Государь 20 лет оставлявший незамещенным Патриарший Престол, понимал, как пишет историк Н. Тальберг в “ Истории Русской Церкви ”, что “ иерархия, в подавляющем своем большинстве, не сочувствует его преобразованиям. Потрясшее его дело Цесаревича Алексея было в этом отношении для него особенно убедительным. Замешанными в нем оказались духовные лица, в числе их и архиереи... Петр среди высшаго духовенства не видел будущего первоиерарха, на которого мог бы положиться ”.
Ведомый прежними заблуждениями после встреч и бесед заграничных о Церкви и ее устроении, он издал Манифест.
Историк Соловьев приводит его текст: “ Между многими, по долгу Богоданныя нам власти, попечениями о исправлении народа нашего и прочих подданных нам государств, не смотря на духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный по совести нашей возымели мы страх да не явимся неблагодарны Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества в исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправления чина духовнаго. И когда нелицемерный Он судия воспросит от нас ответа о толиком нам от Него врученном приставлении, да не будем безответны. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете благочестивых царей, восприяв попечение о исправлении чина духовного, не видя лучшаго к тому способа, паче соборного правительства (понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому-ж не наследственная власть, того ради вящше небрегут) уставляем Духовную Коллегию, т. е. духовное соборное правительство, которое, по следующем зде регламенте, имеет всякие дела управлять ”.
Святитель Филарет (Дроздов) о том пишет: “ В 1720 году собран был Собор пастырей Церкви русской. Под председательством самого Царя, Собор рассуждал о высшем духовном правительстве. Признано было полезным поручить управление Церковью, вместо Патриарха, постоянному Собору пастырей ”.
|
Так, Высочайшим Указом от 14 (27) февраля 1721 года повелено было именовать духовный Собор Святейшим Правительствующим Синодом и возносить его имя вместо Патриаршего в церковных молениях.
В тот же день последовало торжественное открытие Святейшего Синода, который был составлен из президента (новое слово для русского человека), двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров и трех представителей монашествующего и белого духовенства. В решении дел все они, не исключая и президента, имели равные голоса.
Нет нужды говорить о том, что сие нововведение не было с восторгом воспринято в обителях. Если даже президент Синода Митрополит Стефан Яворский до кончины своей в 1722 году не мог примириться с новой формой церковного управления.
По кончине его Император не назначил нового президента. Более того, положение Синода в общем составе государственной администрации, как главы обширного ведомства, было унизительно сравнено с положением мирского Сената. Они сравнены были во всех правах и оба они, что было главным в этой идее, подсказанной Царю Петру I в еретической Англии, были подчинены самому Государю, который в государственной присяге членов Синода (тоже еретическое нововведение), так и назывался: “ крайним судиею духовной коллегии ”. Неудивительно, что первоначально Сенат довлел над духовным Собором, что вызывало у Синода возражения и жалобы.
|
Император Высочайшим Указом от 6 (19) сентября 1721 года уравнял их и назначил в Синод обер-прокурора - представителя Государя “ оком Государя и стряпчим по делам синодальным ”. Так, свершилось то, чего при низложении в 1666 году Патриарха Никона опасались митрополиты - власть Царская подчинила во всей полноте власть Бога на земле - Святую Церковь Христову. Так, ответственность одного достойного мужа пред Богом обратилась в коллективную!
Обязанность Синода
С трудом великим на долгие 196 лет, постоянный Собор - Синод, заменил Патриаршее правление. С тех пор он принял на себя и занятия Патриаршего правления - Священный долг пред Господом и Церковью; наблюдать за чистотою учения и благочинием богослужения, противодействовать ересям и расколу, проверять сказания о Святых и искоренять всякое суеверие, наблюдать за проповедованием слова Божия, избирать и поставлять достойных Архипастырей, преподавать им наставления, в случае недоумения их и разрешать жалобы недовольных решениями церковных правителей.
В обязанность Синоду вменялось Императором преимущественное смотрение за всеми духовными училищами и всеми лицами духовного звания, цензура духовных книг, свидетельствование мощей и чудес, и сопричисление к лику Святых. Синоду принадлежало окончательное решение дел о сомнительных браках, недозволенных по степени родства, равно как и их расторжение. Словом, по словам Филарета: “ все, что может иметь влияние на состояние отечественной Церкви, по отношению ли к догматам Веры или к богослужению и правлению, составляет предмет забот и рассуждений Синода ”.