Формальные, базовые и неформальные группы




В зависимости от конкретной ситуации в классе групповая работа организуется по-разному. Учитель может воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оце­ниваются как группы, где школьники должны кооперироваться друг с дру­гом. Учитель может использовать неявные, виртуальные группы. Хотя они действуют практически так же, как формальные группы, их отличает не­большой срок жизни (от нескольких минут до одного урока) и отсутствие большого числа формально выдвигаемых требований по процедурам функционирования. В ходе занятия учитель может прибегнуть к еще бо­лее короткоживущим организационным формам - стандартным проце­дурам кооперации учащихся.

Чтобы успешно организовывать групповую работу в классе, учителю надо уметь в зависимости от обстоятельств использовать каждую из пере­численных организационных форм.

Формальные группы - основной элемент педагогической техники ко­операции в обучении. Практически каждое учебное задание по любой учебной дисциплине можно сформулировать так, чтобы оно выполнялось в формальной группе. При использовании формальных групп учитель:

- формулирует цели занятия;

- принимает решения об организации и обеспечении работы групп;

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 225

- ставит задачу перед учащимися и создает между ними отношения по­зитивной взаимозависимости;

- следит за работой школьников: поддерживает порядок, оказывает те­кущую помощь группам, помогает формированию навыков со­вместной работы учащихся;

- помогает провести процедуру рефлексии занятий в группах, оцени­вает учебную работу школьников.

Время работы учащихся в формальной группе может варьироваться от одного до нескольких уроков. В результате каждый школьник должен убедиться в том, что он и его товарищи успешно справились со стоящей перед ними задачей.

Неформальные (виртуальные) группы создаются, как правило, без спе­циальной подготовки для решения текущей учебной задачи на период от нескольких минут до одного урока. Обычно их используют вместе с дру­гими организационными формами: демонстрацией, лекцией, просмот­ром учебного фильма. Короткоживущие виртуальные группы использу­ются с целью привлечь внимание учащихся к специфическим элементам изучаемого материала, помочь им сформировать требуемые ожидания от проходящего занятия и осознать применяемые учебные процедуры, под­вести итог изучения материала. В отличие от пассивной работы при про­слушивании лекции, неформальные группы позволяют вовлечь учащих­ся в активную работу с материалом (учащиеся анализируют и интерпре­тируют этот материал, суммируют приобретенные знания, интегрируют их в рамках собственной становящейся познавательной структуры). Дос­таточно провести в течение двух-трех минут групповые обсуждения пе­ред началом и в конце лекции и, возможно, включить одно обсуждение в середину лекции, чтобы резко повысить педагогическую эффективность рассказа или демонстрации.

Базовые группы, в отличие от короткоживущих неформальных групп, создаются, как правило, на длительный период времени1. Их главная за­дача - обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную вза­имную поддержку членов группы для достижения высоких учебных ре­зультатов. Базовая группа обеспечивает каждому чувство постоянной при­надлежности к микроколлективу, ощущение защищенности, включенно­сти в команду. Базовые группы обычно гетерогенны и формируются на постоянной основе.

1 В советской школе формальным аналогом базовой группы выступало звено школьной пионерской организации.

226 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Члены базовой группы могут встречаться два-три раза в неделю, что­бы обсудить, как продвигаются занятия, и оказать, если необходимо, по­мощь друг другу. Например, группа может собираться, чтобы вместе вы­полнять домашние задания. Одна из традиционных задач базовой груп­пы - помочь в освоении материала тем, кто по различным причинам про­пустил занятия. Как показывают исследования, создание в классе базо­вых групп помогает школьникам повысить объем и глубину освоения учеб­ного материала, индивидуализировать обучение. Базовые группы особен­но полезны, если изучаемый материал для большинства школьников дос­таточно сложен, а количество школьников в классе велико.

Стандартные процедуры - повторяющиеся серии учебных действий, выполняемых (запускаемых) учителем в классе (раздача материалов, про­ведение опроса, проверка домашних заданий, подготовка докладов и т.п.). Такие процедуры, однажды разработанные, неизменно повторяющиеся и использующие элементы кооперации, не только упрощают повседневную работу учителя, но и поддерживают в классе постоянную атмосферу со­трудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: