Августейшая семья Государя




Свидетельством особого Промысла Божия является и сама семейная жизнь Государя. В ней также очевидны многочисленные нарушения христианских догматов и многовековых правил, сохранявшихся в России.

Начиная со времени вступления на престол 21 февраля (6 марта) 1613 года основателя Династии Романовых Царя Михаила I Феодоровича (1596-1645) все Монархи кроме Царя Иоанна V Алексеевича (1666-1696) дважды браковенчались.

Не стал исключением и Царь Петр I Алексеевич, который 27 января (9 февраля) 1689 году браковенчался с богобоязненной и благочестивой Евдокией Феодоровной Лопухиной (1669-1731). От этого державного брака на свет появилось трое Августейших сыновей – Царевичей: Алексей (1690-1718), Александр (1691-1692) и Павел (1893-1693) из которых только старший державный сын выжил и дал потомство.

Кончина двоих Августейших сыновей и последовавшее за тем полное охлаждение Государя Петра I к Царице Евдокии привели к тому, что в 1696 году Царица против воли пострижена была в монахини с именем Елена и в течении почти 29 лет жила в женском Новодевичьем монастыре Москвы. При этом только в 1698 году Царь Петр I заочно развелся с Царицей, т. е. два года Царица, в нарушении догматов церковных жила в монастыре, будучи Августейшей супругой и Царицей.

Восемь лет (1696-1704) у Царя не было Августейшей супруги и наследников, пока в 1703 году Царь Петр I не начал сожительствовать с замужней католичкой Мартой Самуиловной Скавронской, в браке с 1702 года со шведским драгуном Иоганном Рабе. В 1704 году она приняла Православия с именем Екатерина, но и тогда брак не был благословлен Церковью, т. е. не освящен Таинством Венчания.

Таинство Венчания Царя Петра I и Царицы Екатерины Алексеевны совершилось только восемь лет спустя – 19 февраля (3 марта) 1712 года, тогда же она получила титул Великой Княгини. К тому времени вне церковного брака у Царя и Екатерины Самуиловны, т. е. с 1704 по 1712 гг. родилось шестеро (!) детей – трое сыновей и столько же дочерей, из которых выжило только две дочери - Анна (1708-1728) и Елизавета (1709-1761). Только после Таинства Венчания Августейших родителей они получили титул Цесаревен, а до того и по церковным и по светским законам считались незаконнорожденными.

Старшая дочь Царя Петра I Анна и ее Августейший супруг герцог Шлезвиг-Голштейн Карл Фридрих (1700-1739) письменно отказались от прав на русский престол за себя и потомков. Не имела таких прав на престол и третья дочь Царя Елизавета, поскольку обе дочери зачаты и рождены были до совершения над их державными родителями Таинства браковенчания, но главное - престол всегда переходил от Августейшего отца к венценосному старшему сыну.

Никогда ранее в истории России не было таких фактов из личной жизни Государей, что также характеризует нравственное и духовное воспитание Царя Петра I Алексеевича.

Царевич Алексей Петрович лишен был права наследовать престол Всероссийский, ибо к тому времени рожденному Екатериной Алексеевной четвертому сыну Петру Петровичу (1715-1719) шел четвертый год от рождения. Государь Петр Алексеевич надеялся именно его, восьмого по счету венценосного ребенка своего от второй Августейшей супруги сделать наследником и Цесаревичем, что и последовало Высочайшим Рескриптом в том же 1718 году. Однако Господь ссудил иначе.

Ни младенец Петр, уже второй по счету с именем Государя Петра I Алексеевича, ибо первое дитя прожило лишь два года с лишком (1704–1707), ни младенец Павел (1705–1707), ни последовавшие за ними следующие сыновья Павел (1717-1717) и Петр (1719-1723) не прожили каждый и пяти лет. Всего у Государя во втором браке было пятеро сыновей: три Петра и два Павла, но ни один из них, а тем более после мученической кончины Цесаревича Алексия Петровича не стали Государями и наследниками великих дел петровых. Причиной тому стало убиение старшего Августейшего сына Цесаревича Алексея Петровича.

 

Гибель Цесаревича

 

Вскоре начались пытки и казни окружавших Царевича слуг и близких: Кикина, Глебова и многих других. Розыск первоначально производился в Москве, в половине марта месяца, затем переведен был в Санкт-Петербург.

Царевич Алексей Петрович также подвергался истязаниям и пыткам в течение семи страстных дней с 19 по 26 июня (с 2 по 9 июля), когда в 18 часу пополудни он скончался от тяжких ран, не дождавшись Исповеди, Святого Причастия и прощения отцовского.

По счастью, Господь принял его душу до выполнения по приказу державного родителя смертного приговора, иначе бы на Династию Романовых пал бы грех сыноубийства. Но и тогда страдания Алексея Петровича, названого так державным родителем в честь Августейшего деда, Царя Алексея Михайловича понесенные им в пост Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, не остались искупленными. Династия едва не пресеклась - в продолжении 36 лет рождались и гибли наследники Государя, допустившего страдания своего венценосного сына.

Напомним, что Государи Петр II и Петр III едва вступив на престол, свергались с него болезнью и предательством близких державных сродников. И только промыслительное рождение 20 сентября (3 октября) 1754 года Государя Павла I Петровича спасло Россию от пресечения дарованного Богом России Дома Романовых. Но и тогда, последний Император с именем Апостольским Павел, так мало правивший и столь много оставивший после себя славных и нерушимых доселе законов, встал у престола Царя Царствующих в ряду Государей Мучеников.

До настоящего времени мы не ведаем полную картину, происходившую в казематах Петропавловской крепости, где пролилась кровь первого державного потомка Царственного Дома. Случилось это в июле. Тем самым открылась череда державных страданий, ибо, как знают теперь русские люди свергнутый Император Иоанн VI Антонович и Император Петр III заколоты и удушены были в июле, в пост Святых Апостолов страдальцев Петра и Павла. Тогда же в июле погибла всю Святая всегда и ныне Царская Семья Государя Императора Николая II Многострадального (1868-1918). В ночь с 16 на 17 июля 1918 года пролилась кровь последнего Цесаревича Династии Романовых Алексия Николаевича (1904-1918). Так, можно сказать без дерзновения, замкнулся круг земных страданий Династии и Русского народа.

 

Вера Царя

 

И все же, по словам историка Н. Тальберга: “ Греша непристойными забавами, затрагивавшими духовный Царский чины, Царь Петр был верующим и церковным. Он любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности в воздвигнутом им Св. Троицком храме в только-что создавшемся С.-Петербурге. В 1693 г. он писал Царице Наталии Кирилловне: “изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? То я бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь”. Читал он в Велику Субботу перимии в Соловецком монастыре. Духовником его некоторое время был подвижник, прозорливец иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители. В последней иконостас в Св. Преображенском храме воздвигнут был по его повелению в 1697 г. По его же распоряжению при нем построена была в 1702 г. церковь на Заячьем острове в Соловецком монастыре. В 1694 г. Царь был застигнут сильной бурей в Белом море и молился о спасении. Судно его добралось до Унской губы. Там находился Пертоминский монастырь, возникший на месте погребения праведных иноков соловецких, Вассиана и Ионы, утонувших вблизи в 1561 или 1566 гг. Они чудесно помогали обращавшимся к их предстательству. Петр и свое спасение объяснил тем же. Он просил Архиепископа Холмогорского Афанасия об обретении их мощей, что и было исполнено. Установлено было им местное празднование. Им возобновлен был Новгородский Перекомский монастырь. Валаамская обитель, после разорения ее шведами 100 лет пребывала в запустении, восстановлена была Царем. Новую столицу он свою отдал под небесное покровительство преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого родился. Им перенесены были в Санкт-Петербург из Владимира мощи Благоверного великого князя Александра Невского. “А икона Успения?” с волнением спросил он, получив известие о сильном пожаре в Киево-Печерской Лавре. “Ну, так Лавра цела”, с радостью воскликнул Царь, узнав, что святыня уцелела. Находившейся в часовне в Петербурге чудотворный образ Спасителя брался всегда Петром с собою в походы. Проникнуты религиозностью его приказы до и после Полтавской битвы. Им была пожертвована рака к мощам преподобного Ефрема Новоторжского. В Усть-Желтиковом монастыре, где одно время пребывал в заключении Царевич Алексей Петрович, строго покаравший его отец построил потом церковь во имя Святителя Алексия. Церковь Сампсоньевская и Пантелеймоновская в Санкт-Петербурге были воздвигнуты Петром в память победы под Полтавой и при Гангуте. Петропавловский собор в столице основан в день рождения Петра. В Воронеже в Успенском соборе, в котором Царь пел на клиросе, хранится крест Евангелие, им подаренные...Петр говорил Патриарху Адриану (1690-1700): “Священники ставятся малограмотностью; надобно их сперва научать таинствам и потом уже ставить на тот чин; для этого надобно человека и не одного...Надобно промыслить, чтоб и Православные христиане, и зловерцы - Татары, Мордва, Черемисы и другие - познали Господа и Закон Его; для того послать бы хотя несколько десятков человек в Киев в школы... Евангельское учение - вот знание Божесе, больше всего в жизни сей нужно людям ”.

 

После смерти Государя Петра I, действие его законов о монашестве по счастью несколько ослабело. Русская Церковь еще долгие 38 лет восстанавливала свои силы и прежде всего усердием дочери Государя Императрицы Елизаветы Петровны.

 

Александр Рожинцев

12 июня 2006 года.

День Святого Духа.

Град Святогорск, Украина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: