Группы, которые учитель организует в классе, неизбежно подвержены влиянию организационной структуры школы в целом. Как показывают исследования, более 85% реальных действий и поступков членов организации определяются организационной структурой, а не личными особен-
228 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ностями сотрудников. Жизнь школы и то, как она организована, неизбежно отражаются на поведении школьников и учителей, на выработке норм групповой работы, применении педагогической техники кооперации в обучении.
В теории организаций разделяют:
- организации со структурой, ориентированной на массовое производство, где «функционал» каждого индивидуального исполнителя жестко расписан в соответствии с производственной технологической цепочкой;
- организации с «бригадной» структурой, допускающей существенно больший простор для прямого взаимодействия между работниками. Из истории отечественной педагогики хорошо известен опыт А.С.Ма-
каренко, который продемонстрировал пример построения школы на основе «бригадной» структуры1. А современная школа, как правило, соответствует организации первого типа. Каждый учитель работает в классе сам по себе над своим учебным материалом, и его занятия редко связаны с тем, что делается в соседних классах. Расписание занятий направляет школьников, объединенных в классы, «на обработку» из одного учебного кабинета в другой, третий и т.д. Так выстроена современная педагогическая машина массовой школы.
Конечно, и в этой структуре каждый учитель может организовать групповую работу школьников на своем уроке. Однако делать это значительно естественнее, когда школа организована на основе «бригадной» структуры и действует как «школа сотрудничества». В такой школе не только ученики работают в группах, пользуются преимуществами кооперации в обучении. Работа учителей, административного и технического персонала школы также ведется с использованием групповой формы работы. Эта система замыкается, если сотрудники районного отдела образования и методических служб тоже работают в группах и используют технику кооперации в обучении. В этом случае структура работы в классе конгруэнтна структуре внутришкольной организации, а групповая работа школьников поддерживается культурой и примером функционирования соответствующих групп учителей и школьной администрации.
|
1 Можно предположить, что А.С.Макаренко приветствовал бы появление исследований по технике кооперации в обучении. Недаром, говоря о педагогических исследованиях своего времени, он писал: «Теорию я так высоко ценю, что даже самому страшно становится. Только то, что у нас есть, - это не теория, а болтовня. Вот если бы кто-нибудь написал книгу под заглавием «Технология чистого и практического чувства» или «Педагогические повороты глаз и бровей» - это была бы теория...» [8, с. 104].
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 229
«Школа сотрудничества» начинается с эффективной групповой работы школьников в классе. Ее цель - повышение результатов учения и обучения, создание благоприятной учебной атмосферы и улучшение самочувствия школьников. Учителя, которые активно и с успехом используют групповую работу на уроках, склонны постепенно менять свое отношение к товарищам по профессии, начинают применять элементы техники кооперации в обучении при взаимодействии с коллегами.
|
Умение и готовность педагогов сотрудничать между собой естественно приводит к появлению эффективных групп и среди учителей. В результате учителя не только организуют групповую работу школьников. Они начинают применять технику кооперации в обучении при проведении заседаний кафедр и педагогического совета, при выработке и принятии решений по организации учебного процесса, эффективно кооперируются между собой для решения проблем из различных аспектов работы школы. Обучение школьников и педагогов эффективным методам разрешения конфликтов, создание групп миротворцев - еще один аспект построения «школы сотрудничества». Подобно тому как работа школьников в группах - главное условие создания атмосферы кооперации и взаимопомощи, кооперация учителей в профессиональных группах - главное условие появления «школы сотрудничества». Кооперация учителей помогает профессиональному росту педагогов, создает благоприятные условия для инноваций - обновления содержания, методов и организационных форм учебной работы. Формальная работа педагогического совета (который нередко служит проводником решений школьной администрации) дополняется работой «проблемных групп» педагогов. Такие группы рассматривают проблемы школы, разрабатывают предложения по возможным направлениям их решения. Выработанные ими идеи и предложения обсуждаются в педагогическом коллективе, формируются временные рабочие группы учителей, которые вырабатывают конкретные решения, выносят их на утверждение коллектива и претворяют в жизнь.
|
Последний уровень - тесная кооперация администрации школ и родительского актива с районными отделами образования по выработке, обсуждению и проведению в жизнь местной образовательной политики.
Итак, кооперация в обучении - это не только техника для организации работы в классе, формирования умений и навыков демократического по своей сути повседневного поведения школьников. Это возможность для принципиальных сдвигов в структуре организации. Чтобы групповая работа школьников давала максимальную отдачу, желательно стимулировать движение школы в направлении «школы сотрудничества».
230 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Выводы
Сегодня, когда мир вступил в «информационный век», взаимодействие по модели «конкуренция» и в современном производстве, и в общественной жизни все чаще дополняется и замещается взаимодействием по модели «кооперация». В школе, как и в жизни, складываются разные модели взаимодействия участников учебного процесса, однако взаимодействие по модели «конкуренция» доминирует. Владение навыками кооперации, умение эффективно работать в группе - важное условие формирования гражданина демократического общества. Необходимость готовить школьников к жизни, требующей умения эффективно кооперироваться с коллегами на рабочем месте, в самодеятельных организациях, демократических органах управления, также стимулирует использование групповой работы в классе. Педагогические исследования показывают, что учебная работа в группах повышает результативность работы школьников, способствует росту самооценки и коммуникационной компетентности, создает доброжелательную обстановку в классе.
Феномен кооперации в обучении давно известен педагогам. Новый импульс использованию групповой работы дали исследования и разработки, выполненные в последние десятилетия XX в. В основе новой педагогической техники лежат:
- представления о взаимозависимости членов группы (социальная психология);
- представления о развитии познавательных функций человека (когнитивная психология);
- представления о влиянии положительных подкреплений на результаты групповой работы (бихевиористская теория научения).
Учение представляет собой сплав личного и группового процессов. В ходе групповой работы учащиеся взаимодействуют, делятся приобретаемым знанием, реконструируют его. Наиболее эффективно эти процессы протекают в ситуации положительной взаимозависимости. Призыв использовать в школе «педагогику сотрудничества» - это другая формулировка призыва строить учение и обучение на основе позитивной взаимозависимости.
При организации работы в классе полезно различать неформальные, формальные и базовые группы. В условиях школы эти три формы кооперации в обучении используются совместно, дополняя и поддерживая друг друга.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 231
Овладение педагогической техникой организации групповой работы - сложный и длительный процесс. Начав с использования стандартных схем, учитель переходит к разработке и проведению авторских уроков. По мере накопления личного опыта техника групповой работы с учащимися превращается в повседневный методический инструмент педагога.
Групповая работа в классе - первый шаг на пути построения «школы сотрудничества». Этот процесс идет путем постепенного распространения техник организации групповой работы в классе на повседневную производственную работу всех членов педагогического коллектива.
Упражнения
1. Перечислите четыре причины, заставляющие педагогов современной общеобразовательной школы осваивать и применять на практике техники кооперации в обучении.
Отметьте те из них, которые начали действовать в последние десятилетия XX в.
Назовите факторы, способствующие повышению эффективности учения и обучения при групповой работе школьников.
2. Вспомните примеры использования групповой работы школьников, известные вам из истории педагогики.
Скажите, какие из этих примеров представляются привлекательными и почему.
Пользуясь известными вам сведениями из истории педагогики, назовите периоды подъема интереса к использованию групповой работы школьников.
Назовите причины, которыми, по вашему мнению, были вызваны эти изменения.
3. Перечислите психологические теории, используемые для объяснения и построения эффективной групповой работы школьников. Приведите примеры положений каждой из перечисленных теорий, помогающие понять механизмы функционирования групп. Сформулируйте рекомендации по организации групповой работы в классе, которые следуют из положений каждой из перечисленных теорий. Сопоставьте сформулированные вами рекомендации между собой. Выделите те, которые дополняют друг друга. Укажите те, которые противоречат друг другу.
4. Назовите три возможные модели взаимодействия учащихся в классе. Приведите по два примера реализации каждой из этих моделей в условиях практической работы школьников, попытайтесь использовать свой личный опыт.
232 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
5. Приведите не менее трех примеров реализации различных форм позитивной взаимозависимости учащихся в классе.
6. Каковы преимущества обучения в условиях кооперации по сравнению с обучением в условиях конкуренции (назовите не менее трех)?
7. Опишите, чему, по вашему мнению, стоит учиться преимущественно в условиях конкуренции, а не в условиях кооперации. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
8. Опишите, что общего у базовых, формальных, неформальных групп, стандартных процедур и в чем их отличие. Приведите примеры учебных ситуаций, в которых предпочтительно использовать одну их этих организационных форм.
9. Перечислите основные этапы, через которые обычно проходит освоение педагогической техники кооперации в обучении в классе и в школе.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 233
Глава 2. Принципы кооперации в обучении
Ожидаемые результаты
Познакомившись с материалами этой главы, вы сможете:
- классифицировать складывающиеся в классе учебные группы в зависимости от результативности обучения и уровня кооперации членов группы;
- назвать не менее трех различий между традиционными учебными группами и эффективными группами, при организации и работе которых используется техника кооперации в обучении;
- перечислить пять принципов кооперации в обучении и раскрыть их содержание;
- привести примеры не менее пяти различных структур взаимодействия и дать их сравнительную оценку;
- перечислить и охарактеризовать три подхода к использованию эффективных групп в классе.
2.1. Учебные группы и эффективность их работы
Мы постоянно сталкиваемся с объединением людей, но далеко не все из них - эффективные группы, участники которых кооперируются для достижения общих целей. Чтобы такая группа образовалась, недостаточно собрать людей вместе в одном рабочем помещении. Учебный класс, бригада школьников, выполняющих лабораторную работу, школьный совет и т.п. - это самые разные по своему характеру группы, члены которых далеко не всегда вступают в кооперацию. Исследователи, занимающиеся организацией групп в учебном процессе, предложили их классификацию в зависимости от эффективности проходящего в них учебного процесса.
234 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
На рис. 3 эффективность учебной работы псевдогрупп, традиционных учебных групп, эффективных групп и дружных команд сравнивается с эффективностью индивидуальной работы школьников.
Псевдогруппы - объединения учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу. Учащиеся в лучшем случае лишь делают вид, что работают вместе. Их действия слабо координированы. Некоторые из них стараются увильнуть от работы, переложить ее на партнеров. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение между школьниками не только не помогает учебе, но отвлекает от нее, не позволяя заниматься самостоятельно. В результате обучение в такой группе менее успешно, чем работа в индивидуальном режиме. К сожалению, псевдогруппы нередко встречаются на практике. Образно говоря, псевдогруппа меньше суммы своих частей.
Уровень сотрудничества Рис. 3. Различение групп по признаку эффективности их работы
Традиционные (обычные) учебные группы образуют школьники, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения каждого оцениваются только индивидуально, коллективная оценка отсутствует. Учитель не обращает внимания на развитие умений работать вместе; анализ эффективности совместной работы не проводится. Эффективность здесь сравнима с эффективностью индивидуальной работы школьников. Можно сказать, что традиционная учебная группа равна сумме ее частей.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 235
Эффективные группы отличаются тем, что их члены не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Их работа ориентирована на общую цель - эффективное учение всех. Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Восприятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из членов как общей неудачи позволяет достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Они не только обмениваются информацией. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют и успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, и порождают атмосферу доверительных отношений. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. От каждого ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе работы. Фиксация внимания как на академической задаче и средствах ее решения, так и на средствах кооперации создает дополнительные возможности для освоения навыков учебной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. Можно сказать, что эффективная группа больше суммы своих частей.
Иногда эффективные группы достигают в своем развитии качественно нового уровня. Такую группу можно назвать дружная команда. По всем формальным характеристикам эта команда аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит в полноценное сотрудничество. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, а работа в дружной команде ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с задачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь. Можно сказать, что дружная команда гораздо больше суммы своих частей. Эффективные группы сами по себе далеко не всегда превращаются в дружные команды. Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа. Квалифицированный педагог может воспользоваться для этой цели многочисленными реко-
236 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
мендациями психологов, накопленными в ходе изучения опыта работы психологических групп. Обсуждение работы с дружными командами выходит за рамки данной книги. Автора интересует прежде всего организация работы в эффективных группах.
Итак, не всякая учебная группа является эффективной (см. ниже). Если просто приказать школьникам работать вместе, в результате, скорее всего, возникнет псевдогруппа или в лучшем случае обычная учебная группа. Чтобы из объединения школьников сложилась эффективная группа, необходимо провести специальную работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении.