К несчастью, ко времени правления Царя Петра I Алексеевича в обществе, впитывающем, по воле Государя, западные нововведения, сложилось устойчивое мнение о некоторых неудобствах частной благотворительности. Царь вмешался и в эту веками сохранявшуюся традицию христианского милосердия, намереваясь по примеру просвещенной Европы, удалить с глаз долой нищенство в России.
По мнению Государя, частная благотворительность легко доступна злоупотреблению. Благотворительность “ чиста в своем источнике, но легко поддается порче в своем течении. Здесь она против воли благотворителей и может разойтись с требованиями общественного блага и порядка. Петр Великий, усиливавшийся привести в производительное движение весь наличный запас рабочих сил своего народа, вооружил против праздного нищенства, питаемого частной милостыней ” (В. О. Ключевский). Поэтому в 1705 году Государь указал рассылать по Москве подъячих с солдатам и приставами ловить бродячих нищих, и их наказывать - отбирать деньги, милостыни не подавать, а жертвующих арестовывать и подвергать штрафу.
По Указу Царя благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Так Государь Петр I Алексеевич вооружился против частной милостыни во имя общественной благотворительности, как учреждения - системы богоугодных заведений.
По мнению Государя, общественная благотворительность имела свои преимущества, она разборчивей и действеннее по своим практическим результатам, оказывая нуждающимся более надежную помощь и давая им постоянный приют. В Смутной время, в период голода и войн, древнерусский монастырь всегда был запасной житницей для нуждающихся, чаще всего независимой от государства, ибо “ церковное богатство, как говорили пастыри нашей Церкви - нищих богатство ”. Петр Алексеевич решился и здесь все взять под контроль.
|
Сокращая монастыри
О том, как относился Царь Петр I к монастырям красноречиво свидетельствовал Указ, изданный в декабре 1701 года. В изложении историков звучит он так: “ Монастыри монахам и монахиням давать определенное число денег и хлеба в общежительство их, а вотчинам им и никаким угодьям не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшаго ради исполнения монашеского обещания, потому, что древние монахи сами себе трудолюбивыми своими руками промышляли и общежительно жили, и многих нищих от своих рук питали; нынешние же монахи не только нищих не питают от трудов своих, но сами чужие труды поедают...По этим причинам великий государь указал давать поровну, как начальным, так и подначальным монахам, по 10 рублей денег, по 10 четвертей хлеба и дров сколько им надобно; а собирать с вотчин их всякие доходы в Монастырский приказ. Слуг и служебников в монастырях оставить самое малое число, без которых обойтись нельзя. Что останется хлеба и денег от раздачи монахам, из этого остатка давать на пропитание нищих в богадельни и бедные монастыри, у которых нет вотчин ”.
При Царе Петре I, старавшемся силы всех использовать для служения государству, переживавшему трудное время, меры по сокращению монастырей усилились и иным способом. В монастырских штатах по Указу Царя Петра I число монашествующих было сильно ограничено и пострижение допущено лишь на убыльные (вакантные) места, и не иначе как после трехлетнего искуса.
|
Мужчин было дозволено постригать в монахи не ранее 30 лет, а женщин и того более - 50-60 лет. Были и другие ограничения.
Новые монастыри дозволялось строить только с разрешения Синода и самого Государя. Малые монастыри, как и ранее, было велено сводить вместе, а церкви их обращать в приходские храмы. Многие монастыри упразднились сами, из-за недостатка средств после отобрания их имений в ведомство монастырского приказа.
Для улучшения же внутренней жизни монастырей при Царе Петре I отдавались распоряжения о закрытии для монашествующих свободного выход из обителей, об уничтожении их странствований и прикреплении к месту. О ведении в монастырях строго общежития с лишением всех монашествующих прав части собственности и права делать завещания; все, что оставалось после их смерти, должно было поступать в пользу монастырей, а имущество умерших церковных властей - в Синод.
Указ о монашествующих
В 1724 году вышел обширный Указ Царя, под названием “ Объявление ” о монашестве, в котором подробно был выяснен взгляд его на монашество и желание сделать этот чин полезным для общества.
Простых, неученых монахов предлагалось занять в монастырях земледелием и разными ремеслами, а монахинь рукоделиями; других, избранных монахов, готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести устроение при обителях школы и ученые братства. Кроме того, монастыри должны были иметь богадельни, больницы и воспитательные дома для младенцев.
Со времени Царя Петра I в монастыри постоянно посылались больные и раненные воинские чины, даже с семействами селившиеся в примоностырских слободах, и сумасшедшие преступники. Настоятели обителей обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ ханжей ” и не “ распложать суеверий ”. На места настоятелей положено было назначать только людей известных правительству, черпая их преимущественно из Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге.