Размещение учащихся на рабочих местах




Работа в группах требует нетрадиционного расположения рабочих мест учащихся в классе. Здесь возможно широкое разнообразие, но реко­мендуется соблюдать следующие принципы:

- никто не сидит спиной к доске (каждому ученику видно, что про­исходит в центральной зоне классной комнаты - у доски);

- каждый ученик хорошо видит всех членов своей группы;

- члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемости (они могут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости повернуть его к себе).

Пример 2

Рис. 7. Размещение рабочих мест учащихся в классной комнате

На рис. 7 показаны возможные схемы размещения групп в классной комнате. В реальных условиях придется самостоятельно искать приемле­мую компоновку рабочих мест в зависимости от размеров классной ком­наты, имеющейся мебели и целей проведения занятия.

Переформирование групп

После того как формальные группы успешно проработали вместе в течение 5-6 недель, учитель может неожиданно объявить: «Завтра вы бу­дете работать в новых группах». Обычно класс встречает это объявление с недовольством. Ученики предпочитают продолжать работу в старых груп­пах. Следует устроить прощание с партнерами по старой группе. Вот не­сколько популярных форм прощания:

280 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- каждая группа делает коллективный фотоснимок на память, который помещается на общий стенд, висящий в классе;

- каждая группа пишет прощальное обращение к классу и/или рассы­лает его по компьютерной сети: «Спасибо партнерам по группе. Мы вместе научились...»;

- каждый член группы рассказывает классу, чему он научился у своих партнеров по группе: «Вам понравится работать с Сережей, потому что...», «У Маши я научился...»;

- каждый член группы пишет прощальное письмо каждому из то­варищей по группе на тему: «Чему я у тебя научился» или «Почему мне было интересно работать с тобой»;

- «листок в альбом». Каждый ученик пишет свое имя на розданном учи­телем прощальном бланке, который передается в группе по кругу сво­ему соседу слева. Получив бланк, каждый пишет пожелание/благодар­ность хозяину бланка и передает соседу слева. Так повторяется до тех пор, пока каждый не получит лист со своей фамилией.

Учащиеся уже получили начальный опыт работы в группе. Они знают, что участие в новых группах нужно для того, чтобы научиться лучше ра­ботать. Учитель сообщает состав новых групп (их списки заранее подго­товлены), и школьники быстро занимают новые места в классе. Эта опера­ция повторяется 5-6 раз в течение учебного года. Для упрощения процеду­ры воспользуйтесь списком учащихся, который составляли при подборе первого состава групп, или имеющейся у вас компьютерной программой.

Руководство работой класса

Общие сведения

Работа с группами требует от учителя организационных навыков, ко­торые мало востребованы при обычной классно-урочной форме обучения. В классе меняется расстановка мебели, чтобы все ученики могли эффек­тивно работать в своей группе (необходимо убедиться, что все сидят дос­таточно комфортно и могут одновременно положить руки на общий лист бумаги в центре стола) и быстро развернуться к учителю и классной дос­ке для фронтальной работы.

Учитель вводит общий сигнал «Внимание!» для фронтальной работы со всем классом. Регулярно используется моделирование различных си­туации, структуры взаимодействия часто изменяются. Учитель вводит пра­вила раздачи и использования группами учебных материалов и оборудо-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 281

вания, устанавливает общие нормы поведения, определяет правила лич­ной ответственности школьников. Хотя руководство классом при груп­повой работе требует от учителя специальной подготовки, многие учите­ля отмечают, что такая техника упрощает общение с классом. Причина очевидна: традиционная организация занятия противостоит активной природе ребенка. Школьники стремятся общаться, а фронтальная работа вынуждает их к пассивности. Учителю приходится тратить немало сил, чтобы поддерживать в классе порядок.

Групповая работа естественна для активной природы ребенка. Школь­ники ориентированы на коммуникацию, деятельную совместную работу. Звучание многих голосов в классе перестает быть признаком отсутствия должной дисциплины. Учащихся стимулируют общаться на уроке, и уп­равление их работой требует других приемов. При хорошо организован­ной работе в группах учитель говорит гораздо меньше, чем в ходе фрон­тальной работы. Соответственно учащиеся получают гораздо больше вре­мени для «проговаривания» материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: