Разработка критериев совершенствования системы управления




 

Генеральная цель торгового предприятия - обеспечение оптимального функционирования торговой системы, что означает обеспечить выживание организации в сложных условиях и её развитие: ежегодный прирост всех основных показателей хозяйственной деятельности.

Исходя из результатов комплексного анализа, можно указать на недостатки, имеющиеся в ООО «Сапсан», требующие немедленного устранения (таб.12).

 

Таблица 12

Влияние недостатков системы управления на развитие ООО «Сапсан»

Недостаток Влияние на организацию
Увеличение количества товаров-заменителей Постоянная угроза выбора не того направления, в определении ассортимента при неверной оценке конъюнктуры рынка
Усиление требований к качеству со стороны покупателей Постоянное напряжение персонала и повышенные требования к знанию технологических основ ассортимента
Нестабильное поступление информации о рынке Отсутствие определенности в выборе дальнейших действий; риск потери конкурентных преимуществ; риск принятия неверных управленческих решений
Недостаточно развитая сбытовая сеть Отсутствие четкой обратной связи с потребителями; отсутствие необходимой гибкости в сбытовой политике
Отсутствие маркетинговых исследований Нечеткая информация о состоянии рынка; неопределенность информации о требованиях потребителей; отсутствие рекламных технологий; затрудненное продвижение новых товаров на рынок
Слабо развитая мотивация Слабая самоотдача персонала; отсутствие обратной связи персонала с управленцами; снижение качества слуг
Не устойчивые отношения с поставщиками Низкий уровень сбыта; снижение конкурентной борьбы; не эффективно используются основные фонды.

 

Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы - как внешние, так и внутренние. Использование всех приемлемых резервов для снижения затрат всегда является полезным мероприятием.

Наличие недостатков в таком важном компоненте развития организации как система управления требует принятия коррекционных мер, направленных на усиление позиций предприятия, как внешних, так и внутренних. Этот тезис подтверждается и данными анализа, SWOT -анализ определил, что в данный момент ООО «Сапсан» применяет не самую оптимальную стратегию развития. Целевая структура деятельности ООО «Сапсан» подразумевает, что предприятие должно развиваться, а в недостатках, указанных выше, заключается прямая угроза развитию.

На основании проведенного SWOT - анализа определим оптимальную стратегию, используя рейтинговую оценку, а именно построим матрицу оценки стратегий ООО «Сапсан» (табл. 13).

 

Таблица 13

Матрица планируемых мероприятий ООО «Сапсан»

Мероприятия Цели итог
  Максимизация прибыли Достижение конкурентных преимуществ Максимальное удовлетворение спроса  
А        
1. поддержание устойчивых отношений с выгодными поставщиками       8,3
2. диверсификация бизнеса       3,3
3. повышение конкурентоспособности       8,0
4. разработка гибкой ценовой политики       5,3
5. усиление позиции на рынке за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков       9,0
6. рассмотрение новых форм сотрудничества       7,7
7. снижение давления конкуренции       7,7
8. создание стратегических подразделений на предприятии       2,3
9. проведение маркетинговых исследований       7,0
10. минимизация затрат и снижение цен на продукцию       5,7
11. выход на новые ассортиментные группы.       8,3

 

При анализе коммерческой деятельности ООО «Сапсан» была определена оптимальная стратегия дальнейшего развития работы предприятия. Она заключается в повышение конкурентоспособности организации на долгосрочный период, в завоевании большей доли рынка города за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков. Данная стратегия является стратегией концентрированного роста торгового предприятия. Главной целью для предприятия при достижении данной стратегии является создание условий конкурентоспособности и менеджмента в долгосрочной перспективе. Для выполнения поставленной цели ООО «Сапсан» необходимо решить ряд специфических задач непосредственно относящихся к воплощению в жизнь данной оптимальной стратегии. К этим задачам относятся:

Разработка стратегии сокращения расходов;

Повышение конкурентоспособности, заключающееся в усилении позиции на рынке за счет расширения ассортимента товара и поддержания устойчивых отношений с выгодными поставщиками;

Необходимость заключения договоров с наибольшим количеством поставщиков - изготовителей, т.к. они могут предложить свою продукцию по более низким ценам, чем поставщики - посредники;

Применять штрафные санкции к нарушителям договорной дисциплины и разработать меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Это даст возможность снизить расходы торгового предприятия;

Увеличение своих ассортиментных групп для уменьшения конкурентов на рынке и увеличения прибыли;

Проведение маркетинговой работы на выставках, участие в ярмарках связано с изучением конъюнктуры рынка и рыночных связей, организацией рекламы, поиском и подбором фирм, способных стать партнерами, поможет проникнуть на новый рынок, завоевывать новые сегменты рынка.

Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ООО «Сапсан» необходимо предпринять все обоснованные действия по снижению затрат. При улучшении качества обслуживания покупателей, увеличении объема оборота розничной торговли и товарных запасов растут расходы на хранение. Для нейтрализации этих факторов необходимо ликвидировать сверхнормативные остатки товарных запасов; требовать от персонала бережного обращения со стройматериалами, во избежание лома и потери товарного вида.

Кроме экономических проблем перед предприятием стоят социальные, организационные, научные, и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без программного подхода к определению их состава нельзя обойтись. Для этого построим целевой портрет ООО «Сапсан» в виде древовидного графа - дерева целей (рис.11). [19,С.222]

Для реализации поставленных целей необходимо разработать мероприятия по совершенствованию системы управления. Распределение работ по реализации плана предлагается осуществлять в разрезе основных подсистем организации: маркетинг, персонал, снабжение, финансы, сбыт, управление.

 


 

Рисунок 11-Дерево целей ООО «Сапсан»

 

Все процедуры разработки, принятия и реализации решений по управлению каждым элементом плана целесообразно сгруппировать по следующим признакам таб.14.

Для реализации разработанной стратегии повышение конкурентоспособности организации на долгосрочный период, необходимо определить за счет каких ресурсов это будет выполняться.

 


 

Таблица 14

Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления в разрезе основных подсистем ООО «Сапсан»

Основные подсистемы организации Мероприятия
Маркетинг Совершенствование процесса сбора и анализа информации для более эффективного проведения маркетинговых исследований; усиление роли технических средств связи, позволяющие быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры
Снабжение Совершенствование договорной системы, т. е. заключение жестких договоров с поставщиками, введение штрафных санкций, позволяющих устранить сбои в поставке товаров и уменьшить риск деятельности фирмы; установление рациональной коммуникации для обеспечения своевременности поступления информации, необходимой для составления заказов на поставку продукции
Сбыт Совершенствование системы управления запасами, обеспечивающей удовлетворение потребительского спроса и снижение издержек на хранение; обеспечение процесса реализации современными компьютерными программами
Финансы Расстановка приоритетов среди задач финансирования, позволяющая сократить время на данный процесс и рационально использовать ресурсы предприятия
Кадры Повышение квалификации персонала, позволяющее повысить уровень и культуру обслуживания потребителей; разработка системы дополнительного стимулирования, позволяющей создать заинтересованность в работе; вовлечение персонала в процесс управления, позволяющее усовершенствовать методы сбора информации; установление контроля по результатам труда, способствующее совершенствованию обратной коммуникационной связи и налаживанию межличностных коммуникаций
Управление Совершенствование системы контроля за реализацией намеченных мероприятий; разработка системы оценки и аттестации персонала; четкое распределение обязанностей на базе штатного расписания, делегирование полномочий и совмещение должностей в случае недогрузки работы персонала

 

Распределение работ по реализации стратегии осуществим в разрезе основных подсистем организации. Первым шагом подсистемы маркетинга является проведение маркетинговых исследований, которые позволят снизить степень неопределенности при принятии маркетинговых решений, проанализировать рынок, на котором функционирует организация и оценить и ее рыночные возможности. Можно выделить следующие мероприятия организации в процессе исследования:

оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

исследование поведения потребителей и анализ деятельности конкурентов;

анализ поставщиков и посредников организации.

Данные мероприятия организация может осуществить самостоятельно. В данном случае предлагается ввести штатную единицу маркетолога, в обязанности которого будет входить проведение этих мероприятий, а также корректировка принимаемых решений. В случае недостаточной квалификации персонала необходимо также предусмотреть повышение квалификации.

Вторым шагом является разработка рекламной программы. Этот этап наиболее важен, поскольку как показал анализ, реклама - «слабое место» организации. В рекламе организации необходимо акцентировать внимание на развиваемые группы товаров, убедить покупателей совершить покупку немедленно и в данной фирме.

После определения целей рекламной компании руководителю необходимо будет приступить к разработке рекламного бюджета, т.е. определить какую сумму фирма готова потратить для достижения целей рекламной компании. Затем необходимо выбрать средства распространения рекламы. При выборе средств руководитель должен принять решение о желаемой широте охвата, частоте появления и силе воздействия. Для реализации выбранной стратегии предприятие будет осуществлять следующие рекламные мероприятия:

подача рекламы в еженедельную газету, что обеспечит своевременность распространения информации и хороший охват рынка;

установка рекламного щита, т.е. применение наружной рекламы, которая обеспечит высокую частоту повторных контактов;

прокрутка 30-секундного рекламного ролика на телевидение пять раз в неделю - сочетание изображения, звука и движения, чувствительное воздействие, высокая степень привлечения внимания, широта охвата.

И в заключение составляется график проведения рекламы. Очень важно также уделить внимание формированию имиджа товара, т.е. обеспечению благожелательного представления у покупателей о товаре. Для этого необходимо разработать мероприятия по популяризации данных групп товаров, а именно:

подготовка для покупателей материалов о составе товара, его потребительских свойствах, информационных листов, брошюр и т.п.;

проведение презентаций новых видов товаров, включаемых в группу (возможно совместно с предприятиями-изготовителями);

персональная работа с покупателями с целью ориентации потенциального потребителя на покупку данных групп товаров.

Рекламная деятельность дополняется усилиями мероприятий по стимулированию сбыта данных групп товаров. Задачей стимулирования сбыта является поощрение покупателей на покупку данного вида товара в анализируемой организации, которое будет достигаться за счет проведения следующих мероприятий:

обеспечение экспозиционного оформления - вывески, плакаты с изображением видов товаров;

распространение купонов, дающих покупателю право на оговоренную экономию при покупке данных групп товаров. Купоны будут включены в рекламное объявление в газете;

предложение зачета за покупку, т.е. предоставление скидки с цены каждой единицы товара, купленного в определенный период времени;

предложение бесплатных сувениров, несущих на себе название фирмы - ручки, календари, которые обеспечат привлечение покупателей, пользующихся услугами конкурентов.

Подсистеме «персонал» необходимо предусмотреть и организовать курсы повышения квалификации для торгующего персонала с целью повышения уровня и культуры обслуживания.

Подсистеме «снабжение» для повышения эффективности реализации стратегии необходимо:

осуществить поиск и внедрение прогрессивных методов продажи для обеспечения качественной работы по организации продаж - использование прогрессивных транспортных условий, скидок, предоставление коммерческого и товарного кредита, гибких форм расчета, товарообменных операций;

разработать гибкую ценовую политику, позволяющую поддерживать конкурентоспособность товаров. На начальном этапе для привлечения покупателей и формирования имиджа предприятие может реализовывать продукцию по более низким, чем у конкурентов ценам с целью «прорыва» на рынок отделочных материалов, затем, после закрепления фирмы, цены приводятся в нормальное состояние. В данном случае предприятием может быть использована стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара. Эта ценовая стратегия наиболее оптимальна для предприятия, поскольку выбор товаров в каждой группе широк и имеются существенные отличия по качеству. Она требует высокой квалификации управленческого персонала и постоянного отслеживания изменений рынка и быстрой реакции.

Подсистеме «снабжение» необходимо направить свои усилия на заключение договоров с более выгодными поставщиками, выявленными в ходе маркетинговых исследований; закуп товаров и обеспечение своевременной его доставки, а также рациональное размещение продукции на складах, позволяющее снизить издержки на хранение и повысить мобильность реализуемых товаров.

Подсистеме «финансы» необходимо составить бюджет реализуемого проекта, т.е. определить необходимые ресурсы и оценить ожидаемый эффект от его внедрения.

На протяжении всей реализации проекта подсистемой «управление» будет осуществляться контроль над реализацией стратегии, и вноситься необходимые корректировочные меры.

Для выполнения поставленной цели и решения, установленных задач необходимо определить исполнителей и сроки реализации стратегии концентрированного роста организации. Исполнителями данной стратегии будут являться:

Директор ООО «Сапсан», который будет контролировать ход исполнения поставленных мероприятий.

Менеджер и Заведующий отделом продаж, которые непосредственно будет осуществлять мероприятия по достижению установленных задач.

Главный бухгалтер, который будет изыскивать свободные денежные средства для финансирования инновационных проектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: