Что требуется для эффективного слушания?




Чтобы активное слушание было эффективным, педагоги должны ру­ководствоваться определенными принципами. Не владея ими, взрослые предстанут неискренними, покровительственно-снисходительными, ма­нипулирующими, и даже их правильное активное слушание будет выгля­деть механическим, неестественным.

1. Педагог должен верить в способность детей разрешить свои пробле­мы. Когда дети не могут быстро найти решение, говорят сбивчиво и нерешительно, педагог должен помнить, что цель активного слуша­ния - помочь найти решение, а этот процесс может длиться дни, не­дели и даже месяцы. Не жалейте времени, пробиваясь к ребенку, он сэкономит его, согласившись доверительно говорить с вами.

172 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

2. Педагог должен избавиться от страха перед ребенком. Безбоязненно вслушиваясь и вглядываясь в ребенка, педагог обретает способность искренне принять чувства, проявляемые ребенком. Не страшно, если эти чувства отличаются от тех, какие, по мнению педагога, ребенок должен испытывать. Возможно, в ребенке тоже преобладает чувство страха, от которого он сам не может пока освободиться. Избавляясь от страха перед ребенком, вы помогаете ребенку преодолеть страх перед вами.

3. Педагог должен понимать, что чувства преходящи: они существуют только в данную минуту. Активное слушание помогает ребенку пере­ходить от одного кратковременного чувства к другому, столь же крат­ковременному. Чувства расплываются, рассеиваются, происходит об­легчение. Слова: «Это тоже пройдет» - применимы к большинству чувств человека.

4. Педагог, желая помочь ребенку решить его проблемы, может обосно­ванно просить время на это. Важно помнить, что ребенок в момент эмоционального стресса требует крайне тактичного обращения. Если нет времени выслушать, постарайтесь хоть на время прикоснуться, обнять или просто тепло посмотреть, извиниться перед ребенком и обязательно назначить самое ближайшее время для встречи.

5. Педагог находится рядом с ребенком, который испытывает затрудне­ния. Но важно при этом сохранять рефлексивную, исследовательскую позицию по отношению к происходящему. Вряд ли больному нужен врач, который не сочувствует его боли. И уж абсолютно точно ему не нужен врач, который, вместо того чтобы помогать, начинает вместе с больным страдать. Педагог - это тоже профессионал, а потому дол­жен научиться воспринимать чувства ребенка, словно они его соб­ственные (т.е. разделять боль сочувствием), но не позволять чувствам ребенка становиться чувствами самого педагога. Сочувствие - это лишь часть помощи, но не сама помощь.

6. Педагогу нужно помнить, что ребенок редко бывает способен сразу начать говорить о реальной проблеме. Активное слушание помогает ему проследить свои чувства, углубиться в них, оттолкнувшись от из­начальных поверхностных фраз.

7. Педагог должен уважать частный и конфиденциальный характер все­го, что ребенок открывает о себе. Слишком часто учителя сплетнича­ют о детях, открыто обсуждая их проблемы с коллегами. Ничто не раз­рушает взаимопонимания и помощи так, как подобное поведение.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 173

8. Однако конфиденциальность иногда может помешать решить про­блему ребенка. Поэтому педагог идет на определенный риск, доверяя все же информацию о ребенке тем, кто может оказать помощь ему. Педагогу предстоит «дозировать» информацию, выбирать то, что не­возможно использовать против ребенка. Во всяком случае, педагог должен предупредить тех, к кому он обратился за помощью («внешние обстоятельства»), о том, для чего сообщается эта информация, и дого­вориться, каким образом ее можно использовать.

9. Защищая право ребенка на конфиденциальность, педагог помогает ему растить в себе доверие к собственным силам. «Иногда о тебе мо­гут узнать то, что ты не хочешь открывать другим. Но это произошло. Как вести себя в этой ситуации, чтобы оказаться сильным? Давай по­думаем, как это возможно?»

Слушание - это не волшебная палочка, которую педагоги вынимают из «мешка с секретами», позволяющими уладить все проблемы. Это осо­бый метод, дающий педагогу средство исследовать состояние ребенка. Одновременно этот метод позволяет педагогу выступать для ребенка тем недостающим условием, при котором он обретает возможность, расска­зывая о себе, помогать себе самому. Слушающий осознанно занимает по­зицию помощника в проблемах ребенка. Это существенно отличается от позиции специалиста, который видит свою роль лишь в преподавании предмета или в организации воспитательного мероприятия.

Мы подчеркиваем особую значимость активного слушания как спо­соба организации тактики «помощи». Однако без искреннего доверия, сочувствия ребенку, переживания взрослым его проблемы активное слу­шание из эффективного педагогического средства перерождается в пус­тое и даже вредное педагогическое действо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: