Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия учащихся




Организовать взаимодействие школьников в классе можно самыми разными способами. Каждый такой способ или форму организации вза­имодействия обычно называют «структурой взаимодействия» или просто «структурой». Ниже приведена хорошо знакомая всем структура взаимо­действия учителя с классом на уроке, примерное название - «Вопрос к классу» (внимание всего класса направлено на учителя).

1. Учитель задает вопрос.

2. Учащиеся, желающие ответить, поднимают руку.

3. Учитель вызывает одного из учеников.

4. Ученик пытается дать правильный ответ.

5. Учитель реагирует на ответ ученика.

Все мы постоянно воспроизводим варианты различных структур коммуникации в практике общения. Существует множество устойчивых структур (см. Приложение 1) со своими достоинствами и недостатками. Каждая из них отражает определенный вид взаимодействия, а ее созна­тельное использование позволяет довольно уверенно предсказывать тот или иной педагогический результат. Учитель должен знать об особеннос­тях различных структур, чтобы эффективно использовать их на занятиях для достижения конкретной цели.

Структура взаимодействия представляет собой обобщенный план или схему взаимодействия и не зависит от содержания коммуникации. Струк­тура «Вопрос к классу» может служить примером взаимодействия, порож­дающего конкуренцию. Ученики, подняв руки, соревнуются за внимание и поощрение со стороны учителя. Вызвав одного ученика, учитель лиша­ется возможности вызвать остальных. Последние оказываются «проиграв­шими». Если ученик отвечает неверно, у его одноклассников возникает шанс обратить на себя внимание учителя и получить положительное под-

246 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

крепление. Это главная причина, почему школьники возбуждаются, ус­лышав неверный ответ, и вновь тянут руки. Провал отвечающего повы­шает «шансы на победу» его одноклассников. Систематическое исполь­зование такой структуры способствует выработке в классе поведенчес­кой нормы коллективного противостояния «выскочкам-отличникам». Знать ответы на вопросы учителя становится «недружественно» по отно­шению к одноклассникам. В классах, где коллектив уже сложился, попыт­ка учителя использовать структуру «Вопрос к классу», возможно, вызовет противостояние.

Пример «Цвета» (учащиеся в классе разбиты на группы, каждая груп­па имеет условия для совместной работы).

1. Учитель устанавливает нейтральный способ дифференциации учащихся в группе. Каждый школьник в группе получает этикетку определенного цвета (как вариант - номер1).

2. Учитель дает задание группам (например, все должны знать столицы госу­дарств СНГ). Учитель предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вме­сте в знак того, что задание выполнено.

3. Группы работают. По завершении работы они подают установленный сигнал.

4. Учитель объявляет цвет, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

5. Учитель реагирует на ответы учеников.

Это тоже структура взаимодействия. Она реализуется безотносительно к содержанию общения и пригодна для работы с учащимися любой воз­растной группы, на любой фазе урока. Легко видеть, что структура «Цве­та» отвечает всем требованиям принципов кооперации в обучении. Уча­щиеся работают в группах. Введена система руководства работой групп. У школьников есть повод к совместной работе. Структура обеспечивает одновременное взаимодействие обучаемых, позитивную взаимозависи­мость и индивидуальную оценку.

Позитивная взаимозависимость встроена в структуру «Цвета». Если кто-то из членов группы знает ответ, он поделится им с товарищами. В результате возможности каждого члена группы правильно ответить на поставленный вопрос возрастают. Сильный ученик - желанный член груп­пы. Индивидуальная оценка также встроена в структуру. Взаимопомощь возможна только до тех пор, пока группа не подала знак, что задание вы­полнено. Вызванный школьник отвечает самостоятельно, без чьей-либо помощи. Объемы коммуникации школьников в структурах «Вопрос к клас­су» и «Цвета» существенно разнятся. Вместо ответа одного ученика в пер­вом случае, здесь каждый ученик может рассказать о том, что он знает. В

1 Когда членов группы маркируют не цветом, а номером, эту структуру называют «Номера».

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 247

структуре «Цвета» ученики вступают в кооперацию: лучше подготовлен­ные школьники обсуждают поставленный вопрос, потому что они знают ответ и хотят, чтобы группа получила хорошую оценку, а слабо подготов­ленные школьники внимательно слушают и запоминают материал, пото­му что не хотят подвести ни себя, ни своих товарищей.

Сравним еще две структуры: «Обсуждение в группе» и «Трехшаговое интервью» (см. ниже).

В структуре «Обсуждение в группе» нет места для индивидуальной оценки работы учащихся. В процессе групповой работы отдельные чле­ны группы могут оставаться пассивными. Нет никакой уверенности и в том, что все внимательно выслушают каждого: если школьники активно работают, они говорят одновременно и плохо слышат друг друга. В про­тивоположность этому структура «Трехшаговое интервью» заставляет каж­дого участника высказать свои мысли. Она обеспечивает хорошую воз­можность для индивидуальной оценки. Каждый обязан рассказать о том, что он узнал в ходе интервью. Работа в парах предоставляет максималь-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: