Защита» — «педагогическая адвокатура» против внешних обстоятельств




В сказке Андерсена счастливый конец, но сама история печальна. Окружающие не верили в то, что из «гадкого утенка» получится что-ни­будь достойное. Все уверенно утверждали обратное, тем самым убеждали и самого утенка в том, что он гадкий и таким ему суждено остаться. По­требность в тактике «защиты» появляется именно тогда, когда извне ве­дется стойкая фиксация неуспешности ребенка, но извне отсутствует дея­тельность, целенаправленно помогающая ребенку преодолеть эту неус­пешность.

Для педагогической поддержки каждая ситуация неуспешности ребен(ка - сигнал для более пристального внимания педагогов к вызвавшим ее причинам.

Повторяющаяся, некорректируемая ситуация неуспешности ребенка - сигнал для активного действия «педагогической адвокатуры» против внешних обстоятельств, представляющих собой угрозу нормальному со­стоянию ребенка.

«Адвокат»:

- уточняет, выявляет источник угрозы (причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию);

- исследует источник появления этих причин;

- проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих

источников;

- при необходимости подключает других людей, помогающих действи­ям «адвоката».

Как правило, «защита» сталкивается с позицией взрослых, которые склонны обвинять ребенка в создании им самим негативной ситуации. На первый взгляд эти обвинения выглядят справедливыми.

Например: «Ученик плохо учится, не посещает школу, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен»; «В. ссорится со сверстниками, игнори-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 123

рует мнение класса и учителей. Он сам виноват в том, что его не любят»; «А. очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашние задания. Он сам виноват в том, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Он сам виноват, что принимает наркотики»; «Он сам виноват, что всем детям ин­тересно, а ему нет» и т.д.

В рамках эксперимента по внедрению в школах модели деятельности класс­ного воспитателя было проведено исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. В исследовании принимали участие педагоги и родители. В течение недели они должны были записывать все то, что произносится в адрес конкретного ребенка. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негатив­ные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и толь(ко этим отличается от других. Стоит особо подчеркнуть, что:

- перечисление негативных фактов встречается в педагогической практике гораздо чаще, чем диагностика порождающих их причин;

- иногда причины известны, и вполне очевидно, что ребенок, по сути, являет­ся жертвой обстоятельств. Но взрослые, сами не зная, как ему помочь, про­должают требовать от ребенка «должного»;

- нередко педагоги отказываются помогать ребенку на том основании, что это «бесполезно», «это ничего не изменит», а потому не стоит тратить время и

силы;

- отсутствие прямых функций, связанных с помощью и поддержкой ребенка в образовании, делает невозможной профессиональную работу педагогов с проблемами ребенка;

- зачастую сами являясь причиной появления или усугубления проблем ре­бенка, педагоги направляют его к специалистам (психологам, психоневро­логам, юристам и т.д.), чтобы те помогли ребенку избавиться от проблем.

«Педагогическая адвокатура» рассматривает ситуацию неуспешности ребенка с позиции его права на достойное образование. Эта позиция учи­тывает следующие вопросы:

1. Защищеныли права ребенка какученика? Учитываются ли его возрас­тные и индивидуальные особенности при построении учебного про­цесса? На какую помощь он может рассчитывать со стороны педаго­гов? В каких формах он может ее запросить? и т.д.

2. Защищеныли права ребенка в ситуациях жизнедеятельности класса, школы? Какова эмоциональная и деловая атмосфера в детском учреж­дении? Каким образом выстраиваются связи и отношения между деть­ми и взрослыми? На какую помощь и поддержку и от кого ребенок может рассчитывать в ситуации, когда по каким-то причинам он не принимаем сверстниками? и т.д.

3. Созданы ли условия в образовательном учреждении для реализации права ребенка на достойное образование? В чем они заключаются?

124 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Каким образом ребенок может ими воспользоваться? Включается ли в понятие «достойное образование» бережное отношение к личному достоинству ребенка? Обеспечен ли он необходимой педагогической поддержкой в ситуациях, угрожающих развитию его достоинства? и т.д. Если взглянуть на многие проблемы детей с позиции «защиты», то ста­новится очевидным, что подавляющая их часть выросла из фактов по­вседневного и постоянного нарушения прав ребенка взрослыми, в том числе педагогами.

Например, классный воспитатель обнаруживает, что ребенок оказался в тя­желой ситуации - он пришел из другой школы со слабой подготовкой. Ему нужен особый подход, особая поддержка, иначе возможно еще большее от­ставание. Однако учитель математики говорит, что с этим ребенком ничего особого «делать не собирается» - это не его проблема. Он будет ставить ему оценки, как всем, «по справедливости». Классный воспитатель резонно заяв­ляет, что учитель математики, настаивая на своем праве относиться к данно­му ребенку, как «ко всем», нарушает его права на достойное образование. Если ситуация ребенка не похожа на ситуации других детей, то на каком основа­нии учитель строит деятельность с ним, как «со всеми»? Третейским судьей в этом споре должна выступить система (в лице админис­трации). Если «суд» стоит на защите прав ребенка, то он должен поддержать позицию «адвоката» - защитника прав ребенка. Однако администрация в этом случае попадает в щекотливое положение. Ведь может оказаться, что она по­зволила (а может быть, даже и навязала, приказала) работать учителю с та­кой нагрузкой, при которой человеческих сил не хватает на дополнительное внимание и работу с конкретным ребенком.

Анализ того, как строит система свой ответ на конкретную проблему ребен­ка, показывает, что система использует «нападение» на ребенка как защиту собственных изъянов. Занимая «позицию прокурора» по отношению к ре­бенку, она избавляет себя от ответственности перед ним за отсутствие усло­вий для достойного образования, на которое ребенок имеет право. Оставляя за собой право оценивать, фиксировать, контролировать ребенка, система из образовательной (развивающей, воспитывающей, обучающей) становит­ся отчужденной, репрессивной, бесчеловечной по отношению к нему. Эта бесчеловечность особенно заметна в действиях с проблемным, конкрет­ным ребенком. Объявляя его «не таким, как все», хуже всех, система забывает о своих образовательных обязанностях - помогать ребенку становиться луч­ше (если «не всех», то «лучше себя самого»). Если динамика успешности от­сутствует, значит, нет условий, способствующих образованию ребенка.

«Педагогическая адвокатура» выявляет в организации функциониро­вания образовательной системы слабые стороны, делает их очевидными для общественного и профессионального сознания, переориентирует негативную оценку: не «ребенок неуспешен», а «неадекватны его разви­тию условия», в которых он получает образование. Объективно это зна­чит, что «адвокат» занимает критическую позицию по отношению к сис­теме, что вполне может привести к конфликту между ним и системой.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 125

Тактика «защиты» по сути соответствует общеизвестному смыслу, ко­торый стоит за словом «защита»: защитить - охраняя, оградить от пося(гательств, враждебных действий, опасности. Предохранить, обезопасить от чего-нибудь; отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями (защитить свою точку зрения).

«Педагогическая адвокатура» действует строго в данном смысловом поле:

1. Защищает право ребенка на достойное образование;

2. Ограждает ребенка от негативного, враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь пото­му, что данный ребенок имеет проблему;

3. Отстаивает «презумпцию невиновности» ребенка, столкнувшегося с проблемой. Указывает на то, что образовательный процесс для того и существует, чтобы ребенок обретал в нем условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоин­ство;

4. Квалифицирует как недопустимое недостойное действие, попытку взрослых «навесить на ребенка ярлык неуспешности» («лентяя», «от­стающего», «хулигана», т.е. ярлык «гадкого утенка»), поскольку прямое и целенаправленное посягательство на самооценку ребенка способ­ствует его стойкому неверию в свои силы, в себя, могущего стать хо­рошим и достойным человеком, «не хуже всех».

Отношение системы и отдельных ее функционеров к позиции «педа­гогической адвокатуры» является показателем наличия или отсутствия гуманных отношений к конкретному ребенку в данном образовательном учреждении. «Педагогическая адвокатура» концентрирует внимание на ситуациях реального нарушения этого права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: