Возможно, принципы, которые известный французский педагог С.Френе сформулировал, размышляя о ситуации ребенка в школе, помогут «защитнику» подобрать убедительные аргументы в пользу необходимости поддержки ребенка. Во всяком случае, они дают верный ориентир в подходе к педагогической поддержке, поскольку рассматривают ребенка прежде всего как человека, а уже потом - как ученика.
Принцип 1. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
«Некоторые склонны считать, что ребенок, который плохо работает или плохо себя ведет, делает это нарочно, проявляя свою злобность. Такой вывод негуманен. Конечно, бывают иногда и такие случаи, и нам приходится терпеть их последствия, но это не значит, что только ребенок полностью отвечает за все изъяны своего поведения. Вспомните, вы сами плохо работаете, когда у вас болит голова или зубы, если у вас что-то не в порядке с желудком или вы голодны («Пустое брюхо кученью глухо»). Вы сильно нервничаете, если у вас не ладится работа, если кто-то в споре оказался сильнее вас, если вам не удается реализовать важный замысел. Когда вы видите сбои в поведении детей, спросите себя, не является ли тому причиной плохое здоровье, неуравновешенность, неурядицы в отношениях с окружающими. Прежде всего, нужно устранить названные причины, но даже если это не удается, вы, по крайней мере, будете действовать более человечно и тем самым незамедлительно оздоровите климат в вашем классе».
Принцип 2. Никто - ни ребенок, ни взрослый - не любит, чтобы ему прика(зывали.
«В этом проявляется рефлекс одновременно физиологический и психологический. Если человек отправляется в путь, значит, он уверен в выбранном направлении. Если же у него возникают какие-то сомнения, он продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так происходит с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его подтолкнули сзади. Инстинктивно, механически человек делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и сохранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физиологической сфере, так и в области морали и общественных отношений.
|
Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, любая команда чуть ли не автоматически вызывает сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, первый порыв - не подчиниться приказу. Поэтому правомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказание - всегда ошибка.
На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда он не хочет идти. Здесь таится не меньшая ошибка.
Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам. Ребенку нужно предоставлять право голоса, инициативу в индивидуальной и совместной деятельности; необходимо увлечь его, а не жестко управлять им. Насильственные методы ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу работу».
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 145
Принцип 3. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновле(ния школы.
|
«Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимоуважительными отношениями между учителями и учениками, которые устанавливаются в классе. Известное правило: «не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» - особенно значимо для школы».
Вопросы и задания
1. Известный русский писатель, журналист, педагог В.Ф.Одоевский (1804-1869) заметил: «Часто забывают в деле педагогики, что тут два деятеля: ученик и наставник; всегда обращают внимание на ученика, предполагая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большей частью приходится учить учителя». Согласны ли вы с этим замечанием? Если да, то почему замеченное столетия назад не утратило своей актуальности и сегодня?
2. Иногда одно и то же действие ребенка одни оценивают как «поступок», а другие - как «проступок». Возьмите любой пример из практики и попробуйте: а) охарактеризовать его как поступок (приведите аргументы); б) охарактеризовать как проступок (приведите аргументы); в) анализируя свои же аргументы и контраргументы, вынесите окончательный «педагогический вердикт». Сформулируйте его и аргументируйте.
3. Вот случай из практики. Наступила весна. Семиклассники просили классную воспитательницу об однодневном походе. Она согласилась, но при условии, что в поход пойдет еще кто-нибудь из взрослых, чей-нибудь отец. Договорились, что с собой брать, куда пойдут. Наутро вся компания отправилась за город. Остановились в лесу на крутом берегу реки. Вскоре взрослые заметили, что мальчишки пытаются прямо по откосу спуститься к реке. Классная воспитательница кинулась было останавливать их. Родитель-мужчина возразил: «Но ведь это мальчишки! Они должны развивать в себе мужество, должны рисковать»! - «А если кто-нибудь после этого «развития» останется калекой, кто будет за это отвечать?» - «Ничего не случится! Вы женщина, поэтому мальчишек не понимаете. Повторяю, ничего с ними не случится! Не надо их опекать!» - «Я не опекаю, а выполняю свои профессиональные обязанности! Откуда Вы знаете, что детям ничего не грозит?»
|
Как бы вы поступили на месте классной воспитательницы? Почему? Как бы вы поступили на месте отца? Почему?
146 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Литература
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования, 1996. № 6.
2. Воронкова И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 1996.
3. Декларация прав ребенка.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. - М., 1989.
6. Мелибурда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.
7. Михайлова Н.Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. - М., 1994.
8. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. - Самара, 1996.
9. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Прогресс, 1990.
10. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. - Красноярск, 1995.
11. Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 147
Глава 5. Тактика «помощи» — поддержка самореализации ребенка в ситуации проблемы
Тактика «помощи».
Связь тактик «защиты» и «помощи».
Значение педагогической интуиции в построении помощи.
Значение общности в организации тактики «помощи».
«Принимающий» и «непринимающий» педагог.
Значение слушания в оказании «помощи».
Причины самоблокировки ребенком собственной активности.