Для внедрения стратегии концентрированного роста в деятельность ООО «Сапсан» необходимо провести ряд мероприятий. С помощью дополнительных услуг по бесплатной доставке и монтажу блоков окон и дверей, предприятие сможет расширить рынок сбыта своей продукции, тем самым увеличить свои финансовые показатели.
Проанализируем влияние STEP-факторов на данное мероприятие.
Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность предприятия определенных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести: демографические процессы, которые определяют требования к возможности получения услуг по монтажу оконных и дверных блоков и бесплатной доставке; восприятие покупателем новых видов предлагаемых товаров; качество товаров. В общем, социальные процессы меняются очень медленно, однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении предприятия.
Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.
Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для предприятия, так как доступ к ресурсам определяет состояния входа в организацию. Изучение данной группы факторов влияющих на повышение конкурентоспособностипредприятия ООО «Сапсан» определяется рядом показателей. К таким показателям можно отнести: уровень денежных доходов населения; инфляция; экономическое состояние страны. В настоящее время негативное влияние на работу предприятия оказывает мировой финансовый кризис.
Прочие факторы. К ним относятся политические и правовые факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области предпринимательства, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм.
|
Анализ движущих сил. К движущим силам, вызывающим мероприятие относятся причины изменения. К причинам вызвавшим оказание услуг по монтажу оконных и дверных блоков и бесплатной доставке можно отнести: повышение репутации торговой организации; расширение рынка сбыта продукции; повышение финансовых показателей; повышение покупательского спроса. В противовес им возникают сдерживающие силы, причины препятствующие проведению мероприятия. К сдерживающим силам относятся: увеличение денежных расходов на оплату труда; вступление в более жесткую борьбу с конкурентами; уменьшение уровня доходов покупателей; инфляция.
Совокупность влияния движущих и сдерживающих сил на проведение данного мероприятия можно отобразить на схеме поля сил Левина.
Анализ изменения при помощи поля сил Левина можно рассмотреть на рис. 12. [22,С.158]
Рисунок 12 - Анализ изменения при помощи поля сил Левина
В данной ситуации сдерживающие силы обладают наименьшим преобладанием, поэтому оказание услуг по монтажу оконных и дверных блоков является достаточно вероятным мероприятием и может быть проведено в ближайшие сроки с доступными затратами. Затраты на данное мероприятие будут быстро окупаемы, что приведет к повышению показателей рентабельности предприятия, и, как следствие приведет к поставленной цели: повышению конкурентоспособности организации на долгосрочный период.
|
Подробнее социально-экономическую эффективность от проведения данного мероприятия представим в таб. 15.
Таблица 15
Социально-экономическая эффективность проекта
Мероприятия | Социальная эффективность | Экономическая эффективность |
1. Оказание услуг по бесплатной доставке и монтажу оконных и дверных блоков | 1. Улучшатся результаты работы всего предприятия. 2. Удовлетворение потребностей покупателей. 3. Повышение культуры обслуживания покупателей. | 1. Увеличится товарооборот на 30% и составит 117595,4 тыс.руб. 2. Увеличится прибыль на 37% и составит 2323,5 тыс. руб. 3. Снижение темпов роста издержек обращения относительно темпов роста товарооборота на 7%. |
В качестве стратегий изменения здесь выступают: [25, С. 63]
Аналитическая - чтобы освоить новые рынки необходимо проводить диагностику и прогнозирование продвижения товаров.
Стратегия, ориентированная на действие - проанализировав ситуацию на рынке руководство ООО «Сапсан» должно прийти к выводу, что именно данное мероприятие надо внедрить.
К способу преодоления сопротивления изменению можно отнести такой подход как материальное стимулирование + общение, т.е. руководству ООО «Сапсан» необходимо предоставить информацию сотрудникам о том, что оказание услуг по монтажу оконных и дверных блоков повлияет не только на экономическую стабильность предприятия, но и положительно скажется на материальном положении каждого сотрудника.
Проведение рекламной кампании является вторым основным мероприятием для внедрения стратегии концентрированного роста.
|
Проанализируем влияние STEP- факторов на данное мероприятие:
Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность предприятия определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющим на рекламную деятельность ООО «Сапсан» можно отнести: потребительское восприятие рекламы, ее отражение, ненавязчивость; потребительские предпочтения;
Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение данной группы факторов влияющих на рекламную деятельность предприятия ООО «Сапсан» заключается в определении ряда показателей. К таким показателям можно отнести: экономическое состояние страны в целом; уровень денежных доходов населения.
Прочие факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области рекламной деятельности связанной с продажей продуктов питания.
Совокупность влияния движущих и сдерживающих сил на проведение мероприятия можно отобразить на схеме поля сил Левина.
Анализ изменения при помощи поля сил Левина (рис.13) [22,С.158]
Рисунок 13 - Анализ изменения при помощи поля сил Левина
Анализ движущих сил. К движущим силам, вызывающим данное мероприятие относятся следующие причины: повышение собственного авторитета; расширение рынка сбыта продукции; повышение финансовых показателей.
В противовес им возникают сдерживающие силы, причины препятствующие проведению мероприятия. К сдерживающим силам относятся: увеличение денежных расходов на рекламу; вступление в более жесткую борьбу с конкурентами; ограничение рекламы через цензурный контроль.
На рис. 13 видно, что проведение рекламной деятельности является достаточно вероятным мероприятием и может быть проведено в ближайшие сроки с наименьшими затратами. Затраты на данное мероприятие будут быстро окупаемы, что приведет к повышению показателей рентабельности на предприятии.
Подробнее социально-экономическую эффективность от проведения данного мероприятия можно рассмотреть в таблице 16.
Таблица 16
Социально-экономическая эффективность проекта
Мероприятия | Социальная эффективность | Экономическая эффективность |
1. Проведение рекламной кампании | 1. Улучшатся результаты работы всего предприятия. 2. Информированность покупателей. 3. Повышение культуры обслуживания покупателей | 1. Увеличится товарооборот на 17% и составит 105835 тыс. руб. 2. Увеличится прибыль на 15% и составит 1950,4 тыс. руб. 3. Снижение темпов роста издержек обращения относительно темпов роста товарооборота на 6%. |
В качестве стратегии изменения здесь выступает директивная стратегия.
Для того чтобы завоевать большую долю рынка необходимо придерживаться данной стратегии, т.к. реклама - мощнейшее оружие в пропаганде торговли строительными материалами, путём предоставления скидок, подарков, дополнительных бесплатных услуг, розыгрышей и т.д. К способу преодоления сопротивления изменению здесь можно отнести явное и неявное. Вся полнота власти ООО «Сапсан» находится у руководителя и он имеет возможность быстро провести рекламную кампанию не прибегая к согласию сотрудников.
Исходя из анализа и прогноза показателей эффективности, можно сделать вывод, что проведение рекламной кампании является достаточно результативным мероприятием и имеет место быть рассмотренным для внедрения.
Культура на торговом предприятии ООО «Сапсан» носит характер власти. Для каждой конкретной цели трудно подобрать культуру, на самом же деле имеется обратная связь - цели и задачи не только влияют на культуру, но и сами находятся под ее воздействием через определенный промежуток времени. Для внедрения разработанной стратегии система управления полностью благоприятна для постановки стратегии на данной предприятии, а авторитарный стиль руководства обеспечит наибольшую эффективность от ее реализации.
Оценка рисков
Стратегия, будучи разработанной, должна воплотиться в реальность. Для этого организации необходимо провести изменение, которое не может быть проведено в отрыве от действующей системы управления на предприятии, оно должно раствориться в ней. Все изменения, проводимые в организации, носят элемент риска.
Риск - потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков. Фактор риска оказывает большое влияние на финансово -хозяйственную деятельность предприятия.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
) производственные, связанные с различными нарушениями в процессе поставок товаров;
) коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
) финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
) риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).
Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.
Управление рисками - совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий. В процессе оценке используются три показателя:
) вероятность возникновения риска - это вероятность того, что в результате реализации проекта произойдут потери для предпринимательской фирмы, т.е. вероятность нежелательного исхода (шкала: 0-1);
) степень влияния риска - сила возможных потерь для предпринимательской фирмы в результате наступления рискового события (шкала: 1-10);
) ранг риска - значимость данного риска для деятельности предпринимательской фирмы (шкала: 1-5).
Оценка значимости возможных рисков, возникающих в ходе реализации проекта, производится при помощи экспертов (таб.17).
Проанализировав таблицу 17, можно выделить наиболее важные риски при реализации проекта на предприятии «Сапсан» - это риски: слабый покупательский спрос (14,4), недостаток финансовых ресурсов (13,5), невыполнения договорных обязательств (10,8).
Таблица 17
Экспертная оценка рисков, связанных с реализацией предлагаемого проекта
Вид риска | Вероятность возникновения риска (Pi) | Степень влияния риска (Ci) | Ранг риска (Ri) | Интегральная оценка (I) I = Pi х Ci х Ri |
А | ||||
Круглосуточное обслуживание покупателей | ||||
1. Недостаток финансовых ресурсов | 0,9 | 13,5 | ||
2. Сопротивление со стороны персонала | 0,5 | |||
3. Риск не выполнения договорных обязательств | 0,6 | 10,8 | ||
4. Риск неуправляемости проекта | 0,9 | |||
5. Слабый покупательский спрос | 0,6 | 14,4 |
В процессе управления проектными рисками, после ранжирования и определения их значимости для предприятия ООО «Сапсан» разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию их действия (таб.18).
Приведенные выше мероприятия по устранению рисков при реализации данного проекта, позволят предприятию ООО «Сапсан» избежать влияния рисков и принять проект к реализации.
Таблица 18
Мероприятия по устранению рисков, связанных с реализацией предлагаемых проектов
№ п/п | Вид риска | Способы защиты от рисков |
Расширение ассортимента | ||
1. | Слабый покупательский спрос | Разработка маркетинга: стимулирование продаж, усиление рекламной компании, и т.д. |
2. | Недостаток финансовых ресурсов | Рассмотреть возможность дополнительного вливания средств за счет кредитов, займов |
3. | Риск неуправляемости проекта | Повышение сплочённости и профессионализма управленческой команды. |
Вывод:
Исходя из результатов комплексного анализа и анализа внешней и внутренней среды, из выявленных недостатков структуры управления, имеющихся в ООО «Сапсан», была определена оптимальная стратегия дальнейшего развития работы предприятия. Она заключается в усилении позиции на рынке за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков и за счет этого большего охвата обслуживания потребителей.
Данная стратегия является стратегией концентрированного роста торгового предприятия. Главной целью для предприятия при достижении данной стратегии является - создание условий конкурентоспособности и менеджмента в долгосрочной перспективе. С помощью усиления позиции на рынке за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков, предприятие сможет расширить рынок сбыта своей продукции, тем самым увеличить свои финансовые показатели.
Заключение
Управление организацией осуществляется с помощью методов управления. Методы управления - это способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления. Методы управления являются инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Методы определяют успешное решение проблем, ускорение процессов развития фирмы или упущенные возможности и ослабление потенциала развития фирмы, если они используются неправильно и неэффективно.
Организация, являясь большой и сложной системой, имеет в своем составе подсистемы - элементы с явно выраженными локальными свойствами, большинство организаций особо устойчивы, но при этом очень подвижны - динамичны. Динамизм обусловлен тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры, изменением и развитием элементов и самой системы, но главное - это зависимости от среды функционирования (внешней и внутренней).
К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимания руководства, относят: цели; структуру; задачи; технологию и людей.
Внешние факторы делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. В совокупности внешние факторы образуют внешнюю среду предприятия.
Предприятие как организационная система имеет определенную структуру, как в управляющей, так и в управляемой системе. Система управления призвана облегчить для руководителей задачу увидеть организацию основных компонентов управленческой деятельности в единстве ее составляющих частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Тщательное ознакомление с теоретической основой менеджмента в первой части дипломной работы дало нам возможность точно проанализировать деятельность ООО «Сапсан» и разработать во второй главе целевую комплексную программу внедрения оптимальной стратегии деятельности для более эффективного дальнейшего развития предприятия. Торговое предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру, представляющую собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Проанализировав факторы внешней и внутренней и проведя STEP и SWOT-анализ выявили возможности, позволяющие минимизировать воздействие слабых сторон и активизировать сильные стороны предприятия, за счет которых предприятие сможет повысить свои финансовые результаты, добиться конкурентного преимущества на рынке и максимально удовлетворить спрос покупателей с минимальными затратами. Эта стратегия заключается в усиление позиции на рынке за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков, за счет этого большего охвата обслуживания потребителей.
С точки зрения эффективности функционирования, систему управления ООО «Сапсан» можно назвать удовлетворительной. Эффективность системы управления ООО «Сапсан» составила 11,7 баллов. Слабыми сторонами являются: низкий уровнем затрат на мотивацию персонала; недостаточное расширение доли рынка.
В третьей главе, исходя из результатов комплексного анализа и анализа внешней и внутренней среды, из выявленных недостатков системы управления, имеющихся в ООО «Сапсан», была определена оптимальная стратегия дальнейшего развития работы предприятия. Она заключается в завоевании большей доли рынка города за счет оказания услуг по бесплатной доставке, монтажу оконных и дверных блоков.
Данная стратегия является стратегией концентрированного роста торгового предприятия. Главной целью для предприятия при достижении данной стратегии является - создание условий конкурентоспособности и менеджмента в долгосрочной перспективе. С помощью круглосуточной работы магазина предприятие сможет расширить рынок сбыта своей продукции, тем самым увеличить свои финансовые показатели.
Правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации - повышение прибыльности и осуществить стратегию в поддержание устойчивых отношений с выгодными поставщиками сырья за счет укрепления рынка сбыта, что в свою очередь приведет к значительному росту действенности всей производственной деятельности в организации в целом.