Рефлексия и анализ практического опыта построения и реализации тактики «помощи»




Тактика «помощи» выстраивается как целенаправленная педагогичес(кая деятельность, создающая в конкретной ситуации условия для успеш(ной самореализации ребенка.

Примером построения тактики «помощи» может служить опыт учи­тельницы 1-го класса одной из новосибирских школ.

Молодая учительница начальных классов уже в первые дни работы столкну­лась с проблемой шума на уроках. Она расспросила более опытных коллег о том, как с этим бороться, и выяснила, что необходимо:

- сразу знакомить детей с правилами поведения, а затем контролировать вы­полнение этих правил (с помощью напоминаний, порицаний);

- закреплять эти правила в поведении детей (с помощью игр-упражнений, от­работки навыков бесшумного открытия книг и усаживания за парты, подня­тия рук при необходимости вопросов и т.п.);

- создать «общественное мнение» по поводу недопустимости шума. Нужно поощрять выступления ребят, которые ратуют за дисциплину.

Однако эти советы не помогали: то один наябедничает на другого, то кто-то начинает хитрить - когда она смотрит в его сторону, не шумит, а стоит от­вернуться - опять за свое. Учительница чаще стала устраивать минутки отды­ха, но потом могла утихомирить ребят, только прибегая к строгому тону, по­вышая голос. Склонная к диалогу и не приемлющая давления, она понимала, что против своей воли давит на детей, и не хотела этого. Как-то, пытаясь утихомирить ребят, она начала с ними диалог о том, что та­кое шум в классе для них самих - благо или зло. Однако прямо этот вопрос не задала. Рассказала о себе в первом классе: как приходила с головной бо­лью из школы, как мешал ей шум, как была командиром октябрятской звез­дочки и как учительница всем командирам велела следить за тишиной в клас­се. Она искренне хотела помочь учительнице и верила, что шуметь - это пло­хо, а в результате поссорилась со своей лучшей подружкой. Это было так. Учительница вышла из класса и всем сказала сидеть тихо, а потом спросила командиров: «Кто из ребят вашей звездочки шумел, когда меня не было?» Ко­мандиры честно доложили, только один оказался «бесчестным» - своих не выдал. Но его выдали другие командиры. Этим «бесчестным командиром» была лучшая подружка.

Итак, на уроке возник шум. Выждав время, учительница задает вопрос: «Ска­жите, ребята, нужно ли в классе вести себя тихо?» Д.1: Да! - стройный хор в ответ. У.: А зачем нужно сидеть тихо? Д.: А чтобы учительница не заругала! У.: Разве я кого-нибудь из вас за это ругала?

Дружный хор: «Нет!» (Ребята действительно не могут вспомнить случая, ког­да учительница их за это порицала.) У.: Ну что ж, если я вас не ругаю, значит, можно шуметь? Д.: А директор придет - заругает! У: Ну-ка, вспомните, когда это директор приходил и ругал вас?

1 Д. - дети; У. - учительница.

154 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Д.: А родители будут ругать... У.: Но я ни на кого из вас не жаловалась....

Перебор всех клавиш авторитарной педагогики продолжался долго, дети перечислили все «страшилки». И все же, как ни старались ребята, ни один из приведенных ими доводов учительницу «не устроил». А одна «страшилка» даже рассмешила всех своей очевидной нелепостью. Лена, сидевшая у окна, уви­дела прохожего и вдруг заявила: «Если будем шуметь, тот дядя нас услышит, придет и заругает». Все сначала опешили, а потом долго смеялись, и учитель­ница тоже. Лене вначале показалось, что смеются над ней, но учительница сказала: «Ты права, Лена, если мы еще громче будем шуметь, может быть, этот дядя действительно что-нибудь услышит и подумает - что это там в школе творится? Но я не думаю, что он придет и будет вас ругать: он спешит по своим делам, и вы ему нисколько не мешаете, у него от вашего шума голова не болит».

У.: А у вас? Вам никогда не бывает плохо, когда в классе шум? И тут пошли сплошные жалобы: Д.: Мне плохо, когда в классе шумно...

- Голова болит...

- И у меня...

У.: А у кого еще голова болит от шума? (Поднялось несколько рук.) Д.: Ая вчера из-за шума не записала домашнее задание, и мама меня отругала... У: Кто-нибудь из вас попадал дома, как и Женя, в неприятную ситуацию из-за шума?

Теперь уже множество рассказов «полилось» от пострадавших. Тогда учитель­ница спросила: «Но почему же мы все-таки шумим, если всем нам от этого плохо?»

Во время разговора учительница была особенно внимательна к Вадику. По­здний единственный ребенок в семье, который никогда не посещал детские учреждения, он был абсолютно дезадаптирован в школьной ситуации. Он действительно не понимал, когда нужно сидеть, когда говорить, и всех раз­дражал. Именно он больше всех шумел, обижался, задирал других. А в классе тем временем шли разговоры по душам: что кому мешает тихо сидеть на уроке. Было много жалоб и на соседей по парте. Но учительница спокойно «посредничала» между соседями: «Так, все послушают, как мы сей­час разбираться будем. И Оля, и Толя сидят за одной партой. Оля шумит, а что в это время делает Толя?» Толя: «А я ей говорю, что у меня болит голова!» Оля: «Неправда! Ты сам меня толкаешь!»

Учительница не дает разгореться ссоре: «Оля, а может Толя говорит правду? Но не словами, а кулаками? Ты шумишь, у него голова болит, он тебя и толка­ет, чтобы ты не шумела? А ты, чтобы помочь Толе, тут же перестаешь шуметь, правда?»

Все дети смеются, понимая, что это шутка. А учительница обращается к Толе: «Ну что, верный ты способ выбрал, чтобы избавиться от головной боли и от шума?»

- Попробуйте сейчас договориться, если у Толи заболит голова от шума Оли, то он тихо скажет об этом Оле. Она поможет Толе и не будет шуметь.

- А он?! Он мне будет помогать? - спрашивает Оля.

- Ну как, Толя? - Если она не будет, то и я не буду.

Так все нашли свои способы. И вдруг Вадик заплакал. Это было для всех нео­жиданностью. В классе ребята было зашумели, но учительница подняла вверх руку, и дети замолчали. Вадик, немного успокоившись, сказал: «А я не могу себя «утишивать», я не могу сидеть тихо!»

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 155

- Вот как? Ну это не беда, давай подумай, что тебе поможет? А мы помолчим, пока ты думаешь.

Вадик обреченно смотрит и уже готов вновь заплакать.

- А может парту поменять? Может хочешь пересесть к кому-нибудь другому? А знаешь, Вадик, так бывает. Походи, поищи в классе то место, где ты почув­ствуешь, что можешь сидеть тихо. Но это место можно найти, только если все вокруг и я тоже перестанем разговаривать, а ты можешь ходить по классу и искать это место. Так мы тебе будем помогать.

В конце концов выяснилось, что Вадик может «утишиться» только тогда, ког­да будет сидеть за учительским столом. Состоялся договор, что если возник­нет ситуация, когда уже совсем «трудно-претрудно», Вадик может подойти к учительскому столу сам. Никто на это обращать внимания не будет, потому что человеку трудно и он сам себе помогает успокоиться. В разговоре с этой учительницей мы спросили: не жалко ли ей было целого урока на то, на что иные учителя тратят минуты, и как она прогнозирует даль­нейший ход событий?

«Жалко, конечно - был ответ.- Но я думаю, что время, потерянное сегодня, сэкономится на массе замечаний, которые я буду вынуждена делать завтра. Что же касается прогноза... Я ведь не просто так начала с ними этот разго­вор. Я же вижу, что детям становится легче, если они сами принимают целе­сообразность порядка, тишины».

Эта учительница очень точно уловила ситуацию: дети шумят не потому, что недисциплинированны, а потому что еще не могут контролировать все вре­мя свое поведение. А еще и потому, что внутренний контроль отсутствует, поскольку вместо него уже живут «страшилки»: нужно тихо сидеть - для взрос­лых. Если будешь шуметь, придут, накажут.

Учительница защитила детей от «страшилок», потому что сама - не «страшилка». Помните, как она говорила: «И директор не ругает, и я не ругаю - так кого же вы боитесь?» Однако, снимая страх, учительница дает другую опору детям - их собственное представление о том, что шум - это зло, от него то голова болит, то домашнее задание не услышишь и т.д.

Учительница осмысленно, профессионально решает задачи, связанные с педагогической поддержкой детей в сложной для них ситуации. Исполь­зуя тактику «помощи», она создает условия для самоопределения: выбе­решь шум - себе и другим навредишь, сможешь с ним справиться - себе и другим поможешь. Главное, что ты можешь сам осуществить выбор!

Особая ситуация с Вадиком:

1. Учительница защитила Вадика от плохой репутации, которая уже на­чала складываться;

2. Она публично доверила Вадику самостоятельный поиск решения сво­ей проблемы;

3. Она помогла всем понять, что Вадик такой же, как все - он тоже шу­мел, а теперь этого делать не хочет и способен договариваться со все­ми по этому поводу. Он не «белая ворона», не хуже других. Он спосо­бен, как и все, совершать свой выбор.

156 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

4. Вадик даже оказался чуть-чуть сильнее остальных: ему в самом начале было труднее всех («сам не могу себя успокоить»), но он не отказался преодолевать трудности. Учительница похвалила его перед всеми: «Мо­лодец, Вадик. Ты нашел решение. Теперь ты и все мы знаем, что если тебе будет трудно и захочется пошуметь, ты тихо встанешь и подой­дешь к моему столу. Я тебе уступлю место. Мы ведь все понимаем, что ты это делаешь не для того, чтобы пошалить и отвлечь класс от заня­тий. Ты сейчас помогаешь себе, мне и другим ребятам». Важно заметить, что учительница не только помогла Вадику справиться с ситуацией, но и одновременно:

- «реабилитировала» Вадика, «отделив» его сознание от прошлого опы­та, где он был «неумеющим, незнающим, всем мешающим», где его «все обижали и не любили»;

- создала для него возможность рефлексировать прошлый опыт. Вадик понял, что когда-то он сам себе мешал, потому что не знал, как себя «утишить»;

- создала условия для «прощания» с прошлым Вадика («Не страшно, что не умеешь, попробуй суметь - у тебя получится!»);

- создала условия для безопасной пробы («Мы все ищем, как себе по­мочь, и Вадик тоже ищет. Все ошибаются, и он тоже может совершить ошибку»);

- тактично поддержала Вадика тогда, когда поиск явно зашел в тупик и подсказала возможное направление поиска;

- сразу же «поддерживающе» откликнулась на предположение Вадика: «Кажется, здесь я могу сидеть тихо» («Молодец! Нашел что искал»);

- позволила еще раз убедиться в том, что выход найден («Посиди еще за моим столом, прислушайся к себе»);

- создала «мостик» для перехода в будущее, где Вадик уже предстает са­мостоятельным человеком, осознающим свою проблему и знающим, как ее решать («Если почувствуешь необходимость - можешь встать и пойти к моему столу»);

- разделила ответственность с Вадиком за его будущее («Я уступлю тебе свое место, ведь я понимаю, что ты себе помогаешь»);

- предъявила требование другим детям поддерживать Вадика в будущем, указав на важность и благородство такого поведения («Каждый пони­мает, как трудно себе помочь. Поэтому все должны помогать друг дру­гу в этом»);

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 157

- обеспечила Вадику условия для доброжелательного взаимодействия с другими детьми, тем самым изменив отношение детей к нему как к «белой вороне» и его отношение к детям как к «враждебной стае»;

- помогла Вадику и всем детям понять, что можно о чем-то вместе дого­вориться и поддерживать друг друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: