Значение авторитетных позиций в тактике «защиты»




Возможно, принципы, которые известный французский педагог С.Френе сформулировал, размышляя о ситуации ребенка в школе, помо­гут «защитнику» подобрать убедительные аргументы в пользу необходи­мости поддержки ребенка. Во всяком случае, они дают верный ориентир в подходе к педагогической поддержке, поскольку рассматривают ребен­ка прежде всего как человека, а уже потом - как ученика.

Принцип 1. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.

«Некоторые склонны считать, что ребенок, который плохо работает или плохо себя ведет, делает это нарочно, проявляя свою злобность. Такой вывод негу­манен. Конечно, бывают иногда и такие случаи, и нам приходится терпеть их последствия, но это не значит, что только ребенок полностью отвечает за все изъяны своего поведения. Вспомните, вы сами плохо работаете, когда у вас болит голова или зубы, если у вас что-то не в порядке с желудком или вы голодны («Пустое брюхо кученью глухо»). Вы сильно нервничаете, если у вас не ладится работа, если кто-то в споре оказался сильнее вас, если вам не уда­ется реализовать важный замысел. Когда вы видите сбои в поведении детей, спросите себя, не является ли тому причиной плохое здоровье, неуравнове­шенность, неурядицы в отношениях с окружающими. Прежде всего, нужно устранить названные причины, но даже если это не удается, вы, по крайней мере, будете действовать более человечно и тем самым незамедлительно оз­доровите климат в вашем классе».

Принцип 2. Никто - ни ребенок, ни взрослый - не любит, чтобы ему прика(зывали.

«В этом проявляется рефлекс одновременно физиологический и психологи­ческий. Если человек отправляется в путь, значит, он уверен в выбранном направлении. Если же у него возникают какие-то сомнения, он продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так происходит с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его под­толкнули сзади. Инстинктивно, механически человек делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и сохранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физиологической сфере, так и в области морали и обще­ственных отношений.

Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, любая команда чуть ли не автоматически вызывает сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, первый порыв - не подчиниться приказу. Поэтому пра­вомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказа­ние - всегда ошибка.

На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда он не хочет идти. Здесь таится не меньшая ошибка.

Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку да­ется максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам. Ребенку нужно предоставлять право голоса, инициативу в индивидуальной и совместной деятельности; необходимо увлечь его, а не жестко управлять им. Насильственные методы ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу работу».

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 145

Принцип 3. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновле(ния школы.

«Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимо­уважительными отношениями между учителями и учениками, которые уста­навливаются в классе. Известное правило: «не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» - особенно значимо для школы».

Вопросы и задания

1. Известный русский писатель, журналист, педагог В.Ф.Одоевский (1804-1869) заметил: «Часто забывают в деле педагогики, что тут два деяте­ля: ученик и наставник; всегда обращают внимание на ученика, пред­полагая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большей частью приходится учить учителя». Согласны ли вы с этим замечанием? Если да, то почему замеченное столетия назад не утра­тило своей актуальности и сегодня?

2. Иногда одно и то же действие ребенка одни оценивают как «посту­пок», а другие - как «проступок». Возьмите любой пример из практи­ки и попробуйте: а) охарактеризовать его как поступок (приведите аргументы); б) охарактеризовать как проступок (приведите аргумен­ты); в) анализируя свои же аргументы и контраргументы, вынесите окончательный «педагогический вердикт». Сформулируйте его и ар­гументируйте.

3. Вот случай из практики. Наступила весна. Семиклассники просили классную воспитательницу об однодневном походе. Она согласилась, но при условии, что в поход пойдет еще кто-нибудь из взрослых, чей-нибудь отец. Договорились, что с собой брать, куда пойдут. Наутро вся компания отправилась за город. Остановились в лесу на крутом бере­гу реки. Вскоре взрослые заметили, что мальчишки пытаются прямо по откосу спуститься к реке. Классная воспитательница кинулась было останавливать их. Родитель-мужчина возразил: «Но ведь это мальчиш­ки! Они должны развивать в себе мужество, должны рисковать»! - «А если кто-нибудь после этого «развития» останется калекой, кто будет за это отвечать?» - «Ничего не случится! Вы женщина, поэтому маль­чишек не понимаете. Повторяю, ничего с ними не случится! Не надо их опекать!» - «Я не опекаю, а выполняю свои профессиональные обязанности! Откуда Вы знаете, что детям ничего не грозит?»

Как бы вы поступили на месте классной воспитательницы? Почему? Как бы вы поступили на месте отца? Почему?

146 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Литература

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современно­го образования // Новые ценности образования, 1996. № 6.

2. Воронкова И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Вос­питание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 1996.

3. Декларация прав ребенка.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. - М., 1989.

6. Мелибурда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

7. Михайлова Н.Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. - М., 1994.

8. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. - Самара, 1996.

9. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Прогресс, 1990.

10. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. - Красноярск, 1995.

11. Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психоло­га // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 147

Глава 5. Тактика «помощи» — поддержка самореализации ребенка в ситуации проблемы

Тактика «помощи».

Связь тактик «защиты» и «помощи».

Значение педагогической интуиции в построении помощи.

Значение общности в организации тактики «помощи».

«Принимающий» и «непринимающий» педагог.

Значение слушания в оказании «помощи».

Причины самоблокировки ребенком собственной активности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: