К дискуссии о школьном образовании 2 глава




Вот этот-то «естественный» механизм мозга, охраняю­щий высшие отделы коры от агрессии, от наводнения хао­тической массой бессвязной информации, и разрушает, и калечит «зубрежка». Мозг насильственно принуждают «запоминать» все то, что он активно старается «забыть», запереть под замок, чтобы оно не мешало «мыслить». В него «вдалбливают», сламывая его упрямое сопротивле­ние, сырой, необработанный и непереваренный (мышле­нием) материал.

Чудесно тонкие механизмы, созданные природой, тем самым портятся, искалечиваются варварски-грубым вме­шательством. А спустя много лет какой-нибудь мудрый воспитатель свалит вину на «природу»...

«Естественный» мозг ребенка изо всех сил сопротивляется такому пичканию непереваренными знаниями. Он старается избавиться от непережеванной им самим пищи, старается погрузить ее в низшие отделы коры, — «забыть», — а его снова и снова дрессируют «повторени­ем», ринуждают, сламывают, пользуясь и кнутом, и пря­ником. В конце концов своего добиваются. Но какой ценой! Ценой способности мыслить.


Как не вспомнишь здесь хирургов из «Человека, кото­рый смеется»! Компрачикосы от педагогики и придают мышлению раз навсегда зафиксированную «улыбку», де­лают его способным работать только по жестко «вдолблен­ной» схеме. Это и есть самый распространенный способ изготовления «глупого» человека.

Хорошо еще, если воспитуемый не очень всерьез отно­сится к зазубриваемой им школьной премудрости, если он «отбывает номер». Тогда его не удается искалечить до конца, и окружающая школу живая жизнь его спасает. Она всегда умнее глупого педагога.

Безнадежные же тупицы вырастают как раз из самых послушных и прилежных «зубрил», подтверждая тем са­мым, что и «послушание», и «прилежание» — такие же диа­лектически-коварные достоинства, как и все прочие «абсолюты», в известной точке и при известных условиях пре­вращающиеся в свою противоположность, в недостатки, в том числе — непоправимые.

И надо сказать, что любой живой ребенок (и это уж — «от природы») обладает очень точным индикатором, отли­чающим «естественные» педагогические воздействия на его мозг — от насильственных, калечащих. Он или усваи­вает «знания» с жадно-живым интересом, или проявляет тупое неприятие, упрямство, противодействие насилию. Он либо с легкостью — с одного раза — «схватывает», про­являя при этом удовольствие, либо, наоборот, никак не мо­жет «запомнить» простые, казалось бы, вещи, ерзая и кап­ризничая...

Нравственно-чуткий педагог всегда внимает этим «естественным» сигналам «обратной связи», — столь же точным, как и боль при «неестественных» упражнениях органов физической деятельности. Нравственно-тупой и умственно-ленивый — настаивает, принуждает и в конце концов — «добивается своего». Крики души ребенка для него — пустая блажь. Он просто дрессирует — с помощью кнута ли, пряника ли — безразлично.

А из этого следует простой и старый как мир вывод — научить ребенка (да и только ребенка ли?) чему-либо, в том числе и способности (умению) самостоятельно мыслить, можно только при внимательнейшем отношении к его ин­дивидуальности. Старая философия и педагогика называли такое отношение «любовью». Можно использовать и это


словечко. Оно не такое уж неточное, хотя некоторые лю­бители строго-математического мышления и посчитают такое определение «качественным» и потому — «ненауч­ным»...

Конечно, и к показаниям «самочувствия» ребенка нуж­но тоже относиться с умом. Может случиться, что он ёрзает на месте не потому, что ему скучно, а потому, что он нака­нуне объелся неспелых слив. Ну что же, «индивидуаль­ность» — вещь вообще капризная и математически-одно­значно не определяемая...

Но все это, так сказать, нравственно-эстетическая пре­людия. А как же все-таки учить мыслить? Любви и внима­ния к индивидуальности тут, понятно, маловато, хотя без них и не обойтись.

В обшем и целом, ответ таков. Надо организовать про­цесс усвоения знаний, процесс усвоения умственной куль­туры так, как организует его тысячи лет лучший учитель — жизнь. А именно так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не только (и даже не столько) «память», сколько способность самостоятель­но решать задачи, требующие мышления в собственном и точном смысле слова, — «силы суждения», умения решать — подходит данный случай под усвоенные ранее «правила» или нет, а если нет — то как тут быть?

Решение задач — вовсе не привилегия математики. Всё человеческое познание есть не что иное, как непрекра­щающийся процесс постановки и разрешения все новых и новых задач, — вопросов, проблем, трудностей.

И само собой понятно, что лишь тот человек «понима­ет» научные формулы и положения, который видит в них не просто фразы, которые ему надлежит зазубрить, а преж­де всего — с трудом найденные ответы на вполне опреде­ленные вопросы. На вопросы, естественно вырастающие из гущи жизни и настоятельно требующие ответов.

Столь же ясно, что человек, увидевший в теоретиче­ской формуле ясный ответ на замучавший (заинтересовав­ший) его вопрос, проблему, трудность, — эту теорети­ческую формулу не забудет. Он не вынужден будет ее «зазубривать». Он ее запомнит легко и естественно. А и «забудет» — не беда. Он всегда ее выведет сам, когда ему снова встретится ситуация-задача с тем же составом усло­вий. А это и есть «ум».


Так что «учить мыслить» нужно прежде всего с развития способности правильно ставить (задавать) вопросы. С этого начинала и начинает каждый раз сама наука — с постановки вопроса природе, с формулировки пробле­мы, — то есть задачи, неразрешимой с помощью уже изве­стных способов действий, известных — проторенных и за­топтанных — путей решения. С этого же должен начинать свое движение в науке и каждый вновь вступающий на ее поприще индивид. В том числе — ребенок. С острой фор­мулировки трудности, неразрешимой при помощи донаучных средств, с точного и острого выражения проблемной ситуации.

Что бы мы сказали о математике, который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задачек, ни способов их решения?

Между тем географию, ботанику, химию, физику и ис­торию мы часто цреподаем детям именно таким нелепым способом. Мы вещаем им ответы, найденные человечест­вом, часто даже не пытаясь объяснять, на какие именно во­просы эти ответы были даны, найдены, отгаданы...

Учебники и следующие им учителя слишком часто, увы, начинают прямо о квазинаучных «дефиниций». Но ведь реальные люди, создавшие науку, никогда не начи­нали с этого. Дефинициями они кончали. А ребенка «вводят» в науку почему-то с обратного конца. И потом удивляются, что он никак не может «усвоить», а «усвоив» (в смысле зазубрив), — никак не может соотнести обще­теоретические положения с реальностью, с «жизнью». Так и вырастает псевдоученый, педант, — человек, иной раз знающий назубок всю литературу по своей специаль­ности, но не понимающий ее.

О таком хорошо сказал сто лет назад Карл Маркс, имея в виду вульгарного буржуазного политэконома В. Рошера:

«Этого молодца мне придется приберечь для примеча­ния. Для текста такие педанты не подходят. Рошер, безу­словно, обладает большим и часто очень полезным знанием литературы, хотя даже здесь я ясно узнаю питомца Геттингена, который не ориентируется свободно в литера­турных сокровищах, а знает только, так сказать, «официаль­ную» литературу; почтенный человек. Но, не говоря уже об

 


этом, какая польза мне от человека, знающего всю матема­тическую литературу, но не понимающего математики?..

Если бы подобный педант, который по своей натуре ни­когда не может выйти за рамки учебы и преподавания зау­ченного, который сам никогда не может чему-либо научи­ться, если бы этакий Вагнер был, по крайней мере, честен и совестлив, то он мог бы быть полезным для своих учени­ков. Лишь бы он не прибегал ни к каким уловкам и напря­мик сказал: здесь противоречие; одни говорят так, другие этак; у меня же, по существу вопроса, нет никакого мнения; посмотрите, не сможете ли вы разобраться сами. При таком подходе ученики, с одной стороны, получили бы известный материал, а с другой — были бы привлечены к самостоятельной работе. Но, конечно, я в данном случае ставлю такое требование, которое противоречит природе педанта. Его существенной особенностью является то, что он даже не понимает самих вопросов, и потому его эклек­тизм приводит в сущности к тому, что он занимается толь­ко собиранием готовых ответов...» [Письмо к Фердинанду Лассалю от 16 июня 1862 года, — см.: К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Соч., т. XXV. - С. 404].

Этот анализ «ума» педанта весьма поучителен для педа­гогики, для искусства учить мыслить.

Наука — и в ее историческом развитии, и в ходе ее индивидуального освоения — вообще начинается с вопро­са, — природе или людям — безразлично.

Но всякий действительный вопрос, вырастающий из гущи жизни и неразрешимый при помощи уже отработан­ных, привычных и заштампованных рутинных способов, всегда формулируется для сознания как формально-неразрешимое противоречие.

А еще точнее — как «логическое» противоречие, нераз­решимое чисто логическими средствами, — то есть рядом чисто механических, машинообразных операций над ра­нее заученными «понятиями» (а еще точнее — над «терми­нами»).

Философия давно выяснила, что действительный «во­прос», подлежащий решению только через дальнейшее ис­следование фактов, всегда выглядит как «логическое про­тиворечие», как «парадокс».

Поэтому именно там, где в составе знания вдруг появ­ляется «противоречие» (одни говорят так, другие — этак)


только и возникает, собственно, потребность и необходи­мость глубже исследовать сам предмет. Это — показатель, что знание, зафиксированное в общепринятых положени­ях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Ум, приученный к действиям по штампу, по готовому рецепту «типового решения» и теряющийся там, где от него требуется самостоятельное (творческое) решение, именно поэтому и «не любит» противоречий. Он старается их обходить, замазывать, сворачивая опять и опять на за­топтанные, рутинные дорожки. И когда это ему в конце концов не удается, когда «противоречие» упрямо возника­ет вновь и вновь, такой «ум» срывается в истерику, — имен­но там, где нужно «мыслить».

Поэтому-то отношение к противоречию и является очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия.

Когда-то в лаборатории И. П. Павлова производили над собакой очень неприятный (для собаки, разумеется) эксперимент.

У нее старательно формировали и отрабатывали поло­жительный слюноотделительный рефлекс на окружность и отрицательный на изображение эллипсиса. Собака пре­красно различала эти две «разные» фигуры. Затем в один прекрасный день круг начинали поворачивать в ее поле зрения так, что он постепенно «превращался» в эллипсис. Собака начинала беспокоиться и в какой-то точке срыва­лась в истерическое состояние. Два строго отработанных условно-рефлекторных механизма, прямо противополож­ных по своему действию, включались разом и сталкивалась в конфликте, в «ошибке», в антиномии. Для собаки это было непереносимо, — момент превращения «А» в «Не-А» — момент, в котором «отождествляются противо­положности», — как раз и есть тот момент, в отношении к которому остро и четко выявляется принципиальное отли­чие человеческого мышления от отражательной деятель­ности животного.

Животное (а также ум, лишенный подлинной «логиче­ской» культуры) в этом пункте срывается в истерику, начи­нает метаться и попадает в плен к случайным обстоятель­ствам.

Для подлинно-культурного в логическом отношении ума появление противоречия — это сигнал появления


проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампован­ных интеллектуальных действий, — сигнал для включения «мышления», — самостоятельного рассмотрения «вещи», в выражении которой возникла антиномия.

Поэтому «ум» с самого начала надо воспитывать так, чтобы «противоречие» служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самосто­ятельному рассмотрению самой вещи, — а не только того, что об этой вещи сказали другие люди...

Это — элементарное требование диалектики. А диалек­тика — это вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам. Это — действительная логика действительного мышления, — синоним конкрет­ного мышления. Ее-то и нужно воспитывать с детства.

Нельзя не вспомнить здесь мудрые слова, сказанные недавно одним старым математиком. Рассуждая о причи­нах недостаточности культуры математического (и не то­лько математического) мышления у выпускников средних школ в последние годы, он чрезвычайно точно охаракте­ризовал их так: в программах «слишком много окончатель­но установленного», слишком много «абсолютных ис­тин»... Именно поэтому ученики, привыкающие «глотать жареных рябчиков абсолютной науки», и не находят потом путей к объективной истине, — к самой «вещи».

Это тоже звучит, как будто, «парадоксально». Между тем, тут высказана столь же простая, сколь и верная, истина.

— «Вспоминаю себя, — разъяснял ученый, — свои шко­льные годы. Литературу нам преподавал очень грамотный последователь Белинского. И мы привыкли смотреть на Пушкина его глазами, — то есть глазами Белинского. Воспринимая как «несомненное» все то, что говорил о Пушкине учитель, мы и в самом Пушкине видели только то, что о нем сказано учителем — и ничего сверх этого... Так было до тех пор, пока мне в руки случайно не попала статья Писарева. Она привела меня в замешательство — что такое? Все наоборот, и тоже убедительно. Как быть? — И только тогда я взялся за самого Пушкина, только тогда я сам разглядел его подлинные красоты и глубины. И только тогда я по-настоящему, — а не по-школьному, понял и са­мого Белинского, и самого Писарева...»

И это относится, конечно, не только к Пушкину. Сколько людей ушло из школы в жизнь,


заучив «несомненные» положения учебников о Пушкине, и на том ус­покоившись! Естественно, что человек, наглотавшийся досыта «жареных рябчиков абсолютной науки», вообще уже не хочет смотреть на живых рябчиков, летающих в небе... Ведь не секрет, что у очень многих людей охоту чи­тать Пушкина отбили именно на уроках литературы в сред­ней школе. Да разве только Пушкина?

Могут оказать, что школа обязана преподать ученику «несомненные» и «твердо установленные основы» совре­менной науки, а не сеять в его неокрепшие мозги сомне­ния, противоречия и скепсис. Верно. Но при этом не сле­дует забывать, что все эти «твердо установленные основы» сами есть не что иное, как результаты трудного поиска, не что иное, как с трудом обретенные ответы на когда то вставшие (и поныне понятные) вопросы, — не что иное, как разрешенные противоречия.

А не «абсолютные истины», свалившиеся с неба в голо­вы гениев; жареного рябчика кто-то ведь должен был пой­мать и зажарить. И этому — а не заглатыванию пережеван­ной чужими зубами кашицы — надо учить в науке. С само­го первого шага. Ибо далее будет поздно.

«Голый результат без пути к нему ведущего есть труп», мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоя­тельному движению, — как прекрасно выразился в своей «Феноменологии духа» великий диалектик Гегель. Готовая, словесно-терминологически зафиксированная научная истина, отделенная от пути, на котором она была обретена, превращается в словесную шелуху, сохраняя при этом все внешние признаки «истины». И тогда мертвый хватает жи­вого, не дает ему идти вперед по пути науки, по пути исти­ны. Истина мертвая становится врагом истины живой, развивающейся. Так получается догматически-окостеневший интеллект, оцениваемый на выпускных экзаменах на «пятерку», а жизнью — на «двойку» и даже ниже.

Такой не любит противоречий, потому, что не любит нерешенных вопросов, а любит только готовые ответы, — не любит самостоятельного умственного труда, а любит пользоваться плодами чужого умственного труда, — тунея­дец-потребитель, а не творец-работник, Таких, увы, наша школа изготавливает еще немало...

И это именно воспитывается с детства, с первого клас­са. И именно теми «педагогами», которые любят взваливать


вину за «неспособность» на ни в чем не повинную «природу». Эту гнусную сказку, удобную для лентяев от пе­дагогики, пора изгнать из нашей педагогической среды также беспощадно, как и глупые сказки религии.

Учить специфически-человеческому мышлению — значит учить диалектике, — умению строго фиксировать «противоречие», а затем — находить ему действительное разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, дей­ствительности, а не путем формально-словесных манипу­ляций, замазывающих «противоречия» вместо того, чтобы их решать.

В этом весь секрет. В этом — и отличие диалектической логики от формальной, а человеческого мышления — от психики любого млекопитающего, а также — от действий счетно-вычислительной машины. Последняя тоже прихо­дит в состояние «самовозбуждения», очень точно «модели­рующее» истерику собаки в опытах Павлова, когда на ее «вход» подают разом две взаимоисключающие команды, — «противоречие».

Для человека же появление противоречия — это сигнал для включения «мышления», а не истерики. Это и надо воспитывать с детства, с первых шагов движения человека в науке. В этом — единственный ключ к преобразованию «дидактики» на основе диалектического материализма, на основе диалектики как логики и теории познания материа­лизма. В противном случае все разговоры о таком «преоб­разовании» останутся невинным пожеланием, пустой фра­зой. Ибо «ядром» диалектики, без коего никакой диалек­тики нет, является как раз «противоречие» — «мотор», «движущая пружина» развивающегося мышления.

Особенно «нового» тут ничего нет. Всякий достаточно умный и опытный педагог всегда это делал и делает. А именно — он всегда тактично подводит маленького чело­века к состоянию «проблемной ситуации» — как называют ее в психологии. А именно — ситуации, которая неразре­шима с помощью уже «отработанных» ребенком способов действия, с помощью уже усвоенных «знаний», — и в то же время достаточно посильна для него, — для человечка с данным (точно учитываемым) багажом знаний. Ситуа­ции, которая требует, с одной стороны, активного исполь­зования всего ранее усвоенного умственного багажа, а о другой — не «поддается» ему до конца, требуя «маленькой


добавки» — собственного соображения, элементарной творческой выдумки, капельки «самостоятельности» дей­ствия.

Если человечек находит — после ряда проб и ошибок — «выход» из такой ситуации, но без прямой подсказки, без натаскивания, — он и делает действительный шаг по пути умственного развития, по пути развития «ума». И такой шаг дороже тысячи истин, усвоенных готовыми с чужих слов.

Ибо только так и именно так воспитывается умение со­вершать действия, требущие выхода за пределы заданных условий задачи.

В этом смысле диалектика есть везде, где происходит такой выход из того круга заданных условий, внутри кото­рого задача остается разрешенной и неразрешенной (а пото­му имеет вид «логического противоречия» между «целью» и «средствами» ее выполнения) — в тот более широкий круг условий, где она реально — конкретно, предметно и потому «наглядно» разрешается.

Такая диалектика осуществляется даже в случае реше­ния простенькой геометрической задачи, требующей пре­образования условий, заданных исходным чертежом, — хотя бы это преобразование состояло всего-навсего в про­ведении одной-единственной «лишней» линии, соединя­ющей две другие (заданные), до этого не соединенные, не связанные, или, как выражаются в логике, — «неопосредо­ванные». Линии, которая осуществляет как раз связь — пе­реход, превращение — и потому заключает в себе характе­ристики обеих связываемых ею линий — и «А» и «Не-А».

Осуществление в предметном действии и в созерцании той самой ситуации, которая приводила собаку в состоя­ние истерики. Перехода, превращения друг в друга двух четко зафиксированных образов, — круга — в эллипсис, многоугольника — в окружность.прямой — в кривую, пло­щади — в объем, и т. д. и т. п., — вообще «А» в «Не-А».

Любая задача, требующая такого перехода от данного к искомому, от известного к неизвестному, всегда заключает в себе превращение зафиксированных противоположно­стей друг в друга.

Если нам известно «А» (даны его качественные или ко­личественные характеристики, «параметры»), а нам нужно найти «Б», — то есть выразить «Б» через характеристики


«А», и мы этого «Б» пока не знаем, то это и значит, что про «Б» мы можем пока сказать лишь, что это — «Не-А». А что оно такое, кроме того, что оно — «Не-А»?

Для этого и надо найти переход, «мост». Переход от од­ного к другому вообще — от А к Не-А — само собой понят­но, может быть осуществлен только через «опосредующее звено», через «средний член умозаключения», как его на­зывают в логике, — через «третье».

Нахождение такого среднего члена всегда и составляет главную трудность задачи. Здесь как раз и обнаруживается наличие или отсутствие «остроумия», «находчивости» и т. п. качеств «ума».

Это искомое «третье» всегда и обладает ярко выражен­ными диалектическими свойствами. А именно, — оно дол­жно одновременно заключать в себе и характеристики А, и характеристики Б (то есть «Не-А»).

Для А оно должно представлять Б, а для Б — быть обра­зом А.

Как дипломат в чужой стране «представляет» собою не свою персону, а свою страну. В стране А он — представи­тель Не-А. Он должен говорить на двух языках, — на язы­ках обеих стран, — той, которую он представляет, — и той, в которой он является представителем.

Иными словами, «средний член» должен непосредст­венно соединять в себе характеристики «опосредуемых» в нем сторон противоречия, — и А, и Не-А. Он — непосред­ственное единство, соединение противоположностей, — точка, в которой они именно превращаются друг в друга.

Пока «стороны противоречия» не опосредованы, — то есть имеется А, а рядом с ним — Не-А, — мы имеем логи­ческое противоречие. Логическое противоречие — это неопосредованное, неразрешенное противоречие. В этом смысле оно есть нечто «нетерпимое». В том смысле, что оно выражает нерешенный вопрос.

Решить вопрос — значит найти то «третье», посредст­вом коего исходные стороны противоречия А и Не-А соединяются, связываются, выражаются одно через дру­гое, — то есть превращаются (в мышлении) друг в друга. Та самая ситуация, которую создавали для собаки в лаборато­рии И. П. Павлова, «превращая» круг в эллипсис.

Но какое это имеет значение для движения мысли, для воспитания умения «думать»? Огромное.


Прежде всего, если мы четко зафиксировали условия задачи как «противоречие», то наша мысль нацелена на отыскание того факта (линии, события, действия и т. д. и т. п.), посредством которого исходное противоречие толь­ко и может быть разрешено.

Мы пока не знаем — что такое это третье. Его именно и надлежит искать и найти.

Но вместе с тем мы уже знаем о нем нечто чрезвычайно важное. А именно — оно должно одновременно «подводи­ться» и под характеристики А, и под характеристики Б (то есть «Не-А»). Поэтому поиск «среднего члена» умоза­ключения тут становится целенаправленным. Это должен быть реальный факт, который, будучи выражен через термины исходных условий задачи, выглядел бы как А и Не-А — одновременно и в «одном и том же отноше­нии», — как «противоречие».

С точки зрения чисто формального мышления, такой факт кажется чем-то совершенно невозможным и немыс­лимым. Да, он «немыслим» в том смысле, что его пока нет в нашем мышлении и в поле созерцания, — в составе задан­ных условий задачи. Но ведь все познание в конце концов и сводится к тому, что мы все то, что до этого было «немыс­лимо», делаем достоянием нашей мысли, — находим, ви­дим и осмысливаем. И тем самым — решаем ранее нере­шенные задача, вопросы, противоречия.

Диалектика и заключается в том, что мы четко и ясно формулируем «противоречие», доводим его до полной ост­роты и ясности выражения, а затем — находим ему реаль­ное, конкретное, предметно-наглядное разрешение. И это именно происходит всегда путем открытия нового факта, в составе коего ранее выявленное нами «противоречие» одновременно и осуществляется, и конкретно разрешается.

Четко сформулированное противоречие создает то са­мое «напряжение мысли», которое не падает до тех пор, пока не найден тот единственный факт, посредством кото­рого оно разрешается.

Это происходит и в самых сложных случаях развития мысли, и в самых простых. Именно диалектика дала воз­можность Карлу Марксу решить проблему, о которую сло­мала себе голову буржуазная наука, — проблему рождения капитала из обмена товаров. Прежде всего здесь было за­фиксировано острое противоречие. Дело в том, что высшим


законом рыночных отношений является обмен эк­вивалентов — равных стоимостей. Если я имею предмет, стоящий пять рублей, я могу обменять его на другие това­ры, которые стоят тоже пять рублей. Я не могу путем обме­на — ряда покупок и продаж превратить пять рублей в два­дцать (если, конечно, исключить спекуляцию, обман). Но как же возможны тогда прибыль, прибавочная стои­мость, капитал? Его законом является постоянное «само­возрастание». А отсюда возникает вопрос: «Наш владелец денег, который представляет пока еще только личинку ка­питалиста, должен купить товары по их стоимости, про­дать их по их стоимости и все-таки извлечь, в конце кон­цов, из этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него. Его превращение в бабочку, в настоящего капитали­ста, должно совершиться в сфере обращения и в то же вре­мя не в сфере обращения. Hie Rodhos, hik salta! (Вот Родос, здесь прыгай!)». [К. Маркс, «Капитал». Т. 1. — С. 172—173].

Так как же — без всякого обмана, то есть без всякого на­рушения высшего закона товарного мира, — вдруг появля­ется «капитал»? Явление, характеристики которого прямо противоречат закону обмена эквивалентов?

Задача поставлена четко и ясно. Ее решение, продол­жает Маркс, возможно лишь при том условии, если наше­му «владельцу денег» «посчастливится открыть в пределах сферы обращения, то есть на рынке, такой товар, сама по­требительная стоимость которого обладала бы оригиналь­ным свойством быть источником стоимости, — такой товар, фактическое потребление которого было бы про­цессом овеществления труда, следовательно, процессом созидания стоимости» (там же. — С. 173).

Такой товар, потребление которого было бы созиданием! Вещь как будто невозможная, «немыслимая» — ибо «логи­чески противоречивая».

Но если владелец денег все же превратился в капитали­ста, то это значит, что он все-таки разрешил неразреши­мую, с точки зрения высшего закона товарного мира, проблему. Он обменивал самым честным образом копейку на копейку, — никого ни разу не надув, — и все-таки полу­чил в итоге рубль... И это значит, что он все-таки нашел и купил на рынке немыслимо чудесный предмет, товар, — стоимость, потребление (уничтожение) которой тождест­венно производству (созиданию) стоимости...


И теоретику, чтобы разрешить теоретическое (логиче­ское) противоречие, остается только подследить, — где же он умудрился купить такой сверхоригинальный товар, с помощью которого немыслимое становится «мысли­мым»? И что это за волшебный предмет, осуществляющий немыслимое без какого то бы ни было нарушения строгого закона товарного мира? Автор «Капитала» последил за ним и увидел: «владелец денег находит на рынке такой специ­фический товар; это — способность к труду, или рабочая сила» (там же. — С. 173).

Это — единственный товар на рынке, с помощью кото­рого достигается решение противоречия, неразрешимого никакими терминологическими фокусами. Это — единст­венный предмет, который строго подчиняется всем зако­нам «товара», строго подходит под все теоретические опре­деления «товара», «стоимости» (под те самые определения и законы, с точки зрения которых рождение капитала — акт «незаконный», даже противозаконный), и в то же время — в строжайшем согласии с законом — рождающий это «незаконное» детище, — прибавочную стоимость, ка­питал, то есть явление, непосредственно противоречащее законам товарного мира. Это — такой предмет, в самом су­ществовании которого совершается превращение «А» и «Не-А», — потребительной стоимости — в меновую стои­мость. Точно такое же естественное, — и в то же время та­кое же «невыносимое» для недиалектического мышления «превращение», как и превращение круга — в эллипсис, в не-круг.

Найден такой факт, — такой непосредственно реаль­ный, конкретно-наглядный факт, — и разрешено «логиче­ское противоречие», без него и помимо него неразрешимое.

И здесь очень ясно видно, что именно «логическое про­тиворечие», выявленное внутри исходных условий задачи, и внутри них — неразрешенное и неразрешимое, задает мышлению те условия, которым должно соответствовать «искомое», — тот «X», то недостающее звено, которое мы должны найти, чтобы строго решить задачу

И чем острее сформулировано «противоречие», тем точнее указаны те «признаки», которым должно соответст­вовать это «искомое», те критерии, которыми должен ру­ководиться поиск, направляться внимание. В этом случае мышление человека не блуждает туда и сюда в надежде


«наткнуться» на новый факт, а целенаправленно ищет такой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: