину бланка и передает соседу слева. Так повторяется до тех пор, пока каждый не получит лист со своей фамилией.
Учащиеся уже получили начальный опыт работы в группе. Они знают, что участие в новых группах нужно для того, чтобы научиться лучше работать. Учитель сообщает состав новых групп (их списки заранее подготовлены), и школьники быстро занимают новые места в классе. Эта операция повторяется 5-6 раз в течение учебного года. Для упрощения процедуры воспользуйтесь списком учащихся, который составляли при подборе первого состава групп, или имеющейся у вас компьютерной программой.
Руководство работой класса
Общие сведения
Работа с группами требует от учителя организационных навыков, которые мало востребованы при обычной классно-урочной форме обучения. В классе меняется расстановка мебели, чтобы все ученики могли эффективно работать в своей группе (необходимо убедиться, что все сидят достаточно комфортно и могут одновременно положить руки на общий лист бумаги в центре стола) и быстро развернуться к учителю и классной доске для фронтальной работы.
|
Учитель вводит общий сигнал «Внимание!» для фронтальной работы со всем классом. Регулярно используется моделирование различных ситуации, структуры взаимодействия часто изменяются. Учитель вводит правила раздачи и использования группами учебных материалов и оборудо-
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 281
вания, устанавливает общие нормы поведения, определяет правила личной ответственности школьников. Хотя руководство классом при групповой работе требует от учителя специальной подготовки, многие учителя отмечают, что такая техника упрощает общение с классом. Причина очевидна: традиционная организация занятия противостоит активной природе ребенка. Школьники стремятся общаться, а фронтальная работа вынуждает их к пассивности. Учителю приходится тратить немало сил, чтобы поддерживать в классе порядок.
Групповая работа естественна для активной природы ребенка. Школьники ориентированы на коммуникацию, деятельную совместную работу. Звучание многих голосов в классе перестает быть признаком отсутствия должной дисциплины. Учащихся стимулируют общаться на уроке, и управление их работой требует других приемов. При хорошо организованной работе в группах учитель говорит гораздо меньше, чем в ходе фронтальной работы. Соответственно учащиеся получают гораздо больше времени для «проговаривания» материала.