Сопоставление структур «Обсуждение в группе» и «Трехшаговое интервью»




 

Описание процедур Соответствие принципам групповойработы Пригодность для решения отдельныхзадач  
Индивидуальная оценка Одновременное взаимодействие Достижение согласия Порождение идей Высказывание мнений Обучение слышать другого  
Обсуждение в группе учащиеся разбиты на группы 1. Учитель задает вопрос 2. Учитель просит обсудить задан- невозможна среднее высокое высокое среднее низкое ный вопрос в группах 3. Учащиеся обсуждают вопрос в группах Трехшаговое интервью учащиеся разбиты на группы 1. В парах: один ученик интервью­ирует другого 2. Смена ролей: возможна максимально низкое низкое высокое высокое тот, кто раньше высокое отвечал, спра­шивает 3. Каждый уча­щийся рассказы­вает группе, что он узнал в ходе интервью
               

248 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ное время для активной коммуникационной позиции каждому члену груп­пы. Если в группе четыре участника, то, согласно принципу максимиза­ции непосредственного взаимодействия, структура «Трехшаговое интер­вью» в два раза эффективнее структуры «Обсуждение в группе».

Сказанное не следует понимать как уничтожающую критику струк­туры «Обсуждение в группе» и призыв к тому, чтобы никогда ее не ис­пользовать. Напротив, структура «Обсуждение в группе» будет необычайно полезна в ситуации, когда требуется согласовать мнения участников груп­пы или провести «мозговой штурм». А структура «Трехшаговое интервью» лучше подходит для развития навыков устной речи, умения слышать дру­гого и обнародования своего личного мнения.

Структура - это организационная форма взаимодействия. Она не свя­зана с конкретным содержанием. Выбирая структуру, учитель отвечает на вопрос, как будет проходить взаимодействие школьников, как они будут изучать материал. Выбирая содержание работы, учитель отвечает на воп­рос, что будет изучаться. Объединив при подготовке плана урока струк­туру взаимодействия и содержание обучения, учитель получает план фраг­мента занятия. Занятие или урок состоит из последовательности таких фрагментов. Выбранная структура может использоваться на части заня­тия, на протяжении всего занятия или даже нескольких занятий. Это за­висит от педагогических целей, которые ставит перед собой учитель.

Рассмотрим, например, одну из популярных и хорошо разработан­ных структур, которая называется «Мозаика».

1. Выделяются несколько (3-5) аспектов изучаемого материала. Класс разбива­ется на группы по несколько (3-5) человек. Кащый член группы специали­зируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному аспекту).

2. Члены групп расходятся по экспертным группам, кащая из которых кон­центрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы.

3. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и гото­вит по нему сообщение.

4. Эксперты возвращаются в свои группы.

5. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы.

6. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.

«Мозаику» можно использовать для различных целей (обсуждение, выполнение группового проекта, изучение материала и т.п.). Учителю нужно разделить учебный текст на части и по каждой из них подготовить экспертов, которые затем обучат своей части всю группу. Главная идея «Мозаики» в том, чтобы усилить взаимозависимость между учащимися.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 249

Предельный способ ее использования - введение правила: ни один член группы, кроме эксперта, не может познакомиться с соответствующим ас­пектом (разделом) учебного материала.

«Мозаика» эффективна для многоаспектного обсуждения постав­ленной учителем проблемы. Например, если задача состоит в том, чтобы проанализировать стихотворение, можно подготовить экспертов по та­ким аспектам, как биография автора, ритмика стиха, его символика и т.д. В результате группа получит возможность содержательно обсуждать сти­хотворение с различных точек зрения.

Очевидно, что «Мозаика» представляет собой довольно сложную струк­туру взаимодействия. Ее отдельные элементы (шаги) могут выполняться по-разному. Так, в группе из четырех экспертов при выполнении шага 3 (разработка аспекта изучаемого материала в группе экспертов) может использоваться приведенная ниже структура «1-2-все».

1. Каждый член группы работает самостоятельно.

2. Члены группы готовят вариант доклада в парах.

3. Пары представляют свои доклады на обсуждение группы.

4. Группа готовит итоговый вариант доклада.

Но и это не все. Если в процессе работы с материалом группе требу­ются новые оригинальные идеи, то ее члены могут прибегнуть к струк­туре «Мозговой штурм», т.е. различные структуры взаимодействия могут встраиваться друг в друга, образуя новые варианты структур.

Шаг 1. Порождаем идеи (помогая друг другу). Учитель формулирует пробле­му, которую надо решить, и просит группы изобрести возможные способы решения. Участники оглашают идеи по мере их возникновения. Время на выдвижение идей ограничено.

Все идеи предлагаются в сыром, необработанном, виде, по мере того как они «приходят в голову».

Все без исключения идеи - и серьезные, и шутливые - принимаются и фик­сируются.

Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товари­щей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на пони­мание.

Критические замечания не допускаются ни в какой форме. Шаг 2. Анализируем и отбираем идеи. Все предложенные идеи группируются и рассматриваются по одной. Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее. Пока один говорит, остальные слушают. Каждый участник обсуждает достоинства и недостатки предложенной идеи. Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал. Рассматриваются возможные комбинации предлагаемых идей. Каждая из обсуждаемых идей оценивается как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей проработки. Формулируется решение поставленной проблемы.

250 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Итак, любое занятие в классе - это реализация последовательности тех или иных структур взаимодействия. Каждая из структур позволяет более или менее эффективно решать конкретную педагогическую задачу, и учи­тель, планируя использовать на занятии групповую работу школьников, должен выбрать структуру, соответствующую его педагогической задаче.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: