Описание процедур | Соответствие принципам групповойработы | Пригодность для решения отдельныхзадач | |||||
Индивидуальная оценка | Одновременное взаимодействие | Достижение согласия | Порождение идей | Высказывание мнений | Обучение слышать другого | ||
Обсуждение в группе учащиеся разбиты на группы 1. Учитель задает вопрос 2. Учитель просит обсудить задан- невозможна среднее высокое высокое среднее низкое ный вопрос в группах 3. Учащиеся обсуждают вопрос в группах Трехшаговое интервью учащиеся разбиты на группы 1. В парах: один ученик интервьюирует другого 2. Смена ролей: возможна максимально низкое низкое высокое высокое тот, кто раньше высокое отвечал, спрашивает 3. Каждый учащийся рассказывает группе, что он узнал в ходе интервью | |||||||
248 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ное время для активной коммуникационной позиции каждому члену группы. Если в группе четыре участника, то, согласно принципу максимизации непосредственного взаимодействия, структура «Трехшаговое интервью» в два раза эффективнее структуры «Обсуждение в группе».
Сказанное не следует понимать как уничтожающую критику структуры «Обсуждение в группе» и призыв к тому, чтобы никогда ее не использовать. Напротив, структура «Обсуждение в группе» будет необычайно полезна в ситуации, когда требуется согласовать мнения участников группы или провести «мозговой штурм». А структура «Трехшаговое интервью» лучше подходит для развития навыков устной речи, умения слышать другого и обнародования своего личного мнения.
Структура - это организационная форма взаимодействия. Она не связана с конкретным содержанием. Выбирая структуру, учитель отвечает на вопрос, как будет проходить взаимодействие школьников, как они будут изучать материал. Выбирая содержание работы, учитель отвечает на вопрос, что будет изучаться. Объединив при подготовке плана урока структуру взаимодействия и содержание обучения, учитель получает план фрагмента занятия. Занятие или урок состоит из последовательности таких фрагментов. Выбранная структура может использоваться на части занятия, на протяжении всего занятия или даже нескольких занятий. Это зависит от педагогических целей, которые ставит перед собой учитель.
|
Рассмотрим, например, одну из популярных и хорошо разработанных структур, которая называется «Мозаика».
1. Выделяются несколько (3-5) аспектов изучаемого материала. Класс разбивается на группы по несколько (3-5) человек. Кащый член группы специализируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному аспекту).
2. Члены групп расходятся по экспертным группам, кащая из которых концентрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы.
3. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и готовит по нему сообщение.
4. Эксперты возвращаются в свои группы.
5. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы.
6. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.
«Мозаику» можно использовать для различных целей (обсуждение, выполнение группового проекта, изучение материала и т.п.). Учителю нужно разделить учебный текст на части и по каждой из них подготовить экспертов, которые затем обучат своей части всю группу. Главная идея «Мозаики» в том, чтобы усилить взаимозависимость между учащимися.
|
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 249
Предельный способ ее использования - введение правила: ни один член группы, кроме эксперта, не может познакомиться с соответствующим аспектом (разделом) учебного материала.
«Мозаика» эффективна для многоаспектного обсуждения поставленной учителем проблемы. Например, если задача состоит в том, чтобы проанализировать стихотворение, можно подготовить экспертов по таким аспектам, как биография автора, ритмика стиха, его символика и т.д. В результате группа получит возможность содержательно обсуждать стихотворение с различных точек зрения.
Очевидно, что «Мозаика» представляет собой довольно сложную структуру взаимодействия. Ее отдельные элементы (шаги) могут выполняться по-разному. Так, в группе из четырех экспертов при выполнении шага 3 (разработка аспекта изучаемого материала в группе экспертов) может использоваться приведенная ниже структура «1-2-все».
1. Каждый член группы работает самостоятельно.
2. Члены группы готовят вариант доклада в парах.
3. Пары представляют свои доклады на обсуждение группы.
4. Группа готовит итоговый вариант доклада.
Но и это не все. Если в процессе работы с материалом группе требуются новые оригинальные идеи, то ее члены могут прибегнуть к структуре «Мозговой штурм», т.е. различные структуры взаимодействия могут встраиваться друг в друга, образуя новые варианты структур.
|
Шаг 1. Порождаем идеи (помогая друг другу). Учитель формулирует проблему, которую надо решить, и просит группы изобрести возможные способы решения. Участники оглашают идеи по мере их возникновения. Время на выдвижение идей ограничено.
Все идеи предлагаются в сыром, необработанном, виде, по мере того как они «приходят в голову».
Все без исключения идеи - и серьезные, и шутливые - принимаются и фиксируются.
Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание.
Критические замечания не допускаются ни в какой форме. Шаг 2. Анализируем и отбираем идеи. Все предложенные идеи группируются и рассматриваются по одной. Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее. Пока один говорит, остальные слушают. Каждый участник обсуждает достоинства и недостатки предложенной идеи. Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал. Рассматриваются возможные комбинации предлагаемых идей. Каждая из обсуждаемых идей оценивается как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей проработки. Формулируется решение поставленной проблемы.
250 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Итак, любое занятие в классе - это реализация последовательности тех или иных структур взаимодействия. Каждая из структур позволяет более или менее эффективно решать конкретную педагогическую задачу, и учитель, планируя использовать на занятии групповую работу школьников, должен выбрать структуру, соответствующую его педагогической задаче.