Возникающие проблемы Группа в целом: - слишком шумная - отвлекается от учебной задачи - не может определить своих целей - порождает конфликты - увязает в задаче, не может двинуться вперед Учащиеся часто: - «наезжают» друг на друга - подсказывают - говорят одновременно - не обращаются за помощью - не предлагают помочь - не слушают друг друга - хватают бумаги (материалы) - не благодарят друг друга - не уважают чужого мнения Отдельные школьники: - выполняют всю работу в группе - мало что делают в группе - не уверены в себе и отказываются от совместной работы - пытаются всеми командовать - проявляют враждебность | Недостающие умения Контролировать силу голоса Контролировать процесс решения задачи Принимать и модифицировать план работы Разрешать конфликты Проводить «мозговую атаку», подбадривать Одобрять Помогать Уметь слушать друг друга Задавать вопросы Активно слушать Обращаться за разрешением Благодарить Резюмировать чужие высказывания Уравнивать участие членов группы Поощрять Одобрять Разрешать конфликты |
Группа в целом:
- слишком шумная Контролировать силу голоса
- отвлекается от учебной задачи Контролировать процесс решения задачи
- не может определить своих целей Принимать и модифицировать план
- порождает конфликты работы
- увязает в задаче, не может двинуться Разрешать конфликты
вперед Проводить «мозговую атаку», подбадривать
Учащиеся часто:
- «наезжают» друг на друга Одобрять
- подсказывают Помогать
- говорят одновременно Уметь слушать друг друга
- не обращаются за помощью Задавать вопросы
- не предлагают помочь Активно слушать
- не слушают друг друга Обращаться за разрешением
- хватают бумаги (материалы) Благодарить
|
- не благодарят друг друга Резюмировать чужие высказывания
- не уважают чужого мнения
Отдельные школьники:
- выполняют всю работу в группе Уравнивать участие членов группы
- мало что делают в группе Поощрять
- не уверены в себе и отказываются от Одобрять совместной работы Разрешать конфликты
- пытаются всеми командовать
- проявляют враждебность
практике), поэтому их необходимо изучать. Ниже перечислены умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.
Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях. Краткое описание перечисленных выше ролей приведено в Приложении 1.
Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике. Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений. 1. Формирование группы. Эти умения помогают группе сложиться и не
распадаться в ходе работы. В пакет включают следующие основные
умения:
- спокойно (привычно) собираться в группы;
- не покидать группу;
260 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
- говорить тихо и спокойно;
- соблюдать очередность;
- сознательно пользоваться позами и жестами;
- использовать взгляд;
- обращаться по имени;
|
- вести себя неконфликтно (не задираться).
2. Функционирование группы. Эти умения помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе. В пакет включают следующие основные умения:
- делиться своими идеями и мнениями;
- задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах);
- направлять групповую работу («Мы должны были...», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»);
- поощрять участие других членов группы («А что вы думаете...?»);
- обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что вы имели в виду...»);
- выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение;
- предлагать объяснение или разъяснение;
- перефразировать («Верно ли я понял, что...?»);
- воодушевлять группу («Это не беда!»);
- делиться своими чувствами.
3. Формулирование. Эти умения помогают членам группы эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать его и усваивать. В пакет включают следующие основные умения:
- суммировать вслух;
-уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);
- просить развить идею («А как это связано с...?»);
- поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);
- проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);
- планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).
4. Стимулирование. Эти умения помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации. Они позволяют членам группы обсуждать возникающие вопросы по существу. В пакет включают следующие основные умения:
|
- критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит странно...»);
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 261
- сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);
- объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою...»);
- спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно?»);
- продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);
- задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);
- предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»);
- проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы (время, ресурсы).
Итак, здесь рассмотрены два подхода к определению перечня навыков работы в группе. Очевидно, что эти подходы не противоречат друг другу и могут использоваться как взаимодополнительные. В зависимости от конкретной ситуации учитель обращает внимание на работу с отдельными умениями учащихся или учит их осваивать определенные роли. Здесь вопросы содержания пересекаются с вопросами методики учебной работы.