Предметом деятельности ребенка и взрослого являются условия, образующие проблему ребенка. Им обоим предстоит:
- выявить эти условия;
- понять их;
- проанализировать и дифференцировать;
- использовать в качестве ресурса те из них, которые могут служить опорой для решения проблемы;
- спроектировать деятельность по преодолению обстоятельств, которые мешают решению проблемы.
В педагогике поддержки педагог и ребенок зависимы друг от друга. Зависимость ребенка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребенка состоит в том, что он не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности.
Несмотря на существующую зависимость и общий предмет деятельности, цели ребенка и педагога разные. Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее. Педагог же стремится к тому, чтобы, решая проблему, ребенок развивал способности становиться субъектом. А для субъекта всегда важно, каким способом и чего он должен и может достичь. Потому субъект всегда осознает цели и способы своей деятельности, добровольно выбирает из них должное (желаемое) для себя. Добровольность в данном случае означает осознание субъектом ответственности за производимый выбор. Поэтому ребенок учится в ситуации свободы (самостоятельности) делать выбор, развивая способность не только выбирать, но и нести ответственность.
Таким образом, цели и позиции ребенка и педагога сближаются в том случае, если ребенок стремится быть активным в разрешении собственной проблемы. Педагогу в этом случае предстоит помочь ребенку сделать активность осознаваемой и целенаправленной, т.е. «вырастить» из активности деятельность.
|
Ребенок, проявляя активность, неосознанно опирается на свои «могу». Столкнувшись с проблемой, он как бы перебирает, примеряет к ней свои «могу», но делает это полуосознанно. Не пытаясь вникнуть в существо проблемы, он ищет выход из нее. Педагог помогает ребенку «перевести»
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________ 113
свое внимание на понимание причин его затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает деятельность ребенка по постановке и решению задач, что требует развития способностей думать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.
Сложность траектории выстраиваемой педагогом поддерживающей деятельности заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих непосредственных, прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь таким образом от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это и есть одно из главных условий развития самостоятельности.
Прямое, непосредственное участие педагога оправдано только в тех случаях, когда проблема действительно экстраординарная, требующая немедленного, активного вмешательства педагога. Тогда он не столько опирается на возможности ребенка действовать самостоятельно, сколь(ко стремится своими действиями защитить его от угрозы. Все осталь(ные ситуации требуют от педагога большого терпения, такта, чтобы своим бездействием помочь ребенку самому действовать и проверять себя на соответствие задачам разрешения проблемы.
|
Педагоги часто лишают ребенка возможности активно действовать, набирать опыт и тренировать самостоятельность. Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от проблемы ребенка, предпочитает короткий путь - избавляет себя от необходимости развивать самостоятельность ребенка, а ребенка избавляет от проблемы, решая ее за него. Цель скорейшего избавления диктует свои условия: нужно действовать быстро, любыми возможными способами. Это похоже на действия в экстремальной ситуации, например при тушении пожара.
Педагогическая поддержка - это скорее обучение ребенка не только самостоятельно действовать в условиях «пожара», но и прежде всего - действовать профилактически. Известно, что там, где существует эффективная профилактика проблем, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная, во всяком случае, менее паническая.
Слово «паника» производное от имени древнегреческого бога Пана. Он олицетворял стихийные силы природы и в силу этого наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх. «Паниковать» - это значит сильно волноваться, беспокоиться, суетиться, неадекватно действовать в ситуации, чувствовать страх и крайнюю неуверенность в успешном выходе из проблемы.
114 _______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
|
Педагогическая поддержка направлена на развитие самостоятельности ребенка, но при этом страхует ребенка от ситуаций «хронической, стойкой» неуверенности в себе и в своих возможностях быть успешным. Успех - это то эмоциональное состояние, которое закрепляет в ребенке уверенность в своих силах.
Однако следует учитывать, что если педагог, решая за ребенка его проблему, таким образом создает ему ситуацию успеха, то ребенок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления - «действовать вместо меня должен кто-то другой». При этом развивается уверенность не в своих силах, а в том, что кто-то другой обязан создавать для него ситуацию успеха. Сознание ребенка формируется, во-первых, как амбициозное (т.е. стремящееся найти того, кому предъявить претензию и заставить ее выполнять), во-вторых, как абсолютно зависимое (если нет того, кому можно адресовать претензию, то жизнь «не удалась», «люди плохие», «никто меня не понимает и не поддерживает»), в-третьих, как эгоистическое («почему я сам кому-то должен помогать и кого-то поддерживать?»).
Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребенку, что является отличной «питательной средой» для инфантилизма.
Успех «потребления» отличается от успеха «преодоления» тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах. Человек служит опорой для самого себя, задача воспитания в этом случае будет состоять в том, чтобы создавать условия для ребенка становиться опорой для других. В этой точке педагогическая поддержка «встречается» с воспитанием и создаются условия для выхода ребенка из собственного «я» в пространство общего с другими «мы» - это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию, отличную от других, и способности объединяться с другими людьми, соотнося индивидуальные интересы с общими, выстраивая на этом основании общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют индивидуальные обязанности.
Очевидно, что деятельность по гражданскому образованию имеет свою специфику. Однако объективных условий для ее становления и развития в традиционной системе мало.
Например, объективно педагог сегодня имеет полное право не оказывать ребенку поддержку: в его должностные обязанности это не входит, соответствующее профессиональное обучение не производится, време-
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________ 115
ни для педагогической поддержки не отводится, а значит, этот труд педагога системой не востребован и не оплачивается. Поэтому воспитание и педагогическую поддержку многие педагоги расценивают как дополнительную, необязательную нагрузку, от которой можно отказаться, в крайнем случае, свести к минимуму.
Педагогическая поддержка (как и воспитание) до тех пор останется благим пожеланием, а не реальностью, пока она будет связана только с личным предпочтением педагога и находиться только в зоне его личностного самоопределения (хочу выберу, хочу - нет), а ресурсы обеспечения, распределяемые системой, будут преимущественно расходоваться на обеспечение процесса обучения. Вот почему гражданское образование в школе «сворачивается» до привычного преподавания предмета.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя в смыслах и требованиях профессии. Выбрав профессию врача, человек несвободен в решении следовать клятве Гиппократа или нет. Он обязан ей следовать, поскольку в ней заключен смысл его профессии. Однако никто не сможет обвинить врача в том, что он не смог оказать помощь больному, если для этого не было условий.
Самоопределение педагога в целях и задачах гражданского образования прежде всего требует отказа от парадигмы «предметного обучения» как единственной, обеспечивающей ребенку необходимые знания о праве. Ребенок должен знать право и уметь строить с другими людьми правовые отношения. Гражданин - это не только тот, кто живет по правовым нормам, но и тот, кто участвует в создании этих норм.
Педагог использует ситуацию проблемы ребенка, чтобы предоставить ему возможность строить с собой позиционное равенство. Взрослый осознанно берет на себя особую ответственность - не превышать своими возможностями силы ребенка, позволяя им развиваться. Так создаются условия, при которых ребенок действительно и очевидно для него преодолевает дистанцию «неравенства», объективно существующую между «знающим и умеющим» взрослым и «незнающим и неумеющим» ребенком. Так благодаря педагогической поддержке задаются и удерживаются необходимая динамика и условия для осознания ребенком сути позиционного равенства. Ребенок на своем опыте убеждается, что позиционное равенство обеспечивается главным образом благодаря способности человека быть независимым и ответственным партнером в совместной деятельности с другими людьми.
Для того чтобы педагог оказался способным быть в позиционном равенстве с ребенком, ему необходимо разблокировать психологические
116 _______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
защиты от проблем ребенка, делающие непроницаемым его профессиональное сознание для позиционного самоопределения в целях педагогической поддержки.
В табл. 1 представлена возможная динамика смены позиций и действий взрослого и ребенка по отношению к проблеме. Здесь проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка - стать успешным настолько, насколько он сможет, для педагога - оказать поддержку этим возможностям.
Таблица 1
Отношение ребенка к себе в ситуации проблемы Я хочу быть успешным Я не знаю, как это сделать Я не знаю, как это сделать, но хочу попробовать что-то для этого делать Я рискую, делая то, чего не могу и чего не знаю, но если ничего не делать, то невозможно стать успешным | Отношение взрослого к ребенку в образовательной ситуации Это нормально, что ребенок хочет быть успешным Это нормально для ребенка не знать, как это сделать Это замечательно, что он не отступает от своего желания Это абсолютно верно. Тот, кто не выбирает риск, пробу и ошибку, тот никогда не сможет понять и освоить неизвестное |
Отношение взрослого, уверенного в праве ребенка быть успешным и считающего правильным и ценным его стремление быть активным для достижения этой цели - основа для определения профессиональной педагогической позиции (табл. 2).
Позиции признания, страховки и сотрудничества позволяют педагогу быть адекватным ситуации ребенка. С одной стороны, он признает и уважает право ребенка на незнание и неумение, а с другой - уверен в его возможностях действовать и учиться. Цена ошибки возрастает, если ребенок сам ее обнаружил и нашел способ, как ее исправить. Педагог страхует риск ошибки, но при этом не препятствует активности ребенка. Учитывая реальные обстоятельства, сложность проблемы, состояние ребенка и его способность к осознанной деятельности по решению проблемы, педагог выбирает и выстраивает ту или иную тактику педагогической поддержки.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________ 117
Таблица 2
Отношение взрослого к ребенку в образовательной ситуации Это нормально, что ребенок хочет стать успешным Ребенок имеет право не знать, как это делать Ребенок имеет право рисковать и ошибаться Ребенок способен постепенно овладевать проектировочной деятельностью -способом осознанного построения решения проблемы | Позиция педагога Я признаю его право быть успешным в образовании (Позиция признания) Я признаю и уважаю активность ребенка как способ познания им неизвестного (Позиция признания) Я признаю целесообразность риска и ценность ошибки (Позиция страховки) Я готов оказать ему в этом помощь и поддержку (Позиция сотрудничества) | Задачи педагогической деятельности 1. Создать условия для реализации ребенком своих прав; 2. Создать условия, гарантирующие защиту прав ребенка 1. Создать условия для перевода активности ребенка в поисковую деятельность; 2. Создать условия для рефлексии результатов поисковой деятельности 1. Создать условия для страховки безопасности риска; 2. Создать условия для рефлексии ошибки и проектирования деятельности с учетом полученного опыта 1. Создать условия для выдвижения ребенком гипотез возможного успешного действия (поиск и анализ вариантов возможных действий); 2. Создать условия для анализа выбранного варианта; 3. Создать условия для рефлексии позиции, из которой производится выбор; 4. Создать условия для развития договорных отношений между ребенком и другими людьми |
Литература
1. Взрослые и дети в образовательном пространстве: Науч.-метод. сб. -М.: Рекламное агентство «Северный город», 2001.
2. Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы // Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.
3. Педагогическая поддержка. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. (Сер. «Воспитание 2000». Вып. 1).
4. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. - М., 1997.
5. Социология образования // Труды по социологии образования. Т. 2 / Под ред. В.С.Собкина. - М., 1994.
6. Шедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.
118 ____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Глава 4. Тактики педагогической поддержки
Стратегия педагогической поддержки.
Назначение тактик в стратегии педагогической поддержки.
Тпгстигсп л^пппипыл
Тактика «защиты».
Позиции «адвоката» и «буфера».