На пути к «школе сотрудничества»




Группы, которые учитель организует в классе, неизбежно подвержены влиянию организационной структуры школы в целом. Как показывают исследования, более 85% реальных действий и поступков членов органи­зации определяются организационной структурой, а не личными особен-

228 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ностями сотрудников. Жизнь школы и то, как она организована, неиз­бежно отражаются на поведении школьников и учителей, на выработке норм групповой работы, применении педагогической техники коопера­ции в обучении.

В теории организаций разделяют:

- организации со структурой, ориентированной на массовое производ­ство, где «функционал» каждого индивидуального исполнителя жест­ко расписан в соответствии с производственной технологической це­почкой;

- организации с «бригадной» структурой, допускающей существенно больший простор для прямого взаимодействия между работниками. Из истории отечественной педагогики хорошо известен опыт А.С.Ма-

каренко, который продемонстрировал пример построения школы на ос­нове «бригадной» структуры1. А современная школа, как правило, соот­ветствует организации первого типа. Каждый учитель работает в классе сам по себе над своим учебным материалом, и его занятия редко связаны с тем, что делается в соседних классах. Расписание занятий направляет школьников, объединенных в классы, «на обработку» из одного учебного кабинета в другой, третий и т.д. Так выстроена современная педагогичес­кая машина массовой школы.

Конечно, и в этой структуре каждый учитель может организовать груп­повую работу школьников на своем уроке. Однако делать это значительно естественнее, когда школа организована на основе «бригадной» структу­ры и действует как «школа сотрудничества». В такой школе не только уче­ники работают в группах, пользуются преимуществами кооперации в обу­чении. Работа учителей, административного и технического персонала школы также ведется с использованием групповой формы работы. Эта система замыкается, если сотрудники районного отдела образования и методических служб тоже работают в группах и используют технику коо­перации в обучении. В этом случае структура работы в классе конгруэнт­на структуре внутришкольной организации, а групповая работа школь­ников поддерживается культурой и примером функционирования соот­ветствующих групп учителей и школьной администрации.

1 Можно предположить, что А.С.Макаренко приветствовал бы появление исследований по технике кооперации в обучении. Недаром, говоря о педагогических исследованиях свое­го времени, он писал: «Теорию я так высоко ценю, что даже самому страшно становится. Только то, что у нас есть, - это не теория, а болтовня. Вот если бы кто-нибудь написал книгу под заглавием «Технология чистого и практического чувства» или «Педагогические повороты глаз и бровей» - это была бы теория...» [8, с. 104].

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 229

«Школа сотрудничества» начинается с эффективной групповой рабо­ты школьников в классе. Ее цель - повышение результатов учения и обу­чения, создание благоприятной учебной атмосферы и улучшение само­чувствия школьников. Учителя, которые активно и с успехом используют групповую работу на уроках, склонны постепенно менять свое отноше­ние к товарищам по профессии, начинают применять элементы техники кооперации в обучении при взаимодействии с коллегами.

Умение и готовность педагогов сотрудничать между собой естественно приводит к появлению эффективных групп и среди учителей. В результа­те учителя не только организуют групповую работу школьников. Они на­чинают применять технику кооперации в обучении при проведении за­седаний кафедр и педагогического совета, при выработке и принятии решений по организации учебного процесса, эффективно кооперируют­ся между собой для решения проблем из различных аспектов работы шко­лы. Обучение школьников и педагогов эффективным методам разреше­ния конфликтов, создание групп миротворцев - еще один аспект постро­ения «школы сотрудничества». Подобно тому как работа школьников в группах - главное условие создания атмосферы кооперации и взаимопо­мощи, кооперация учителей в профессиональных группах - главное ус­ловие появления «школы сотрудничества». Кооперация учителей помога­ет профессиональному росту педагогов, создает благоприятные условия для инноваций - обновления содержания, методов и организационных форм учебной работы. Формальная работа педагогического совета (кото­рый нередко служит проводником решений школьной администрации) дополняется работой «проблемных групп» педагогов. Такие группы рас­сматривают проблемы школы, разрабатывают предложения по возмож­ным направлениям их решения. Выработанные ими идеи и предложения обсуждаются в педагогическом коллективе, формируются временные ра­бочие группы учителей, которые вырабатывают конкретные решения, выносят их на утверждение коллектива и претворяют в жизнь.

Последний уровень - тесная кооперация администрации школ и ро­дительского актива с районными отделами образования по выработке, обсуждению и проведению в жизнь местной образовательной политики.

Итак, кооперация в обучении - это не только техника для организации работы в классе, формирования умений и навыков демократического по своей сути повседневного поведения школьников. Это возможность для принципиальных сдвигов в структуре организации. Чтобы групповая ра­бота школьников давала максимальную отдачу, желательно стимулиро­вать движение школы в направлении «школы сотрудничества».

230 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Выводы

Сегодня, когда мир вступил в «информационный век», взаимодействие по модели «конкуренция» и в современном производстве, и в обществен­ной жизни все чаще дополняется и замещается взаимодействием по мо­дели «кооперация». В школе, как и в жизни, складываются разные модели взаимодействия участников учебного процесса, однако взаимодействие по модели «конкуренция» доминирует. Владение навыками кооперации, умение эффективно работать в группе - важное условие формирования гражданина демократического общества. Необходимость готовить школь­ников к жизни, требующей умения эффективно кооперироваться с кол­легами на рабочем месте, в самодеятельных организациях, демократи­ческих органах управления, также стимулирует использование группо­вой работы в классе. Педагогические исследования показывают, что учеб­ная работа в группах повышает результативность работы школьников, способствует росту самооценки и коммуникационной компетентности, создает доброжелательную обстановку в классе.

Феномен кооперации в обучении давно известен педагогам. Новый импульс использованию групповой работы дали исследования и раз­работки, выполненные в последние десятилетия XX в. В основе новой педагогической техники лежат:

- представления о взаимозависимости членов группы (социальная пси­хология);

- представления о развитии познавательных функций человека (ког­нитивная психология);

- представления о влиянии положительных подкреплений на результаты групповой работы (бихевиористская теория научения).

Учение представляет собой сплав личного и группового процессов. В ходе групповой работы учащиеся взаимодействуют, делятся приобретае­мым знанием, реконструируют его. Наиболее эффективно эти процессы протекают в ситуации положительной взаимозависимости. Призыв ис­пользовать в школе «педагогику сотрудничества» - это другая формули­ровка призыва строить учение и обучение на основе позитивной взаимо­зависимости.

При организации работы в классе полезно различать неформальные, формальные и базовые группы. В условиях школы эти три формы коопе­рации в обучении используются совместно, дополняя и поддерживая друг друга.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 231

Овладение педагогической техникой организации групповой рабо­ты - сложный и длительный процесс. Начав с использования стандарт­ных схем, учитель переходит к разработке и проведению авторских уро­ков. По мере накопления личного опыта техника групповой работы с учащимися превращается в повседневный методический инструмент пе­дагога.

Групповая работа в классе - первый шаг на пути построения «школы сотрудничества». Этот процесс идет путем постепенного распространения техник организации групповой работы в классе на повседневную произ­водственную работу всех членов педагогического коллектива.

Упражнения

1. Перечислите четыре причины, заставляющие педагогов современной об­щеобразовательной школы осваивать и применять на практике техники кооперации в обучении.

Отметьте те из них, которые начали действовать в последние десятиле­тия XX в.

Назовите факторы, способствующие повышению эффективности учения и обучения при групповой работе школьников.

2. Вспомните примеры использования групповой работы школьников, из­вестные вам из истории педагогики.

Скажите, какие из этих примеров представляются привлекательными и почему.

Пользуясь известными вам сведениями из истории педагогики, назовите периоды подъема интереса к использованию групповой работы школь­ников.

Назовите причины, которыми, по вашему мнению, были вызваны эти из­менения.

3. Перечислите психологические теории, используемые для объяснения и построения эффективной групповой работы школьников. Приведите примеры положений каждой из перечисленных теорий, по­могающие понять механизмы функционирования групп. Сформулируйте рекомендации по организации групповой работы в клас­се, которые следуют из положений каждой из перечисленных теорий. Сопоставьте сформулированные вами рекомендации между собой. Вы­делите те, которые дополняют друг друга. Укажите те, которые противо­речат друг другу.

4. Назовите три возможные модели взаимодействия учащихся в классе. При­ведите по два примера реализации каждой из этих моделей в условиях практической работы школьников, попытайтесь использовать свой лич­ный опыт.

232 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

5. Приведите не менее трех примеров реализации различных форм пози­тивной взаимозависимости учащихся в классе.

6. Каковы преимущества обучения в условиях кооперации по сравнению с обучением в условиях конкуренции (назовите не менее трех)?

7. Опишите, чему, по вашему мнению, стоит учиться преимущественно в условиях конкуренции, а не в условиях кооперации. Приведите аргумен­ты в защиту своей точки зрения.

8. Опишите, что общего у базовых, формальных, неформальных групп, стан­дартных процедур и в чем их отличие. Приведите примеры учебных си­туаций, в которых предпочтительно использовать одну их этих органи­зационных форм.

9. Перечислите основные этапы, через которые обычно проходит освое­ние педагогической техники кооперации в обучении в классе и в школе.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 233

Глава 2. Принципы кооперации в обучении

Ожидаемые результаты

Познакомившись с материалами этой главы, вы сможете:

- классифицировать складывающиеся в классе учебные группы в зави­симости от результативности обучения и уровня кооперации членов группы;

- назвать не менее трех различий между традиционными учебными группами и эффективными группами, при организации и работе ко­торых используется техника кооперации в обучении;

- перечислить пять принципов кооперации в обучении и раскрыть их содержание;

- привести примеры не менее пяти различных структур взаимодей­ствия и дать их сравнительную оценку;

- перечислить и охарактеризовать три подхода к использованию эф­фективных групп в классе.

2.1. Учебные группы и эффективность их работы

Мы постоянно сталкиваемся с объединением людей, но далеко не все из них - эффективные группы, участники которых кооперируются для достижения общих целей. Чтобы такая группа образовалась, недостаточ­но собрать людей вместе в одном рабочем помещении. Учебный класс, бригада школьников, выполняющих лабораторную работу, школьный со­вет и т.п. - это самые разные по своему характеру группы, члены которых далеко не всегда вступают в кооперацию. Исследователи, занимающиеся организацией групп в учебном процессе, предложили их классификацию в зависимости от эффективности проходящего в них учебного процесса.

234 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

На рис. 3 эффективность учебной работы псевдогрупп, традиционных учебных групп, эффективных групп и дружных команд сравнивается с эффективностью индивидуальной работы школьников.

Псевдогруппы - объединения учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу. Учащиеся в лучшем случае лишь делают вид, что работают вместе. Их действия слабо координированы. Некоторые из них стараются увильнуть от работы, пе­реложить ее на партнеров. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение между школьни­ками не только не помогает учебе, но отвлекает от нее, не позволяя зани­маться самостоятельно. В результате обучение в такой группе менее ус­пешно, чем работа в индивидуальном режиме. К сожалению, псевдогруп­пы нередко встречаются на практике. Образно говоря, псевдогруппа мень­ше суммы своих частей.

Уровень сотрудничества Рис. 3. Различение групп по признаку эффективности их работы

Традиционные (обычные) учебные группы образуют школьники, ко­торые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как прави­ло, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем рабо­тают индивидуально. Достижения каждого оцениваются только ин­дивидуально, коллективная оценка отсутствует. Учитель не обращает вни­мания на развитие умений работать вместе; анализ эффективности со­вместной работы не проводится. Эффективность здесь сравнима с эф­фективностью индивидуальной работы школьников. Можно сказать, что традиционная учебная группа равна сумме ее частей.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 235

Эффективные группы отличаются тем, что их члены не только при­нимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Их ра­бота ориентирована на общую цель - эффективное учение всех. Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чув­ствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Вос­приятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из членов как общей неудачи позволяет достигать более высоких учебных результа­тов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реаль­ную работу, которая завершается практическим результатом. Они не толь­ко обмениваются информацией. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. До­биваясь взаимного успеха, они способствуют и успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, и порождают атмосферу доверительных отношений. Члены груп­пы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. От каждого ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе ра­боты. Фиксация внимания как на академической задаче и средствах ее решения, так и на средствах кооперации создает дополнительные возмож­ности для освоения навыков учебной работы. Группа анализирует успеш­ность своей деятельности. Это создает предпосылки для последователь­ного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополни­тельным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. Можно сказать, что эффективная группа больше суммы своих частей.

Иногда эффективные группы достигают в своем развитии качественно нового уровня. Такую группу можно назвать дружная команда. По всем формальным характеристикам эта команда аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит в полноцен­ное сотрудничество. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, а работа в дружной команде ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с за­дачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь. Можно сказать, что дружная команда гораздо больше суммы своих частей. Эф­фективные группы сами по себе далеко не всегда превращаются в друж­ные команды. Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специ­альные усилия, специальная педагогическая работа. Квалифицированный педагог может воспользоваться для этой цели многочисленными реко-

236 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

мендациями психологов, накопленными в ходе изучения опыта работы психологических групп. Обсуждение работы с дружными командами вы­ходит за рамки данной книги. Автора интересует прежде всего организа­ция работы в эффективных группах.

Итак, не всякая учебная группа является эффективной (см. ниже). Если просто приказать школьникам работать вместе, в результате, скорее все­го, возникнет псевдогруппа или в лучшем случае обычная учебная груп­па. Чтобы из объединения школьников сложилась эффективная группа, не­обходимо провести специальную работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: