Чтобы активное слушание было эффективным, педагоги должны руководствоваться определенными принципами. Не владея ими, взрослые предстанут неискренними, покровительственно-снисходительными, манипулирующими, и даже их правильное активное слушание будет выглядеть механическим, неестественным.
1. Педагог должен верить в способность детей разрешить свои проблемы. Когда дети не могут быстро найти решение, говорят сбивчиво и нерешительно, педагог должен помнить, что цель активного слушания - помочь найти решение, а этот процесс может длиться дни, недели и даже месяцы. Не жалейте времени, пробиваясь к ребенку, он сэкономит его, согласившись доверительно говорить с вами.
172 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
2. Педагог должен избавиться от страха перед ребенком. Безбоязненно вслушиваясь и вглядываясь в ребенка, педагог обретает способность искренне принять чувства, проявляемые ребенком. Не страшно, если эти чувства отличаются от тех, какие, по мнению педагога, ребенок должен испытывать. Возможно, в ребенке тоже преобладает чувство страха, от которого он сам не может пока освободиться. Избавляясь от страха перед ребенком, вы помогаете ребенку преодолеть страх перед вами.
3. Педагог должен понимать, что чувства преходящи: они существуют только в данную минуту. Активное слушание помогает ребенку переходить от одного кратковременного чувства к другому, столь же кратковременному. Чувства расплываются, рассеиваются, происходит облегчение. Слова: «Это тоже пройдет» - применимы к большинству чувств человека.
4. Педагог, желая помочь ребенку решить его проблемы, может обоснованно просить время на это. Важно помнить, что ребенок в момент эмоционального стресса требует крайне тактичного обращения. Если нет времени выслушать, постарайтесь хоть на время прикоснуться, обнять или просто тепло посмотреть, извиниться перед ребенком и обязательно назначить самое ближайшее время для встречи.
5. Педагог находится рядом с ребенком, который испытывает затруднения. Но важно при этом сохранять рефлексивную, исследовательскую позицию по отношению к происходящему. Вряд ли больному нужен врач, который не сочувствует его боли. И уж абсолютно точно ему не нужен врач, который, вместо того чтобы помогать, начинает вместе с больным страдать. Педагог - это тоже профессионал, а потому должен научиться воспринимать чувства ребенка, словно они его собственные (т.е. разделять боль сочувствием), но не позволять чувствам ребенка становиться чувствами самого педагога. Сочувствие - это лишь часть помощи, но не сама помощь.
6. Педагогу нужно помнить, что ребенок редко бывает способен сразу начать говорить о реальной проблеме. Активное слушание помогает ему проследить свои чувства, углубиться в них, оттолкнувшись от изначальных поверхностных фраз.
7. Педагог должен уважать частный и конфиденциальный характер всего, что ребенок открывает о себе. Слишком часто учителя сплетничают о детях, открыто обсуждая их проблемы с коллегами. Ничто не разрушает взаимопонимания и помощи так, как подобное поведение.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 173
8. Однако конфиденциальность иногда может помешать решить проблему ребенка. Поэтому педагог идет на определенный риск, доверяя все же информацию о ребенке тем, кто может оказать помощь ему. Педагогу предстоит «дозировать» информацию, выбирать то, что невозможно использовать против ребенка. Во всяком случае, педагог должен предупредить тех, к кому он обратился за помощью («внешние обстоятельства»), о том, для чего сообщается эта информация, и договориться, каким образом ее можно использовать.
9. Защищая право ребенка на конфиденциальность, педагог помогает ему растить в себе доверие к собственным силам. «Иногда о тебе могут узнать то, что ты не хочешь открывать другим. Но это произошло. Как вести себя в этой ситуации, чтобы оказаться сильным? Давай подумаем, как это возможно?»
Слушание - это не волшебная палочка, которую педагоги вынимают из «мешка с секретами», позволяющими уладить все проблемы. Это особый метод, дающий педагогу средство исследовать состояние ребенка. Одновременно этот метод позволяет педагогу выступать для ребенка тем недостающим условием, при котором он обретает возможность, рассказывая о себе, помогать себе самому. Слушающий осознанно занимает позицию помощника в проблемах ребенка. Это существенно отличается от позиции специалиста, который видит свою роль лишь в преподавании предмета или в организации воспитательного мероприятия.
Мы подчеркиваем особую значимость активного слушания как способа организации тактики «помощи». Однако без искреннего доверия, сочувствия ребенку, переживания взрослым его проблемы активное слушание из эффективного педагогического средства перерождается в пустое и даже вредное педагогическое действо.