Моделирование педагогической новации




Педагогическая новация представляет собой модель-оригинал. По способу создания - это мыслительный процесс, связанный с созданием «образа будущего», в соответствии с которым необходимо изменять педа­гогическую практику. По способу внедрения - это организация необхо­димой деятельности по созданию прецедента внедрения нового в тради­ционную систему.

Обычно новация в чем-то не противоречит традиции, имеет опреде­ленные сходства с ней, но при этом имеет и принципиальные отличия. Именно эти отличия вызывают неоднозначные (порой резко негативные) реакции традиционной системы, которая «распознает» новацию как нечто «чуждое» ей. Само «распознание» может возникнуть не сразу, поскольку «сходство» до поры до времени может скрывать противоречия, которые объективно существуют между традицией и новацией. Но как только нова­ция окажет сопротивление системе, побуждая ее к изменению (т.е. к разви­тию), система в ответ может также оказать сопротивление новации, посколь­ку будет стремиться к сохранению своей устойчивости и стабильности.

Известно, что развитие характеризуется динамикой преобразования старого в новое, а традиция - устойчивостью и сохранением старого. Если возможности системы оказывать сопротивление новации окажутся выше, чем возможность новации воздействовать на систему, то новация вскоре начнет терять свой новационный (оппозиционный, развивающий) смысл и приспособится к системе за счет того общего, что у них имеется.

Такая метаморфоза не редкость. В истории педагогики известно не­мало чрезвычайно продуктивных новаций, однако развитие массовой педагогической практики значительно отстает от новационных образцов. Несомненно наличие и другого феномена: на определенном этапе разви­тия общества прошлые педагогические новации обретают новую жизнь, при любых благоприятных условиях давая ростки.

В педагогике пословица «Новое - это хорошо забытое старое» теряет свое ироническое значение и обретает определенную истинность. Лю­бая педагогическая новация вряд ли может претендовать на открытие неизведанного. Но если новация строится на фундаментальных законо­мерностях, то она не исчезает, а остается в истории в качестве некой «би­фуркационной точки», из которой в будущем могут вновь возникнуть раз­ные траектории инновационной деятельности в образовании.

Бифуркация (отлат. bifurcatio) - раздвоение, разделение, разветвление чего-либо.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________99

Например, серьезные попытки теоретически разработать и реализо­вать на практике образовательные модели, суть которых типична для пе­дагогики поддержки, были предприняты рядом педагогов-гуманистов на рубеже XIX-XX вв. Они основывались на превращении ребенка в центр педагогической системы. Именно ориентация ребенка дает основание для подбора содержания образования, а не наоборот. Имена Д.Дьюи, КН.Вен-тцеля, С.Т.Шацкого и многих других зарубежных и отечественных педа­гогов известны как имена педагогов-новаторов, противостоящих сути «бездетной» педагогики.

Исследования в области истории педагогики подтверждают, что раз­работка поддерживающей модели образования была неразрывно связа­на со становлением либерально-демократических традиций обществен­ной жизни, с возрастанием внимания к человеческой индивидуальности. «Позиции педагогики поддержки, - замечает в этой связи исследователь в области истории педагогики Б.Г.Корнетов, - заметно усиливаются по мере утверждения такой социальной ситуации, которая акцентирует вни­мание на ценности человека не как дисциплинированного исполнителя, а как уникального, неповторимого существа, подлинного субъекта соб­ственной жизни».

Философия, психология, социология, физиология и другие науки -мощные источники, питающие педагогические открытия. С одной сторо­ны, это делает педагогику «несамостоятельной» в ряде научных откры­тий, с другой - позволяет ей становиться яркой и самобытной антропо­логической моделью, не только объединяющей и синтезирующей различ­ные научные представления о человеке, но и порождающей особую прак­тику его существования - практику образования.

Рефлексия этой практики открывает особый пласт педагогического моделирования: он связан с поиском средств, позволяющих воздейство­вать на существующие условия, становиться выше и сильнее их, чтобы задать им интенцию развития. Педагогика использует и синтезирует в целях образования открытия, сделанные в смежных науках. Она особен­но восприимчива к философскому знанию, дающему некую устойчивую идеологическую основу педагогической концепции, и психологическо­му знанию, особенно в той части, которая позволяет понять ребенка как целостного человека, и в прикладной области, где психология и педаго­гика подчас неразличимы. То же можно сказать и о знаниях, связанных с методологией как особой теорией и практикой управления организаци­ей деятельности.

100 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Создание педагогической концепции - это прежде всего создание авторской модели (т.е. оригинала), несущей представление о том, каким должно быть образование и модель способа организации преобразую­щей, развивающей практики, направленной на создание нового образа.

Педагогическая новация - это концептуальная модель (образ) педа­гогической деятельности, определяющая пути и способы преобразования существующей практики. Это особая теория, отражающая отношение ее авторов к возможности развития системы.

Новация содержит указание на смысл педагогической деятельности (зачем она? во имя кого или чего?); ее цель (образ того, что следует со­здать); средства и способы (чем и как это делать); ее актуальность (поче­му именно сейчас это нужно делать?); условия, при которых новация мо­жет развиваться в качестве альтернативы существующему.

Педагогическая концепция отражает:

1. Мировоззренческие, философские представления авторов о том, ка­ким должно быть образование (т.е. то, во имя чего, собственно, и со­здается данная концепция);

2. Знания автора в области педагогики, психологии, методологии и уп­равления (что и как делать? почему это необходимо?);

3. Выбор авторов (что является целью, а что - средством), а потому чет­ко отвечает на вопрос о предназначении образования. Этот выбор должен быть предельно ясным, поскольку назначение образования обусловливает смысл и направленность последующих выборов, ко­торые в целом задают определенность личностно-профессионально-му самоопределению;

4. Не только представление о должном и о том, как необходимо его стро­ить, но и представление о том, как возможно ренормировать сущее (имеющееся, существующее) и превратить его в должное (т.е. каким ему необходимо стать).

Ренормирование - снятие статуса «должного», «нормы» с того, что больше не должно быть «должным» и «обязательным».

Таким образом, создание концепции невозможно без определения авторской позиции, благодаря которой происходит самоопределение, т.е. выбор не только того, что должно быть, но и чего быть не должно из того, что уже есть.

Новация - это:

- отказ от выбора из имеющегося, если в нем нет того, что нужно;

- выбор из того, что есть, но с условием, что оно или не противоречит должному, или может быть достроено или развито в желаемое должное;

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ

- создание того, чего нет, но что необходимо;

- способность к творческой и ответственной деятельности. Творчество предполагает выход в новое и неизведанное пространство.

Ответственность предполагает наличие определенных умений: проекти­ровать, прогнозировать, исследовать - и на этом основании осознанно рисковать.

Новация - это вызов современности, связанный с критическим отно­шением к традиции и выявляющий ее устаревшие, неэффективные, нео­бязательные формы, в которых она «консервирует» существующее, лишая его возможности развиваться и становиться адекватным современности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: