Анализ внешней и внутренней среды предприятия




 

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [39, С. 136]

В настоящее время для предприятия возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действие организации и ее руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научного обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Из чего состоит непосредственное окружение предприятия можно рассмотреть на рис. 10. [39, С. 136]

 

Рисунок 10- Внешнее окружение предприятия ООО «Сапсан»

 

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

Факторы внешней среды взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. [39,С.136]

На первом этапе исследования проведем STEP -факторный анализ влияния внешней среды на деятельность ООО «Сапсан» (таб.5). [19,С.217]

 

Таблица 5

Анализ факторов макросреды ООО «Сапсан»

Группа факторов Фактор Характер и сила влияния на организацию Возможная реакция организации
    («+», «-») баллы  
         
1. Экономические 1. Уровень инфляции «-» обесценивание накоплений организации   Предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки, а также введение других финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств
    «-» возможность получения денежных средств, на основе курса доллара   Покупка и продажа валюты
    «-»получение долгосрочных займов   Расширение капитального строительства и внедрение других долгосрочных проектов
  2. Сокращение доходов потребителей «-» падает платежеспособный спрос на товары, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение объемов реализации   Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков сбыта, разработка системы стимулирования продаж
  3. Рост безработицы «+» возможность получения по более низкой цене квалифицированных кадров   Формирование рациональной кадровой структуры
  4. Низкий уровень средней зарплаты «+» построение системы мотивации основано на материальных. стимулах   Установление сотрудникам зарплаты, выше среднего уровня в целом по стране
    «-» снижение спроса   Изыскание возможностей повышения зарплаты
  5. Установление высоких налоговых ставок «-» отток значительных средств в бюджет, ведет к сокращению чистой прибыли предприятия   Изыскание путей минимизации налогов
  6. Снижение процентных ставок «+» возможность получения доп. денежных средств для развития организации   Максимальное использование данной возможности
2. Социальные 1. Снижение уровня образования «-» трудности с применением новых технологий   Увеличение вложений на профессиональную подготовку работников
    «-» снижение трудовой дисциплины, конфликты,   Применение социально-психологических приемов для поддержания дисциплины
  2. Рост мобильности «-» текучесть кадров   Совершенствование системы стимулирования работников
3. Правовые 1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу «-» необходимость изыскания финансов ресурсов для покрытия новых отчислений   Необходимо добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам
  2. Низкий уровень правового регулирования экономики «-» нестабильность предприятия в ведении бизнеса   Лоббирование интересов организации в органах власти
    «+»возможность лавирования при осуществлении своей деятельности   Использование недостатков правовой системы в достижении целей организации
4. Политические 1. Ориентация на рыночную экономику «+»возможность выбора сферы хозяйственной деятельности   Изыскание новых видов деятельности, использование возможности диверсификации бизнеса
  2.Лоббированиеинтересов отдельных групп во властных структурах «-»влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество   Финансирование участия в политике лиц, лоббирующих интересы предприятия; активная политическая позиция руководителей
5. Технологические 1. Появление новых технологий «+»расширение перспектив развития организации   Появление новых технологий способствует усовершенствованию материально-технической базы и повышению эффективности производства
    «-»моральное старение действующих технологий   Изыскание финансовых средств на обновление технологии
    «-»рост уровня потребностей населения   Проведение маркетинговых исследований, улучшение труда и быта работников
6. Международные 1. Международный финансовый кризис «-» снижение цен на товары   Получение лицензии на право внешней торговли, а также отслеживание торговой политики других стран
    «-»спад покупательной способности населения   Поиск методов привлечения покупателей за счет более гибкой ценовой политики
           

 

Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Проведенный анализ внешней макросреды выявил факторы, оказывающие на организацию определенное воздействие. Влияние экономических факторов негативно сказывается на возможности получения денежных средств, на основе курса доллара, что связано с процессами, происходящими в связи с финансовым кризисом, а также нет возможности получения долгосрочных займов, что было бы для организации положительным моментом.

Среди социальных факторов - оказывает положительное влияние оказывает рост безработицы, которая дает возможность привлечения квалифицированных кадров по более низкой цене, в тоже время снижает текучесть собственных кадров. На сегодняшний день экономика Российской Федерации находится на стадии спада, что влечет производственный спад и уменьшение потребителей.

Среди международных факторов мировой финансовый кризис оказывает на деятельность ООО «Сапсан» отрицательное влияние.

Микроокружение ООО «Сапсан», рассмотрим в таблице 6.

 

Таблица 6

Анализ факторов внешней среды прямого воздействия

1. Потребители 2. Поставщики 3. Конкуренты 4. Государство Основными покупателями товаров ООО «Сапсан» являются: жители города Шарыпово и близлежащих деревень, а также жители соседних районов. Красноярские, Новосибирский, Московские производители, оптовые базы. Главными конкурентами являются ООО «Сиблес» и ООО «Идея», так как они стоят выше по поставкам и объёмам закупок, местные предприятия- изготовители строительных материалов. Приобретения лицензий, уплата налогов.

 

С точки зрения системного подхода, организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются товары, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками товаров.

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство ООО «Сапсан» четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, что лучше можно продать и какую цену запросить.

На основании вышеизложенного, в таблице 7 подведем итог, представив анализ влияния факторов на деятельность торгового предприятия ООО «Сапсан».

управление риск


 

Таблица 7

Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Сапсан»

Внешняя среда
  Возможности Угрозы
Уровень денежных доходов населения и его покупательская способность + -
Темпы роста инфляции   -
Система налогообложения на предприятии   -
Уровень конкуренции   -
Снижение налогового бремени +  
Снижение ставки за пользование займом +  
  Возможности Угрозы
Снижение отчислений во внебюджетные фонды +  
Уровень развития местного производства потребительских товаров   -
Выгодные условия страхования коммерческих рисков для предприятия +  
Развитие научно-технического прогресса производства и продажи товаров +  
Изменение численности населения + -
Политическая стабильность в регионе +  

 

Под внутренней средой организации понимают также ситуационные факторы внутри организации, являющиеся результатом управленческих решений. К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимания руководства, относят: цели; структуру; задачи; технологию и людей.

Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. [22, С. 116]

Чтобы составить комплексное представление о внутренней среде организации, о ее слабых сторонах, нужно выделить ряд факторов, влияющих на нее, и дать им анализ. На основе изучения статистической, плановой, бухгалтерской документации получим исходные данные и проведем их систематизацию (таб.8).

 

Таблица 8

Анализ факторов внутренней среды предприятия ООО «Сапсан»

Факторы внутренней среды Оценка качества Возможность
            высшая средняя низшая
1. МАРКЕТИНГ                
1.1 Известность предприятия на рынке   +         +  
1.2 Доля рынка     +       +  
1.3 Репутация в отношении качества   +       +    
1.4 Репутация в отношении обслуживания   +           +
1.5 Реклама       +       +
1.6 Эффективность перевозок     +       +  
1.7. Месторасположение     +       +  
2. ПРОИЗВОДСТВО                
2.1. Современное оборудование       +       +
2.2. Удовлетворение покупательского спроса   +         +  
2.3. Наличие широкого ассортимента   +       +    
2.4. Издержки производства     +       +  
3. ОРГАНИЗАЦИЯ                
3.1. Квалификация руководства   +         +  
3.2. Размер штата сотрудников +             +
Окончание таб. 8
3.3. Реакция на изменения рыночной стоимости     +       +  
4. ФИНАНСЫ                
4.1. Стоимость капитала     +       +  
4.2. Доступность капитальных ресурсов       +       +
4.3. Доходность капитала   +         +  
4.4. Финансовая стабильность       +     +  

 

Для эффективного комплексного анализа всех используемых методов необходимо провести SWOT - анализ, в который входит оценка слабых и сильных сторон, угроз и возможностей. Применяемый для анализа среды метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. [19,С.234]

Самым важным в SWOT-анализе является внимательное изучение доступной информации для реалистического определения сильных и слабых сторон компании, доступных ей удобных возможностей и угроз, с которыми она сталкивается на рынке.

Для составления матрицы SWOT ООО «Сапсан» необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрозы. Определить основные компоненты матрицы SWOT, можно с помощью экспертного метода (Приложения Е, Ж, И). Для этого были опрошены сотрудники магазина, которые выступили в качестве экспертов, проведенные приказом по предприятию (Приложение Е).

Мнения экспертов представлены в приложениях. По данным Приложения Ж, по мнению сотрудников магазина, самыми сильными сторонами является хорошая репутация магазина у покупателей (72 б.), ценовые преимущества (88 б.), значительная доля рынка (80 б.), низкая текучесть кадров (78 б.). Эти факторы являются более значимыми, т.к. предприятие за счет них достигает своей цели.

Из Приложения И по слабым сторонам предприятия видно, что самый главный недостаток, это провал в проведении маркетинговых исследованиях и выполнение новых разработок (80 б.). Также слабыми сторонами ООО «Сапсан» является отсутствие четких целей и стратегий развития предприятия (48 б.), ухудшающаяся конкурентная позиция(48 б). В дальнейшем эти слабые стороны помогут выработать стратегию для улучшения развития в целом.

По мнению сотрудников (Приложение К), самой главной возможностьюявляется улучшение организации труда (86 б.), оказание услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков (82 б.), а также расширение ассортимента и выход на новые рынки (57 б.)

Из Приложения Л видно, что наиболее вероятные угрозы - это возрастающее конкурентное давление (86 б.), высокие налоги (68 б.), сокращение доходов потребителей (56 б.).

После того, как «эксперты» ООО «Сапсан» выявили сильные и слабые стороны своего предприятия, а также возможности и угрозы, мы установим связь между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, представленная в Приложении М. С помощью данной матрицы предоставляется возможным выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед организацией.

К числу проблем можно отнести: появление новых конкурентов, низкий уровень маркетинговых исследований, отсутствие четких целей и стратегий развития организации и т.д.

Среди них наиболее важной является высокая конкуренция. Для решения этой проблемы предприятие может:

развивать фирму за счет расширения ассортимента;

сделать акцент на рекламе и рекламных акциях.

В результате проведенного SWOT анализа была выявлена альтернативная стратегия, позволяющая минимизировать воздействие слабых сторон и опирающаяся на сильные стороны предприятия, за счет которой предприятие может реально достигнуть своей цели, т.е. повысить свои финансовые результаты, добиться конкурентного преимущества на рынке и максимально удовлетворить спрос покупателей с минимальными затратами.

Эта стратегия заключается в усиление позиции на рынке за счет оказания

услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков, за счет этого большего охвата обслуживания потребителей, а также поддержания устойчивых отношений с выгодными поставщиками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: