Как научиться «раскодировать» послание




Педагогика - это специализация в области живого, непосредствен­ного общения взрослого и ребенка. Поэтому специалисту-педагогу необ­ходимо помнить, что все вербальные сообщения - это код: языковые эк­виваленты наших чувств, но не сами чувства.

Иногда кодовые сообщения понять легко, например, когда нам гово­рят: «Я голоден». Но, к сожалению, ясные, легко понимаемые сообщения - довольно редкое явление. Многие сообщения, особенно исходящие от детей, - это чистый код, т.е. их содержание может быть связано с чув(ством или ощущением, но не выражать ясно чувство.

Например, вместо «Я хочу есть» ребенок может сказать: «Который час?» (иначе говоря: «Уже много времени, пора обедать!»). Слушающий (педагог) может понять вопрос буквально и спокойно сообщит: «15-00».

166 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Он не сразу поймет, почему его точный ответ воспринят чуть ли не с гне­вом. А ведь ребенок намекал, что пора бы отпустить пообедать - урок-то закончен!

Как часто мы слышим: «Поставь себя на место другого!» По существу, это как раз и означает: переведи то, что он чувствует, и то, как говорит об этом (словами, молчанием, мимикой, жестом) на свой язык. Однако «пе­ревод» невозможен, если тот, к кому обращаются, не умеет слушать. «Я не понимаю, чего она хочет!» - рассказывает о своих проблемах подросток. «Учителя нас не понимают!» - констатируют старшеклассники. А в учи­тельской «другая сторона» изливает свое недовольство: «Долблю, долблю, а он не понимает и не собирается понимать!»; «Я их, видите ли, должна понимать, а они меня?!»

Если педагог знает и понимает, что информация может быть «закоди­рована», то он будет внимателен не только к словам, но и к тому, что идет «подтекстом», - мимике, жесту, реплике и т.д.

Иногда педагог, чтобы сэкономить время и силы на разговоре с ребен(ком, не дает ему договорить до конца, сразу понимая, что тот хочет ска(зать, что он имеет в виду. Однако вместо того чтобы сэкономить силы и время, он тратит и то и другое. Приведем пример.

Классный руководитель: «Миша, почему ты не пришел на встречу с Клавдией Петровной? Мы же договаривались!»

- Я не знал.

- Как не знал? Все ребята знали, а ты не знал? Ты разве не был на классном часе?!

- Был. Но я не знал...

- А ты никогда ничего не знаешь! Когда что-нибудь совместно решается, ты в это время ведешь разговоры с Колей! А когда нужно объяснить, почему ты подвел всех нас, говоришь, что не знал!

- Но я действительно не знал...

- Я больше не хочу иметь с тобой дела! Если у человека нет совести, то объяс­нить ему, почему он поступил бессовестно, бесполезно! Вместо того чтобы извиниться...

Неожиданно за Мишу вступается другой ученик: «А что Вы на него кричите? Кто дал Вам право?!»

- Прекрасно! Вот и защитник выискался! Сам-то ты пришел, а дружок твой «ни­чего не знал»! Хотя бы сговорились, когда обманывать собрались...

- Кто врет!!! Вы тоже бросили бы мать и побежали в школу?!

Классный руководитель (явно опешив): «При чем здесь мать?! Объясните тол­ком...»

(Этот инцидент мог бы закончиться по-разному. Обиженные ребята могли бы просто ничего не объяснять учителю. Поскольку Миша не знал, как пре­дупредить Клавдию Петровну, что мама заболела и он должен остаться дома, ситуация могла бы привести к конфликту между Мишиной мамой и класс­ным руководителем.)

кни

кии cnei

ГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _______________________________________________167

Приведенный пример довольно простой, хотя описывает классичес-случай. Более сложной является ситуация, когда говорящий как бы щалъно выбирает кодирование в качестве средства общения.

Например, рассмотрим ситуацию, сложившуюся на уроке в старших клас­сах, который вел преподаватель из университета. После его урока в форме лекции был классный час. Большая часть старшеклассников были чем-то явно раздосадованы. Классный воспитатель поинтересовалась в чем дело. Некоторые ребята посетовали на то, что преподаватель вел занятие в очень быстром темпе: не успевали записывать, осмысливать. «Попытались ли вы сказать преподавателю об этом?» - спросила классный воспитатель.- «Конеч­но! Мы ему все время об этом говорили!» - «И что же?» - «Он не обращал внимания!» - «И что же вы говорили?» - «Нельзя ли повторить последнее слово?», «Я не успела записать термин».- «И что же преподаватель? Не про­диктовал термин и не повторил последнего слова?» - «Ой, не надо его защи­щать! Он же преподаватель и должен понимать, что мы не успеваем! Что толку, что он термин продиктовал и последнее слово повторил, мы же все равно не успевали!»

После паузы, которая как бы означала, что предыдущий этап разговора за­кончен, классный воспитатель задала новый вопрос-. «Как вы думаете, препо­даватель говорил в быстром темпе для того, чтобы специально создать для вас трудности?» - «Нет, конечно!» - «Тогда почему?» - «Ну, наверное, ему са­мому медленно говорить трудно. А может быть, ему кажется, что для нас ничего сложного нет».

Пауза. Классный воспитатель начинает третий этап разговора с фиксации того, что ребята сами сказали: «Понятно. Значит, преподаватель сам испы­тывал какие-то трудности». - «Нет, он не испытывал. Это мы испытыва­ли». - «Но вы же сами предположили, что, возможно, ему медленно говорить трудно, поскольку он увлечен содержанием».

Пауза. (Классный воспитатель ждет: будут ли возражения. Возражений не последовало. Все согласны.) Классный воспитатель продолжает разговор, а на самом деле переходит к четвертому этапу. «А кто-нибудь помог препода­вателю справиться с его трудностями?» - «Я. Но если честно, я скорее по­могала себе, чем ему. Я подошла к нему во время перерыва и сказала, что не успеваю за его темпом. Попросила говорить медленнее».- «И что преподава­тель?» - «Он сказал «спасибо», смутился. Потом предложил мне подмигивать ему, как только темп на лекции меня не устроит. Он сказал, что так ему будет легче ориентироваться и держать нужный темп».

Пауза. Важно, чтобы ребята осмыслили, о чем говорит их одноклассница. Ведь она сообщает о том, как помочь себе, помогая другому. Пятый этап разгово­ра: «И что же?» - «Во второй половине лекции я почти все успела записать. Правда (смеется), у меня глаз устал мигать». После этих слов ребята и класс­ная воспитательница облегченно рассмеялись, а один из учеников сказал: «Вот почему во второй половине стало легче!»

Шестой этап разговора. «Что ты сказал, Миша?» - «Да так, это я себе».- «Ну и что же, мне интересно».- «Нет, ну правда! Во второй половине ведь действи­тельно он говорил медленнее!» Классный воспитатель: «Скажи спасибо Ла­рисе, она свой глаз пожертвовала для общего удовольствия». (Смеются и шу­тят над Ларисой. Она стала героиней этого случая. Но и какой опыт ребята получили! Есть на что опереться при новой встрече с преподавателем?)

168 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Мы намеренно привели этот пространный диалог, чтобы показать, как важно уметь распознавать и расшифровывать код. Вернитесь к нача­лу рассказа. Попытайтесь ответить, мог ли сам преподаватель без помо­щи Ларисы обнаружить «код»? В чем он заключался? Не выходите за рам­ки текста, не достраивайте его. Ищите только в тексте. «Помогите препо­давателю» его обнаружить.

Как видим, очень важно научиться говорить достаточно ясно, откры­то, если искренне хочешь, чтобы тебя поняли. Использование кода - сви­детельство того, что человек не научился ясно выражать свои мысли и чувства или он почему-то не хочет, чтобы его подлинные мысли были поняты. Парадокс, однако, заключается в том, что мысли человек пытает­ся утаить, а действий ждет в соответствии со своими мыслями.

Например, некто А. занял у Б. незначительную сумму, искренне запамятовав об этом. Б. в присутствии других людей рассказывает о том, что до зарплаты еще далеко, а у него кончились деньги. Все сочувствуют (А. тоже - он ведь все забыл), кто-то даже предлагает Б. дать взаймы деньги, но тот отказывается. После того как все разошлись, Б., обращаясь к одному из оставшихся, выска­зывает свою обиду по отношению к А. «А почему ты ему не напомнил?» - «Неловко. Он сам должен помнить».- «Ну а если нечаянно забыл?» - «Забыл? Как занимать - не забывал! Надо память лечить или деньги не занимать! По(мнит он все!»

Недоверие к другому человеку часто проявляется скрытыми способа(ми передачи недовольства в качестве своеобразного средства защиты.

Педагогу в его повседневном общении важно помнить, что он может иметь дело с закодированным посланием. Профилактикой многих воз­можных недоразумений, неэффективных педагогических воздействий может служить целенаправленная работа воспитателя над собственным умением «раскодированного говорения» и расшифровки речевого кода ребенка.

Педагог может никогда не добиться успеха, поскольку, как правило, именно в ситуации конфликта люди чаще всего прибегают к кодирова(нию своих посланий.

Возможно, примеры классического кодирования, которые мы собра­ли, помогут педагогу строить общение (табл. 5).

Следует признать, что большинство сообщений детей является исклю­чительно кодом, и поэтому трудны для понимания. Очевидно, что педаго­гу нелепо реагировать только на код. Делать это, значит, не понимать ис­тинного сообщения ребенка, а это, в свою очередь, означает, что взрос­лый не сможет помочь ребенку, поскольку не понимает, что его тревожит, чего он боится.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 169

Таблица 5

Что испытывал ребенок Как он это закодировал

Беспокойство по поводу того, что, «В нашей школе с нами никто не счита-

возможно, сегодня в школе не будет ется! Все что-нибудь придумывают!

дискотеки В соседней школе и вечера проводят,

там вообще с ребятами считаются...»

Боязнь, что может выступить не так «Понавыдумывали конкурсов!

успешно, как хотелось бы Кому они нужны?»

Чувство страха перед тем, что его отверга- «Эти девчонки такие заносчивые! ют или им пренебрегают Ни с кем не считаются, все время

выставляют только себя!»

Кроме того, если педагог отвечает своим «кодом» на «код» ребенка, происходит разговор «двух глухих». (Помните, ребенок кричал: «Не могу!», а педагог понял это как «Не хочу!» Вот и разберись после этого, кто прав, а кто виноват: тот, кто «кодирует», или тот, кто не может «раскодировать», но принимает решение действовать!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: