Педагогика - это специализация в области живого, непосредственного общения взрослого и ребенка. Поэтому специалисту-педагогу необходимо помнить, что все вербальные сообщения - это код: языковые эквиваленты наших чувств, но не сами чувства.
Иногда кодовые сообщения понять легко, например, когда нам говорят: «Я голоден». Но, к сожалению, ясные, легко понимаемые сообщения - довольно редкое явление. Многие сообщения, особенно исходящие от детей, - это чистый код, т.е. их содержание может быть связано с чув(ством или ощущением, но не выражать ясно чувство.
Например, вместо «Я хочу есть» ребенок может сказать: «Который час?» (иначе говоря: «Уже много времени, пора обедать!»). Слушающий (педагог) может понять вопрос буквально и спокойно сообщит: «15-00».
166 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Он не сразу поймет, почему его точный ответ воспринят чуть ли не с гневом. А ведь ребенок намекал, что пора бы отпустить пообедать - урок-то закончен!
Как часто мы слышим: «Поставь себя на место другого!» По существу, это как раз и означает: переведи то, что он чувствует, и то, как говорит об этом (словами, молчанием, мимикой, жестом) на свой язык. Однако «перевод» невозможен, если тот, к кому обращаются, не умеет слушать. «Я не понимаю, чего она хочет!» - рассказывает о своих проблемах подросток. «Учителя нас не понимают!» - констатируют старшеклассники. А в учительской «другая сторона» изливает свое недовольство: «Долблю, долблю, а он не понимает и не собирается понимать!»; «Я их, видите ли, должна понимать, а они меня?!»
Если педагог знает и понимает, что информация может быть «закодирована», то он будет внимателен не только к словам, но и к тому, что идет «подтекстом», - мимике, жесту, реплике и т.д.
|
Иногда педагог, чтобы сэкономить время и силы на разговоре с ребен(ком, не дает ему договорить до конца, сразу понимая, что тот хочет ска(зать, что он имеет в виду. Однако вместо того чтобы сэкономить силы и время, он тратит и то и другое. Приведем пример.
Классный руководитель: «Миша, почему ты не пришел на встречу с Клавдией Петровной? Мы же договаривались!»
- Я не знал.
- Как не знал? Все ребята знали, а ты не знал? Ты разве не был на классном часе?!
- Был. Но я не знал...
- А ты никогда ничего не знаешь! Когда что-нибудь совместно решается, ты в это время ведешь разговоры с Колей! А когда нужно объяснить, почему ты подвел всех нас, говоришь, что не знал!
- Но я действительно не знал...
- Я больше не хочу иметь с тобой дела! Если у человека нет совести, то объяснить ему, почему он поступил бессовестно, бесполезно! Вместо того чтобы извиниться...
Неожиданно за Мишу вступается другой ученик: «А что Вы на него кричите? Кто дал Вам право?!»
- Прекрасно! Вот и защитник выискался! Сам-то ты пришел, а дружок твой «ничего не знал»! Хотя бы сговорились, когда обманывать собрались...
- Кто врет!!! Вы тоже бросили бы мать и побежали в школу?!
Классный руководитель (явно опешив): «При чем здесь мать?! Объясните толком...»
(Этот инцидент мог бы закончиться по-разному. Обиженные ребята могли бы просто ничего не объяснять учителю. Поскольку Миша не знал, как предупредить Клавдию Петровну, что мама заболела и он должен остаться дома, ситуация могла бы привести к конфликту между Мишиной мамой и классным руководителем.)
|
кни
кии cnei
ГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _______________________________________________167
Приведенный пример довольно простой, хотя описывает классичес-случай. Более сложной является ситуация, когда говорящий как бы щалъно выбирает кодирование в качестве средства общения.
Например, рассмотрим ситуацию, сложившуюся на уроке в старших классах, который вел преподаватель из университета. После его урока в форме лекции был классный час. Большая часть старшеклассников были чем-то явно раздосадованы. Классный воспитатель поинтересовалась в чем дело. Некоторые ребята посетовали на то, что преподаватель вел занятие в очень быстром темпе: не успевали записывать, осмысливать. «Попытались ли вы сказать преподавателю об этом?» - спросила классный воспитатель.- «Конечно! Мы ему все время об этом говорили!» - «И что же?» - «Он не обращал внимания!» - «И что же вы говорили?» - «Нельзя ли повторить последнее слово?», «Я не успела записать термин».- «И что же преподаватель? Не продиктовал термин и не повторил последнего слова?» - «Ой, не надо его защищать! Он же преподаватель и должен понимать, что мы не успеваем! Что толку, что он термин продиктовал и последнее слово повторил, мы же все равно не успевали!»
После паузы, которая как бы означала, что предыдущий этап разговора закончен, классный воспитатель задала новый вопрос-. «Как вы думаете, преподаватель говорил в быстром темпе для того, чтобы специально создать для вас трудности?» - «Нет, конечно!» - «Тогда почему?» - «Ну, наверное, ему самому медленно говорить трудно. А может быть, ему кажется, что для нас ничего сложного нет».
|
Пауза. Классный воспитатель начинает третий этап разговора с фиксации того, что ребята сами сказали: «Понятно. Значит, преподаватель сам испытывал какие-то трудности». - «Нет, он не испытывал. Это мы испытывали». - «Но вы же сами предположили, что, возможно, ему медленно говорить трудно, поскольку он увлечен содержанием».
Пауза. (Классный воспитатель ждет: будут ли возражения. Возражений не последовало. Все согласны.) Классный воспитатель продолжает разговор, а на самом деле переходит к четвертому этапу. «А кто-нибудь помог преподавателю справиться с его трудностями?» - «Я. Но если честно, я скорее помогала себе, чем ему. Я подошла к нему во время перерыва и сказала, что не успеваю за его темпом. Попросила говорить медленнее».- «И что преподаватель?» - «Он сказал «спасибо», смутился. Потом предложил мне подмигивать ему, как только темп на лекции меня не устроит. Он сказал, что так ему будет легче ориентироваться и держать нужный темп».
Пауза. Важно, чтобы ребята осмыслили, о чем говорит их одноклассница. Ведь она сообщает о том, как помочь себе, помогая другому. Пятый этап разговора: «И что же?» - «Во второй половине лекции я почти все успела записать. Правда (смеется), у меня глаз устал мигать». После этих слов ребята и классная воспитательница облегченно рассмеялись, а один из учеников сказал: «Вот почему во второй половине стало легче!»
Шестой этап разговора. «Что ты сказал, Миша?» - «Да так, это я себе».- «Ну и что же, мне интересно».- «Нет, ну правда! Во второй половине ведь действительно он говорил медленнее!» Классный воспитатель: «Скажи спасибо Ларисе, она свой глаз пожертвовала для общего удовольствия». (Смеются и шутят над Ларисой. Она стала героиней этого случая. Но и какой опыт ребята получили! Есть на что опереться при новой встрече с преподавателем?)
168 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Мы намеренно привели этот пространный диалог, чтобы показать, как важно уметь распознавать и расшифровывать код. Вернитесь к началу рассказа. Попытайтесь ответить, мог ли сам преподаватель без помощи Ларисы обнаружить «код»? В чем он заключался? Не выходите за рамки текста, не достраивайте его. Ищите только в тексте. «Помогите преподавателю» его обнаружить.
Как видим, очень важно научиться говорить достаточно ясно, открыто, если искренне хочешь, чтобы тебя поняли. Использование кода - свидетельство того, что человек не научился ясно выражать свои мысли и чувства или он почему-то не хочет, чтобы его подлинные мысли были поняты. Парадокс, однако, заключается в том, что мысли человек пытается утаить, а действий ждет в соответствии со своими мыслями.
Например, некто А. занял у Б. незначительную сумму, искренне запамятовав об этом. Б. в присутствии других людей рассказывает о том, что до зарплаты еще далеко, а у него кончились деньги. Все сочувствуют (А. тоже - он ведь все забыл), кто-то даже предлагает Б. дать взаймы деньги, но тот отказывается. После того как все разошлись, Б., обращаясь к одному из оставшихся, высказывает свою обиду по отношению к А. «А почему ты ему не напомнил?» - «Неловко. Он сам должен помнить».- «Ну а если нечаянно забыл?» - «Забыл? Как занимать - не забывал! Надо память лечить или деньги не занимать! По(мнит он все!»
Недоверие к другому человеку часто проявляется скрытыми способа(ми передачи недовольства в качестве своеобразного средства защиты.
Педагогу в его повседневном общении важно помнить, что он может иметь дело с закодированным посланием. Профилактикой многих возможных недоразумений, неэффективных педагогических воздействий может служить целенаправленная работа воспитателя над собственным умением «раскодированного говорения» и расшифровки речевого кода ребенка.
Педагог может никогда не добиться успеха, поскольку, как правило, именно в ситуации конфликта люди чаще всего прибегают к кодирова(нию своих посланий.
Возможно, примеры классического кодирования, которые мы собрали, помогут педагогу строить общение (табл. 5).
Следует признать, что большинство сообщений детей является исключительно кодом, и поэтому трудны для понимания. Очевидно, что педагогу нелепо реагировать только на код. Делать это, значит, не понимать истинного сообщения ребенка, а это, в свою очередь, означает, что взрослый не сможет помочь ребенку, поскольку не понимает, что его тревожит, чего он боится.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 169
Таблица 5
Что испытывал ребенок | Как он это закодировал |
Беспокойство по поводу того, что, «В нашей школе с нами никто не счита-
возможно, сегодня в школе не будет ется! Все что-нибудь придумывают!
дискотеки В соседней школе и вечера проводят,
там вообще с ребятами считаются...»
Боязнь, что может выступить не так «Понавыдумывали конкурсов!
успешно, как хотелось бы Кому они нужны?»
Чувство страха перед тем, что его отверга- «Эти девчонки такие заносчивые! ют или им пренебрегают Ни с кем не считаются, все время
выставляют только себя!»
Кроме того, если педагог отвечает своим «кодом» на «код» ребенка, происходит разговор «двух глухих». (Помните, ребенок кричал: «Не могу!», а педагог понял это как «Не хочу!» Вот и разберись после этого, кто прав, а кто виноват: тот, кто «кодирует», или тот, кто не может «раскодировать», но принимает решение действовать!