Главное условие формирования эффективной учебной группы - наличие позитивной взаимозависимости. Создание условий для формирования позитивной взаимозависимости начинается с четкого понимания всеми общей задачи, с ясных и понятно измеряемых результатов совместной работы. Члены группы должны знать, что им предстоит сделать.
Следующий шаг - задать взаимозависимость по результату: «для танго нужны двое». Когда задана взаимозависимость по результату, каждый знает, что он достигнет своей цели лишь тогда, когда и все другие также успешно достигнут своих собственных целей. Например, выучи предложенный материал и убедись, что каждый тоже выучил этот материал. Другой известный способ задать позитивную взаимозависимость по результату -использовать в качестве оценки групповой работы сумму отметок, полученных каждым из ее членов. Существенно и то, что чем более значима цель, стоящая перед членами группы, тем больше усилий они готовы затратить для ее достижения, тем больше ощущают ответственность за успех своих товарищей, тем с большей готовностью приходят на помощь друг другу, тем лучше их взаимопонимание. Позитивная взаимозависимость по результату способствует объединению усилий.
Итак, ясно сформулированная и значимая цель плюс позитивная взаимозависимость по результату - основа реализации принципа позитивной взаимозависимости. На этой основе, дополняя и укрепляя ее, выстраиваются другие виды взаимозависимости между членами группы.
Ролевая взаимозависимость - разделение ответственности между членами группы путем закрепления за каждым специфических обязанностей (ролей). Приняв на себя ту или иную роль, каждый тем самым показывает, какого поведения могут от него ожидать другие и какой реакции,
|
238 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
в свою очередь, он ожидает с их стороны. В эффективных группах удобно различать два типа ролей:
- академические, которые связаны с характером академического задания. Они необходимы для эффективного распределения работы между членами группы (Завхоз - ответственный за материалы. Секретарь - ответственный за ведение групповых записей. Художник - ответственный за оформление и т.п.);
- социальные, которые помогают членам группы выстраивать эффективные рабочие отношения друг с другом (Бодрила - следит за тем, чтобы подбадривать членов команды, поощрять их за вклад в общее дело. Мудрец - периодически контролирует уровень понимания ситуации всеми членами группы и т.п.).
Хотя во многих случаях такое деление условно, оно помогает акцентировать внимание учителя и членов учебной группы на академических и/или социальных аспектах своей работы.
Взаимозависимость по ресурсу возникает каждый раз, когда возникает необходимость делиться своими ресурсами для достижения общей цели. Учитель может спровоцировать такую взаимозависимость, например, соответствующим распределением материалов (один карандаш на всех) или заданий (группа готовит краткое изложение биографии Л.Н.Толстого, причем у одного есть материал о детстве писателя, у другого - об его участии в Крымской войне и т.п.).
Взаимозависимость по успеху возникает в ситуации, когда в случае успеха группы каждый ученик получает единую для всех награду. Это может быть общее торжество по поводу получения высокой групповой оценки или удачного выступления одного из членов группы, вручение группе почетной грамоты и пр. Ситуации, в которых каждый член группы чувствует, что его усилия замечены и оценены, а лично он признан и уважаем своими товарищами, создают благоприятные условия для развития кооперации в обучении.
|
Взаимозависимость по решаемой задаче возникает в том случае, если работа распределена между членами группы и для ее завершения каждый участник должен закончить свою часть. Пять видов взаимозависимости:
1. Взаимозависимость по результату. У всех общая цель: подготовить отчет, написать рассказ, изготовить прибор и т.п.
2. Ролевая взаимозависимость. В группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли: Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Мудрец и т.п.
КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 239
3. Взаимозависимость по ресурсу. У одного есть специальная форматка, у другого - программа, у третьего - инструкция, как выполнять работу.
4. Взаимозависимость по успеху (оценке). Оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников.
5. Взаимозависимость по задаче. Задача поставлена так, что ее нельзя сделать друг без друга. Распределение работы дает большой эффект, каждый делает одну из важных подзадач. Взаимозависимость по групповой символике появляется в ситуации,
когда все члены группы пользуются общим именем группы, ее символикой (флагом, эмблемой, девизом и т.п.).
Взаимозависимость по месту складывается в тех случаях, когда члены группы выполняют свою работу всегда в определенной зоне класса, постоянно используют выделенный им общий стенд для размещения групповых (и индивидуальных) материалов.
Выделяются и другие виды позитивной взаимозависимости. Например, соревнование с соперником (другой группой) обычно сплачивает членов группы между собой.
Перечисленные виды взаимозависимости обычно рекомендуют использовать вместе, в едином пакете, чтобы создавать максимально благоприятные условия для возникновения эффективных групп. Впрочем, на практике такое случается редко. Обычно в каждом конкретном случае реализуются лишь некоторые виды.