В 1722 году причтам, под предлогом борьбы с суевериями, запрещены были Царем Петром I Алексеевичем праздничные славления по приходам, кроме Рождественского, и хождение с иконами к прихожанам!
Далее последовали распоряжения уже другого Государя Петра I - вспомнившего своего благочестивого Августейшего отца, и его заботы о духовном облике верноподданных.
Как пишет историк С. В. Соловьев: “ Алексей Михайлович считал своей обязанностью заботиться о душевном спасении подданных; он требовал от воевод, чтоб они в походах силою заставляли людей исповедоваться; понятно, что он должен был требовать этого от мирных граждан. В 1669 году было разослано по Приказам повеление: дьякам, подьячим и детям боярским и всякого чина людям говеть на Страстной неделе. В следующем году указ: списки людей не говеющих присылать в Монастырский Приказ, и таким ослушникам указ будет с опалою, без всякой пощады. В том же году приказано в Филиппов пост всем поститься и в церковь ходить каждый день. Еще в начале царствования издан был указ: в воскресный день и господские праздники не работать никому, в субботу прекращать работы, как заблаговестят к вечери. Не работать; - но что же делать? ” - продолжает без тени иронии Соловьев.
“ Правительство, которое брало на себя родительские обязанности в отношении к поданным - детям, запретило целый ряд увеселений и повсеместных суеверных обычаев... Если не послушаются, бить батогами; домры, струны, гудки, гули и хари искать и жечь... ” И угрозы были не на бумаге - в 1669 году Великий Государь указал стольника Князя Григория Оболенского послать за то, что у него: “ в воскресенье на дворе его люди и крестьяне работали черную работу, да он же, Князь Григорий, говорил скверные слова...”
|
Помня о державном родителе и творя волю Божию, Царь Петр I Алексеевич и в свое Царствование вменял в обязанность Правительствующему Синоду заботиться о чистоте вере и обрядов.
Так, последовали Указы Синода о запрещении в воскресные и праздничные дни до окончании Божественной Литургии какой-либо торговли.
Указом Императора Петра I установлено было, чтоб в воскресные и праздничные дни все ходили в храм Божий благоговейно слушать слово Божие. Исключение делалось только для больных. Не посещавшим богослужения грозила опасность быть записанными в двойной оклад подобно раскольникам. С нарушителей благочиния взымался штраф при выходе их из церкви, для чего были повешены штрафные ящики. Раскол подал повод к тому, чтобы не только всем наказать каждый год исповедоваться и приобщаться Святых Таин, но и поставить священникам в обязанность вести метрические и исповедные книги!
Однако при Государе Петре I появились и новые сборы на школы, богадельни, на полковое духовенство, сбор со священников драгунских лошадей, а с церковников по рублю в год за освобождение от личной военной службы.
Взымались по Указу Царя повинности пожарная, караульная и другие. В целях улучшения средств духовенства по велению Государя Петра I принимались меры к более равномерному распределению приходов и сокращению числа церквей и причтов.
16 (27) февраля 1723 года Монарх успел утвердить Указ, в силу которого приказано было объявить Архиереям и прочим духовным властям, дабы они в церквах во время служения никаких челобитен не принимали, “ кроме государственных великих и коснения не терпящих дел ”, но упражнялись бы тогда в богомыслии и в молитвах, и давался бы тем людям образ благовейнаго в церквах стояния (Из книги М. И. Семевского “ Царица Прасковья ”).
|
Ропот монахов
Жестокие распоряжения Царя Петра I, оправданные, как считал Монарх, нуждой государственной, вызвали в монашестве сильное неудовольствие.
Из монастырей выходили разные противоправительственные письма. Из за этого Государь несколько раз издавал Указы, запрещавшие монахам держать по кельям бумагу и чернила и писать что-нибудь без ведома настоятелей!
При всей этой строгости Государь Петр I Алексеевич много делал для ого, чтобы придать своей власти характер долга, а не произвола. Думал, что на его деятельность иначе и нельзя смотреть, как на служение общему благу народа, а не как на тиранию.
На благо народа
Государь действительно лишь к концу своего неспокойного Царствования старательно устранял все унизительное для человеческого достоинства в отношениях подданного к Государю.
Так в начале XVIII столетия Монарх запретил писаться под обращениями уменьшительными именами, падать перед Царем на колени, зимою снимать шапки перед Дворцом, рассуждая, как пишет историк Ключевский об этом: " К чему унижая звание, безобразить достоинство человеческое? Менее низости, больше усердия в службе и верности ко мне и государству - таков почет, подобающий Царю ”.
Государь устроил множество госпиталей, богаделен и училищ, “ народ свой во многих воинских и гражданских науках обучил ”, в Воинских статьях запретил бить солдата, а всех на службе состоящих призывал “ между собою христианскую любовь иметь ”.
|
Внушал Государь и к противникам Церкви “ с кротостью и разумом поступать по Апостолу, а не так как ныне, жестокими словами и отчуждением ”. Говорил, что Господь дал Царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос, - и он первый на Руси Государь, кто стал о том писать и говорить открыто.
Тиран и деспот
Однако, в России Царя Петра I Алексеевича продолжали считать в большей части простого народа тираном и азиатским деспотом.
О том Монарх не раз говорил с приближенными, с жаром, порывисто и откровенно: “ Знаю, что меня считают тираном. Иностранцы говорят, что я повелеваю рабами. Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь не у места, как стене горох... Полезное я рад слушать и от последнего подданного. Доступ ко м свободен, лишь бы не отнимали у меня времени бездельем...Невежество и упрямство всегда ополчались на меня той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы ”.
Государь Император Петр Алексеевич, как пишет Ключевский, говорил о себе: “ Я не усугубляю рабства, обуздывая озорство упрямых, смягчая дубовые сердца, не жестокосердствую, переодевая подданных в новое платье, заводя порядок в войске и в гражданстве и приучая к людкости, не тиранствую, когда правосудие осуждает злодея на смерть. Пуская злость клевещет: совесть моя чиста. Бог мне судья! Неправые толки в свете разносит ветер ”.
Однако в народе говорили про Царя Петра I, что он антихрист, враг народа, оморок мирской, подкидыш и много чего еще. Роптавшие русские люди жили надеждой, авось либо Царь скоро умрет, либо народ поднимется на него. О том, как известно, говорил единственный Августейший сын его от первого державного брака с Царицей Евдокией несчастный наследник и Царевич Алексей Петрович (1690-1718).