В зависимости от конкретной ситуации в классе групповая работа организуется по-разному. Учитель может воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оцениваются как группы, где школьники должны кооперироваться друг с другом. Учитель может использовать неявные, виртуальные группы. Хотя они действуют практически так же, как формальные группы, их отличает небольшой срок жизни (от нескольких минут до одного урока) и отсутствие большого числа формально выдвигаемых требований по процедурам функционирования. В ходе занятия учитель может прибегнуть к еще более короткоживущим организационным формам - стандартным процедурам кооперации учащихся.
Чтобы успешно организовывать групповую работу в классе, учителю надо уметь в зависимости от обстоятельств использовать каждую из перечисленных организационных форм.
Формальные группы - основной элемент педагогической техники кооперации в обучении. Практически каждое учебное задание по любой учебной дисциплине можно сформулировать так, чтобы оно выполнялось в формальной группе. При использовании формальных групп учитель:
- формулирует цели занятия;
- принимает решения об организации и обеспечении работы групп;
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 225
- ставит задачу перед учащимися и создает между ними отношения позитивной взаимозависимости;
- следит за работой школьников: поддерживает порядок, оказывает текущую помощь группам, помогает формированию навыков совместной работы учащихся;
- помогает провести процедуру рефлексии занятий в группах, оценивает учебную работу школьников.
Время работы учащихся в формальной группе может варьироваться от одного до нескольких уроков. В результате каждый школьник должен убедиться в том, что он и его товарищи успешно справились со стоящей перед ними задачей.
Неформальные (виртуальные) группы создаются, как правило, без специальной подготовки для решения текущей учебной задачи на период от нескольких минут до одного урока. Обычно их используют вместе с другими организационными формами: демонстрацией, лекцией, просмотром учебного фильма. Короткоживущие виртуальные группы используются с целью привлечь внимание учащихся к специфическим элементам изучаемого материала, помочь им сформировать требуемые ожидания от проходящего занятия и осознать применяемые учебные процедуры, подвести итог изучения материала. В отличие от пассивной работы при прослушивании лекции, неформальные группы позволяют вовлечь учащихся в активную работу с материалом (учащиеся анализируют и интерпретируют этот материал, суммируют приобретенные знания, интегрируют их в рамках собственной становящейся познавательной структуры). Достаточно провести в течение двух-трех минут групповые обсуждения перед началом и в конце лекции и, возможно, включить одно обсуждение в середину лекции, чтобы резко повысить педагогическую эффективность рассказа или демонстрации.
Базовые группы, в отличие от короткоживущих неформальных групп, создаются, как правило, на длительный период времени1. Их главная задача - обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную взаимную поддержку членов группы для достижения высоких учебных результатов. Базовая группа обеспечивает каждому чувство постоянной принадлежности к микроколлективу, ощущение защищенности, включенности в команду. Базовые группы обычно гетерогенны и формируются на постоянной основе.
1 В советской школе формальным аналогом базовой группы выступало звено школьной пионерской организации.
226 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Члены базовой группы могут встречаться два-три раза в неделю, чтобы обсудить, как продвигаются занятия, и оказать, если необходимо, помощь друг другу. Например, группа может собираться, чтобы вместе выполнять домашние задания. Одна из традиционных задач базовой группы - помочь в освоении материала тем, кто по различным причинам пропустил занятия. Как показывают исследования, создание в классе базовых групп помогает школьникам повысить объем и глубину освоения учебного материала, индивидуализировать обучение. Базовые группы особенно полезны, если изучаемый материал для большинства школьников достаточно сложен, а количество школьников в классе велико.
Стандартные процедуры - повторяющиеся серии учебных действий, выполняемых (запускаемых) учителем в классе (раздача материалов, проведение опроса, проверка домашних заданий, подготовка докладов и т.п.). Такие процедуры, однажды разработанные, неизменно повторяющиеся и использующие элементы кооперации, не только упрощают повседневную работу учителя, но и поддерживают в классе постоянную атмосферу сотрудничества.