Ограничения «педагогической адвокатуры» в тактике «защиты»




«Избирая самый короткий путь к истине, можно оказаться очень да­леким от нее» - гласит восточная мудрость. Это в какой-то мере справед­ливо в отношении «педагогической адвокатуры», избираемой классным воспитателем в качестве единственной позиции при выстраивании так­тики «защиты». Действия «адвокатуры»рассчитаны на то, что ее доводы

128 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены. «Адво­кат» не учит и не порицает своих коллег: он обращается к их профессио­нальному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионально­го поведения по отношению к проблеме ребенка.

Однако следует учитывать, что позиция «педагогической адвокатуры» априори признает не только права ребенка на достойное образование, но и ответственность взрослого сообщества (общества, государства, пе­дагогического коллектива, конкретного педагога) за предоставление ре­альных гарантий прав ребенка.

Но если взрослые не признают за собой этой ответственности (не обеспечи­вают ребенку гарантию его прав), то они и не признают позиции «педагоги­ческой адвокатуры». Если в системе отсутствует ясное и точное указание, в чем конкретно состоит эта ответственность, если нет соответствующих фун­кций, которым она адресована, если не созданы условия для реального фун­кционирования, то «педагогической адвокатуре» не к чему апеллировать. (Призывы «любить ребенка» и «соблюдать его права» не помогут, поскольку против этой идеи в принципе никто не возражает. Отсутствуют лишь субъек­ты, изъявляющие готовность и обладающие возможностью эти цели осуще­ствлять.)

В такой ситуации и сама позиция «педагогической адвокатуры», и человек, ее занимающий, могут быть подвергнуты остракизму.

Остракизм (от греч. ostrakon - черепок) - изгнание, гонение. В Древней Греции - изгнание граждан, опасных для государства, путем тайного голосо­вания, производившегося черепками, на которых писали имена изгоняемых.

Именно поэтому позиционные конфликты часто переходят в функциональ­ные и межличностные. Человека как бы «отделяют» от позиции и предъявля­ют ему личностные претензии: «не так посмотрел», «не то сказал», «не с тем говорил», «сам плохо работает», «неэтичен», «нетактичен». За личными пре­тензиями легко потерять существо дела, именно к этому осознанно или нео­сознанно стремится противостоящая «адвокату» сторона. Остракизму может быть подвергнут и ребенок, которого пытался защитить «адвокат». («Ну-ка, иди к доске и докажи, что ты все знаешь, а то твой «защит­ник» утверждает, что ты заслуживаешь лучшей оценки»; «Лучше всем докажи, что ты порядочный человек, чем жаловаться на меня классному воспитате­лю»; «Покажи домашнее задание! А то мне в школе сказали, что я не интересу­юсь твоими школьными делами» и т.п.). Это как нельзя лучше доказывает, что «адвокат» не услышан, ведь он как раз говорил о том, что ребенок не мо­жет доказать, не может заслужить, не может быть успешным, а потому требо­вать от него этого, не помогая становиться успешным, недопустимо.

«Педагогическая адвокатура» признает «презумпцию невиновности» ребенка, совершающего ошибку. Она основывается на том, что ребенок может учиться на своих ошибках, если его познавательная активность не будет блокирована страхом наказания за нее. «Адвокат» апеллирует к ста­рой, как мир, истине: «Чужой опыт еще никого не научил».

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 129

Однако следует учесть, что данная истина верна только для того, кто в нее верит.

Презумпция - предположение, признаваемое истинным до тех пор, пока не доказано обратное.

Те, кто считает, что ошибка - это следствие нерадивости, лености ребенка, показатель его необученности и невоспитанности, будут доказывать проти­воположное заявленному «педагогической адвокатурой». Ошибка будет объяв­лена злом, с которым нужно упорно бороться всеми средствами, доступны­ми обучению и воспитанию.

Взрослый, постоянно чувствуя ответственность за поступки ребенка, воспри­мет позицию «педагогической адвокатуры» как безответственную: «Что же, мне теперь ставить сплошные пятерки за диктант с ошибками?», «Что же, мне сидеть сложа руки и бездействовать, видя, как ребенок тратит время на ерун­ду, на свои ошибки?»

«Педагогическая адвокатура» исходит из того, что вера ребенка в свои силы является опорой для его движения в постижении нового. Вера по­зволяет ребенку быть активным.

Однако если взрослый не доверяет ребенку, то он будет стремиться его по­стоянно контролировать и опекать только на том основании, что он «малень­кий, незрелый, не знающий, не умеющий». В этом он видит свою функцию и ответственность. Следовательно, взрослый, лишая ребенка права на самосто­ятельность, будет считать свои действия правильными.

Очевидно, что «педагогическая адвокатура» теряет свою целесооб(разность и эффективность в тактике «защиты от», если она ситуатив(но жестко блокируется теми, к кому она обращена. Если человек не мо(жет создать условия для удержания этой тактики, он должен от нее отказаться, поскольку вреда от неэффективного действия будет боль(ше, чем от бездействия.

У «педагогической адвокатуры» существуют ограничения, связанные с динамикой преобразования проблемы конкретного ребенка в образо­вательную ситуацию. Поэтому следует обратить особое внимание на следующее:

1. «Адвокат», защищая права ребенка, активен сам. Ребенок в этой ситу­ации находится в пассивной роли «жертвы обстоятельств». Если в даль­нейшем не будут использованы другие тактики, выводящие ребенка из позиции «жертвы», то «защита от» может сформировать у ребенка качества потребителя, не желающего напрягаться, чтобы разрешать свои проблемы самому.

2. Ребенок, являясь «жертвой обстоятельств», не всегда пассивен. Актив­но действуя, избавляясь от проблемы, он объективно провоцирует воз­никновение новых, еще более неблагоприятных для него обстоя-

130 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

тельств. Пользуясь определенной степенью свободы (т.е. находясь вне контроля со стороны взрослых), ребенок по своему усмотрению (или по неведению) распоряжается ей во вред себе и другим. «Адвокат» в этой ситуации оказывается в щекотливом положении, по­скольку, защищая право ребенка на ошибку, право «быть таким, какой он есть», понимает, что «оставлять его таким, каков он есть» в этой ситуации - значит:

- брать на себя ответственность за неразумные (неадекватные, необду­манные или даже вредные) поступки ребенка;

- предъявлять претензии тем людям, мнение, позицию, деятельность, чувства которых ребенок игнорировал, несмотря на их объективную правоту.

3. «Адвокат» не может поручиться за ребенка без уверенности в том, что ребенок даст согласие вести себя так, как обещал за него «адвокат».

4. «Адвокат» не может поручиться за то, что удержит другую сторону, которая в ответ на провокации ребенка может усилить репрессивные меры.

«Педагогическая адвокатура» преимущественно действует на ситуа­цию, внешнюю по отношению к ребенку. Она направлена на изменение негативных обстоятельств в случаях, когда от действий ребенка эти об­стоятельства не могут измениться к лучшему. Поскольку активность ре­бенка блокируется негативным отношением к нему (находясь в пассив­ной «позиции жертвы», он лишается шанса влиять на ход событий, изме­нять их, рефлексировать свои действия), он лишается шанса изменяться к лучшему, а «поддерживатель» лишается возможности помогать и под­держивать его в этом.

Несмотря на перечисленные ограничения, позиция «адвоката» необ­ходима и уместна в ситуациях, когда:

- ребенку грозит прямая опасность и требуются быстрые и решитель­ные действия, направленные на его защиту;

- в педагогическом сообществе обсуждаются вопросы, связанные с пра­вами ребенка;

- используя свой авторитет, «адвокат» может свести к минимуму нео­боснованные действия других людей (коллег, родителей, детей) в от­ношении проступка ребенка.

Позиция «педагогической адвокатуры» в тактике «защиты», по сути, является не столько сугубо профессиональной, педагогической, сколько образовательной, гражданской. Ее мог бы занять не только классный вое-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ

питатель, но и любой человек, которому небезразличны проблемы обра­зования, кто заинтересован в том, чтобы отечественная школа развива­лась в направлении гуманизации и демократизации образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: