Принцип позитивной взаимозависимости




Главное условие формирования эффективной учебной группы - на­личие позитивной взаимозависимости. Создание условий для формиро­вания позитивной взаимозависимости начинается с четкого понимания всеми общей задачи, с ясных и понятно измеряемых результатов совмес­тной работы. Члены группы должны знать, что им предстоит сделать.

Следующий шаг - задать взаимозависимость по результату: «для танго нужны двое». Когда задана взаимозависимость по результату, каждый зна­ет, что он достигнет своей цели лишь тогда, когда и все другие также ус­пешно достигнут своих собственных целей. Например, выучи предложен­ный материал и убедись, что каждый тоже выучил этот материал. Другой известный способ задать позитивную взаимозависимость по результату -использовать в качестве оценки групповой работы сумму отметок, полу­ченных каждым из ее членов. Существенно и то, что чем более значима цель, стоящая перед членами группы, тем больше усилий они готовы зат­ратить для ее достижения, тем больше ощущают ответственность за успех своих товарищей, тем с большей готовностью приходят на помощь друг другу, тем лучше их взаимопонимание. Позитивная взаимозависимость по результату способствует объединению усилий.

Итак, ясно сформулированная и значимая цель плюс позитивная вза­имозависимость по результату - основа реализации принципа позитив­ной взаимозависимости. На этой основе, дополняя и укрепляя ее, выстра­иваются другие виды взаимозависимости между членами группы.

Ролевая взаимозависимость - разделение ответственности между чле­нами группы путем закрепления за каждым специфических обязаннос­тей (ролей). Приняв на себя ту или иную роль, каждый тем самым пока­зывает, какого поведения могут от него ожидать другие и какой реакции,

238 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

в свою очередь, он ожидает с их стороны. В эффективных группах удоб­но различать два типа ролей:

- академические, которые связаны с характером академического зада­ния. Они необходимы для эффективного распределения работы меж­ду членами группы (Завхоз - ответственный за материалы. Секретарь - ответственный за ведение групповых записей. Художник - ответ­ственный за оформление и т.п.);

- социальные, которые помогают членам группы выстраивать эффек­тивные рабочие отношения друг с другом (Бодрила - следит за тем, чтобы подбадривать членов команды, поощрять их за вклад в общее дело. Мудрец - периодически контролирует уровень понимания ситу­ации всеми членами группы и т.п.).

Хотя во многих случаях такое деление условно, оно помогает акцен­тировать внимание учителя и членов учебной группы на академических и/или социальных аспектах своей работы.

Взаимозависимость по ресурсу возникает каждый раз, когда возника­ет необходимость делиться своими ресурсами для достижения общей цели. Учитель может спровоцировать такую взаимозависимость, например, со­ответствующим распределением материалов (один карандаш на всех) или заданий (группа готовит краткое изложение биографии Л.Н.Толстого, причем у одного есть материал о детстве писателя, у другого - об его уча­стии в Крымской войне и т.п.).

Взаимозависимость по успеху возникает в ситуации, когда в случае успеха группы каждый ученик получает единую для всех награду. Это мо­жет быть общее торжество по поводу получения высокой групповой оцен­ки или удачного выступления одного из членов группы, вручение группе почетной грамоты и пр. Ситуации, в которых каждый член группы чув­ствует, что его усилия замечены и оценены, а лично он признан и уважа­ем своими товарищами, создают благоприятные условия для развития кооперации в обучении.

Взаимозависимость по решаемой задаче возникает в том случае, если работа распределена между членами группы и для ее завершения каждый участник должен закончить свою часть. Пять видов взаимозависимости:

1. Взаимозависимость по результату. У всех общая цель: подготовить отчет, написать рассказ, изготовить прибор и т.п.

2. Ролевая взаимозависимость. В группе распределены взаимодополня­ющие и необходимые для выполнения работы роли: Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Мудрец и т.п.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 239

3. Взаимозависимость по ресурсу. У одного есть специальная форматка, у другого - программа, у третьего - инструкция, как выполнять работу.

4. Взаимозависимость по успеху (оценке). Оценка работы группы учи­тывает вклад каждого из участников.

5. Взаимозависимость по задаче. Задача поставлена так, что ее нельзя сделать друг без друга. Распределение работы дает большой эффект, каждый делает одну из важных подзадач. Взаимозависимость по групповой символике появляется в ситуации,

когда все члены группы пользуются общим именем группы, ее символи­кой (флагом, эмблемой, девизом и т.п.).

Взаимозависимость по месту складывается в тех случаях, когда чле­ны группы выполняют свою работу всегда в определенной зоне класса, постоянно используют выделенный им общий стенд для размещения груп­повых (и индивидуальных) материалов.

Выделяются и другие виды позитивной взаимозависимости. Напри­мер, соревнование с соперником (другой группой) обычно сплачивает членов группы между собой.

Перечисленные виды взаимозависимости обычно рекомендуют ис­пользовать вместе, в едином пакете, чтобы создавать максимально благо­приятные условия для возникновения эффективных групп. Впрочем, на практике такое случается редко. Обычно в каждом конкретном случае реализуются лишь некоторые виды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: