Управлять - это, значит, выполнять функции или отдельные виды деятельности. Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. В процессе совместной деятельности между субъектом и объектом возникают отношения, которые, в зависимости от вида деятельности, бывают экономическими, социальными, политическими, организационными и управленческими. Управленческие отношения представляют собой связи людей в процессе управления по их правам и обязанностям, соподчиненности друг другу в совместной трудовой деятельности. Они возникли в процессе разделения и специализации труда, выделения функции управления в качестве самостоятельной. Каждая организация, состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем - управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления) (рис.2). [13, С. 42]
Рисунок 2- Простая система управления
Субъект управления - источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.
Объект управления - социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.
Несмотря на наличие ряда существенных общих черт, характерных для организации любого вида, нужно помнить также о том, насколько разными они бывают: [19, С. 106]
организации существенно различаются по размерам;
по сферам деятельности;
по своей структуре.
К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. Например, в качестве объектов управленческой деятельности для любой организации могут выступать: производство, маркетинг, финансы, кадры и эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
|
К управляющей системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления. Модель системы управления торговым предприятием представлена на рис.3. [39, С. 18]
Рисунок 3- Модель системы управления предприятием
Организация, являясь большой и сложной системой (некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого), имеет в своем составе подсистемы - элементы с явно выраженными локальными свойствами.
Существуют различные методы формирования сложных систем, зависящие от критерия декомпозиции. Общими же критериями для выделения подсистем являются: [39, С. 20] подсистемы должны иметь необходимую функциональную связь друг с другом и с системой в целом; большие подсистемы должны объединять более мелкие подсистемы, которые необходимы для объяснения поведения системы в целом; подсистемы должны быть соответственно увязаны, с поведением всех элементов системы и отражать, постоянное функционирование взаимных связей между отдельными элементами системы через ее подсистемы с окружающей средой.
Представляя собой социально-экономические системы, большинство организаций особо устойчивы, но при этом очень подвижны - динамичны. Динамизм обусловлен тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры, изменением и развитием элементов и самой системы, но главное - это зависимости от среды функционирования (внешней и внутренней).
|
Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации, являющиеся результатом управленческих решений. К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимания руководства, относят: цели; структуру; задачи; технологию и людей.
Внешние же факторы делятся на факторы прямого воздействия (микроокружение) и косвенного воздействия (макроокружение): [19, С. 79]
. Факторы прямого воздействия - это факторы, которые непосредственно влияют на операции и испытывают на себе прямое же влияние операций организации: поставщики; государство; потребители и конкуренты.
. Факторы косвенного воздействия - это факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции предприятия, но, тем не менее, сказываются на них. К ним относят: международные события, политические и социокультурные факторы; состояние экономики; достижение НТР.
В совокупности внешние факторы образуют внешнюю среду предприятия, которая характеризуется:
) взаимосвязанностью факторов: силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
) сложностью: числом и разнообразностью факторов, значимым образом влияющих на организацию;
) подвижностью: относительной скоростью изменения среды;
) неопределенностью: относительным количеством информации о среде и уверенностью в ее точности.
Предприятие как организационная система имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями производства, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства. Структура системы управления, максимально удовлетворяющая требования научных подходов менеджмента выглядит следующим образом (Рис. 4). [22, С. 132]
|
К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования организации, относятся макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда организации.
Рисунок 4- Структура системы управления
К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, новые трудовые ресурсы, информация.
На «выходе» системы менеджмента - выпускаемый товар/услуга, соответствующего количества, качества, ресурсоемкости и поставленный в установленные сроки. К компонентам «обратной связи» системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара организации, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.
Обеспечивающая подсистема - это подсистема, которая расположена на входе системы менеджмента и предназначена для обеспечения процесса управления методическим, ресурсным, информационным и правовым инструментарием.
Целевая подсистема менеджмента предназначена для установления целей (ожидаемых результатов), ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции.
В состав управляющей подсистемы входят: [39, С. 136]
) механизм управления - это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей и организации в целом;
) функции управления - это особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект;
) процесс управления - это функционирование системы управления или ход реализации функций управления в определенной последовательности;
) социально-психологические аспекты управления - это набор факторов, повышающих эффективность работы индивида и коллектива в целом, создающих нормальный морально-психологический климат;
) механизм развития - требует внедрения нового, прогрессивного, постоянной борьбы с отжившими явлениями, тормозящими дальнейшее развитие.
Система управления призвана облегчить для руководителей задачу увидеть организацию основных компонентов управленческой деятельности в единстве ее составляющих частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Данное суждение целесообразно представить в виде матрицы функций управления коммерческой деятельности (рис. 5.) [22, С. 132]
Рисунок 5- Матрица функций управления коммерческой деятельностью
Элементами структуры управления в коммерческой деятельности являются: служба, отдел работник. Элементы структуры управления представлены на рис. 6.
Рисунок 6 - Элементы структуры управления коммерческим предприятием [22, С. 154]
Структурные связи между элементами структуры управления следующие: [22, С.155] горизонтальные - носят характер согласования и являются одноуровневыми; вертикальные - это связи подчинения, многоуровневые (иерархические); линейные - это связи между линейными руководителями; функциональные - связи по тем или иным функциям управления. Каждая организация для достижения стратегических задач использует адекватную организационную структуру, с достаточной гибкостью, с учетом изменения среды.
Вывод:
Управление организацией осуществляется с помощью методов управления. Методы управления - это способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления. Методы управления являются инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Методы определяют успешное решение проблем, ускорение процессов развития фирмы или упущенные возможности и ослабление потенциала развития фирмы, если они используются неправильно и неэффективно. Организация, являясь большой и сложной системой, имеет в своем составе подсистемы - элементы с явно выраженными локальными свойствами, большинство организаций особо устойчивы, но при этом очень подвижны - динамичны. Динамизм обусловлен тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры, изменением и развитием элементов и самой системы, но главное - это зависимости от среды функционирования (внешней и внутренней).
К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимания руководства, относят: цели; структуру; задачи; технологию и людей.
Внешние факторы делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. В совокупности внешние факторы образуют внешнюю среду предприятия. Предприятие как организационная система имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Система управления призвана облегчить для руководителей задачу увидеть организацию основных компонентов управленческой деятельности в единстве ее составляющих частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.