Педагогическая новация представляет собой модель-оригинал. По способу создания - это мыслительный процесс, связанный с созданием «образа будущего», в соответствии с которым необходимо изменять педагогическую практику. По способу внедрения - это организация необходимой деятельности по созданию прецедента внедрения нового в традиционную систему.
Обычно новация в чем-то не противоречит традиции, имеет определенные сходства с ней, но при этом имеет и принципиальные отличия. Именно эти отличия вызывают неоднозначные (порой резко негативные) реакции традиционной системы, которая «распознает» новацию как нечто «чуждое» ей. Само «распознание» может возникнуть не сразу, поскольку «сходство» до поры до времени может скрывать противоречия, которые объективно существуют между традицией и новацией. Но как только новация окажет сопротивление системе, побуждая ее к изменению (т.е. к развитию), система в ответ может также оказать сопротивление новации, поскольку будет стремиться к сохранению своей устойчивости и стабильности.
Известно, что развитие характеризуется динамикой преобразования старого в новое, а традиция - устойчивостью и сохранением старого. Если возможности системы оказывать сопротивление новации окажутся выше, чем возможность новации воздействовать на систему, то новация вскоре начнет терять свой новационный (оппозиционный, развивающий) смысл и приспособится к системе за счет того общего, что у них имеется.
Такая метаморфоза не редкость. В истории педагогики известно немало чрезвычайно продуктивных новаций, однако развитие массовой педагогической практики значительно отстает от новационных образцов. Несомненно наличие и другого феномена: на определенном этапе развития общества прошлые педагогические новации обретают новую жизнь, при любых благоприятных условиях давая ростки.
|
В педагогике пословица «Новое - это хорошо забытое старое» теряет свое ироническое значение и обретает определенную истинность. Любая педагогическая новация вряд ли может претендовать на открытие неизведанного. Но если новация строится на фундаментальных закономерностях, то она не исчезает, а остается в истории в качестве некой «бифуркационной точки», из которой в будущем могут вновь возникнуть разные траектории инновационной деятельности в образовании.
Бифуркация (отлат. bifurcatio) - раздвоение, разделение, разветвление чего-либо.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________99
Например, серьезные попытки теоретически разработать и реализовать на практике образовательные модели, суть которых типична для педагогики поддержки, были предприняты рядом педагогов-гуманистов на рубеже XIX-XX вв. Они основывались на превращении ребенка в центр педагогической системы. Именно ориентация ребенка дает основание для подбора содержания образования, а не наоборот. Имена Д.Дьюи, КН.Вен-тцеля, С.Т.Шацкого и многих других зарубежных и отечественных педагогов известны как имена педагогов-новаторов, противостоящих сути «бездетной» педагогики.
Исследования в области истории педагогики подтверждают, что разработка поддерживающей модели образования была неразрывно связана со становлением либерально-демократических традиций общественной жизни, с возрастанием внимания к человеческой индивидуальности. «Позиции педагогики поддержки, - замечает в этой связи исследователь в области истории педагогики Б.Г.Корнетов, - заметно усиливаются по мере утверждения такой социальной ситуации, которая акцентирует внимание на ценности человека не как дисциплинированного исполнителя, а как уникального, неповторимого существа, подлинного субъекта собственной жизни».
|
Философия, психология, социология, физиология и другие науки -мощные источники, питающие педагогические открытия. С одной стороны, это делает педагогику «несамостоятельной» в ряде научных открытий, с другой - позволяет ей становиться яркой и самобытной антропологической моделью, не только объединяющей и синтезирующей различные научные представления о человеке, но и порождающей особую практику его существования - практику образования.
Рефлексия этой практики открывает особый пласт педагогического моделирования: он связан с поиском средств, позволяющих воздействовать на существующие условия, становиться выше и сильнее их, чтобы задать им интенцию развития. Педагогика использует и синтезирует в целях образования открытия, сделанные в смежных науках. Она особенно восприимчива к философскому знанию, дающему некую устойчивую идеологическую основу педагогической концепции, и психологическому знанию, особенно в той части, которая позволяет понять ребенка как целостного человека, и в прикладной области, где психология и педагогика подчас неразличимы. То же можно сказать и о знаниях, связанных с методологией как особой теорией и практикой управления организацией деятельности.
|
100 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Создание педагогической концепции - это прежде всего создание авторской модели (т.е. оригинала), несущей представление о том, каким должно быть образование и модель способа организации преобразующей, развивающей практики, направленной на создание нового образа.
Педагогическая новация - это концептуальная модель (образ) педагогической деятельности, определяющая пути и способы преобразования существующей практики. Это особая теория, отражающая отношение ее авторов к возможности развития системы.
Новация содержит указание на смысл педагогической деятельности (зачем она? во имя кого или чего?); ее цель (образ того, что следует создать); средства и способы (чем и как это делать); ее актуальность (почему именно сейчас это нужно делать?); условия, при которых новация может развиваться в качестве альтернативы существующему.
Педагогическая концепция отражает:
1. Мировоззренческие, философские представления авторов о том, каким должно быть образование (т.е. то, во имя чего, собственно, и создается данная концепция);
2. Знания автора в области педагогики, психологии, методологии и управления (что и как делать? почему это необходимо?);
3. Выбор авторов (что является целью, а что - средством), а потому четко отвечает на вопрос о предназначении образования. Этот выбор должен быть предельно ясным, поскольку назначение образования обусловливает смысл и направленность последующих выборов, которые в целом задают определенность личностно-профессионально-му самоопределению;
4. Не только представление о должном и о том, как необходимо его строить, но и представление о том, как возможно ренормировать сущее (имеющееся, существующее) и превратить его в должное (т.е. каким ему необходимо стать).
Ренормирование - снятие статуса «должного», «нормы» с того, что больше не должно быть «должным» и «обязательным».
Таким образом, создание концепции невозможно без определения авторской позиции, благодаря которой происходит самоопределение, т.е. выбор не только того, что должно быть, но и чего быть не должно из того, что уже есть.
Новация - это:
- отказ от выбора из имеющегося, если в нем нет того, что нужно;
- выбор из того, что есть, но с условием, что оно или не противоречит должному, или может быть достроено или развито в желаемое должное;
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
- создание того, чего нет, но что необходимо;
- способность к творческой и ответственной деятельности. Творчество предполагает выход в новое и неизведанное пространство.
Ответственность предполагает наличие определенных умений: проектировать, прогнозировать, исследовать - и на этом основании осознанно рисковать.
Новация - это вызов современности, связанный с критическим отношением к традиции и выявляющий ее устаревшие, неэффективные, необязательные формы, в которых она «консервирует» существующее, лишая его возможности развиваться и становиться адекватным современности.